На Главную E-mail
       
 
Нескучный сад 5-6 (88)
 
 
Архив по номерам   Редакция   Контактная информация
   

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

Нескучный сад - Журнал о православной жизни
+7 (495) 912-91-19
 
 
 
Разделы сайта
 
Дополнительно:
 Фраза полностью
 Любое из слов
 Во всех полях
 Только в заголовках
 
  Жизнь в Церкви №0'0000

Среди сирийских революционеров нашли православных


Версия для печати
03.08.12, 15:32

Участник встреч с представителями сирийской оппозиции в Москве и одновременно сотрудник Института востоковедения РАН объяснил, почему конфликт в Сирии не является межрелигиозным, а среди повстанцев встречаются православные христиане



Монастырь Святой Феклы.Маалюля. Сирия.

На наши вопросы о положении и перспективах сирийских христиан отвечает заведующий Информационно-издательским отделом Института востоковедения РАН, кандидат исторических наук, специалист по новой и новейшей истории Сирии и Ливана и христианской миграции в странах Востока, автор книги «ДОМА, ЗА РУБЕЖОМ. Миграции христиан Сирии и Ливана во второй половине XIX – первой половине XX в.» Алексей Сарабьев. По его словам, конфликт в Сирии не является межрелигиозным, а попытки описать арабский Восток с помощью привычных европейцам схем искажают действительность.

— Правильно ли я понимаю, что, грубо говоря, алавитская верхушка является легитимной властью, а мятежники из числа суннитского большинства на деньги ваххабитов пытаются устроить переворот и захватить власть? И в случае успеха переворота всем религиозным меньшинствам, поддерживавшим режим Башара Асада, грозит жестокая месть и полное уничтожение?

— Я бы не стал называть сторонников оппозиции мятежниками. Мятежники — это небольшая группа людей, которая хочет устроить переворот. В данном случае речь идет о значительной части сирийского общества. Я бы также не стал усматривать межрелигиозного конфликта в основе происходящих событий. И уже тем более нельзя однозначно сказать, что христиане безусловно поддерживают режим аль-Асада.

Сирийские христиане представляют собой феномен, когда человек может одновременно входить в правящую партию БААС или быть коммунистом и даже при этом строго идентифицировать себя как представителя христианской общины. Они как правило придерживаются христианской арабской культуры, даже независимо от глубины религиозной веры. Здесь религиозная самоидентификация сплетается с общинной.

Далее. В оппозицию входят не только сунниты. Я могу доложить вам об этом из первых рук – у нас в Институте востоковедения периодически происходят встречи с представителями сирийской оппозиции – среди них есть и православные христиане, и марониты, и сунниты и алавиты, то есть единоверцы Асада и его окружения. Кроме того, Б. Асад в своей деятельности опирался на богатую суннитскую верхушку, поэтому относить всех суннитов к лагерю оппозиции было бы неправильно. Одним словом нельзя сказать, что все христиане поддерживают режим, и что всем им грозит гибель от руки суннитов, если последние победят — сирийский конфликт не является межрелигиозным. Идут столкновения между Сирийской свободной армией, в рядах которой есть сунниты алавиты, шииты и христиане, и правительственными войсками, в состав которых входят представители тех же самых общин. И есть политические, социальные, и экономические мотивы этих столкновений. Да, в современном сирийском обществе существует межрелигиозный деструктивный потенциал, но он был в значительной степени преувеличен под действием тех парадигм, в рамках которых мыслит европейское аналитическое сообщество. Нам, то есть европейцам, хочется все загнать под какие-то упрощенные схемы. И при этом мы забываем, что арабский мир это другое общество, живущее по своим органическим законам. У нас нет аналогов этого ни в культуре, ни в языке. Например, мы не знаем, что такое литературный язык, на котором не говорят массы, как в случае с арабским. Не знаем, что такое жесткая необходимость идентифицировать себя с определенной религиозной общиной. Мы мыслим в других категориях. И когда мы стараемся загнать весь Восток в удобные и понятные нам схемы, мы грешим против истины.

Но, с другой стороны, межрелигиозные противоречия для Сирии имманентны. Ведь это уникальная модель общества, в которой веками сосуществуют несколько религий и множество деноминаций. Сирия – это не плавильный котел религиозных традиций. В Сирии в общем сохраняются основы культуры и религии каждой из общин. Нам понятнее модель США, в которой культуры смешиваются и получается усредненная американская культура, но на Ближнем Востоке модель абсолютно другая. Да, межрелигиозные проблемы существенны, но я бы не ставил их на первое место в ряде причин конфликта. Действительно, в острые исторические моменты межрелигиозные отношения выходят на первый план, и сейчас в Сирии отмечаются факты настоящей резни на религиозной почве. Есть свидетельства того, что в некоторых небольших районах человека убивают жестоким образом просто за то, что он принадлежит к алавитской или какой-либо другой общине. Но чтобы в этом разобраться, нужно понять – кто убивает, за что, и при каких обстоятельствах. В ряде случаев эти факты являются проявлением давно существовующей межклановой вражды, приобретшие теперь ярко выраженную религиозную окраску.
— Каково современное положение христиан?
— Несмотря на то, что я оценил межрелигиозный деструктивный потенциал как низкий, современное положение христиан незавидное. Все-таки Сирия являлась светской страной. Да — ядро составляли алавиты, но это был светский режим. Современная волна потрясений на арабском Востоке показывает, что к власти приходят режимы радикальные религиозные. Если во главе Сирии в конечном итоге встанет радикальный исламский режим, то отток христиан из страны усилится в разы. Это и так типичный феномен для стран Машрика – отток наиболее перспективного, трудоспособного и образованного населения в другие страны. Это характерно для Сирии, Ливана и многих других стран арабского Востока. Но теперь эмиграция может усилиться в разы. Вполне возможно, что при наихудшем сценарии мы можем увидеть модель Ирака, когда представители традиционных общин, кроме суннитской, шиитской и курдской, то есть разнообразных христианских и иудейской, будут вынуждены покинуть свою родину. Остается только надеется, что этого не произойдет, и что та модель межрелигиозного взаимодействия, которая существовала в Сирии, сыграет свою конструктивную роль.

— Насколько точно можно оценить эмиграцию христиан в Сирии за последний год?
— Эмиграции очень трудно дать точные оценки, потому что власти Сирии заинтересованы в том, чтобы не раскрывать эту информацию, поскольку она очень ярко характеризует положение в стране. В Сирии, как и в Ливане, Министерство иностранных дел является одновременно и министерством по делам мигрантов. На счет точных цифр есть различные экспертные оценки и зачастую они достаточно односторонни. К примеру, если эксперт христианин, то он говорит, что христианство на Ближнем Востоке исчезает, если эксперт курд, он говорит что курды бегут из страны и скоро их совсем не останется в Сирии. Угроза для христианства в Сирии существует, но я бы не сказал, что исчезновение христианства в Сирии уже предопределено. Я надеюсь, что модель, которая работала веками, поможет сирийским общинам воздержаться от масштабных межрелигиозных столкновений, а позволит сохраниться традиционной структуре гражданского общества. У них есть эта наработка, которая выручала на протяжении веков.

— Правильно ли я понимаю, сирийский конфликт подогревается в том числе Саудовской Аравией и Катаром?
—- Да, существуют вопиющие факты военной помощи оппозиционным силам со стороны иностранных государств. Это прямое вмешательство во внутренние дела государства, и это абсолютно недопустимо. При том, что раздается критика в адрес России, что она якобы помогает действующему режиму и его армии.

— А все-таки Россия помогает сирийской власти?
— Существуют некоторые обязательства российского ВПК перед Сирией. Были заключены контракты, и эти контракты не закрыты. Именно это и смущает критиков. Не какие-то конкретные поставки, о которых, в общем-то, никто толком ничего не может сказать. В любом случае объем наших торговых отношений в области вооружения очень невелик. Примером шумихи вокруг российской помощи сирийскому режиму может служить недавний скандал с обвинением России в поставке в Сирию боевых вертолетов. Эта история муссировалась на уровне комитетов Госдепа США. Позже выяснилось, что это были всего лишь три вертолета, которые были отправлены в Россию на ремонт и потом вернулись обратно в Сирию. В результате пресс-секретарь Госдепа Виктория Нуланд была вынуждена опровергнуть эту информацию, и историю замяли. В таком ключе и проходит критика: ряд стран оказывают прямую поддержку оппозиции, а Россия – оказывает косвенную, и в основном политического характера, и это всячески критикуется. В этом же контексте упоминают и нашу так называемую военную базу в Тартусе. На самом деле это пункт материально-технического обеспечения российских кораблей, который не имеет защиты, ограничен в возможностях, и служит в основном для дозаправки и ремонта наших кораблей, идущих по Средиземному морю.
Подчеркну, что с осени 2011 г. идут активные политические контакты российского МИДа с силами сирийской оппозиции для нахождения возможностей политического урегулирования кризиса и прекращения насилия, что, безусловно, характеризует деятельность России как конструктивную.

—Возьмем для примера Иран или Саудовскую Аравию. Фактически в Саудовской Аравии христиан не осталось, и сейчас она оказывает активную поддержку восставших в Сирии. Можно ли ожидать, что Сирия превратится для христиан во вторую Саудовскую Аравию?
— Позволю себе заметить, что вынужден периодически смягчать Ваш ригористический тон, что создает впечатление, будто я понимаю ситуацию в очень благодушном ключе – в том смысле, что христианам Арабского Востока ничто не угрожает. Это не так: угроза существует, особенно в случае прихода к власти исламистов. Но чтобы уравновесить нашу беседу приведу пример с Ливаном. Никто не скажет, что шиитский Иран оказывает покровительство христианам, правильно? Мы знаем, что Иран покровительствует партии Хизбалла. Союзниками Хизбаллы по правящей коалиции является ливанское Свободное патриотическое движение, в которое входят в основном христиане, в том числе православные. Получается альянс Хизбаллы, СПД, и их покровителя Ирана. Вроде бы нонсенс. Но мы не обнаружим ни нонсенса, ни парадокса, если откажемся от своего прямолинейного понимания Востока и будем исходить из фактов и беспристрастного анализа исторических, политических и социальных процессов.

Да, мы не должны забывать о зверствах, которые периодически совершаются в отношении арабских христиан. И о том, что христиане действительно усиленными темпами уезжают с Арабского Востока в периоды потрясений. Выезжают в Скандинавию, Францию, Германию, США, Аргентину, Бразилию, даже в страны Африки. Действительно, демографическая опасность существует. Но мы не должны переоценивать этот деструктивный фактор в межконфессиональных отношениях в Сирии. Лишь политизация внутренних процессов ведет к тому, что людям ничего не остается, как стать по разные стороны баррикад.

— Какие усилия должны быть предприняты, чтобы избежать в Сирии Иракского сценария с полным уничтожением либо изгнанием христианской общины?
— Усилия уже предпринимаются. Прежде всего, нужно понимание того, что нынешний режим, каким бы он ни был, это легитимный режим. И если идти по линии политического регулирования и реформ, а не по линии военной интервенции, как это произошло в Ливии, то процесс можно сохранить в рамках политического. Тогда мы, возможно, не увидим гражданской войны таких масштабов, какие мы наблюдаем сейчас в Ливии. Именно к поддержанию политического пути разрешения конфликта и нужно стремиться.

В этом направлении многое делает Россия в тесном сотрудничестве с спецпосланником ООН по Ближнему Востоку Кофи Аннаном. Буквально в последний месяц наметились положительные подвижки в несговорчивой позиции по Сирии со стороны США. Соответственно и позиция России становится более подвижной.
В том случае, если все-таки сработает силовой сценарий, Сирия, возможно, окажется расколотой на части. Разумеется, это будет сопровождаться гражданской войной и дальнейшим разрушением хозяйственных и социальных связей между районами страны, и, безусловно, обернется бедой для сирийских христиан.

***

Напомним, что 1 августа православный Патриарх Антиохийский и всего Востока Игнатий IV выступил с обращением в связи с трагическими событиями, происходящими в Сирии. «Бессчетное число христиан и мусульман стали жертвами насилия: больницы заполнены ранеными, и боль их бесконечна. Сирийцы, независимо от их религии, имеют право жить в своей стране с гордостью и достоинством. За последние пятнадцать месяцев мы потеряли многих, и большое число сирийцев были вынуждены покинуть свои дома. Христиане были вынуждены бежать из своих городов, бросив все, что имели, и наши дорогие священники были вынуждены покинуть свои церкви, -- подчеркнул в опубликованном обращении Антиохийский Патриарх. -- Мы призываем всех сирийцев к согласию во имя Божие и к единству в нашей любимой Сирии – колыбели пророков и религий. Мы настоятельно призываем Организацию Объединенных Наций понять нашу любимую страну, проявить к ней уважение и действовать вместе ради достижения мира и стабильности в Сирии». На днях представитель Патриарха Антиохийского и всего Востока при Патриархе Московском и всея Руси архиепископ Филиппопольский Нифон передал в Отдел внешних церковных связей Русской Церкви копию обращения антиохийского предстоятеля.

беседовал Кирилл МИЛОВИДОВ

Версия для печати

Тэги: Поместные Церкви  Политика 







Код для размещения ссылки на данный материал:


Как будет выглядеть ссылка:
 
Реклама
Изготовление куполов, крестов Сталь с покрытием нитрид титана под золото, медь, синий. От 2000 руб. за м2 www.t2000.ru
Знаете ли вы Москву? Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва? Ученье — свет Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя? Крещение Руси День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое. Счастливые годы последней императорской семьи Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России? Русские святые Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии. 400-летие дома Романовых: памятные места Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых. Династия Романовых и благотворительность В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия. Пасха Зачем идет крестный ход — знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»? Великий пост Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение. Сретение Рождественская викторина
Читайте также:




Новости милосердия.ru
 
       
     
 
  Яндекс цитирования



 
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.