На Главную E-mail
       
 
Нескучный сад 5-6 (88)
 
 
Архив по номерам   Редакция   Контактная информация
   

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

Нескучный сад - Журнал о православной жизни
+7 (495) 912-91-19
 
 
 
Разделы сайта
 
Дополнительно:
 Фраза полностью
 Любое из слов
 Во всех полях
 Только в заголовках
 
  Семья и личность 5 (64)'2011

Среднее частное


Версия для печати
18.05.11, 10:28

Частные школы в России не смогли стать заметной силой в изменении образования в стране, не решили назревших вопросов в подготовке детей к современной жизни. Государство по-разному относится к частным и государственным школам, предоставляя последним режим наибольшего благоприятствования, а общество не предъявляет заметного спроса на их услуги, несмотря на их большой потенциал.

20 лет спустя
В начале 1990-х, когда вместе с политическим строем в нашей стране рухнула система государственной монополии на образование, казалось, что теперь-то здесь появятся качественно новые учебные заведения. И действительно, многие энтузиасты из учителей и родителей буквально с нуля стали открывать частные школы, детские сады и даже вузы. 

Этот энтузиазм базировался не на пустом месте. Во многих западных странах частные школы, существующие не одну сотню лет (как Eton в Британии или Brillantmont в Швейцарии), дают элитное образование, востребованное и обществом, и государством. Некоторые из них связаны с той или иной конфессией, как например, основанная при монастыре Charterhouse School в графстве Суррей, Великобритания. Плюсы частной школы очевидны: она обладает большой свободой в определении содержания и организации образования, имеет возможность приглашать более квалифицированных преподавателей, создавать авторские программы, обеспечивать индивидуальный подход к каждому ученику, давать более глубокие знания и создавать в целом более комфортную среду для ребенка, чем это делают государственные школы.

Однако прошло 20 лет, а ситуация со средними учебными заведениями в Москве и регионах радикально не изменилась: основную массу средних учебных заведений составляют школы, являющиеся прямыми наследниками старых советских школ -- с их стремлением к стандартизации программ и равнодушием к индивидуальным запросам учеников. Репутация элитных школ по-прежнему принадлежит десяти-пятнадцати «звездным» школам, известным еще с советских времен. Частные школы в Москве есть, и многие из них по праву могут называться элитными, поскольку дают высококачественное образование и обеспечивают почти стопроцентное поступление в лучшие вузы страны. Но их настолько мало, что говорить о какой-то сложившейся системе не приходится: даже в Москве, где ситуация сильно отличается от общероссийской в лучшую сторону, количество учащихся в негосударственных школах составляет всего около 5 процентов (а по всей стране их едва ли больше 1 процента).
Кто в них принимается
Негосударственных школ мало, а православных среди них еще меньше. В Москве сейчас действуют всего 22 православные школы, в которых учится около четырех тысяч учеников (и это включая дошкольные отделения). В начале 1990-х их было больше, но многие потом закрылись, на что были свои объективные причины: не все они смогли соответствовать статусу общеобразовательного учреждения. Изначально православные школы создавались с акцентом на духовное воспитание детей, родителям было важно, что их дети будут находиться в среде верующих одноклассников и учителей, а образовательному процессу уделялось второстепенное значение. Но постепенно отношение со стороны как учителей, так и родителей менялось: становилось очевидно, что нельзя выбирать между православным образованием и воспитанием, с одной стороны, и уровнем общего образования -- с другой.




Московские православные школы можно поделить на два типа: миссионерские и приходские. Это связано с уставными положениями о том, кто в них принимается. Миссионерские берут всех желающих, единственным условием является согласие родителей на то, что ребенок будет получать православное воспитание и изучать православные предметы. Приходские школы принимают детей с обязательной рекомендацией священника, свидетельствующего, что ребенок из воцерковленной семьи, имеет опыт церковной жизни и регулярно участвует в церковных таинствах. Такое разделение вполне разумно, учитывая разные запросы со стороны родителей: кому-то очень важно, чтобы их ребенок находился строго в среде православных детей, а кто-то лишь встает на путь к воцерковлению и хочет, чтобы их дети мягко приобщились к Православию и получили православное образование.

Сегодня между московскими православными школами существует такое же разделение, как и среди государственных школ: есть обычные средние школы, а есть те, которые ориентируются в своих образовательных программах на максимально высокий уровень и вполне конкурируют с признанными лидерами государственного школьного образования. До 2008 года это деление было условным, поскольку все православные школы носили статус общеобразовательных учреждений и финансировались бюджетом по самой нижней ставке. Хотя некоторые из них с момента возникновения назывались гимназиями или лицеями, но юридически это не было закреплено -- получить аккредитационный статус гимназии, лицея или центра образования с последующим изменением финансирования могли только государственные школы.
Цена статуса
В 2008 году и частные школы наконец официально получили такую возможность. В итоге из двадцати двух православных школ девять приобрели более высокий аккредитационный статус и, соответственно, получили новое бюджетное финансирование: две гимназии (Елизаветинская гимназия, «Эллада»), шесть центров образования («Знак», Православный центр непрерывного образования во имя преп. Серафима Саровского, Православный центр образования свт. Николая Чудотворца, школа «Ретро», Русская школа, гимназия «Радонеж») и начальная школа «Живоносный Источник».

Этот статус сам по себе -- объективный показатель высокого уровня православных школ. Дополнительное же финансирование помогло им пережить последствия финансового кризиса -- не растерять сильный педагогический состав, не повышать стоимость обучения и даже открыть дошкольные отделения. «Разница в финансировании по аккредитационному статусу огромная. К примеру, общеобразовательная школа обычного типа получает в год на одного ребенка около 63 тысяч рублей, для центра образования эта сумма составляет примерно 100 тысяч, а для гимназий и лицеев -- 120 тысяч рублей, -- поясняет исполнительный директор Совета православных школ Москвы Алексей Станиславович Тишутин. -- Это является хорошим стимулом для школы -- получение более серьезного статуса, подкрепляемого материально. Поэтому еще несколько сильных православных гимназий, не имеющих пока такого статуса де-юре, поставили перед собой задачу его в ближайшее время получить».

Учебная программа в таких школах достаточно сложная, поэтому сюда попадают только те дети, которые могут с этой нагрузкой справиться. В некоторых школах предупреждают: «Если вы хотите к нам, вы должны быть готовы, что у вашего ребенка не будет даже друзей -- у него просто не останется на это времени. Он будет учиться двадцать четыре часа в сутки -- такая у нас программа». И на подобные школы есть спрос. Ведь сама по себе православная гимназия означает сильное гуманитарное образование, связанное с углубленным изучением литературы и истории, древних языков -- древнегреческого и латыни, иностранных языков, некоторые из которых не преподают даже в «языковой» государственной школе, например сербского.

Эта гуманитарная направленность, кстати, часто отталкивает от православных гимназий тех родители, чьи дети проявляют математические или естественно-научные способности, -- считается, что таким детям лучше идти в специализированные государственные школы. Но частная школа, в которой практически отсутствуют классные параллели, просто не может себе позволить создавать отдельные профильные классы -- физико-математический или медико-биологический. Однако, считает директор православной классической гимназии «Радонеж» Михаил Борисович Тишков, и эту проблему православные школы могут решить и решают: «Создавать многопрофильные классы, как это делают государственные школы с большим количеством учеников, -- экономически очень сложно. Поэтому мы создали программу, подразумевающую сильное углубленное гуманитарное образование плюс сильная математика. Когда в нашей школе появляется ребенок, который хочет поступать на биологический, химический факультеты или в медицинский вуз -- мы создаем углубленное обучение буквально для него одного -- выделяем дополнительные часы профильному педагогу, и он с ним занимается». Впрочем, подчеркивает Михаил Борисович, православная школа стоит на позиции широкого гуманитарного образования, которое ребенок должен получить вне зависимости от того, какую специализацию он выбирает: «Мы себя видим хранителями старого российского образования как образования широкого. Мы сопротивляемся современному тренду на очень раннюю специализацию с потерей широты. Те, кто выбирает спецшколы, получают там очень хорошее образование. Но они не получают массу всякой дополнительной специфики, которая есть у нас». По его словам, в Москве, например, существует православная школа, где есть очень сильная программа по биологии: специализированный класс и ежегодный летний биологический лагерь для тех, кто хочет идти в медицинский вуз или на биофак.
Родительский минимум
Итак, частные православные школы готовы выкладываться и обеспечивать качественное образование очень высокого уровня: приглашать сильных профессионалов, открывать специализированные классы и т. д.

Однако вопрос остается открытым: почему количество негосударственных православных школ, дающих качественное образование, не растет и почему лишь небольшому их числу удается полноценно конкурировать с сильнейшими государственными учебными заведениями?

Как считает Михаил Борисович Тишков, «в массе своей православные школы на сегодняшний день ориентируются на некую планку хорошей средней общеобразовательной школы без каких-либо перегрузок. И мнение обо всех православных школах как о школах с невысокими образовательными запросами формируется из-за этой массовости. Когда начинаешь перечислять конкретные школы -- говорится, что это исключение».

В негосударственную школу родители не всегда приводят детей за повышенными нагрузками и дополнительными знаниями. Например, некоторые понимают, что их ребенку в силу каких-то индивидуальных особенностей будет очень сложно существовать в рамках государственной школы, поэтому они рассчитывают на особый климат внутри школы и заботу со стороны педагогов. Особенно важным это становится для православных семей, которые думают в первую очередь об особом духовном воспитании. Поэтому у значительного числа православных родителей есть четко выраженные требования к школе: хорошее православное образование и православная среда плюс хорошее среднее образование, но без особых излишеств, чтобы ребенок не перегружался предметами. «Уровень образования в наших школах прежде всего регулируется родительским запросом. Не такое уж большое количество родителей готовы сильно напрягаться и лезть из кожи вон, чтобы дать ребенку высококачественное образование. С этим может быть и связан тот факт, что православных школ, которые имеют высокие образовательные амбиции и сильно углубленные образовательные программы, не так много», -- считает М. Б. Тишков.

Но, пожалуй, основной проблемой, мешающей православным школам развиваться и привлекать большее количество учеников, был и остается финансовый вопрос.

Лишь у одной православной гимназии в Москве есть здание, построенное специально для нее и переданное в безвозмездное пользование собственником. Перед остальными школами ежегодно вставали две серьезные проблемы. Первая: размер арендной платы, ежегодно растущей и довольно существенной. Вторая: школы, как правило, имели краткосрочную аренду, что держало всех -- и школу, и родителей -- в состоянии постоянной нестабильности: на следующий год договор могли просто-напросто не продлить, и тогда пришлось бы искать другое здание. Неустойчивое положение не давало школам возможности привлекать спонсоров-инвесторов, чтобы серьезно вкладываться в ремонт помещений и обустройство территорий. И только в 2005 году решением правительства Москвы арендованные здания были переданы православным школам в безвозмездное пользование, что позволило школам встать на ноги и почувствовать себя более-менее уверенно.

В отличие от светских частных учебных заведений, которые могут брать с родителей учеников большую ежемесячную плату, православные школы являются почти бесплатными: стоимость обучения в них зачастую символическая. Большая часть учащихся -- дети из малоимущих или многодетных семей, очевидно, что ни о каких значительных вступительных взносах и крупной ежемесячной плате речи быть не может. В каких-то школах есть фиксированная оплата, в каких-то она существует в виде добровольных пожертвований -- кто сколько может. Бывает так, что кто-то не может совсем ничего -- и, конечно, такой ученик продолжает учиться.

Но основная опасность, грозящая вполне успешным православным гимназиям и школам, это уменьшение бюджетного финансирования, поскольку, с учетом социальной ориентации их работы и значительной доли детей из небогатых семей, оно является критическим для их выживания. Поэтому «эксперименты», в последнее время осуществляемые московскими властями с финансированием частных школ, поставили ряд православных школ на грань закрытия.
Равнодушный Левиафан
В январе 2010 года московским правительством было принято решение, согласно которому все частные школы предлагалось уравнять в финансировании, выделять бюджетные деньги на все подобные учебные заведения одинаково и по самому минимальному уровню. «Наши неоднократные обращения к властям, политикам и даже к нашим союзникам ни к чему не привели, -- рассказывает Алексей Станиславович Тишутин. -- Единственное, что подействовало, это обращение содружества негосударственных школ в Федеральную антимонопольную службу. Комиссия Управления ФАС по Москве постановила, что это решение московских властей нарушает антимонопольное законодательство, поскольку это поставило частные школы в неравное положение с государственными: для них было сохранено аккредитационное финансирование, для частных школ -- прекращено». Впрочем, это не помогло тем девяти православным школам, которые имеют высокий аккредитационный статус, вернуть недополученные деньги.

В некоторых странах религиозные школы, например католические или протестантские, бесплатны, они включены в систему так называемых public school и существуют наравне со школами светскими. В России подобной системы не сложилось, по крайней мере в Москве нет ни одной государственной православной школы или школы с совместной формой собственности. «Если не предусмотрено юридически создание государственных православных школ, то тогда частные школы должны быть равными с государственными: иметь бюджетное финансирование по аккредитационному принципу, иметь нормальные, приспособленные здания с долгосрочной арендой на безвозмездной основе, покрытие затрат на коммунальные платежи, ремонт, содержание прилегающих территорий и на мебель. Тогда мы сможем приблизить наши школы к варианту полной бесплатности и сделать их максимально доступными для людей», -- уверен Алексей Станиславович.

Ирина КОТЕЛЬНИКОВА



Версия для печати

Тэги: Школа  Образование 







Код для размещения ссылки на данный материал:


Как будет выглядеть ссылка:
 
Реклама
Изготовление куполов, крестов Сталь с покрытием нитрид титана под золото, медь, синий. От 2000 руб. за м2 www.t2000.ru
Знаете ли вы Москву? Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва? Ученье — свет Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя? Крещение Руси День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое. Счастливые годы последней императорской семьи Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России? Русские святые Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии. 400-летие дома Романовых: памятные места Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых. Династия Романовых и благотворительность В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия. Пасха Зачем идет крестный ход — знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»? Великий пост Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение. Сретение Рождественская викторина
Читайте также:




Новости милосердия.ru
 
       
     
 
  Яндекс цитирования



 
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.