На Главную E-mail
       
 
Нескучный сад 5-6 (88)
 
 
Архив по номерам   Редакция   Контактная информация
   

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

Нескучный сад - Журнал о православной жизни
+7 (495) 912-91-19
 
 
 
Разделы сайта
 
Дополнительно:
 Фраза полностью
 Любое из слов
 Во всех полях
 Только в заголовках
 
  Жизнь в Церкви №0'0000

Кто в России боялся паспортов?


Версия для печати
05.03.13, 16:03

В 1920-30 гг. некоторые верующие призывали, не брать паспортов, не ходить в легальные православные храмы в СССР и не покупать там крестики, поскольку на них находили советские символы. Что же скрывалось за боязнью людей брать государственные документы и признавать себя гражданами собственной страны?



Все знают строки Маяковского
Я
достаю
из широких штанин
дубликатом
бесценного груза.
Читайте,
завидуйте,
я -
гражданин
Советского Союза.,

но мало кто слышал о том, что задолго до написания этих строк в нашей стране находились люди, не желавшие, чтобы их «посчитали».

История российского паспорта насчитывает чуть больше трех веков, и все это время находились люди, боявшиеся главного государственного документа как «печати антихриста».

Все началось во времена старообрядческого раскола, когда протопоп Аввакум провозгласил приход антихриста и призвал таиться от него в лесах или самосжигаться за веру. В конце XVII века некоторые христиане ждали скорого конца света, и когда он не наступил, стали искать разные способы примирения собственной веры с изменившейся реальностью. Наиболее радикальным беспоповским течением в старообрядчестве были бегуны, призывавшие своих последователей «порвать всякую связь с обществом и государством, не брать паспортов, не идти на военную службу, не обращаться в суд, не платить налоги. “Достоить таитися и бегать”, то есть не иметь дома, семьи, а только постоянно скрываться и избегать всякой связи с носящими печать Антихриста».

Как видим, отказ от паспорта стоит в одном ряду со страхом любой социализации, желанием полностью оградить себя от вмешательства светских властей. В конце XIX века при проведении первой переписи населения многие крестьяне отказывались в ней участвовать, и по стране вновь поползли слухи о скором приходе антихриста.

После событий октября 1917 года уже сама Церковь оказалась фактически на нелегальном положении, и верующие должны были приспосабливаться к совершенно новым реалиям. Довольно быстро среди православных, которые не могли свободно исповедовать свою веру, появилось две модели отношений к советской власти.

Первые, по терминологии историка Алексея Беглова, были конформистами, и считали, что христианская жизнь должна быть тайной. Сторонники этой точки зрения устраивались на работу в библиотеки и институты, становились портнихами и старались устроиться, где только можно, кроме больших заводов (последнее было связано с тем, что молодым женщинам – тайным монахиням и благочестивым мирянам было бы тяжело вести целомудренную жизнь в рабочей среде, отличавшейся грубостью нравов).

Во всех остальных сферах деятельности такие христиане трудились очень добросовестно, воспринимая работу как особый вид послушания. Митрополит Иоанн (Вендланд), бывший в молодости конформистом, рассказывал о своей жизни в 1930-е годы: «Время шло, мы жили удивительной жизнью: с одной стороны глубоко церковной, с другой – активно-гражданской. До сих пор я считаю такое соединение самым лучшим. Но… на практике такое соединение трудно осуществить».

Интересно, что этой точки зрения придерживались и некоторые «иосифляне», осудившие декларацию митрополита Сергия 1927 года и считавшие ее сторонников потерявшими благодать. Протоиерей Иоанн Стеблин-Каменский разрешал верующим вступать в колхозы, поскольку от человека при этом не требовалось отречения от веры.

Но были среди верующих люди, настроенные радикально. Они считали атрибуты советской гражданской жизни – документы, паспорта, пенсии – «знаками пришествия антихриста». Сторонники этой точки зрения отказывались отдавать детей в школу, не отмечали советские праздники, не ходили в театры и кино. Отголоски этого попали даже в первый вариант жития св. Матроны Московской – во время демонстраций святая закрывала окна, чтобы в квартиру не попадали демоны. Народная этимология считала эти слова однокоренными (демон страстей). Часть верующих отказалась участвовать в переписи населения 1937 года с мотивировкой: «Мы овцы не вашего стада, подчиняемся только одному Богу».

Некоторые христиане не ходили в открытые храмы, считая, что в них служат не настоящие священники, а агитаторы за советскую власть: «Священники в этих церквах поставлены из партии, под ризой у них медали…, поэтому в церковь ходить никогда не надо.., крестики покупать тоже не надо, так как на них находили серп и молот, колоски, пятиконечную звезду и СССР»



Интересно, что сторонники идеи о том, что паспорт и другие документы являются знаками антихриста, в первой половине ХХ века, как и сейчас, не скрывали своих убеждений, но, напротив, вели себя крайне демонстративно – агитировали людей не вступать в колхозы, всячески стремились доказать властям свое право на обособленную жизнь. Люди заколачивали окна домов, наносили на ставни религиозную символику. Их одежда также была вся испещрена крестами.

В советских отчетах встречаются записи о крестных ходах с политической направленностью. В конце мая в Пензенской области «группа активных церковников в количестве 30 человек организовали шествие по селу с иконами и церковными песнопениями, сопровождавшимися антисоветскими криками «Долой колхозы и совхозы, пусть все будут единоличниками, и нам будет лучше».

Уточним, что слово «церковники» в советских донесений не всегда указывает на принадлежность верующих именно к Патриаршей Церкви.

Настороженное отношение к советским паспортам сохранилось у части верующих почти до конца существования СССР. В работе исследовательницы околоцерковного фольклора А. Тарабукиной можно найти свидетельства о том, что некоторые верующие постоянно ждут конца света и стремятся минимизировать свои отношения с государством. Чаще всего речь идет о православных христианах, предпочитающих совершать регулярные паломничества или вообще ведущих образ жизни странников.



В этой среде с начала ХХ века зафиксированы многочисленные истории о скором конце света, который обычно связывают с глобальной войной. За грехи погибнут Москва и Петербург, зато Господь сохранит Почаев и Дивеево, где находятся знаменитые обители.

Отказ от новых российских паспортов из-за электронного чипа, в котором «зашито» число зверя, обусловлен теми же эсхатологическими страхами, что и отказ участвовать в переписи в конце XIX века.

С начала 1990-х годов из уст в уста передаются рассказы о компьютере по имени «Зверь», с ним якобы связаны все остальные персоналки, которые благодаря штрих-кодам и пластиковым картам превращают людей в слуг антихриста. В околоправославном фольклоре, вопреки христианской традиции, изложенной еще в Откровении Иоанна Богослова, говорится о том, что «печать зверя» дается человеку без его согласия.

По иронии судьбы современные борцы с печатью антихриста хотят жить с советским паспортом, который кажется им более безопасным и благочестивым, чем российский. К сожалению, страхи некоторых верующих постоянно подменяли сложные проблемы несвободы Церкви в СССР или потенциальной опасности тотального контроля со стороны любого государства над личной жизнью человека мнимыми поисками признаков конца света или политическим обличением светских властей. Те, кто видит в паспорте знаки прихода антихриста, бросают в лицо государства самое страшное обвинение в устах христианина.

Они полагают, что история закончилась, и что правители той или иной страны в лучшем случае являются последним поколением перед концом человеческой цивилизации, когда же конца света не наступает, то верующие могут идти на радикальные реформы, чтобы примирить реальность и собственную эсхатологию. Так поступали старообрядцы: поповцы сперва все время продлевали возможность правильной хиротонии у никонианских священников, а затем положили много сил на создание новой иерархии. Беспоповцы, напротив, провели радикальные реформы, фактически создав новое учение без иерархии, таинств и оглядки на реальность.



Уже в ХХ веке так поступали радикальные катакомбники, попытавшись спастись от советской действительности, попросту ее отрицая. История показала, что они не смогли сохранить дореволюционную Церковь и ее традиции. Напротив сторонники разумного компромисса смогли пережить гонения, легализоваться и донести до нас православную традицию начала ХХ века.

Сказанное выше не означает, что христианин должен соглашаться со всеми действиями власти или не заботиться о своем спасении. Напротив, разумное представление о христианстве и Церкви как явлениях социальных и исторических дает возможность не спешить рвать паспорт или убегать в глухие леса, но нести Свет Евангелия в этот мир.

Андрей ЗАЙЦЕВ

Версия для печати

Тэги: Общество  Законы  История 







Код для размещения ссылки на данный материал:


Как будет выглядеть ссылка:
 
Реклама
Изготовление куполов, крестов Сталь с покрытием нитрид титана под золото, медь, синий. От 2000 руб. за м2 www.t2000.ru
Знаете ли вы Москву? Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва? Ученье — свет Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя? Крещение Руси День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое. Счастливые годы последней императорской семьи Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России? Русские святые Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии. 400-летие дома Романовых: памятные места Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых. Династия Романовых и благотворительность В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия. Пасха Зачем идет крестный ход — знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»? Великий пост Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение. Сретение Рождественская викторина
Читайте также:




Новости милосердия.ru
 
       
     
 
  Яндекс цитирования



 
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.