Нескучный сад - Журнал о православной жизни

Религия в школах Германии: без учебника и идеологии

9 (80)'2012 Главная тема  03.09.12 10:04 Версия для печати. Вернуться к сайту

Как построено религиозное образование в школах Германии, где и как готовят учителей, а главное, становится ли жизнь немецких школьников более христианской? За информацией мы обратились к Варваре БАЗАНОВОЙ, преподавателю Православия в церковно-приходской школе им. А.С. Пушкина при кафедральном соборе святых новомученников и исповедников Российских в Мюнхене, и иерею Владимиру ЕГОРОВУ, клирику храма пророка Илии города Штутгарта Берлинской епархии (Московский Патриархат).СПРАВКА:

Варвара БАЗАНОВА родилась в 1982 году в Мюнхене в семье священника РПЦЗ. В 2005 году окончила Сорбонну, в 2008 году — Мюнхенский университет Людвига-Максимилиана (славистика, православное богословие). Прихожанка кафедрального собора Святых Новомучеников и исповедников Российских в Мюнхене. Замужем, одна дочь.

Иерей Владимир ЕГОРОВ родился в 1966 году в Обнинске в семье физиков. Окончил Полтавскую семинарию, Московский институт национальных и региональных отношений; кандидат философских наук. Работал в России в системе РОНО, учителем истории, химии. Женат, две дочери.

В государственных школах Баварии католицизм изучает 61% учащихся (общее число католиков в школах 62,9%), протестантизм — 23,6% (на 23,8% протестантов). Оставшаяся часть приходится на общины, признанные на государственном уровне как «корпорации общественного права», среди которых и Православие — 0,2% .

Самый древний предмет

Варвара Базанова: Говоря о Германии, надо учитывать, что это очень разнородная страна, и законы ее федеральных земель (субъектов федерации) сильно различаются. Но преподавание религии в школах Германии — давняя традиция, которая никогда не прерывалась, первые школы здесь возникали при монастырях. Конечно, светский дух коснулся и Германии. Во времена Веймарской республики (1919-1933) появлялись дискуссии на тему: нужна ли религия в школе, можно ли создавать школы, где бы этот предмет не преподавался. Но в итоге на общегосударственном уровне было принято решение религию в школе оставить. Сегодня изучение религии закреплено в Конституции Германии, гарантирующей ее гражданам «свободу совести и нерушимость религиозных прав» (ст. 4). Это штатный предмет (Religion), оценка за который идет в аттестат. Лишь в некоторых землях Германии Religion преподают факультативно.

Для преподавания религии государство предоставляет школу и учителя (образование которого оно оплачивает на теологических факультетах университетов или в педагогических институтах, а в школе платит ему зарплату). За содержание уроков и учебники отвечает Церковь.

Отношение к религии в Германии определено отношениями государства и Церкви, построенными на принципах конкордата: Церковь и государство рассматриваются в качестве самостоятельных, равноправных партнеров; они отделены друг от друга и имеют свои собственные задачи и зоны влияния, но и сферы взаимного сотрудничества.

Как преподают Religion?

Варвара Базанова: Я расскажу о преподавании религии на примере Баварии, крупнейшей из федеральных земель Германии. Religion преподается здесь с первого класса до выпускного (при обучении в гимназии школьник изучает предмет с 6 до 18-19 лет). Предмет представлен двумя обязательными модулями: это католицизм и протестантизм. В качестве альтернативы — курс светской этики. С 2009 года в некоторых школах Германии в формате эксперимента пробуют вводить уроки ислама.

Выбор — что именно будет изучать ребенок — делают родители. Лишь в последнем классе гимназии (в 18 лет) он может изменить это решение (изучать религию другой конфессии, или другую религию, или светскую этику).

На Religion отведено два учебных часа в неделю. Обычно класс делится на католическую и протестантскую группы, остальные идут на светскую этику. Если в группе количество учеников меньше пяти, школы договариваются между собой и объединяют учеников в одну группу.

Бывает и так, что конфессия берет на себя религиозное образование и предмет изучается в христианских общинах. Но аттестацию по нему школьник должен все равно получить в школе.

В Баварии все школьные каникулы (кроме летних) установлены в прямой зависимости от христианских праздников.

Кто преподает?

Варвара Базанова: Преподавателем Religion могут быть как священники, так и светские лица. Главное требование — обязательное высшее богословское образование, полученное либо в конфессиональном учебном заведении (семинарии), либо на теологическом факультете университета или в педагогических институтах по специальности «преподаватель Религии». По определению и априори учитель религии в школе должен быть верующим. Ведь у нас религию изучают не культурологически, а как Закон Божий, здесь нет дистанции, взгляда «извне».

К преподавателям других конфессий или религий, например иудаизма, ислама, требования те же: высшее богословское образование плюс хороший немецкий, а также опыт преподавания.

Иерей Владимир Егоров: На теологическом факультете будущий преподаватель религии в школе изучает древнееврейский, древнегреческий, латынь — чтобы свободно работать с древними текстами, читать и переводить Священное Писание, Платона, Аристотеля, Гомера и проч. Изучают основное богословие, всю мировую религиозную философию, Новый Завет, историю Церкви — это только общие предметы, потом начинается специализация.

Что преподают

Иерей Владимир Егоров: Уроки религии, конечно, дают информационный багаж по христианскому вероучению, Священной истории, Священному Писанию, жизни и правилах Церкви. Но не только. Важная цель — интеграция веры в жизнь. В младших классах проходят основы веры, в более старших изучают то, как эти основы прилагаются к жизни, во взаимоотношениях между людьми, между народами, в семье, в отношениях к ближнему, слабому, сильному и т. д. Разбираются с христианской точки зрения конфликты, рассматривается весь спектр жизненных ситуаций.

Варвара Базанова: Все эти задачи актуализируются в разных классах по-разному, в зависимости от запросов, психологии ребенка: например, когда у подростка появляется множество вопросов к себе и ближним, применяется «биографический» подход — им предлагают помощь в понимании своего «я», в ответах на вопросы «откуда я?», «зачем я пришел?», в правильном выстраивании отношений с другими, с миром, в вырабатывании своей позиции в этических вопросах.

Примерно к восьмому классу у школьников возникает критическое отношение к Священному Писанию — как к «бабушкиным сказкам». И здесь важно предложить иное, духовное измерение, которое материалистическому анализу не поддается. То есть на Religion учат в том числе и аргументированному контркритическому мышлению по отношению к чистому материализму.

Иерей Владимир Егоров: Решается это с помощью принципа межпредметных связей: например, если по биологии проходят зарождение жизни, на Religion обсуждаются различные теории эволюции в христианском дискурсе, те же вопросы, в своих аспектах, обсуждаются на физике и химии. Так у ученика возникает знакомство с теориями из разных областей знаний и умение с ними работать.

Варвара Базанова: Уроки католиков и протестантов также проходят в согласовке: например, в шестом классе все конфессии знакомятся с Евангелием, в седьмом — с другими вероисповеданиями и т. д.

Иерей Владимир Егоров: В двух последних классах школы (это уже гимназический курс) подготовка по Religion очень серьезная. Могут даже учить древнегреческий, латынь. В сравнении с нашей образовательной системой два класса гимназии в Германии по религии — это два первых курса семинарии или богословского института. И если школьник подходил к учебе серьезно, то с ним после окончания гимназии можно говорить очень серьезно о началах богословия.

Религия без учебника

Варвара Базанова: С учебниками по религии в Баварии совершенно особая ситуация. Единого рекомендованнного для общего пользования учебника попросту нет. Есть разные учебники (католические и протестантские), которые учитель может рассматривать как некий ориентир.

Есть единый учебный план, где выложены темы для изучения. Но как будет раскрыта тема, например, Заповеди блаженств — дело учителя. Есть множество методических разработок, составленных нередко совместно министерством просвещения и разными конфессиями, во всяком случае скоординированных. Но их статус также необязательный, ориентирующий. Более того, такую методичку может написать любой дипломированный учитель, допущенный министерством просвещения к преподаванию религии, и, если она одобрена Церковью, вести по ней свой урок. Творческий подход, поиск новых форм и идей только приветствуются. А при приеме учителя на работу у него обязательно спросят: какова ваша методика преподавания?

Еще шире творческие возможности у учителя светской этики, так как ему не требуется церковное одобрение. Здесь также нет единого учебника, лишь разные пособия, и от учителя требуются свои идеи и программы, способность организовывать и вести дискуссии, проявлять адекватную толерантность или, наоборот, принципиальность.

Религия без идеологии

Иерей Владимир Егоров: Немецкий школьник изучает просто религию, а не религию в государственно-идеологическом контексте. В государственных школах связь религии и идеологии исключена: во времена нацизма в Церкви были общины, лояльные к нацистскому режиму, были и те, кто открыто выступал против и кого уничтожали за антифашистские взгляды. Поэтому после Второй мировой войны к любой идеологии немцы относятся с огромной осторожностью. Этим они отличаются, например, от России. У нас сегодня разговор о Православии в школах нередко строится по принципу: «Сергий Радонежский основал свой монастырь, чтобы заложить основы культуры и величия русского народа». Еще не всем понятно, что преподобный Сергий основ культуры не закладывал — это духовная культура русского народа сложилась под влиянием того, что сделал он и его ученики-последователи. Есть опасение, что христианские ценности в школьном курсе ОПК могут отрабатываться в контексте государственно-церковной идеологии: «Москва — третий Рим». Такая идеология по вкусу даже атеистам: когда я защищал диссертацию по философии (специальность — «философия политики и права») уже будучи священником, профессора в совете говорили мне: «Батюшка, ты нас извини, мы в Бога не верим, но мы все православные». Большинство из них воспринимают Православие не как мировоззренческую, а как общественно-политическую систему, в которой Христу порой не оставляют места.

Урок Православия

Варвара Базанова: Впервые право на преподавание Православия в школах Германии было получено Русской Зарубежной Церковью в 1956 году в Баварии (сегодня такое право есть не в каждой федеральной земле Германии). С притоком «гастарбайтеров» это право получили также греки и сербы. С тех пор католики по закону не могут преподавать русским православным детям католицизм, если они не получили разрешение от епархии РПЦЗ. Аналогичная ситуация в греческой и сербской Церквях. Правда, это право нарушается, но лишь потому, что православных учеников гораздо меньше, чем католиков и протестантов, и многие школы, впервые сталкиваясь с появлением православного ученика, не знают, как себя с ним вести. Тут требуется решимость родителей отстаивать свои права, а такой решимости часто нет. Если же у ребенка нет физической возможности посещать Закон Божий (например, он проживает в баварской глубинке, где нет прихода и священника с правом преподавания), Православная церковь разрешает детям посещать уроки католицизма или протестантизма, оговаривая, чтобы им не предлагали участвовать в таинствах.

В государственных школах преподавание Закона Божия ведется на немецком, но, поскольку на такие уроки ходят русские, мы стараемся объяснять в министерстве просвещения, как важен нам и русский, и церковнославянский язык, на котором ведется наше богослужение, и в министерстве на такую замену языка смотрят с пониманием. Лишь в двух последних классах гимназии мы ведем преподавание по-немецки, но это делается уже в интересах самих детей, которые обязаны сдать экзамен по Православию на немецком языке.

«Главных» учебников у нас также нет. За ориентир мы берем старый и прекрасный учебник отца Серафима Слободского, а в остальном каждый преподаватель ищет свой материал и методику.

Светская этика на христианских началах

Варвара Базанова: Светскую этику в Германии выбирают в основном некрещеные дети неверующих родителей. Но есть и верующие, которые не крестят своих детей в детстве, считая, что они должны свободно выбрать себе веру. Такие родители нередко посылают ребенка изучать «не свою» религию, например, католики записывают ребенка в протестантский класс, и наоборот. Или на курс светской этики. Но для этого нужно специальное разрешение: если верующая семья, соотносящая себя с какой-либо религией (эти данные указываются в анкете, потому что немцы платят налог на Церковь), принимает решение о том, чтобы ребенок ходил не «на свою» религию или курс светской этики, им нужно сделать мотивированный запрос в свою епархию и получить разрешение.

Иерей Владимир Егоров: На светской этике проходят практически то же самое, что и в этике религиозной, только там не дается религиозного обоснования каких-то максим поведения, нет корня этики. Но можно сказать, что светская этика в Германии — это христианство без Христа.

«Вера — от слышания»

Варвара Базанова: По статистике, почти 80 процентов школьников Баварии ходят на уроки Religion. Конечно, не все они — практикующие христиане. Но когда я вспоминаю детей, которые, придя к нам на урок, о Церкви и понятия не имели, а потом, не сразу, стали появляться на службах, приступать к таинствам, я понимаю, что нельзя уходить от своей ответственности перед Богом и не пользоваться теми возможностями, которые дает закон. Помню некрещеную девочку, которой в порядке исключения разрешили ходить на наш урок (ради русского языка, как хотела ее мама). У меня в классе она была активнее всех и скоро сказала о желании креститься. Мама была не против, но вела себя пассивно. Девочка же добилась, чтобы мама договорилась с батюшкой, и очень осознанно приняла крещение. В храме ее, правда, видно нечасто, ведь трудно десятилетнему ребенку из нецерковной семьи заставить родителей регулярно участвовать в богослужениях. Но на занятия она ходит всегда.

Иерей Владимир Егоров: В государственных школах Германии не занимаются воспитанием в том смысле, как это понимают у нас. Предмет «Религия» дает набор знаний и навыки к их применению, чтобы человек пришел в свою религиозную общину уже подготовленным (я не говорю об уроках Православия). Эти знания могут быть востребованы, а могут — нет.
Однако любая информация влияет на наше сознание. Если эта информация осмыслена, правильно подана, исключает идеологическую корысть, она самим своим содержанием будет влиять на нравственность. Ведь сказал же апостол Павел: «...вера от слышания, а слышание — от слова Божия» (Рим. 10: 17). Ну а дальше остается та свобода, которую дал Христос: принять Его или отвергнуть. Но предмет «Религия» позволяет этот выбор сделать ответственно — с пониманием того, что человек выбирает или что отвергает, без мифов, иллюзий, безграмотности «ой, а я и не знал».