На Главную E-mail
       
 
Нескучный сад 5-6 (88)
   
 
Архив по номерам   Редакция   Контактная информация
   

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

Нескучный сад - Журнал о православной жизни
+7 (495) 912-91-19
 
 
 
Разделы сайта
 
Дополнительно:
 Фраза полностью
 Любое из слов
 Во всех полях
 Только в заголовках
 
  Жизнь в Церкви №0'0000

Между двух огней: Элладская Православная Церковь и социальный кризис в Греции.


Версия для печати
19.07.11, 14:49

В течении последних недель вся Европа с замиранием сердец следила за событиями в столице Греции. Как поэтично выразился президент Европейского Центрального Банка Жан-Клод Трише: «Сейчас весь мир смотрит на греков». В среду в Афинах греческий Парламент должен был, наконец, окончательно решить вопрос о принятии или непринятии «пакета антикризисных мер».



Страны Евросоюза решительно настаивали на том, чтобы греческое правительство Георгия Папандреу приняло так называемый «антикризисный пакет мер», что отвечает, прежде всего, именно общеевропейским интересам, так как позволяет избежать распространения кризисных процессов на другие государства Евросоюза, связанные единым экономическим пространством. Но что эти меры несут самой Греции? Для ответа на этот вопрос не нужно обладать экономическим образованием, ответ очевиден: антикризисный пакет предполагает экономию 28 миллиардов евро в течение последующих пяти лет, на 14,09 миллиарда евро должны увеличиться налоги для греческих граждан, а расходы бюджета сократиться на 14,32 миллиарда евро. Другими словами, после введения этих мер благосостояние обычных греческих граждан, мягко сказать, сильно ухудшится. Поэтому массовые протесты греков против принятия новых антикризисных мер были неизбежны. Воздух в Афинах накалялся еще с конца прошлого года, но многотысячные митинги на главной площади Синтагмы начались недавно. Огромные толпы блокировали здание Парламента и требовали прекратить всякое обсуждение введения антикризисных мер, которые, по мнению митингующих, должны еще больше ухудшить жизнь простых людей. В среду, 29 июня, в день голосования в Парламенте, ситуация на площади Синтагмы совершенно вышла из-под контроля, примерно 500 митингующих в масках, в основном молодые люди, набросились на кордоны полиции, били витрины магазинов, разрушали фасады общественных зданий. Был разграблен вестибюль какого-то отеля, подожжен один из банков, разбиты и перевернуты автомобили, стоящие у тротуаров. Полиция применила слезоточивый газ и дубинки, в итоге – сотни раненых были оправлены в афинские больницы. «Партизанская война» митингующих с полицией, которая вынуждена была штурмовать улицу за улицей, продолжалась вплоть до глубокой ночи, даже после того, как стало известно окончательное решение Парламента – пакет антикризисных мер все-таки принят: 155 депутатов проголосовали «за», 138 – «против». Европа вздохнула с облегчением, а митингующие разошлись с площади Синтагмы с чувством горечи и разочарования в своем государстве - для Греции начались непростые дни.

Какую позицию в этом противостоянии граждан и чиновников заняла Элладская Православная Церковь?

Богатство и бедность Элладской Церкви

Элладская Церковь является одним из крупнейших землевладельцев Греции, и владеет большим количеством недвижимого имущества. Церковь - главный акционер государственного Банка Греции. По расчетам греческих аналитиков общий годовой доход Элладской Церкви составляет примерно 20 миллионов евро. Другими словами, Церковь в Греции богата и это не секрет. С другой стороны, богатства Церкви весьма существенно контролируются государством, Церковь не может производить большинство финансовых операций без одобрения и контроля государства, некоторой частью своего имущества она не может пользоваться вообще, кроме того, Церковь платит государственные налоги и не такие уж маленькие. Нынешний кризис естественно сильно ударил и по церковным богатствам, доходы епархий существенно упали. Например, доходы митрополии Патр сократились на 40 процентов, на 35 процентов упали доходы Афинской архиепископии. И это при том, что церковные расходы Элладкой Церкви увеличились более чем на 80 процентов. Неудивительно, что такая ситуация ввергла некоторых архиереев в состояние паники, полуавтономные епархии Крита вообще оказались в положении банкротов и в спешном порядке воззвали к греческой финансовой элите о срочной и немедленной помощи в размере «хотя бы» пяти миллионов евро.

С другой стороны, мечущееся в поисках выхода из кризиса правительство, уже много лет рассматривает Церковь в качестве потенциального источника извлечения государственных доходов. Еще в марте прошлого года правительство объявило о том, что планируется ввести новый 20-процентный налог на все недвижимое имущество Греции. В том же году министерство финансов попыталось поставить под контроль финансовые счета Элладской Церкви, в каких бы банках они не держались. Стали распространяться слухи о 50-процентном сокращении зарплат всему духовенству. Сложности с государством привели к тому, что многие высокопоставленные клирики стали требовать отделения Церкви от государства. Такие заявления периодически делает Месогейский митрополит Николай, бывший ученый-физик, один из самых уважаемых и образованных архиереев Греции.

Итак, Элладская Церковь с одной стороны сама страдает от кризиса, с другой подвергается нападкам государства, которое пытается извлечь из доходов Церкви хотя бы что-то для покрытия своих расходов.

Два лица греческой иерархии

Чтобы понять позицию Церкви в случившимся кризисе требуется представлять, как вообще устроена внутренняя политика Элладского православия. Для русского человека это внутреннее устройство может показаться немного удивительным, однако оно полностью соответствует старинным греческим традициям и стандартам.

Дело в том, что сталкиваясь с греческой иерархией, мы видим как бы сразу два разных ее лица. С одной стороны это Священный Синод, предстоятель Церкви архиепископ Иероним, ближние к нему иерархи и клирики высоких степеней. Заявления, которые делают эти люди, всегда осторожны, корректны, предельно дипломатичны. Архиепископ Иероним находится в хороших отношениях с многими лицами в правительстве, ему покровительствуют некоторые министры и открыто выражают свое восхищение отдельные чиновники.

С другой стороны, некоторые греческие архиереи просто поражают своим открытым и воинствующим радикализмом. Наверное, никакая другая Поместная Церковь не имеет в своих рядах обычных епископов, которые постоянно и публично делают резкие и экстравагантные заявления почти по любому общественному и политическому поводу – неважно, будь это смена министра или краткое выступление какого-нибудь чиновника. В Элладской Церкви такие епископы есть – прежде всего, это Пирейский митрополит Серафим и Калавритский митрополит Амвросий. С некоторым отрывом от них идут митрополиты Косьма Энтолийский и Анфим Салоникский. Даже бывший российский епископ Диомид (Дзюбан) со всеми своими экстравагантностями меркнет перед этими официальными греческими иерархами. Это, можно сказать, такие «диомиды» греческого православия, ньюс-мейкеры местной новостной жизни. Их обращения и призывы публикуются почти каждую неделю. Митрополит Серафим Пирейский беспрестанно выступает с проповедями, обращениями, призывами, передачами на телевидении и радио, в которых нещадно бичует греческое правительство Георгия Папандреу, которое, по его словам является «скопищем масонов и врагов Греции», «продавшихся сионистскому чудовищу мирового правительства, готовящему мировой заговор». От него не отстает и Калавритский митрополит Амвросий, также призывающий православных греков сплотиться против «антихристианского правительства, продавшегося Евросоюзу, который желает истощить природные богатства великой Греции». «Остановить предательство Греции и Православия» со стороны государства - таков лозунг, с которым открыто и напористо выступают некоторые архиереи Элладской Церкви… при полном молчании корректного и тактичного Синода и не менее дипломатичного архиепископа Иеронима, вежливо улыбающегося представителям государственных структур.

Такое необычное строение информационной политики греческого епископата имеет большую историю и, собственно, распространяется не только на политику, а вообще на всё. Для нас это непонятно. Не так давно в Издательском Отделе Русской Церкви запретили к продаже некоторые книги греческого протопресвитера Феодора Зисиса, который открыто критикует своё священноначалие. Но, что удивительно, в самой Греции о. Феодор Зисис чувствует себя прекрасно, несмотря на все свои выступления - он почетный профессор Салоникской Богословской Академии, и ни он, ни его книги не подвергаются в Греции никаким преследованиям. В качестве более показательного примера можно упомянуть, что множество высокопоставленных греческих клириков заняты в так называемой «Борьбе с Картой Гражданина» - новой идентификационной картой европейского образца, которую хотят ввести греческие власти. Настоятели крупнейших монастырей, известные митрополиты и простые сельские священники выступают на многотысячных митингах, посвященных этой злосчастной карте, и во всеуслышание предупреждают православных греков о грядущей опасности, ведь новая карта может … содержать число и печать Антихриста! Это говорится совершенно серьезно, хотя официальные заявления Синода и архиепископа по этому поводу снова вполне сдержанны и совершенно разумны. При этом Синод как будто не замечает истерики по поводу печати Антихриста, которые устраивают отдельные иерархи.

На двух стульях

Такая двойственность помогает иерархии Элладской Церкви балансировать между народом и правительством. С одной стороны, народ, который нищает, и в своих бедствиях хочет обвинить богатых естественно начинает обращаться к критике богатств Церкви. Однако практически открытые призывы чуть ли не к свержению существующей власти, громогласная поддержка народных чаяний со стороны отдельных иерархов популяризирует Церковь в глазах народа. Когда священники Калавритской митрополии пришли на площадь Синтагмы в разгар событий по обсуждению принятии «антикризисного пакета», то митингующие встретили их восторженными выкриками: «Наша Церковь с нами!», «Священники среди нас!», «Вы впереди нас!». Закрывая глаза на радикальные настояния некоторой части иерархии, священноначалие Элладской Церкви, тем самым, пытается сохранить престиж в глазах народа и не слиться с массой ненавидимых в народной среде олигархов «продавших Грецию иностранцам».

С другой стороны непрерывные переговоры, которые все последние месяцы вел архиепископ Иероним с греческим правительством, тоже имели тот подтекст, что Церковь остается важной общественной силой, и может усилить пыл греческих граждан, если правительство не прекратит финансовое притеснения Элладской Церкви.

Однако в итоге, находясь как бы между двух огней, с одной стороны стараясь сохранить народную популярность, с другой договориться с правительством, Церковь так и не смогла удержать нужного баланса. Накануне принятия пакета антикризисных мер стало широко известно, что представителям Церкви удалось достичь компромисса с чиновниками по поводу сохранности финансового положения Церкви в Греции. Ужесточения будут, но совсем не такие, как предполагались. Одновременно с этим народные симпатии к Церкви были серьезно подорваны. Митрополит Анфим Калавритский, один из самых ревностных обличителей правительства, случайно попав на площадь Синтагмы в среду митингующих, был практически атакован возмутившимися горожанами. Протосинкелл архиепископа, вышедший на площадь поговорить в народом, попал в такую же ситуацию. Церковь сохранила свои государственные прерогативы, но доверие людей к Элладской Церкви, прежде всего тех, кто протестовал на Синтагме, теперь потеряно. Церковь оказалась с чиновниками, а не с народом, собиравшемся на Синтагме.

Дмитрий ШАБАНОВ

Версия для печати

Тэги: Поместные Церкви  Политика  Экономика 







Код для размещения ссылки на данный материал:


Как будет выглядеть ссылка:
 
Реклама
Изготовление куполов, крестов Сталь с покрытием нитрид титана под золото, медь, синий. От 2000 руб. за м2 www.t2000.ru
Знаете ли вы Москву? Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва? Ученье — свет Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя? Крещение Руси День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое. Счастливые годы последней императорской семьи Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России? Русские святые Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии. 400-летие дома Романовых: памятные места Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых. Династия Романовых и благотворительность В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия. Пасха Зачем идет крестный ход — знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»? Великий пост Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение. Сретение Рождественская викторина
Читайте также:






Новости милосердия.ru
 
       
     
 
  Яндекс цитирования



 
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.