В идее единого учебника истории нет ничего страшного, это, наоборот, проявление государственного здравомыслия, считает глава фонда «Предание» Владимир БЕРХИН, в прошлом преподаватель истории в школе
Чтобы понять человека, надо знать его прошлое. Чтобы понять народ, надо изучить его историю. Чтобы знать, кто я, куда и зачем я двигаюсь – мне неизбежно придется напрягать память – потому что там, где я есть сейчас, я появился не только что, а прибыл откуда-то по куда-то.
Эти вполне очевидные соображения, если попытаться найти им практическое применение превращаются в простую идею: чтобы управлять людьми, необходимо понимать, что они думают о собственном прошлом, о своей истории.
Государство, честно озабоченное тем, как оно будет управлять своим населением завтра, неизбежно хочет сформироваться у этого населения совершенно определённый образ прошлого, в котором именно это государство – легитимно, именно это государство – наиболее справедливо и логично существует на данный момент.
И идея единого учебника истории, который позволил бы в общем и целом предсказать мнение об истории у завтрашних россиян, тут также более чем логична. Это здравая, нормальная и очень техничная идея. Часть родителей справедливо опасается, что в этом едином учебнике будет написано нечто, не совпадающее с представлениями об истории, принятыми в их семье. Это также нормально и неизбежно, когда трактовки расходятся.
Всё равно невозможно угодить всем. Если выпустить учебник для школ, созданный в методологии профессора Зубова и его «Истории России XX века», то недовольных будет не меньше, чем если учебник для школ напишет, например, Александр Проханов.
Я не вижу в идее единого ничего плохого, стесняющего свободу мысли или препятствующего науке. Школьный учебник – это не научный труд, никто и никогда не ставил своей целью создать идеологически нейтральный школьный учебник. Наука, в том числе историческая, по самому своему определению стремится к объективности и безоценочности.
Для историка Курская Битва – не схватка Добра со Злом, не схватка Зла со Злом, а просто военное столкновение, в определённое время в определенных условиях, которое привело к таким-то последствиям.
Историк при написании труда даже о том, как палачи расстреливают жертв, должен прежде всего быть честным и последовательным в работе с источниками, а не раздавать роли. Кто палач, а кто жертва, решают в других произведениях, другого жанра. В исторической работе решают только – кто что сделал или не сделал и, до известной степени, почему, в результаты действия каких условий, история сложилась именно так. Историк обязан всеми силами изгонять из научных творений всякий дух пристрастности и субъективности – хотя изгнать его полностью, несомненно, невозможно.
А школьный учебник истории – это не научный труд историка. Это практическая книга, созданная не ради поиска исторической истины, а исключительно для того, чтобы внедрить в сознание детей определённые идеи. Так всегда было и это нормально.
Родители, когда воспитывают ребёнка, тоже решают за него – что хорошо и что плохо, следует или не следует любить бабушку и можно ли плеваться на улице, и даже стоит или не стоит посещать воскресную литургию. Это право взрослых – воспитывать детей с определёнными идеями, и никто, кажется, не подвергает ревизии это право само по себе. Существуют разные точки зрения о границах этого права, но вряд ли кто-то будет воспитывать ребёнка вообще безыдейно – это и технически не вполне возможно. Да и ребёнок невротиком вырастет.
Школьные учебники истории всегда идеологически ангажированы. Начиная с истории древнего мира, в которой греки почему-то «хорошие», а персы – почему-то «плохие». Да, чем старше класс, тем больше сложность картины – но к «объективности» она не стремится никогда. Учебник формирует взгляд на исторические события, но как бы авторы ни пытались рассказать о том, что всё сложно и неоднозначно – сама идея связного последовательного и неизбежно ограниченного описания событий в любом случае отражает пристрастия авторского коллектива.
Даже просто в том, какие факты были замечены и поставлены во главу угла, а какие были пропущены, отправлены во второй ряд и сноски, а какие вовсе проигнорированы. Диктуй этот выбор историософские пристрастия, этические, религиозные или политические соображения, авторы школьных учебников неизбежно пишут именно «свой вариант» истории.
И правильный, честный, откровенный подход к единому учебнику – да и вообще к гуманитарным школьным учебникам – будет состоять в том, чтобы написать в предисловии о том, с какой целью этот учебник написан.
Например «предлагаемое учебное пособие исходит из важнейшего для современной России принципа исторического преемства между Российской Империей, Советской Россией и Российской Федерацией как этапами единого процесса становления России как цивилизационной матрицы» и так далее.
Или же: «Авторский коллектив исходит из того, что события начала ХХ века в России представляют собой трагедию, нарушившую естественное течение русской истории и заведшей страну и народ в социальный, национальный и философский тупик, выход из которого возможен только путём возвращение на общую дроги развитых (западных) стран» - другой подход.
Идеология может быть полезна или вредна для решения каких-то задач. Она может быть логична или безумна. И я не против идеологической накачки в том числе и в школе – она всё равно неизбежна, глупо хотеть того, чего не бывает.
Единственное требование – чтобы эта идеология была открытой. Чтобы она не рядилась в единственно научный подход, а честно заявляла: да, я учу детей определённым идеям.
В коне концов, мне кажется, родители беспокоятся зря. В Советском Союзе идеологическая накачка детей была неимоверно мощной. Начиная с детского сада все пели песенки про Ленина, носили красные звёздочки и далее до самой могилы идеи о том, как и для чего существует Страна Советов и как она стала самой собой не оставляли человека ни на минуту. Что не мешало верующим родителям воспитывать детей в Церкви, а самим детям спокойно пропускать весь этот идеологический шум мимо ушей. А население постепенно вообще перестало слышать ритуальные слова самой передовой части человечества. Чем это закончилось – известно.
Вот и новая попытка внедрить общую идеологию при желании, столь же легко обходится стороной.
Знаете ли вы Москву?
Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва?
Ученье — свет
Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя?
Крещение Руси
День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое.
Счастливые годы последней императорской семьи
Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России?
Русские святые
Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины
Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей
Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии.
400-летие дома Романовых: памятные места
Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых.
Династия Романовых и благотворительность
В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия.
Пасха
Зачем идет крестный ход знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»?
Великий пост
Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение.
СретениеРождественская викторина
Читайте также:
ОПК на старте: Как в школах выбирали религию С сентября 2012 года во всех школах России появится новый обязательный предмет: Основы религиозных культур и светской этики (ОРКиСЭ). В мае школы определялись с выбором модулей. Какую же религию предпочитают россияне и почему?
Министерство образования гарантирует светский характер ОПК По итогам двухлетнего эксперимента, с первого сентября этого года во всех школах Москвы стартует преподавание основ православной культуры. На пресс-конференции в «Комсомольской правде» специалисты подвели итоги региональной апробации курса длившейся в течение последних двух лет.
Зачем уважать учителя? Мой сын пришел из школы и заявил, что учительница — дура. Я сказала, что он не имеет права так отзываться о старших, сын обиделся и замкнулся. Честно говоря, учительница эта — не очень хороший профессионал, да и как человек мне неприятна. Но когда ребенок называет пожилую женщину дурой — это ни в какие рамки не лезет. Не очень знаю, как правильно себя вести в такой ситуации? Светлана
Реформа школы: ГТО и форма В сфере образования проводятся реформы. Одна из последних - школе предложили возродить нормативы ГТО и вернуть единую форму.
«Я не ставил себе задачу рассказать о Боге» Почему такой цели не ставил себе автор учебника по ОПК диакон Андрей КУРАЕВ, какие — ставил и удалось ли в результате решить хитрую задачу «культурологического подхода к вере»?
В Татарстане ни основ Ислама, ни ОПК в этом году не будет Курс ОРК (Основы мировых религиозных культур) будет преподаваться исключительно на гуманистической основе — так решили в Министерстве образования республики. Представители Ислама с таким решением совершенно согласны.
Совсем не скауты 90 лет назад, в мае 1922 года, в СССР была создана Всесоюзная пионерская организация. Юбилей дал повод людям старшего поколения вспомнить о пионерских кострах и военной игре «Зарница», в то время как более молодое поколение пребывает в уверенности, что пионеры отличаются от скаутов лишь цветом галстуков. В действительности водораздел проходит отнюдь не в сфере атрибутики
Последнее слово: уроки риторики и логики Почему мы не умеем спорить? Для участников множества российских сетевых дискуссий желание заткнуть собеседника, уничтожить его морально – главнее аргументов. Кто виноват и что делать – размышляет Андрей ДЕСНИЦКИЙ.
Лицейские хроники 19 октября празднуется день царскосельского Лицея. В 1811 году преподаватель Куницын выступал перед юным Пушкиным и другими лицеистами с речью о верности отечеству, дружбе и достоинству гражданина. Сто лет спустя именно эти идеалы превратились в обвинительный приговор советской власти последним лицеистам/
Священник в светском вузе. Что из этого может получиться? Нынешние студенты живут в постхристианском мире, то есть в мире, который посетил Христос. Их мировоззрение бесконечно далеко от церковной проблематики. И тем не менее христианство, помимо их воли, оставило в них свой глубокий след. Может быть, именно это может стать ключом к взаимопониманию между Церковью и светской молодежью? Своим мнением и опытом делится священник Дмитрий СВЕРДЛОВ
Война, которую учитель проиграл? В потоке политических новостей с особой горечью воспринимаются известия о том, что именно учителей фактически заставляли на избирательных участках творить всякие волшебства по указанию сверху. И большинство соглашалось. О том, что происходит с ролью учителя в нашем обществе – Андрей ДЕСНИЦКИЙ
Среднее частное Частные школы в России не смогли стать заметной силой в изменении образования в стране, не решили назревших вопросов в подготовке детей к современной жизни. Государство по-разному относится к частным и государственным школам, предоставляя последним режим наибольшего благоприятствования, а общество не предъявляет заметного спроса на их услуги, несмотря на их большой потенциал
Революция в школе Ни одна из реформ последнего десятилетия не вызывала и не вызывает такого количества споров и разногласий, не порождает такого количества мифов и слухов и не объединяет против себя чуть ли не все слои общества, как реформа образования. «НС» решил разобраться, в чем же суть предлагаемой реформы и почему общество так сильно боится перемен
Дети русской эмиграции о революции 1917 года Мы вспоминаем страшные события 95-летней давности. Трагедию, случившуюся в стране тогда, чувствовали не только взрослые. Дети понимали ее по-своему, в каком-то смысле чище и острее. Мальчики и девочки 1920-х годов. Голоса тех детей рассказывают больше и правдивее, они не умеют врать.
Елена Шичалина: ЕГЭ хорош лишь для средних Если собрать все положительные отзывы о ЕГЭ, то и это будет каплей в море критики, которая обрушивается на единый и обязательный экзамен. Сейчас, в разгар набора абитуриентов, споры о достоверности результатов тестирования разгораются с новой силой. О том, насколько легко дается ЕГЭ ученикам сильных школ, мы беседуем с Еленой Федоровной ШИЧАЛИНОЙ, директором школы-гимназии при греко-латинском кабинете Ю. А. Шичалина.
Сентябрьский номер «Нескучного сада»: тема – религия в школе За введение курса Основ религиозных культур и светской этики во всех школах страны проголосовало 53% россиян. С сентября 2012 года в школах дети будут изучать религию. Решит ли этот курс все проблемы религиозного воспитания в стране? Шесть модулей по количеству основных религий в России — есть из чего выбрать. Так почему многие верующие родители предпочитают ограничить знания своих детей светской этикой?
Религия в школах Германии: без учебника и идеологии Как построено религиозное образование в школах Германии, где и как готовят учителей, а главное, становится ли жизнь немецких школьников более христианской? За информацией мы обратились к Варваре БАЗАНОВОЙ, преподавателю Православия в церковно-приходской школе им. А.С. Пушкина при кафедральном соборе святых новомученников и исповедников Российских в Мюнхене, и иерею Владимиру ЕГОРОВУ, клирику храма пророка Илии города Штутгарта Берлинской епархии (Московский Патриархат).
Племянница Игнатия Брянчанинова: "Мечтаю, чтобы внуки говорили по-русски" 13 мая празднуется память святителя Игнатия, одного из немногих святых, которого больше знают не по его архиерейскому титулу, а по фамилии -- Брянчанинов. Как сложилась судьба старинного дворянского рода после революции, где живут Брянчаниновы сегодня?
Что интересно молодым в Церкви? «Вы призываете к церковности, а в самой Церкви – конфликт поколений», – эта фраза одной студентки стал отправной точкой для долгих и увлекательных дискуссий взрослых и «детей», которые давно уже выросли и стали задавать совсем не детские вопросы. Проблемы молодежи обсуждались на прошедшей с 16 по 18 сентября международной конференции «Церковь и молодежь» в Ясной поляне.
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.