Какой смысл сами сотрудники учреждений пенитенциарной системы вкладывают в свою деятельность? Как они представляют себе сотрудничество с Церковью? Об этом главный редактор "НС" Юлия Данилова спросила Виталия Полозюка, первого заместителя начальника ГУИН (Главное управление исполнения наказаний) Минюста РФ по воспитательной работе с осужденными, полковника внутренней службы, принимавшего участие в X Рождественских чтениях.
- Каковы сегодня наиболее насущные проблемы исправительной системы?
- С чисто человеческой позиции - это поиск таких подходов к исправлению осужденных, которые бы уменьшили рецидив преступности в нашей стране и позволили этим людям после освобождения как можно быстрее адаптироваться к обществу, в которое они попадают после пяти или порой десяти лет пребывания в местах лишения свободы. Это, я думаю, две наши главные задачи.
- Вы говорите об уменьшении рецидива. А каковы, на ваш взгляд, причины повторных преступлений?
- Есть глубинные причины, связанные с каждым конкретным человеком, есть и связанные с социально-экономическим положением, в котором находится наше общество. В первую очередь причина в том, что мы утрачиваем нравственное начало, которое в свое время поддерживала в русском человеке Церковь. В советское время люди тоже придерживались каких-то нравственных норм. Так называемый кодекс строителя коммунизма, если вы помните, перекликается с заповедями Христа, он был по своему осмысленным, и это давало определенные результаты. После того как прежняя система разрушилась, начался и развал в духовном сознании. Не каждый человек, особенно из молодежи, нашел точку опоры и смог правильно отреагировать на перемены. Многие восприняли их как вседозволенность. Рост рецидива продолжается, к сожалению, и сегодня. Мы попеременно с Соединенными Штатами Америки делим пальму первенства по количеству заключенных. Сегодня эта цифра колеблется в пределах 650-700 человек на 100 тысяч населения.
Правда, последние три года положение меняется, особенно с приходом нового президента России наша система чувствует поддержку и помощь и сотрудники, прямо скажем, воспрянули, поверили в себя. Так что процесс оздоровления идет.
- В чем это выражается?
- Улучшилось финансирование нашей системы: если раньше оно было на уровне 50-60% от потребности, то сейчас наши заявки в целом выполняются. Вообще мы почувствовали внимание руководства страны: принята правительственная программа помощи уголовно-исполнительной системе (УИС), внесены важные изменения в Уголовно-исполнительный кодекс, гуманизирующие отбывание наказания.
Что касается заключенных, то, например, сейчас у нас примерно 1200 осужденных обучаются в высших учебных заведениях - в заочной или дистанционной форме обучения. В прошлом году в Санкт-Петербурге была проведена конференция, на которой обсуждались вопросы обучения осужденных и роль вузов в социальной адаптации лиц, находящихся в местах лишения свободы. Присутствовали более 20 представителей вузов - ректоры, заместители по учебной части - и примерно столько же представителей территориальных органов УИС, в которых созданы возможности для такого обучения. Мы обсуждали возможности расширения этого процесса, поскольку мы проанализировали - среди лиц, которые использовали возможность получить образование, рецидив в несколько раз ниже, чем у остальных категорий осужденных. У тех, кто получал образование, - только 4,5-5% рецидива, в то время как в целом по России - за 40%.
И это естественно. Человеку, имеющему профессию, причем профессию, которая пользуется спросом, естественно, намного легче устроиться, чем тому, который вообще ничего не умеет и идет снова на преступление, чтобы добыть себе еду, одежду, жилье и так далее.
- Какой помощи ждет ГУИН от Церкви? Есть ли у государства потребность в сотрудничестве с Церковью?
- Вы знаете, тут говорить о помощи не совсем было бы справедливо. Это право каждого человека, записанное в Конституции и в действующем законодательстве, - исповедовать ту религию, которой его душа просит. Это первое.
Второе - верующие люди ведут более правопослушный образ жизни, они практически не нарушают порядок и распорядок исправительных учреждений и, если так можно сказать, не доставляют особых хлопот. Мы проводили исследования, это подтвердившие. Они исправно несут свое наказание, понимая его справедливость, и, как правило, после освобождения редко совершают второе преступление. Их, правда, немного, если брать в целом. По системе у нас всего 2,5% верующих (всех конфессий) - это очень маленький процент.
- А среди сотрудников исправительной системы есть интерес к Православию?
- Мы все это видели на Рождественских чтениях - на заседаниях секции "Православное просвещение в местах лишения свободы". Вот еще один пример: наш коллега, полковник Смелков Игорь Константинович, окончил Свято-Тихоновский Богословский институт и мечтает о том, когда его рукоположат. И это не единичный пример, есть и другие. Но, разумеется, число сотрудников, пришедших по зову сердца к вере и готовых в полном объеме изучить Православие, пока еще невелико. Это же накладывает определенные ограничения на жизнь человека: в чем-то себе нужно отказывать, чем-то поступиться... Быть просто крещеным и только поэтому считать себя православным - это другое.
Больше двух лет назад, когда Министерство юстиции подписывало соглашение о сотрудничестве с Православной Церковью, наш министр, Юрий Чайка, задавал такой вопрос Святейшему Патриарху: как бы проработать вопрос подготовки катехизаторов и священнослужителей больше ориентировать на тюремное служение? Патриарх тогда сказал, что возможности Русской Православной Церкви невелики, но Церковь будет делать все, что в ее силах. И я скажу - очень много в последнее время делается. Но для того количества тюрем, которое по России есть - а их 740 почти, это, конечно, капля в море.
- Условия содержания сейчас очень тяжелые, особенно в СИЗО: изоляторы переполнены, санитарные нормы часто не соблюдаются. Видите ли вы какие-то пути решения этой проблемы?
- Один из основных путей - это развитие законодательства по пути применения мер наказания, не связанных с лишением свободы, - так называемых альтернативных мер наказания. Это исправительные работы, это условное осуждение, это обязательные общественные работы, которые с 2004 года начнут применяться, это ограничение свободы - так называемые арестные дома, которые будут введены с 2005 года постановлением Госдумы. Арестные дома - это ограничение свободы на определенное время, допустим от 1 до 6 месяцев, - то есть период пребывания там значительно меньше, чем сроки лишения свободы. Пока из таких мер действуют только ограничение права занимать определенную должность и заниматься определенной деятельностью, исправительные работы, условное осуждение. И число осужденных к таким мерам наказания по России составляет 760 тысяч (при том что в местах лишения свободы находится 739 тысяч человек), то есть даже больше, чем пребывает в местах лишения свободы. Но этого недостаточно для того, чтобы снизить переполненность наших учреждений.
Второе. 9 марта 2001 года принят федеральный закон, который ограничивает сроки пребывания под следствием. Раньше следствие могло тянуться годами, сейчас эти сроки строго ограничены.
Следующее направление - это амнистия и более широкое применение условно- досрочного освобождения. Мы изучаем опыт работы пробационных служб, например в Англии, когда с потенциальным правонарушителем работают еще до того, как он совершил серьезное преступление. Работа продолжается и после освобождения осужденных. У нас пока нет системы реабилитации освобождающихся, хотя некоторые наработки в этом направлении уже есть.
21 декабря 1999 года Министерство юстиции РФ и Русская Православная Церковь заключили соглашение о сотрудничестве. Сейчас в России действуют 280 тюремных и колонийский храмов, строится еще 81. Открыто 558 молитвенных комнат
- И еще один вопрос. В России сейчас действует мораторий на смертную казнь. Ваше отношение к этой проблеме?
- Этот вопрос надо, наверное, адресовать в другие инстанции, которые имеют право принимать такие решения, - прежде всего нашим законодателям. А если вы спрашиваете мое личное мнение - то я считаю, что Кто дает человеку жизнь, только Тот и вправе ее отнимать. То, что мы имеем на сегодняшний день, отвечает духу нашей веры. Наверное, не случайно был в нашей стране принят несколько лет назад этот мораторий - то есть временное приостановление исполнения приговоров. Я думаю, отмена смертной казни будет в конце концов узаконена.
Знаете ли вы Москву?
Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва?
Ученье — свет
Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя?
Крещение Руси
День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое.
Счастливые годы последней императорской семьи
Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России?
Русские святые
Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины
Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей
Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии.
400-летие дома Романовых: памятные места
Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых.
Династия Романовых и благотворительность
В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия.
Пасха
Зачем идет крестный ход знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»?
Великий пост
Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение.
СретениеРождественская викторина
Читайте также:
Манифест «русского Брейвика» собрал 10 000 «лайков» в сети Идеи манифеста в крайней форме несут в себе достаточно распространенное отношение к жизни: «Если Бога нет, то все позволено». Комментирует духовник филологического факультета ПСТГУ протоиерей Лев СЕМЕНОВ
Ограничения в интернете: экспертиза должна быть независимой 5 июля председатель Синодального информационного отдела Владимир Легойда выступил с особым мнением по поводу закона против детской порнографии в интернете. Совет по правам человека зря ругает проект, обвиняя его в цензуре – убежден он. Детский правозащитник Борис Альтшулер, хотя и разделяет опасения коллег, тоже поддерживает закон, потому что знает, чем его дополнить.
Защита чувств верующих: вызов Церкви Готовы ли мы, верующие, стать настолько ответственными, чтобы не оскорбляться на каждом шагу и не спорить не только с внешними, но и друг с другом, выясняя меру православности единоверцев?
Драма традиционалиста, у которого не хватило веры Один из лидеров российского пролайф движения Андрей Хвесюк считает, что самоубийство Доминика Веннера в Париже, это поступок традиционалиста, который еще помнит, как должна быть устроена страна, но уже забыл — почему
Бунт в Копейске: почему в колонии восстают заключенные? Протоиерей Константин Кобелев более десяти лет является настоятелем тюремного храма в Бутырской тюрьме. Тюремный священник рассказал – в чем правда ФСИН, а в чем – заключенных.
Хулиган в храме: что делать Как мирянину реагировать на хулиганство в храме? Своим мнением поделились московские священники – отцы Сергий Правдолюбов, Максим Первозванский и Александр Борисов
И чья это будет победа? «Если станем играть с этим миром в его игры и по его правилам, можем только проиграть», – о терпимости, свободе и рок-опере «Иисус Христос – суперзвезда» размышляет Андрей ДЕСНИЦКИЙ
Церковь не согласна с правозащитниками: закон о детской порнографии не угрожает свободе слова 2 июля долгожданный законопроект, призванный остановить распространение детской порнографии был внесен на рассмотрение в Государственную Думу РФ, на следующий день Совет по правам человека при Президенте Рф выступил с жесткой критикой будущего документа. Сегодня глава Информационного отдела Русской Церкви Владимир Легойда не согласился с оценками правозащитников
Последнее слово: уроки риторики и логики Почему мы не умеем спорить? Для участников множества российских сетевых дискуссий желание заткнуть собеседника, уничтожить его морально – главнее аргументов. Кто виноват и что делать – размышляет Андрей ДЕСНИЦКИЙ.
Закон о защите чувств верующих с точки зрения юриста Что изменит новый закон, что такое чувства верующих, что считать их оскорблением, и для чего их вообще защищать? Объясняет Юрий Пудовочкин, доктор юридических наук, профессор
Генрих Падва: Может ли Уголовный Кодекс защитить чувства верующих? В Госдуму внесен законопроект, который вводит тюремные сроки до пяти лет лишения свободы и на несколько порядков увеличивает штрафы за оскорбление религиозных чувств верующих и осквернение святынь. Проект, подготовленный представителями всех фракций Госдумы, вызвал большой резонанс в обществе. Свое мнение о законодательной инициативе высказывает адвокат Генрих ПАДВА, заслуженный юрист Российской Федерации.
Манифест маленького человечка Один человек взял и устроил бессмысленную бойню. Убил тех, к кому не испытывал никакой вражды, чья смерть не могла принести никакой выгоды ни ему лично, ни его народу, государству, партии, секте или какому-нибудь еще сообществу людей, или идее, во имя которой могут убивать людей. Как превратился в чудовище обычный наш современник? Размышляет Андрей ДЕСНИЦКИЙ.
Лев Толстой как зеркало “Pussy Riot” История “Pussy riot”, наделавшая столько шума приближается к своему логическому финалу. Обвинения предъявлены, впереди суд. Правильно ли реагировала Церковь, этот вопрос мы задали историку и священнику Георгию Ореханову
Гей-непарад «Я показывал миру воров и проституток … которые стремились попасть в церковь. Но церковь их отталкивала. Потому что паства не хотела принимать в храмах падших», — говорил пастору Шлагу агент Клаус в «17 мгновениях весны». Клаус был провокатор, но упрек верный: в Церкви есть темы-табу, едва услышав о которых, православные прячут голову в песок. Одна из них — гомосексуализм: этот грех распространяется все шире, но ни священники, ни миряне обычно не знают, как можно помочь его жертвам. И часто предпочитают просто закрыть перед ними двери храмов
Язычество в Абхазии не станет государственной религией Поправки к Закону о религии, которые должны были уравнять язычество, ислам и православие не будут приняты абхазским парламентом. Закон, еще не поступивший на его рассмотрение, оставит республику светским государством, хотя и подчеркнет в преамбуле особую роль Православия в ее истории
Россияне — недолюбленный народ Почему люди в России на каждом углу грубят, огрызаются, относятся в целом друг к другу агрессивно? Протоиерей Алексий Уминский продолжает тему, затронутую в статье Людмилы Петрановской «Почему мы такие злые»
Митр. Иларион (Алфеев) на «Дожде» Митрополит Иларион (Алфеев), председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата рассказал зрителем телеканала «Дождь» о выборах, украденных голосах, коррупции, массовых протестах и о наказании для панк-хулиганок.
Церковная реакция на дело Пусси Райот: замирение возможно? Сегодня в канцелярию Его Святейшества было передано письмо православной интеллигенции с просьбой о ходатайстве за участниц скандальной панк-группы. Инициатор письма филолог Александр Кравецкий убежден, что общая интонация его письма — примирительная. Одновременно с неожиданным одобрением церковной реакции на ход процесса выступил адвокат обвиняемых Марк Фейгин
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.