К юбилею победы в Отечественной войне 1812 года в Москве отреставрировали полотно Франца Рубо «Бородинская битва», подготовили экспозицию «Честь Бородинского дня» и интерактивные программы, воссоздали обстановку и атмосферу совета в Филях.
Выставка одной картины
Музей «Бородинская панорама» был закрыт на реставрацию с лета прошлого года: не так долго, чтобы о нем забыть, но достаточно, чтобы открытие стало праздником. Неподалеку «Кутузовская изба» простояла в запустении чуть не двадцать лет: ее ограбили в 1995 году, и зрителей с тех пор внутрь не пускали. Его возвращение станет открытием для целого поколения людей.
Музей-панораму «Бородинская битва» строили для демонстрации только одного экспоната - полотна Франца Рубо длиной 115 и высотой 15 метров, написанного к столетию Отечественной войны по заказу императора Николая II. Плоский живописный фон совмещается с объемным предметным первым планом: окопы, пушки, телеги, обгорелые постройки выходят из холста во плоти. В царские времена музей располагался на Чистых прудах – его уже нет даже на картах; построенный к 1962 году комплекс на Кутузовском проспекте когда-то казался «гостем из будущего», а сейчас высоко держит марку современного интерактивного музея. Современность касается не только «информационных киосков» с сенсорными табло, установленных у панорамы
(на них можно приблизить тот или иной фрагмент полотна, узнать, где и как передвигались войска, кто ими командовал), не только 3-D копии панорамы, доступной в «зале виртуальной реальности», но и самого памятника. Например, Франц Рубо когда-то изображал тлеющие поленья с помощью контрастных красок. В советский период в обугленные бревна вставляли осколки елочных игрушек. Сейчас среди золы тлеют светодиоды. Современные светильники и рефлекторы позволяют приблизить освещение к естественному.
В столетней истории панорамы были и периоды забвения, и опасность исчезновения, и годы особой заботы. К 1939 году обветшавшее, местами истлевшее полотно, намотанное на вал, было признано не подлежащим реставрации. Однако к 1961 году было на опыте доказано обратное, и панорама получила свой нынешний дом. Через несколько лет полотно было сильно повреждено пожаром и восстановлено студией Грекова. К 2012 году холст снова детально исследовали, воссоздали осыпающиеся места, частично обновили предметный план. Сегодня сотрудники музея говорят, что панорама впервые предстала в таком виде, как ее задумывал сам художник.
Смешались в кучу кони, люди
Франц Рубо изобразил самый разгар битвы, когда «вся пехота, кавалерия и артиллерия дрались отчаянно». Он ставил перед собой задачу «иметь чувство сражения, а не парада», ездил на место сражения, изучал исторические свидетельства. Теперь его полотно также служит историческим источником.
Ощущения парада, как и хотел Рубо, не возникает, но нет и хаоса. Различимы не только опорные пункты войск, но и отдельные герои битвы. Аудиоэкскурсия звучит в зале постоянно, можно услышать о тех или иных эпизодах сражения и людях, чьи имена вошли в историю.
Луч света двигается по полотну, указывая, о каком фрагменте идет речь. Наполеон скачет на белом коне во главе своей свиты, идет в атаку тяжелая французская кавалерия. Генерал Дохтуров принимает командование на левом фланге вместо тяжелораненного Багратиона. Вот захвачены французами знаменитые русские укрепления – «Багратионовы (Семеновские) флеши» — это обошлось врагу потерей тридцати тысяч убитыми и ранеными. Вот «Бой во ржи» - один из кульминационных фрагментов: грудь с грудью сшиблись французские и русские кирасиры.
Не только панорама
За век собрание музея пополнилось уникальными коллекциями живописи, графики, оружия, через которые раскрываются основные события Отечественной войны 1812 года. Только за 2011-12 годы появилось около 400 новых экспонатов: подаренных коллекционерами, историками, потомками участников войны 1812 года, или найденных на Бородинском поле.
В обновленной экспозиции не только показана история русских и французских войск, но и
уделено внимание основному союзнику России того времени – Англии, ее военным традициям, вооружению и обмундированию. Кроме того, среди новых экспонатов – дневники участников войны, документы (приказы, карты) того времени, личные вещи Михаила Голенищева-Кутузова и бойцов противоборствующих армий. Впервые выставлен раритетный хирургический набор того времени: на Бородинском поле было сделано более 10 тысяч операций. Экспонатом может стать и грубый осколок ядра, и изящная табакерка. Сам факт помещения предмета в музейную экспозицию вводит его в научный оборот, в информационное пространство, доступное любому исследователю, будь то профессионал или любитель.
Вскоре в нескольких шагах от панорамы откроет двери для посетителей «Кутузовская изба». В ней практически полностью воссоздана обстановка Военного совета в Филях. Историю снова оживляют с помощью современных технологий: в окнах появились экраны, на которых можно пронаблюдать за лагерем русских войск, увидеть проходящих солдат, услышать беспокойный шум. Посреди комнаты сидит полководец — Михаил Илларионович Кутузов — и рассказывает, как непросто ему далось историческое решение. Открытие «Кутузовской избы» намечено на День исторического и культурного наследия — 18 апреля: научная работа уже закончена, экспозиция составлена, осталось решить, сможет ли «изба» принимать большие группы зрителей, посещающих панораму.
Саму панораму к юбилею сделали как можно более доступной для людей с ограниченными возможностями. Правда, винтовая лестница на верхний этаж, где располагается полотно Рубо, не предполагает ни пандусов, ни лифта. Те, кто не сможет подняться наверх, в «зале виртуальной реальности» составят впечатление о Бородинском сражении по 3-D презентации (она будет интересна всем, особенно детям).
6 марта в музей пришли историки, потомки участников войны 1812 года, а с ними - кадеты. Первокурсников Первого московского кадетского корпуса (в пересчете на обычную школу –пятиклассников) больше всего интересовали интерактивные табло со схемами передвижения войск. Взрослые же не только расточали и принимали поздравления, но и задумывались: какова судьба исторических памятников и музеев в стране «рецидивирующего в юбилейные годы» патриотизма? Проще говоря, не придется ли «затянуть пояс» по истечении юбилейного года? Об этом сотрудники не беспокоятся: зрители не забывали музей даже в 90-е, паутиной панорама не зарастет.
Знаете ли вы Москву?
Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва?
Ученье — свет
Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя?
Крещение Руси
День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое.
Счастливые годы последней императорской семьи
Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России?
Русские святые
Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины
Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей
Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии.
400-летие дома Романовых: памятные места
Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых.
Династия Романовых и благотворительность
В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия.
Пасха
Зачем идет крестный ход знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»?
Великий пост
Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение.
СретениеРождественская викторина
Читайте также:
Музей забытого вкуса В подмосковной Коломне есть музей, экспонаты которого нужно пробовать на вкус — это музей коломенской пастилы. Он состоит всего из одной комнаты во флигеле купеческого дома, где гостей усаживают за столы, сервированные к чаю, рассказывают байки о провинциальном быте Коломенского посада середины XIX века и потчуют пастилой, собственного производства
«Истинной религией монголов была власть» Мы побеседовали с научным консультантом фильма "Орда", автором нескольких книг по истории Орды (последние из них — «Хан Узбек: между империей и исламом (структуры повседневности)» и «Золотая Орда: между Ясой и Кораном (начало конфликта)» — вышли только что в издательстве «Евразия»), петербургским исследователем Александром ЮРЧЕНКО.
Джонатан Свифт: священник-сатирик 19 октября 1745 года в Дублине происходили очень странные вещи – тысячи людей хоронили декана собора святого Патрика, который подолгу не служил, находясь в Лондоне, имел очень запутанную личную жизнь, предлагал матерям откармливать младенцев для продажи и со всей страстью занимавшийся политикой. Этого необычного священника сегодня знает каждый человек в России. Его звали Джонатан Свифт.
Преподобный Даниил Переславский: послушание — хоронить 7 (20) апреля — день кончины преподобного игумена Даниила, основателя Троицкого монастыря в Переславле-Залесском. Игумен Даниил выбрал для себя необычное послушание, которое нес тайно ото всех, — упокоение непогребенных умерших, находимых им в окрестностях города
Ордена войны: возвращение к империи? Пропагандистско-идеологический механизм Советского Союза в первые годы войны переживает перестройку: интернационализм, рабоче-крестьянские лозунги уступают место патриотизму, прославлению русского народа. В армии и на флоте начинают возрождаться традиции дореволюционной России, война становится Отечественной. Возникают награды, имеющие явные имперские корни. О том, как появлялись военные ордена, рассказывает историк Петр МАЗАЕВ
А вы сами попробуйте сделать каменный топор! В научном сообществе археолога Павла ВОЛКОВА признают уникальным специалистом по экспериментальной археологии. Но при этом один из его коллег-атеистов пишет о нем так: «истово верующий археолог, да еще палеолитчик – феномен парадоксальный, потому что археология палеолита – одна из самых главных опор атеистического мировоззрения». С парадоксальным новосибирским ученым, автором недавно вышедшей книги «От Адама до Ноя. Археология для православных» Павлом ВОЛКОВЫМ встретился корреспондент «НС»
Детали икон: как понимать серьгу Икона – это прежде всего святой образ, перед которым мы предстоим в молитве, зримо выраженный опыт жизни святых. Это и произведение искусства, которое доносит до нас представление наших предков о прекрасном. Но кроме всего прочего, икона является еще и важным историческим источником, рассказывающим о забытых традициях. Что, например, означает серьга в ухе Младенца Христа? Необычные детали икон вспоминаем накануне завтрашней памяти первого иконописца – апостола и евангелиста Луки.
Прогулки по Москве: Фабрика, площадь и Страдивари Несмотря на все позднейшие перестройки городского центра, до сих пор многие московские районы сохраняют свой архитектурный колорит, часто обозначающий определенную сословную (религиозную или даже узкопрофессиональную) принадлежность того или иного уголка Первопрестольной. Мы отправляемся гулять как раз по такому заповедному московскому уголку — по бывшей Алексеевской слободе
Буквально, или о чем может рассказать глаголица Шрифты, написание букв — мы каждый день читаем книги, рекламные тексты и вывески. Обычно мы не обращаем внимания на то, как выглядит, как написана буква, каким шрифтом набрана книга, — а зря. Зря, потому что в истории шрифтов, в этих овалах, засечках и вертикальных черточках видна не только история одного языка или письменности, но история всей мировой культуры. В том, как выглядит и влияет текст на человека, еще много неизученного и даже таинственного
Отечественная война 1812 года. Начало войны В этом году мы отмечаем 200-летие Отечественной войны 1812 года, странной войны России с Наполеоном, в которой непобедимый полководец в сопровождении 200 тысяч человек впустую проехал от берегов Немана до Москвы-реки, так и не сумев по-настоящему реализовать свои полководческие дарования. Мы начинаем публикацию серии эссе об Отечественной войне 1812 года. Первое из них, разумеется, посвящено началу войны
Хроники 1812-го. Ровно 200 лет назад: один день войны Что мы знаем об Отечественной войне 1812 года? Образ этой войны в массовом сознании застрял где-то на полпути от романа Л.Н. Толстого «Война и мир» к кинофильму «Гусарская баллада» режиссера Э. Рязанова: салонные разговоры, балы, красавцы-офицеры, соревнующиеся в благородстве, гениальные полководцы, красочные батальные сцены в стиле фильмов С. Бондарчука. Это представление абсолютно романическое, олитературенное
«Исчезающие шедевры»: последняя попытка сохранить памятники деревянного зодчества Руси Участники международного музейного проекта «Исчезающие шедевры» составили рекомендации по сохранению памятников деревянного зодчества, для того чтобы передать их в Комиссию по культуре и сохранению историко-культурного наследия Общественной палаты РФ. Ученые считают, что это последняя возможность обратить внимание государства на проблему
Александр Архангельский: «Советская система была системой катакомб» Вчера, 29 мая журналист Александр Архангельский получил ТЭФИ-2011 за свою информационно-аналитическую программу «Тем временем». Александр широко известен и как автор ряда документальных сериалов - его фильм "Жара" осенью прошлого года стал событием в осмыслении отношений Церкви и интеллигенции. О фильме, посвященном религиозному возрождению в брежневском СССР, с автором «Жары» беседовал корреспондент «Нескучного сада» Михаил Эдельштейн.
Лев Толстой и св. Иоанн Кронштадтский: медийные персоны своего времени Известный критик Павел Басинский, несколько лет назад выпустивший замечательную биографию «великого писателя земли русской» «Лев Толстой: Бегство из рая», продолжает свои толстовские штудии. Его новая книга, «Святой против Льва», представляет собой сравнительное — по плутарховскому образцу — жизнеописание Льва Толстого и Иоанна Кронштадтского
Масонские следы: секреты тайного общества или секрет Полишинеля? Свойство любой сенсации — взорваться, увлечь, взбудоражить людей и умереть. Но есть темы, которые вяло тлеют веками, сколько бы их ни кормили информацией или разоблачениями. Речь про масонов. Что же такое масонство — действительно страшная секрет тайного общества или секрет Полишинеля?
Иконы Отечественной войны 1812 года: галерея 20 октября отмечается 200 лет с того дня, как армия Наполеона оставила Москву. Представляем галерею икон с выставки ««В воспоминание избавления от нашествия галлов…». Русская икона в канун Отечественной войны 1812 года», проходящей в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева.
Русские жертвы Катыни 15 июля 2012 года в Катыни Патриарх совершит освящениe храма Воскресения Христова. Смотрите наш фоторепортаж из мемориального комплекса «Катынь», сделанный этим летом.
Святыни Европы: древнейший монастырь Самый древний монастырь Западной Европы, история которого к тому же никогда не прерывалась, находится в Швейцарии, в городе Сен-Мориц. Это монастырь святого Маврикия (IV век). По древности он не уступает монастырю святой Екатерины на Синае
Тайна святого Кирилла: кто придумал Глаголицу? Проповедь Евангелия славянам на их родном языке началась с создания святым Кириллом первой славянской азбуки, кириллицы. Но кириллица не единственная древняя славянская азбука. О происхождении другой азбуки, глаголицы, не утихают споры
Кирилл и Мефодий: почему азбука названа именем младшего из братьев? Святые учители словенские стремились к уединению и молитве, но в жизни постоянно оказывались на передовых позициях — и когда отстаивали христианские истины перед мусульманами, и когда взяли на себя великий просветительский труд. Их успех иногда выглядел как поражение, но в результате именно им мы обязаны обретением «дара ценнейшего и большего всякого серебра, и злата, и драгоценных камней, и всего преходящего богатства». Этот дар — славянская письменность
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.