Скандал с массовой утечкой материалов ЕГЭ продолжается. Начался он 27 мая, когда во время экзамена по русскому языку в интернет попали контрольно-измерительные материалы экзамена. В социальных сетях обнаружилось множество групп, торгующих материалами ЕГЭ и ГИА. Экзамены продолжаются, в Интернете появляются все новые утечки, Рособрнадзор предлагает «не нагнетать» и обещает, что 60 выпускников, выложившие материалы в сеть, не получат аттестатов.
Между тем проблема отнюдь не в шестидесяти выпускниках, которые протащили на один конкретный экзамен телефоны, сфотографировали свои работы и выложили их в Интернет. Утечка материалов куда серьезнее и масштабнее. Слив обеспечили не дети, а взрослые, имевшие доступ к экзаменационным материалам. Министерство и Рособрнадзор полагают, что это учителя на местах. Однако характер выложенных материалов свидетельствует, что утечка имела централизованный характер.
Учителя, проверявшие ГИА по математике, рассказывают, что видели сотни, если не тысячи работ, списанных с готовых ответов. В последние два дня произошел массовый выброс экзаменационных материалов в общий доступ: в Сеть попали материалы следующих ЕГЭ. Как пишет Дмитрий Гущин в «Учительской газете», «на американском анонимном файлообменном сервере http://anonymousdelivers.us, там же, где несколько дней назад были выложены экзаменационные материалы по русскому языку, сегодня выложены архивы с полными комплектами экзаменационных заданий по истории, биологии, информатике, математике, обществознанию и химии. Адреса для скачивания сообщаются только тем, кто заплатил организаторам за досрочное получение экзаменационных заданий».
Контрольно-измерительные материалы к экзамену по истории, который прошел сегодня, 30 мая, появились в Сети примерно за полтора дня до него; выпускники, приходя с экзамена, рассказывают своим учителям и родителям, что практически в каждой аудитории были люди – где несколько человек, а где и почти каждый - с заранее припасенными КИМами. Некоторые дети, купившие КИМы, рассказали своим репетиторам, что они полностью соответствовали реальным экзаменационным материалам.
Тем временем в Сети понемногу появляются задания по математике к экзамену, который будет 3 июня. Массовый слив обещан на 2 июня.
Уже 27 мая учителя, родители и общественные деятели, обеспокоенные тем, что в Сети торгуют экзаменационными материалами, стали обращаться во все инстанции, требуя закрытия групп, где выкладываются КИМы. Некоторые удалось закрыть при вмешательстве Общественной палаты. Ни для кого не секрет, что под «соцсетями» подразумевается, как правило, «ВКонтакте», где сидят чуть не все школьники страны, а любая информация о том, где раздают правильные ответы, разлетается со скоростью клика мышкой. Несмотря на то, что администрация «ВКонтакте» закрыла 72 группы с общим числом пользователей 1,6 млн человек, некоторые группы продолжали работать до конца экзамена.
Историк Александр Морозов, преподаватель подготовительных курсов ИСАА и председатель редакционного совета журнала «Преподавание истории в школе», рассказывает: «Примерно месяц назад мои ученики начали рассказывать, что можно будет купить КИМы к экзаменам, и для этого классы собирают деньги. В прошлом году в Интернет выкладывали ответы, но это в основном были фальшивки. В этом году проблема совсем другого плана. Как только у меня появилась конкретная информация, я сразу сообщил о проблеме разработчикам. Мне ответили: «Информация передана в службу безопасности». 27 мая, когда в группах «ВКонтакте» выкладывали экзаменационные материалы, я пытался добиться закрытия известных мне групп. Написал в администрацию ВК, в Рособрнадзор, даже Д.Медведеву. Приложил скриншоты выложенных материалов. Через два часа, когда экзамен уже закончился, а группа отработала свое, администрация «ВКонтакте» откликнулась, сообщив, что закрывает группы только по распоряжению вышестоящих инстанций. Я звонил и по горячей линии Общественной палаты. Там мне ответили: «Вы не первый обращаетесь с этой информацией, но мы не знаем, что делать».
Фактически сама идея ЕГЭ оказалась обессмысленной всеобщим отказом играть по установленным правилам. Некоторые аналитики уже пишут о том, что происходит безнадежная гонка, в которой Минобр пытается угнаться за школьниками, вооруженными последними достижениями науки и техники, - эпическая битва Геракла с гидрой, у которой на месте отрубленной головы тут же вырастают две новые. Высказываются мнения, что массовая утечка – это часть кампании, нацеленной на то, чтобы свалить министра образования Дмитрия Ливанова: слишком она масштабна для того, чтобы оказаться делом рук школьников.
Сегодня заслуженный учитель Российской Федерации Тамара Эйдельман написала открытое письмо министру образования с требованием провести расследование утечки экзаменационных материалов, добиться наказания виновных и реального выполнения запрета на пользование мобильными телефонами на экзаменах. Письмо находится здесь: www.echo.msk.ru и открыто для подписания.
«Реакцию на письмо я могу предсказать. В Министерстве образования уже занялись поиском стрелочников, - говорит Тамара Эйдельман. – Уже оказывается, что виноваты дальневосточные школьники с телефонами и учителя на местах. Разумеется, в конечном итоге окажутся виноваты учителя. А виновата коррумпированная система, при которой ЕГЭ организуют те самые структуры, качество работы которых оно проверяет. Материалы ЕГЭ выложены в сеть явно не детьми. Это невероятный разврат, идущий сверху донизу. На экзаменах должны работать глушилки. А пока их нет – в округах должны знать, что проводящих экзамен учителей не будут наказывать, если они выгнали из аудитории детей с телефонами. ЕГЭ сдают не в своей школе, а в чужой, но округ-то один, и начальство одно, никто не заинтересован в том, чтобы выгонять нарушителей с экзамена. Три с половиной часа экзамена надо разбить на несколько частей по сорок пять минут или часу, а между ними делать перерывы, - тогда никто не будет отпрашиваться в туалет. А главное – наказывать надо не несчастных тетенек на местах, не увидевших, что ребенок пронес на экзамен телефон. Телефоны – это вообще не главное. Главное - надо найти, кто выложил варианты ЕГЭ в интернет. Это взрослые люди, их найти можно, и это не очень трудно».
Александр Морозов говорит: «КИМов к экзамену должно быть не 4 варианта, как сейчас, а 30-40, тогда слив материалов накануне экзамена не имел бы никакого смысла».
Бороться с утечками можно. В Петербурге опубликованный в Сети текст ГИА по математике перемешали и получили фактически новые экзаменационные материалы.
Можно пожаловаться на слив КИМов ЕГЭ в Генеральную прокуратуру, поскольку это нарушение прав школьников на честную сдачу ЕГЭ. На сайте Генпрокуратуры есть форма обращения, и родители выпускников уже отсылают туда свои требования провести расследование.
Однако перекрыть утечки материалов ЕГЭ – это еще не решение системной проблемы. Всеволод Луховицкий, член совета Межрегионального независимого профсоюза работников образования «Учитель», указывает на множество проблем, порождающих экзаменационную коррупцию: «Не уверен в том, что сейчас необходимо именно ужесточение правил. Списывание и торговля правильными ответами были и в прошлом году, и 30 лет назад. Надо менять суть: давать альтернативные варианты экзамена, отказаться от оценивания работы школы по результатам ЕГЭ, разделить выпускной экзамен и вступительный в вуз, отменить обязательную службу в армии. Иначе нарушения при проведении экзамена неизбежны».
При этом утечка оказалась выгодна практически всем, кроме немногочисленных старательных детей, которые пытались честно готовиться к ЕГЭ. Ставки в ЕГЭ чрезвычайно высоки, и не только потому, что от экзамена зависит поступление в вузы и дорогостоящая учеба («дешевле купить экзамен, чем потом пять лет оплачивать обучение», честно говорят абитуриенты). Беда еще в том, что далеко не все школы страны дают детям образование, достаточное для того, чтобы сдать государственные экзамены хотя бы на тройку, а системной работы с отстающими нет вообще. Пока экзамены были внутришкольными, неуспевающим детям просто натягивали тройки; при нынешней системе эти дети, и их семьи оказались в ловушке, из которой практически нет законных выходов. Для детей, не сдавших ГИА или ЕГЭ, остаются варианты «пересдать до осени», если завален один экзамен, или «выйти со справкой», подвергаясь всеобщему осуждению и теряя год. Школы не особенно заинтересованы во второгодниках, экстернаты прямым текстом говорят, что не хотят брать даже троечников. В прошлом году в прессе немало писали о детях, которые вешались из-за двойки по ЕГЭ: слишком высоки ставки, слишком велик позор для двоечников. Альтернативные образовательные траектории для детей, заваливших экзамены, на государственном уровне никак не продуманы, семьи должны решать проблему самостоятельно и решают ее привычным способом: что можно купить – купим. Работа школ и учителей оценивается по результатам ЕГЭ и ГИА, так что и для них нечестная игра соблазнительна. Округа городов и регионы России тоже соревнуются - у кого результаты ЕГЭ выше, у кого ниже, - так что местные власти весьма заинтересованы в том, чтобы учителя вскрывали конверты заранее, закрывали глаза на нарушения и не лезли не в свое дело, обнаружив при проверке десятки идентичных работ.
В обществе, коррумпированном сверху донизу, придумать идеальную форму экзамена и блокировать все утечки практически невозможно. Пока были свои экзамены в школах и приемные в вузах – были приватные договоренности с учителями и ректорские списки «нужных» абитуриентов. Ввели ЕГЭ – коррупция вышла на государственный уровень. Противопоставили ему систему олимпиад – коррупция вмешалась и в нее.
Когда школы страны не дают хорошего образования, а от сдачи теста напрямую зависит судьба выпускника на много лет, повальное жульничество на экзаменах практически неизбежно. «Аналоги ЕГЭ в других странах (тесты в высокой значимостью) в условиях некачественного образования неминуемо приводили к массовым фальсификациям», - напоминает Александр Ковальджи, замдиректора по науке лицея «Вторая школа».
Эта проблема не решается ни глушилками, ни расследованиями. Что совершенно не отменяет необходимости играть по правилам. Систему менять – долго и трудно. А найти, кто из взрослых, имеющих доступ к КИМам, слил их в Сеть, и принять меры, чтобы больше этого не было, - задача куда более локальная, простая и выполнимая.
Знаете ли вы Москву?
Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва?
Ученье — свет
Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя?
Крещение Руси
День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое.
Счастливые годы последней императорской семьи
Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России?
Русские святые
Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины
Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей
Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии.
400-летие дома Романовых: памятные места
Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых.
Династия Романовых и благотворительность
В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия.
Пасха
Зачем идет крестный ход знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»?
Великий пост
Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение.
СретениеРождественская викторина
Читайте также:
Закон об образовании: Учите сами, как хотите? Два года обсуждался проект нового закона об образовании. Общественность прислала к нему двадцать тысяч поправок. 10 ноября на митинг в защиту образования от коммерциализации, которую предполагает новый закон, пришло около 500 человек. Какие подводные камни есть в проекте закона и чем вызван протест, рассказывает участник митинга публицист Ирина ЛУКЬЯНОВА
Светская этика в светской школе: «за» и «против» Способен ли «научить морали» нынешний курс школьный курс «Основ религиозных культур и светской этики», поможет ли он ученикам ориентироваться в отношениях между религиозными общинами, не путают ли его порой родители с курсом этикета, рассуждает иеродиакон ЛАВРЕНТИЙ (Полешкевич), заместитель декана факультета церковного служения Российского Православного Университета
Война, которую учитель проиграл? В потоке политических новостей с особой горечью воспринимаются известия о том, что именно учителей фактически заставляли на избирательных участках творить всякие волшебства по указанию сверху. И большинство соглашалось. О том, что происходит с ролью учителя в нашем обществе – Андрей ДЕСНИЦКИЙ
ЕГЭ: Смухлюй, или проиграешь Второй акт экзаменационной драмы продолжается. 1-2 июня в сети появились материалы экзамена ЕГЭ по математике, который прошел 3 июня. Как и на экзамен по русскому языку, школьники пришли вооруженными до зубов
Протоиерей Максим Козлов: зачем священникам учить политологию? Учебный комитет составил рейтинг российских семинарий. Сопоставим ли уровень образования в них с образованием в светском вузе? Что происходит с церковной наукой и зачем московские профессора будут читать лекции по Интернету? Рассказывает заместитель председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви протоиерей Максим КОЗЛОВ
Что интересно молодым в Церкви? «Вы призываете к церковности, а в самой Церкви – конфликт поколений», – эта фраза одной студентки стал отправной точкой для долгих и увлекательных дискуссий взрослых и «детей», которые давно уже выросли и стали задавать совсем не детские вопросы. Проблемы молодежи обсуждались на прошедшей с 16 по 18 сентября международной конференции «Церковь и молодежь» в Ясной поляне.
Почему «парашют» нельзя писать через «у», или Зачем нужна орфография? 21 апреля в 85 городах России и мира пройдет акция «Тотальный диктант». Цель акции — привить людям желание изучить правила родной орфографии. Нескучный сад спросил старшего научного сотрудника сектора изучения русского литературного языка Института русского языка РАН Александру Плетневу о том, каким образом сложились эти правила и зачем они нужны
Последнее слово: уроки риторики и логики Почему мы не умеем спорить? Для участников множества российских сетевых дискуссий желание заткнуть собеседника, уничтожить его морально – главнее аргументов. Кто виноват и что делать – размышляет Андрей ДЕСНИЦКИЙ.
Для чего нам орфография? Какую науку дети старательно забывают, вырвавшись из школьного класса? Для них по-прежнему дважды два равняется четырем, а Лондон остается столицей Великобритании. Но стоит им «на4ать smsицца» – и следа не остается от правописания. Да может, и в самом деле, позволить каждому писать, как хочется, и не париться? Понимают же люди и такое, а кто не поймет – переспросит. В отличие от арифметики и географии, правописание – вопрос договоренности. Или не так?
Почему физики воюют с теологами? Открытие кафедры богословия в МИФИ вызвало волну протеста, которая не стихает до сих пор. Почему? – ответ на этот вопрос искал наш корреспондент.
Молитвенные комнаты: изменится ли светский статус школы Стоит ли переживать по поводу новых поправок в закон об образовании? Чем они продиктованы? Рассуждают руководитель юридической службы Московской Патриархии инокиня Ксения (Чернега) инокиня Ксения (Чернега), член-корреспондент Российской академии образования Виктор Слободчиков и публицист Дмитрий Быков
Учебник истории: приглаженная версия Продолжаем разговор об учебниках истории в школе. В современных учебниках есть разные акценты, но непреодолимых противоречий нет, просто возникло желание предложить «новую трактовку истории, более приглаженную», отмечает кандидат исторических наук священник Василий СЕКАЧЕВ
Одежда в школе: допустимы ли хиджабы В Госдуме в рамках дискуссии о проекте закона об образовании законопроекта «Об образовании в РФ» обсуждается вопрос о введении единой школьной формы. О том, должна ли одежда школьников быть светской, о вненациональных ценностях и «плавильном тигле советской империи» размышляют директор Традиционной гимназии иерей Андрей ПОСТЕРНАК, главный редактор православного молодежного журнала «Наследник» протоиерей Максим ПЕРВОЗВАНСКИЙ и сотрудник РИА Новости Радик АМИРОВ.</
Пропаганда секса и зона подростковой безопасности Московский парламент планирует разработать городской закон о запрете пропаганды сексуальных отношений среди несовершеннолетних. Кто и как будет определять, что такое пропаганда, от чего нужно защищать детей и какими методами?
Социальное расслоение: принцы и нищие в школе Как объяснить ребенку, что не стоит завидовать тем, кто богаче? Как соблюсти золотую середину, чтобы ребенок не стал ни стяжателем материальных благ, ни закомплексованным «нищебродом»?
Гранты будут поддерживать реальные инициативы с мест Количество заявок поданных на конкурс «Православная инициатива» превысило две с половиной тысячи, более 900 из них недавно были одобрены экспертным советом конкурса. «Наш конкурс – это уникальный срез реальных потребностей общества» — утверждают его организаторы.
ПСТГУ оказался слишком некоммерческим с точки зрения государства В опубликованных 12 декабря на сайте Минобрнауки результатах оценки эффективности частных вузов Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет - единственный в стране некоммерческий частный вуз, назван обладателем «признаков неэффективности». Ситуацию комментирует ректор ПСТГУ прот. Владимир ВОРОБЬЕВ.
Учебник истории: один на всех? Любой школьный или ВУЗовский учебник – это компромисс, результат договора между разными научными школами. Возможен ли он? Даст ли единый учебник школьникам набор исторических и идеологических догм, или поможет им полюбить историю, осмысливать ее. Рассуждает Андрей ЗАЙЦЕВ
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.