На Главную E-mail
       
 
Нескучный сад 5-6 (88)
 
 
Архив по номерам   Редакция   Контактная информация
   

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

Нескучный сад - Журнал о православной жизни
+7 (495) 912-91-19
 
 
 
Разделы сайта
 
Дополнительно:
 Фраза полностью
 Любое из слов
 Во всех полях
 Только в заголовках
 
  Жизнь в Церкви №0'0000

Музей гонимой Церкви


Версия для печати
18.04.12, 15:09

В воздухе носятся далеко не все идеи. Признаюсь, что мне никогда не приходила в голову идея создания музея гонимой Церкви. И лишь оказавшись в Амстердаме, я совершенно случайно узнал о том, что здесь работает музей, созданный в тайном католическом храме времен гонений со стороны протестантов. Я был поражен красотой замысла и пошел посмотреть.



Чердак амстердамского купца


Во второй половине XVII века в доме купца Яна Хартмана на чердаке соорудили католический храм. В протестантской Голландии было запрещено публичное католическое богослужение. Но обойти этот запрет оказалось сравнительно легко. Частное жилище было в Голландии неприкосновенно, и никто не мог запретить хозяину делать в своем доме все, что ему заблагорассудится. Определенные правила конспирации, конечно же, соблюдались: например, на службу прихожане попадали не через главный вход, а через кухню. Но это едва ли кого-то могло обмануть. Соседи не могли не знать, что в этом доме находится храм, где по праздникам собиралось более ста человек. Но это было личным делом хозяина, и помешать ему никто не мог. Храм просуществовал более 200 лет. Лишь в 1887 году, после того, как религиозные преследования ушли в прошлое, неподалеку был построен католический собор, посвященный также, как и «чердачный» храм святителю Николаю. А дом Хартмана вместе с чердачным храмом был превращен в музей с экстравагантным названием «Музей Господа нашего на чердаке».

Здесь сохранились сам храм, орган, исповедальня, комнаты священника. При этом музей, по замыслу его создателей, остается вполне светским и рассказывает не столько о Католической церкви, сколько о религиозной терпимости. В музее, например, можно поиграть кнопками интерактивной карты и увидеть дома молитвы, построенные представителями преследуемых конфессий. Светскому характеру музея способствует и то, что комплекс принадлежавших Хартману домов одновременно является и музеем повседневной жизни Амстердама XVII–XIX веков. «Музей повседневности» - это не музей в музее. Просто тщательное воссоздание быта дома Яна Хартмана – кухня, система водопровода и канализации, комнаты хозяина, комнаты священника – оказывается прекрасным поводом для того, чтобы показать быт голландского города. Впечатляют, например, расположенные в нишах спальные места, которые намного короче человеческого роста. А голландцы – люди, мягко говоря, не маленькие. Так заодно и узнаешь, что спали здесь не лежа, а полусидя. При этом бытовая часть экспозиции не мешает храму оставаться именно храмом, где регулярно совершается месса. Иногда сюда приходят венчаться.

Поскольку музей интересен не уникальностью экспонатов, а подлинностью пространства, его создатели ищут способы донести до посетителя всю ту информацию, в контексте которой музейные предметы обретают смысл. Без аудиогида в этом музее делать нечего. Правда, сейчас, прогуливаясь по музейным залам с аудиогидом у уха, иногда чувствуешь себя участником какой-то авангардистской акции. Дело в том, что в музее уже много лет идет реставрация и во многих помещениях вы обнаруживаете лишь белые стены. А голос аудиогида радостно рекомендует вам посмотреть направо или налево и обратить внимание на предметы, которые в зале отсутствуют. Слушать подобный текст в абсолютно пустом зале довольно забавно. Но реставрация когда-нибудь закончится и голос воссоединиться с реалиями, о которых он повествует.

Мезонин в подмосковной Лосинке


Эта заметка пишется не для того, чтобы рекламировать этот симпатичный Амстердамский музей. Рекламировать хочется идею. В СССР существовало значительное количество подпольных храмов, расположенных в частных домах. Вот как, например, выглядел храм в честь иконы Богоматери «Отрада и Утешение» иеромонаха Троице-Сергиевой Лавры о. Иеракса (Бочарова): «Окна были задрапированы занавесями — сначала темными, поверх светлыми, отчего в комнате царил полумрак. На деревянной рамке под потолком были натянуты белые полотняные занавеси, полукругом отделяющие угол, а поверх изящными складками спускались до полу кружева, изображая собой воздушный иконостас. К нему были прикреплены бумажные иконочки, вделанные в картонные рамки. От потолка свешивались лампады, отбрасывая вверх трепетный свет. Перед полотняной завесой, которая раздвигалась в обе стороны, скользя на железных колечках, расстилался ковер. Деревянная рама сверху была вся увита гирляндами из еловых веток. За завесой в уголке помещался небольшой престол, налево — небольшая полочка, служащая жертвенником. <...> Наутро «белая церковь» была убрана, и комната превратилась в обычную.» Это описание принадлежит Н.В.Трапани.

Храм находился в мезонине (почти что на чердаке) дома, расположенного в подмосковной Лосинке по адресу Тургеневская улица дом 46. Не знаю, сохранился ли этот дом (это не трудно проверить), но подобных мест в советской России было не так уж мало. Несмотря на все разрушения, некоторые из тех помещений, где в XX веке совершались тайные богослужения, еще не утратили своего первоначального облика. Сохранилась утварь, имеются и свидетельства мемуаристов. Так что создание в России музея, подобного амстердамскому, вполне реально. И здесь история гонимой Церкви также могла бы сочетаться с историей повседневности. Быт советского времени стремительно забывается, а интерес к нему растет. Простое воспроизведение советской кухни, снабженное подробным описанием, могло бы стать настоящим открытием. Ведь для многих современных людей примус – это не предмет кухонного быта, а гаджет булгаковского кота Бегемота, из которого он поливал керосином москвичей. Кстати сказать, в Амстердамском музее целых две кухни - XVII и XIX века, причем вторая была построена для жившего здесь же хранителя музея.
Связь музея гонимой церкви с бытом мне кажется очень важной вещью. Постсоветская традиция воссоздания взорванных большевиками храмов создает иллюзию, что и гонений-то никаких не было. Что вы мне рассказываете о взрыве Храма Христа-Спасителя, если его купол виден из моего окна? Современному человеку необходимо некоторое усилие для того, чтобы вопреки очевидности признать, что этот храм все-таки был взорван. Созданная при помощи современных строительных технологий иллюзия «святой Руси», фактически объявляет небывшей целую эпоху в жизни Русской Церкви, связанную с подвигом новомучеников. Поэтому сейчас куда более актуальным кажется сохранение и реставрация свидетельств подлинного быта христиан XX века.

Брейгель изнутри


«Музей Господа нашего на чердаке» рассказывает не только о жизни гонимой Церкви, быте и религиозной терпимости. Посещение этого музея дает очень яркое представление о национальной ментальности. Здесь обретаешь то отстраненное и внимательное видение деталей, которое так завораживает на полотнах нидерландских художников. Выйдя из музея, вы оказываетесь в квартале красных фонарей, а пройдя его насквозь и выйдя на площадь Дам, становитесь свидетелем костюмированного действа ряженых, среди которых смерть с косой, скелеты и прочая нечисть. И ощущаешь себя в пространстве картин Питера Брейгеля, где богомольцы, развратники, ремесленники, чревоугодники, комедианты и палачи хотя и находятся рядом, но миры их не пересекаются.

Музей гонимой Церкви оказался таким образом и рассказом о нидерландской ментальности. Пытаюсь себе представить, аналогичный музей, вписанный в пространство современного российского города. Какие реалии современной жизни будут видны из окна? В мир какого художника мы погрузимся, выйдя на улицу?

Александр КРАВЕЦКИЙ

Версия для печати

Тэги: Церковь  Общество  Культура  Храм  Раскол  Гонения  Музеи 







Код для размещения ссылки на данный материал:


Как будет выглядеть ссылка:
 
Реклама
Изготовление куполов, крестов Сталь с покрытием нитрид титана под золото, медь, синий. От 2000 руб. за м2 www.t2000.ru
Знаете ли вы Москву? Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва? Ученье — свет Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя? Крещение Руси День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое. Счастливые годы последней императорской семьи Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России? Русские святые Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии. 400-летие дома Романовых: памятные места Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых. Династия Романовых и благотворительность В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия. Пасха Зачем идет крестный ход — знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»? Великий пост Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение. Сретение Рождественская викторина
Читайте также:




Новости милосердия.ru
 
       
     
 
  Яндекс цитирования

Top.Mail.Ru

 
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.