Остановится ли рост мировой экономики и выиграют ли от этого православные страны, почему перепотребление угрожает личности, а не государству, почему доктрина "протестантской этики и духа капитализма" не работает и с чем связан коллапс Греции, — тему "Православие и экономика" продолжает доктор экономических наук Сергей Афонцев.
Купец (Старик с деньгами). Худ. Борис Кустодиев
— Есть ли в истории примеры построения успешной экономической системы на принципах ограничения потребления?
— В истории можно найти примеры различных экономических систем, в том числе и таких, которые существенно отличаются от модели рыночной экономики. Однако на сегодняшний день не известно ни одной модели, основанной на «принципе достаточности».
Соответствующий принцип можно сформулировать как абстрактную цель, но реальные примеры ее достижения отсутствуют. Что-то похожее в свое время произошло с марксизмом: марксисты тоже описывали какие-то идеальные признаки социалистической системы, но сами до сих пор не знают, как такая система должна выглядеть в реальности.
— Одно из следствий экономических кризисов (например, Великой депрессии) — переизбыток товаров. Есть ли смысл поддерживать экономику и избегать кризисов, ограничивая потребление?
— По сравнению с 1929-1933 годами изменились и природа кризисов, и их проявления. Какой-то мифический переизбыток товаров, о котором время от времени говорят, сегодня просто не существует. В реальности можно говорить о том, что общество потребления побуждает компании (и экономику в целом) производить больше товаров с использованием большего количества ресурсов, чем это было бы оптимально с точки зрения эффективного использования ресурсов. С одной стороны, потребители зачастую потребляют больше, чем им реально необходимо, например, выбрасывают работающий мобильный телефон только потому, что хотят купить более модный. С другой стороны, часть произведенных товаров систематически (а не только во время кризисов) остается нераспроданной.
Однако важно понимать, что рыночная экономика, которая работает с такой моделью потребления, «заточена» на то, что потребителю предлагается выбор, и он сам решает, чего ему хочется. Если он делает свой выбор, забывая о добродетели умеренности, то, конечно, он вредит себе и, может быть, окружающим.
Человек, который ест в три раза больше, чем необходимо, получает проблемы со здоровьем. Человек, выбрасывающий хорошие вещи, чтобы заменить их более модными, не очень рационально тратит средства семейного бюджета. Эти проблемы могут затрагивать не только самого человека, но и общество в целом. На свалки попадает большое количество продуктов питания, лекарства оказываются просроченными, в то время как другие люди нуждаются в этой еде и лекарствах. С нравственной точки зрения это, конечно, очень нехорошо.
Однако сама по себе экономическая модель, которая направлена на производство все большего количества товаров, в таком поведении людей не виновата. Благодаря этой модели сегодня производится столько экономических благ, что доступ к ним получили самые широкие слои населения. Более того, она позволяет делиться этими благами с теми, кто не может позволить себе их приобретение.
Существуют же инициативы продовольственной помощи бездомным, сбора бытовых вещей и одежды для неимущих или пострадавших от стихийных бедствий. Та самая экономика, которая благоприятствует безответственным потребительским моделям, производит достаточно товаров, чтобы при реализации соответствующих социальных инициатив обеспечить нуждающихся. Гораздо хуже было бы, если бы экономика этих товаров не производила, и их неоткуда было бы взять, чтобы дать неимущим.
— Возможно ли ограничить потребление на уровне целого общества?
— Сложно предположить, что ограничение потребления само по себе принесет пользу. Если человек ответственно относится к своим приобретениям и семейному бюджету, если он добровольно решает отказаться от излишнего потребления каких-то благ – это можно только приветствовать. Но если кто-то со стороны (например, государство) начнет решать, что люди потребляют слишком много, или что на рынке слишком много моделей мобильных телефонов и их число нужно уменьшить, это будет насилием и над экономической системой, и над людьми.
Отец Всеволод Чаплин сказал, что те, кто отойдет от идеи роста потребления, окажутся более успешными, когда рост экономики прекратится. Процитируем: «Многие современные экономисты, не страдающие рыночным фундаментализмом, говорят, что рост экономики и потребления не может быть бесконечным и что народы, которые смогут отойти от идеи непременного и ничем не сдерживаемого роста, окажутся более успешными в условиях, когда этот рост прекратится. А прекратится он обязательно, рано или поздно, потому что ограничены ресурсы планеты, да и потребление, даже бессмысленное, не может бесконечно нарастать».
Но откуда возникла идея, что этот рост однажды прекратится, и что это за «многие современные экономисты»? В настоящее время ничто в мировой экономике не указывает, что действительно существуют какие-то гипотетические «пределы роста», которые искали еще в 1970-е годы. Что касается прогнозов исчерпания природных ресурсов, то они делались еще в конце XIX века, однако все эти прогнозы раз за разом оказывались опровергнутыми. Человечество успешно открывает все новые источники ресурсов, заменяет редкие ресурсы более доступными, внедряет ресурсосберегающие технологии.
Модель, основанная на росте производства и росте потребления, не исчерпала своего потенциала, хотя у нее, действительно, есть дурные нравственные последствия для тех, кто хочет неумеренно или за счет других наращивать свое потребление.
Но это не проблема экономики, это нравственный выбор конкретного человека, проблема воспитания, социальных и религиозных институтов. Это они должны донести до человека, что он несет ответственность не только перед собственным брюхом, но и перед ближними, перед Отечеством и перед Богом. А предела роста экономики нет.
Бытовая сцена XVII века. Худ. Николай Неврев. Начало 1890-х
— Есть ли критерий, как отличить нормальное потребление от перепотребления?
— Четкого критерия нет. На уровне домохозяйства можно посмотреть, на что люди тратят деньги, на уровень их благополучия: качество питания, здоровья, досуга и так далее. Когда идут резкие перекосы в бюджете в пользу одних видов расходов в ущерб другим, можно говорить о «ненормальном» потреблении: например, когда человек гоняется за модными моделями одежды или электронных гаджетов, экономя на питании, ремонте жилья или образовании детей. Если человек слишком много ест и накапливает лишний вес, это тоже пример эксцесса потребления.
На уровне страны также можно посмотреть, какие товары и услуги чаще приобретаются. Нынешний уклон в сторону «индустрии развлечений» — серьезный повод задуматься о том, насколько рациональна доминирующая модель потребления. Если посмотреть на рекламу, то зачастую она описывает не то, как товар (например, мобильный телефон) полезен для выполнения своих прямых функций (позвонить, написать смс), а как он работает на индустрию развлечений – позволяет и в игрушки электронные играть, и музыку слушать. Это привлекательные для потребителя характеристики потребительских товаров, но возникает вопрос, нормально ли вообще для взрослого человека играть в компьютерные игры, что такому человеку нужно в жизни и на какие модели поведения он ориентируется.
— Есть ли зависимость вообще между экономической системой страны и ее вероисповеданием и идеологией? Прав ли Вебер относительно протестантской этики и может ли Православие стать залогом успеха?
— Никаких однозначных зависимостей между вероисповеданием и экономической успешностью нет. Доктрина Вебера в свое время нашумела, но содержит слишком много натяжек, чтобы быть истинной. Вспомним процветание итальянских торговых городов XII-XIV веков: никакого протестантизма еще не было, те же Монтекки и Капулетти были верными католиками, однако система, которую порой описывают анахроническим термином «купеческий капитализм», прекрасно процветала.
Отец Всеволод Чаплин возражает против убеждения, что православные народы экономически неуспешны: он говорит, что это совершенно не обязательно так, и при определенных условиях они могут стать успешными. Это абсолютно верное утверждение.
Действительно, неправильно говорить, что вероисповедание может обречь народы на «неуспешность». В 1960-1970-е годы все смотрели на страны Восточной Азии и говорили: «конечно, эти страны экономически неуспешны, потому что там конфуцианская этика, люди там не работают, а только молятся своим богам, надеются на государство и во всем слушаются старших». Прошло несколько десятилетий, и мы слышим: «Конечно, эти страны успешны, там же конфуцианская этика, люди дисциплинированно работают, потому что уважают старших и несут ответственность перед своими богами и государством».
Получается, что конфуцианская этика одна и та же, однако в зависимости от обстоятельств ей приписывают то экономический провал, то экономический успех. Если говорить мягко, то «религиозные аргументы» в экономике крайне сомнительны, а если жестко — не существует научных доказательств в пользу наличия зависимости между вероисповеданием и экономической успешностью.
Как я понял отца Всеволода, он говорит о том, что нравственные и социальные ценности Православия могут оказаться полезными для формирования более ответственной модели потребления, которая ориентирована не на бесконечный рост того, что человек покупает, ест и надевает на себя, а на рациональное использование того, чем человек обладает. Надо не ограничивать потребление, а воспитывать ответственное отношение к нему.
Когда потребление превращается в нечто неконтролируемое, в страстное желание иметь все больше и больше благ, которое завладевает человеком, — это плохо, как любая страсть, это путь к деградации и человека, и общества. Если же человек подходит к потреблению разумно, с ответственностью перед собой и ближними, то увеличение уровня его потребления — это скорее добро, чем зло.
— Греция — православная страна, не вылезающая из кризисов. Это антипример для православных стран?
— А как кризис в Греции связан с тем, что Греция — православная страна? Как связан с Православием тот факт, что ее правительство без конца брало деньги взаймы? Есть и другие страны, правительства которых без конца брали кредиты и тоже оказались в кризисе. Правительство Греции долгое время проводило популистскую политику. Страна вступила в зону евро, граждане сказали, что хотят жить, как немцы и французы, и правительство ответило: хорошо, сделаем, только вы за нас голосуйте.
В результате политики брали кредиты у тех же немцев, раздавали их избирателям через субсидии и программы государственной занятости, а избиратели за них голосовали. Рано или поздно вся эта модель должна была рухнуть, и она рухнула. И Православие тут ни при чем.
Знаете ли вы Москву?
Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва?
Ученье — свет
Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя?
Крещение Руси
День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое.
Счастливые годы последней императорской семьи
Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России?
Русские святые
Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины
Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей
Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии.
400-летие дома Романовых: памятные места
Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых.
Династия Романовых и благотворительность
В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия.
Пасха
Зачем идет крестный ход знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»?
Великий пост
Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение.
СретениеРождественская викторина
Социолог Даниил АЛЕКСАНДРОВ: в России проблема не в потреблении вообще, а в показном потреблении Протоиерей Всеволод Чаплин призвал православных ограничить потребление ради экономического успеха. Социолог Даниил АЛЕКСАНДРОВ, профессор НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге, говорит, что богатым можно уменьшить показное потребление, а бедным дать возможность потреблять больше, чтобы «средняя температура» для роста экономики сохранялась.
Игумен Филипп (Симонов): ограничить потребление возможно, важнее вопрос "зачем"? Доктор экономических наук игумен Филипп (Симонов) не согласен с предложениями ради успеха страны ограничить потребление и не считает эту меру шагом на пути к православной цивилизации. По мнению священника-экономиста, ограничивать себя должен только сам человек и только ради Царствия Небесного, а не ради государственной экономики
Является ли Церковь бизнес-корпорацией? Церковные финансы время от времени вызывают бурю медийного внимания. Но знаем ли мы как устроена на самом деле церковная финансовая система? Как оказывается, разобраться в этом вопросе не так уж и просто.
Экономический кризис: Греция, Германия и Православная Церковь Статья греческого автора Христоса Тагаракиса анализирует антиправославные публикации в западной прессе: за что ругают Греческую Церковь? Почему Греческое государство платит священникам зарплату из бюджета и почему храмы не облагаются налогом?
Переселение народов: почему из России уезжают Специалист по социологии миграции профессор Даниил АЛЕКСАНДРОВ считает, что причины миграции образованных людей из России – не политические.
ПСТГУ оказался слишком некоммерческим с точки зрения государства В опубликованных 12 декабря на сайте Минобрнауки результатах оценки эффективности частных вузов Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет - единственный в стране некоммерческий частный вуз, назван обладателем «признаков неэффективности». Ситуацию комментирует ректор ПСТГУ прот. Владимир ВОРОБЬЕВ.
1913-2013: сто лет российской жизни в цифрах В Советском Союзе с 1913 годом сравнивали все – от рождаемости до выплавки чугуна. В канун столетия «статистического эталона» можно посмотреть, что изменилось. Россияне стали есть больше сахара и яиц и почти в четыре раза (!) больше пить. Депутат Госдумы сто лет назад получал примерно 175 тыс. руб. нынешними, провинциальный учитель – 52, 5 тыс. руб.
Социальное расслоение: принцы и нищие в школе Как объяснить ребенку, что не стоит завидовать тем, кто богаче? Как соблюсти золотую середину, чтобы ребенок не стал ни стяжателем материальных благ, ни закомплексованным «нищебродом»?
Церковный налог или добровольное пожертвование? В Финляндии с начала года церковный налог отказались платить до 20 тысяч человек, а в Германии за прошлый год – 126 тысяч католиков. Почему православные в Германии не участвуют в государственной системе финансирования религиозных объединений через сбор специального налога, рассказывает секретарь Германской епархии РПЦЗ протоиерей Николай АРТЕМОВ
Судьба гастарбайтера «Мне сказали, что там будет жить пять человек. Но в первый же вечер в квартире все было как в египетском кафе! Много-много людей! Большинство из них уже спали. Кто-то показал мне мое место на полу. В первый же день когда я ночевал там, наутро я не смог найти носки. Спрашиваю: “Уэр из май сокс?!” Вышел в коридор -- а там как в обувном магазине! Огромное количество обуви. Но моих носков уже нет...»
Между двух огней: Элладская Православная Церковь и социальный кризис в Греции. В течение последних недель вся Европа с замиранием сердец следила за событиями в столице Греции. Как поэтично выразился президент Европейского Центрального Банка Жан-Клод Трише: «Сейчас весь мир смотрит на греков». В среду в Афинах греческий Парламент должен был, наконец, окончательно решить вопрос о принятии или непринятии «пакета антикризисных мер».
Зачем нужны философы? В РГГУ радикально сокращают прием студентов на бюджетные места на гуманитарных факультетах. А на философском факультете этого ведущего гуманитарного вуза в этом году бюджетных мест не предусмотрено вообще. Нужны ли сегодняшнему обществу философы и кто по преимуществу философ в современном мире – «любитель мудрости» или «торговец знаниями»?
Трудовые договоры и образование священников хотят поставить под контроль местных властей В конце февраля Госдумой в первом чтении был принят проект изменений в законе о свободе совести. В СМИ появились сообщения, что официальные представители Русской Церкви проектом недовольны. Что настораживает Церковь, мы поинтересовались у главы юридической службы Московской Патриархии инокини КСЕНИИ (ЧЕРНЕГИ)
Во что верит бывший гегемон? У Русской Православной Церкви около 20 храмов на производстве. О жизни таких приходов и самих рабочих -- Степан АБРИКОСОВ.
Материальная Церковь: какой была финансовая основа Русского Православия Экономические проблемы Церкви — тема больная. Большинство наших соотечественников убеждены, что деятельность, приносящая прибыль, религиозным организациям не к лицу. На этом охотно играла атеистическая пропаганда. Ни один уважающий себя советский антирелигиозный музей не мог обойтись без стенда, посвященного монастырскому землевладению. Попробуем разобраться, действительно ли Русская Церковь в прошлом была настолько богата?
Почему многодетных мало Страна в демографическом кризисе: скоро мы начнем убывать гораздо большими темпами, чем до сих пор, а россияне все равно не хотят заводить детей. Политики и общественные деятели говорят: у нас моральный упадок. Многодетные семьи, которых и так мало, чувствуют свою вину: надо было еще больше рожать! Но возможно ли это в современном обществе? И смогут ли семьи с большим количеством детей создать в нем «критическую массу»?
Митрополит Волоколамский Иларион: как удостовериться в воскресении Христа? С вопросами о богословии, информационной политике и архиерейском служении «Нескучный сад» обратился к главе ОВЦС и ректору Общецерковной аспирантуры митр. Илариону (Алфееву). Церковные спикеры иногда сами провоцируют скандалы, а наша информационная политика должна стать не реактивной, а «проактивной» — уверен владыка, тогда журналисты начнут спрашивать о Христе, а не о «мерседесах» и «часах».
С кем воюет Церковь? «Церковь воинствующая» — это про нас? Протоиерей Сергий Правдолюбов объясняет — с кем воюет Церковь, должны ли христиане быть воинственными, чтобы защитить свои святыни от поругания и действительно ли Иоанн Златоуст предлагал «затыкать» хулителей
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.