Нужно ли вводить изучение кино в школьную программу и как в нее отбирать 100 отечественных, а впоследствии и 100 зарубежных фильмов
Кадр из фильма "Внимание, черепаха!". Реж. Р. Быков, 1969
Минувшим летом известный режиссер и председатель Союза кинематографистов России Никита Михалков выступил с инициативой ввести в 6-7 классах российских школ уроки кино. Идея была одобрена, министр культуры Владимир Мединский обязал Департамент кинематографии составить список картин, и в сентябре 2012 года на сайте «Культура.рф» началось открытое голосование, которое длилось две недели. Каждый человек, интересующийся темой школьных просмотров фильмов, мог предложить три отечественных и три зарубежных фильма, пригодных, по его мнению, для учеников 6-7 классов. Затем из предложенных отбирали 300 фильмов, набравших не менее 50%, список был представлен кинокритикам, и в итоге с нем оказались 100 отечественных фильмов – лучших по мнению экспертов – пригодных для просмотра в школе. «Золотая сотня» стала доступна для ознакомления любому желающему в январе наступившего 2013 года. Еще 100 фильмов, но уже иностранного производства, будут предложены нам позднее.
В списке много отличных фильмов, давно вошедших в золотой фонд отечественной кинематографии, любимых многими, которые смотрят во всех наших семьях - «Бриллиантовая рука», «Айболит-66», «Чучело», «Белое солнце пустыни», «В бой идут одни «старики»», «Внимание, черепаха!», «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен» и др. Никто не спорит, что это замечательные картины. Другой вопрос – зачем их, а заодно и другие фильмы показывать в школе, как именно будет проходить этот показ, какие цели поставит перед собой показывающий, какие задачи и как он будет решать. Не претендуя на оценку фильмов, так как не выступаю в качестве эксперта-кинокритика, ознакомившись со списком лишь с позиции родителя, хочу высказать несколько соображений, которые мне показались важными.
Во-первых, то, что фильмы в школах будут смотреть именно шести-семиклассники, то есть, дети возраста 11-13 лет, мне представляется серьезным фактом, потому что список фильмов с этого ракурса выглядит, как минимум, спорным и сырым. Как будут регулироваться с этой связи взаимоотношения родителей и администрации школы. Кинокритики считают, что моему 12-летнему ребенку самое время посмотреть скандально известную в свое время «Маленькую Веру» (реж. В.Пичул), но я не могу согласиться с этим. Равно как мне не по душе «Красные дьяволята» И.Перестиани, «Неуловимые мстители» Э.Кеосаяна. Я не хочу, чтобы дети изучали историю войны по надуманной «Молодой гвардии» (реж. С.Герасимов). И даже те фильмы, которые мне нравятся, скажем, «Война и мир» Сергея Бондарчука, показывать до чтения книги я считаю неправильным. Как мое родительское мнение будет учтено в связи с предстоящими образовательными новинками?
Время, люди и телевизоры
Мне говорят, что этот предмет будет факультативным, но что это означает? Посещать его будет не обязательно? Или его «факультативность» будет заключаться в отсутствии оценок в аттестате и необходимости сдавать ЕГЭ по данному предмету?
"Золушка". Реж. Н. Кошеверова, М. Шапиро, 1947
В связи с этими организационными моментами, никак не проясненными ни для родителей, ни для учителей, возникает мое «во-вторых». Итак, время. При тех бесконечных и бурных обсуждениях о тотальной нехватке времени для самых необходимых предметов, которые не в состоянии осилить нынешние школяры, о сокращении часов на литературу, русский язык, историю и проч., найти несколько лишних часов в месяц для просмотра «Бриллиантовой руки» Леонида Гайдая и послевоенной «Золушки» Н.Кошеверовой и М.Шапирова представляется странным. Эти фильмы часто показывают по телевидению, их смотрят дома в любой российской семье и посвящать их просмотру отдельные школьные часы, как минимум, нерационально.
Другой вопрос, не менее важный, кадры. Собственно, кто будет показывать кино нашим детям – завхоз, учитель истории или литературе, завуч по воспитательной работе? В задачу этого человеку войдет нажать на пульте сначала кнопку «пуск», а потом «стоп»? Или главным будет какое-то обсуждение проблемы, поднятой в фильме, его художественные достоинства. Если так, то специалист по кино должен будет обладать какой-то квалификацией. Поговорить с детьми о добре и зле на примере фильма Эльдара Рязанова «Берегись автомобиля» или ответственности за поступки на примере «Чук и Гек» И.Лукинского может любой взрослый, более или менее привыкший общаться с детьми. Но рассказ об истории кинематографа, а он неизбежен, если в списке есть фильм, датированный 1908 годом - В.Ромашков «Стенька Разин (Понизовая вольница)», требует совсем другой квалификации. Наверное, нужны какие-то единые утвержденные планы, методические указания, курсы повышения квалификации для учителей, которые будут вести данный предмет.
Еще одна проблема, которая неизбежно возникает в связи с инициативой Никиты Сергеевича, поддержанной Министерством культуры, это – оборудование. Да, наверное, в каждой школе есть телевизор, но для просмотра черно-белых картин, для просмотра фильмов, где большую роль играет не столько сюжет, сколько операторская работа, художественная составляющая, нужен хороший большой экран, нужен качественный звук. Кроме того, обеспечить каждую школу Российской Федерации набором из 100 дисков – это очень большие деньги. При цене одного диска 200 рублей, комплект обойдется в 20 000 рублей. А теперь давайте умножим это на все школы нашей страны, по оценкам экспертов их более 50 000. Стоят ли такие траты кино-факультатива, где неизвестно кто будет неизвестно о чем рассказывать детям шестого-седьмого класса? Замечу, кстати, что этот возраст по праву считается самым беспокойным и шебутным в школе. Уже не маленькие и стеснительные, но еще не взрослые и не мотивированные на сознательную учебу. Именно они постоянно галдят на уроках, не слушаются взрослых, бегают по коридорам, кидаются всем, что ни попадется под руку – от мокрой тряпки до соседского стула. Я с трудом представляю себе какой-нибудь 6 класс обычной российской школы, смирно сидящий перед телевизором и затаив дыхание смотрящий прекрасный фильм инициатора проекта «Несколько дней из жизни И.И.Обломова» или «Андрей Рублев» Тарковского.
Программа обучения, методика преподавания и прочие скучные вещи
Присутствие в одном списке, предназначенном для детей довольно ограниченного возраста, таких фильмов, которые на ура идут в 5-6 лет – «Королевство кривых зеркал» Александра Роу, его же «Марьи-искусницы» и «Морозко» с упоминавшимися выше «Покаянием», «Маленькой Верой», «Андреем Рублевым», а также «Тихим Доном» С.Герасимова, «Обыкновенным фашизмом» М.Ромма выглядит, по крайней мере, несерьезным. Можно считать детей инфантильными, можно, как некоторые кинокритики, говорить, что современные дети не знают классику, можно, наоборот, рассуждать об их продвинутости и не видеть ничего предосудительного в демонстрации им полового акта, но нельзя запихивать в один список все вместе. Такая разношерстность наталкивает на мысль, что помимо того, что «фильмы хорошие», ничего за этой программой не стоит, кроме любительщины и непрофессионализма, которые прикрываются именами известных режиссеров, актеров, операторов. Но ведь это не дворовый клуб, это школа, которой родители доверяют своих детей, куда отправляют их за знаниями.
Кадр из фильма "Обыкновенный фашизм". Реж. М. Ромм, 1965
Возможно, для инициаторов проекта это будет новостью, но в хороших школах, где работают высокропрофессиональные педагоги, фильмы давно используют в качестве иллюстративных и обучающих материалов. Скажем, на уроках обществознания известного учителя Тамары Натановны Эйдельман (гимназия №1567) часто домашним заданием является просмотр какого-то фильма, на материале которого в дальнейшем на уроке можно будет обсудить проблему человеческих взаимоотношений. Но, обратим внимание на то, что дети смотрят фильмы дома, а не тратят на это часы в школе (список фильмов, которые надо просмотреть дается в начале четверти, также его дают перед летними каникулами, как список летней литературы), на уроках идет именно обсуждение проблемы. Например, урок после просмотра фильма «Человек дождя» был посвящен проблеме аутизма, проблеме восприятия не таких, как все, проблеме нашего умения уважать человека вне зависимости от его особенностей. Другой урок был посвящен обсуждению фильма «Плохой хороший человек» (реж. И Хейфиц). Он также есть в списке «100 фильмов». Фильм, действительно, гениальный, глубокий, тонкий, рассказывающий о том, что в одном человеке не может быть только хорошее или плохое. Герои фильма совершают и отвратительные, и достойные поступки одновременно, в них сочетается многое. Но этот фильм не обсуждается в 6 и 7 классах, это - для старшеклассников. Такое использование фильмов кажется мне очень правильным. Если учитель дает список для просмотра перед летними каникулами, если он говорит о том, какие картины надо будет посмотреть за несколько недель, для родителей это означает, что у него есть программа, у него есть план того, о чем он будет говорить с детьми на примере этих фильмов. А у нас, мам и пап, есть возможность посмотреть этот фильм вместе с ребенком, включиться в процесс, выразить свою точку зрения.
Предметы, дающие не только знания (математика, физика, химия), но рассказывающие о морально-нравственных категориях, призванные сближать людей, и детей с родителями, в том числе, очень важны. В связи с этим сама идея рекомендовать школам те или иные картины для изучения – хорошая мысль. Но выражена она в данном случае, на мой взгляд, не очень корректно. Сам по себе список фильмов интересен, в нем действительно представлены в основном отличные картины, многие из которых давно любимы нами. Но это лишь материал. Как с ним работать, подходит ли он означенной возрастной категории, что именно стоит обсудить на примере того или иного фильма – об этом нам пока не рассказали. Поэтому серьезно говорить о школьной кино-программе пока рано.
Знаете ли вы Москву?
Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва?
Ученье — свет
Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя?
Крещение Руси
День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое.
Счастливые годы последней императорской семьи
Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России?
Русские святые
Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины
Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей
Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии.
400-летие дома Романовых: памятные места
Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых.
Династия Романовых и благотворительность
В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия.
Пасха
Зачем идет крестный ход знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»?
Великий пост
Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение.
СретениеРождественская викторина
Читайте также:
ОПК планируют преподавать со 2 по 10 классы 30 часов в 4 классе – сегодняшняя норма не дает возможности раскрыть перед школьниками глубину православной культуры. Ее стоит пересмотреть, отмечают участники первого форума московских преподавателей ОПК, прошедшего 16 апреля. Открытым остается вопрос: повышение квалификации самих учителей
Война, которую учитель проиграл? В потоке политических новостей с особой горечью воспринимаются известия о том, что именно учителей фактически заставляли на избирательных участках творить всякие волшебства по указанию сверху. И большинство соглашалось. О том, что происходит с ролью учителя в нашем обществе – Андрей ДЕСНИЦКИЙ
Министерство образования гарантирует светский характер ОПК По итогам двухлетнего эксперимента, с первого сентября этого года во всех школах Москвы стартует преподавание основ православной культуры. На пресс-конференции в «Комсомольской правде» специалисты подвели итоги региональной апробации курса длившейся в течение последних двух лет.
В Татарстане ни основ Ислама, ни ОПК в этом году не будет Курс ОРК (Основы мировых религиозных культур) будет преподаваться исключительно на гуманистической основе — так решили в Министерстве образования республики. Представители Ислама с таким решением совершенно согласны.
Как детям выбрать будущую профессию «Раскачавшись» после начала учебного года, школьники и их родители начинают задумываться о будущем — выбирать вузы, определяться с ЕГЭ, которые предстоит сдавать, искать репетиторов. Но нашим детям сейчас очень трудно делать выбор.
Елена Шичалина: ЕГЭ хорош лишь для средних Если собрать все положительные отзывы о ЕГЭ, то и это будет каплей в море критики, которая обрушивается на единый и обязательный экзамен. Сейчас, в разгар набора абитуриентов, споры о достоверности результатов тестирования разгораются с новой силой. О том, насколько легко дается ЕГЭ ученикам сильных школ, мы беседуем с Еленой Федоровной ШИЧАЛИНОЙ, директором школы-гимназии при греко-латинском кабинете Ю. А. Шичалина.
Сентябрьский номер «Нескучного сада»: тема – религия в школе За введение курса Основ религиозных культур и светской этики во всех школах страны проголосовало 53% россиян. С сентября 2012 года в школах дети будут изучать религию. Решит ли этот курс все проблемы религиозного воспитания в стране? Шесть модулей по количеству основных религий в России — есть из чего выбрать. Так почему многие верующие родители предпочитают ограничить знания своих детей светской этикой?
Религия в школах Германии: без учебника и идеологии Как построено религиозное образование в школах Германии, где и как готовят учителей, а главное, становится ли жизнь немецких школьников более христианской? За информацией мы обратились к Варваре БАЗАНОВОЙ, преподавателю Православия в церковно-приходской школе им. А.С. Пушкина при кафедральном соборе святых новомученников и исповедников Российских в Мюнхене, и иерею Владимиру ЕГОРОВУ, клирику храма пророка Илии города Штутгарта Берлинской епархии (Московский Патриархат).
ЕГЭ: Смухлюй, или проиграешь Второй акт экзаменационной драмы продолжается. 1-2 июня в сети появились материалы экзамена ЕГЭ по математике, который прошел 3 июня. Как и на экзамен по русскому языку, школьники пришли вооруженными до зубов
Революция в школе Ни одна из реформ последнего десятилетия не вызывала и не вызывает такого количества споров и разногласий, не порождает такого количества мифов и слухов и не объединяет против себя чуть ли не все слои общества, как реформа образования. «НС» решил разобраться, в чем же суть предлагаемой реформы и почему общество так сильно боится перемен
Среднее частное Частные школы в России не смогли стать заметной силой в изменении образования в стране, не решили назревших вопросов в подготовке детей к современной жизни. Государство по-разному относится к частным и государственным школам, предоставляя последним режим наибольшего благоприятствования, а общество не предъявляет заметного спроса на их услуги, несмотря на их большой потенциал
Закон об образовании: Учите сами, как хотите? Два года обсуждался проект нового закона об образовании. Общественность прислала к нему двадцать тысяч поправок. 10 ноября на митинг в защиту образования от коммерциализации, которую предполагает новый закон, пришло около 500 человек. Какие подводные камни есть в проекте закона и чем вызван протест, рассказывает участник митинга публицист Ирина ЛУКЬЯНОВА
Светская этика в светской школе: «за» и «против» Способен ли «научить морали» нынешний курс школьный курс «Основ религиозных культур и светской этики», поможет ли он ученикам ориентироваться в отношениях между религиозными общинами, не путают ли его порой родители с курсом этикета, рассуждает иеродиакон ЛАВРЕНТИЙ (Полешкевич), заместитель декана факультета церковного служения Российского Православного Университета
ОПК на старте: Как в школах выбирали религию С сентября 2012 года во всех школах России появится новый обязательный предмет: Основы религиозных культур и светской этики (ОРКиСЭ). В мае школы определялись с выбором модулей. Какую же религию предпочитают россияне и почему?
ЕГЭ: Взрослый слив и дети-стрелочники Скандал с утечкой материалов ЕГЭ начался 27 мая: во время экзамена по русскому языку в интернет попали контрольно-измерительные материалы экзамена. 3 июня выпускники сдают математику, в социальных сетях уже сейчас можно купить готовые ответы.
Лишь треть православных школ прошла конфессиональную аттестацию Что такое конфессиональная аттестация школ, что включает в себя православный образовательный стандарт, какими бывают православные средние учреждения — об этом и не только рассказывает иеродиакон ЛАВРЕНТИЙ (Полешкевич).
«Я не ставил себе задачу рассказать о Боге» Почему такой цели не ставил себе автор учебника по ОПК диакон Андрей КУРАЕВ, какие — ставил и удалось ли в результате решить хитрую задачу «культурологического подхода к вере»?
Что за зверь ГИА? Результаты Государственной итоговой аттестации (ГИА) и Единого государственного экзамена (ЕГЭ) часто вызывают вопросы: как они считаются, как оцениваются работы, как эти странные цифры соотносятся с привычной пятибальной шкалой? «НС» попытался разобраться
Реформа школы: ГТО и форма В сфере образования проводятся реформы. Одна из последних - школе предложили возродить нормативы ГТО и вернуть единую форму.
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.