В 1920-30 гг. некоторые верующие призывали, не брать паспортов, не ходить в легальные православные храмы в СССР и не покупать там крестики, поскольку на них находили советские символы. Что же скрывалось за боязнью людей брать государственные документы и признавать себя гражданами собственной страны?
Все знают строки Маяковского
Я
достаю
из широких штанин
дубликатом
бесценного груза.
Читайте,
завидуйте,
я -
гражданин
Советского Союза.,
но мало кто слышал о том, что задолго до написания этих строк в нашей стране находились люди, не желавшие, чтобы их «посчитали».
История российского паспорта насчитывает чуть больше трех веков, и все это время находились люди, боявшиеся главного государственного документа как «печати антихриста».
Все началось во времена старообрядческого раскола, когда протопоп Аввакум провозгласил приход антихриста и призвал таиться от него в лесах или самосжигаться за веру. В конце XVII века некоторые христиане ждали скорого конца света, и когда он не наступил, стали искать разные способы примирения собственной веры с изменившейся реальностью. Наиболее радикальным беспоповским течением в старообрядчестве были бегуны, призывавшие своих последователей «порвать всякую связь с обществом и государством, не брать паспортов, не идти на военную службу, не обращаться в суд, не платить налоги. “Достоить таитися и бегать”, то есть не иметь дома, семьи, а только постоянно скрываться и избегать всякой связи с носящими печать Антихриста».
Как видим, отказ от паспорта стоит в одном ряду со страхом любой социализации, желанием полностью оградить себя от вмешательства светских властей. В конце XIX века при проведении первой переписи населения многие крестьяне отказывались в ней участвовать, и по стране вновь поползли слухи о скором приходе антихриста.
После событий октября 1917 года уже сама Церковь оказалась фактически на нелегальном положении, и верующие должны были приспосабливаться к совершенно новым реалиям. Довольно быстро среди православных, которые не могли свободно исповедовать свою веру, появилось две модели отношений к советской власти.
Первые, по терминологии историка Алексея Беглова, были конформистами, и считали, что христианская жизнь должна быть тайной. Сторонники этой точки зрения устраивались на работу в библиотеки и институты, становились портнихами и старались устроиться, где только можно, кроме больших заводов (последнее было связано с тем, что молодым женщинам – тайным монахиням и благочестивым мирянам было бы тяжело вести целомудренную жизнь в рабочей среде, отличавшейся грубостью нравов).
Во всех остальных сферах деятельности такие христиане трудились очень добросовестно, воспринимая работу как особый вид послушания. Митрополит Иоанн (Вендланд), бывший в молодости конформистом, рассказывал о своей жизни в 1930-е годы: «Время шло, мы жили удивительной жизнью: с одной стороны глубоко церковной, с другой – активно-гражданской. До сих пор я считаю такое соединение самым лучшим. Но… на практике такое соединение трудно осуществить».
Интересно, что этой точки зрения придерживались и некоторые «иосифляне», осудившие декларацию митрополита Сергия 1927 года и считавшие ее сторонников потерявшими благодать. Протоиерей Иоанн Стеблин-Каменский разрешал верующим вступать в колхозы, поскольку от человека при этом не требовалось отречения от веры.
Но были среди верующих люди, настроенные радикально. Они считали атрибуты советской гражданской жизни – документы, паспорта, пенсии – «знаками пришествия антихриста». Сторонники этой точки зрения отказывались отдавать детей в школу, не отмечали советские праздники, не ходили в театры и кино. Отголоски этого попали даже в первый вариант жития св. Матроны Московской – во время демонстраций святая закрывала окна, чтобы в квартиру не попадали демоны. Народная этимология считала эти слова однокоренными (демон страстей). Часть верующих отказалась участвовать в переписи населения 1937 года с мотивировкой: «Мы овцы не вашего стада, подчиняемся только одному Богу».
Некоторые христиане не ходили в открытые храмы, считая, что в них служат не настоящие священники, а агитаторы за советскую власть: «Священники в этих церквах поставлены из партии, под ризой у них медали…, поэтому в церковь ходить никогда не надо.., крестики покупать тоже не надо, так как на них находили серп и молот, колоски, пятиконечную звезду и СССР»
Интересно, что сторонники идеи о том, что паспорт и другие документы являются знаками антихриста, в первой половине ХХ века, как и сейчас, не скрывали своих убеждений, но, напротив, вели себя крайне демонстративно – агитировали людей не вступать в колхозы, всячески стремились доказать властям свое право на обособленную жизнь. Люди заколачивали окна домов, наносили на ставни религиозную символику. Их одежда также была вся испещрена крестами.
В советских отчетах встречаются записи о крестных ходах с политической направленностью. В конце мая в Пензенской области «группа активных церковников в количестве 30 человек организовали шествие по селу с иконами и церковными песнопениями, сопровождавшимися антисоветскими криками «Долой колхозы и совхозы, пусть все будут единоличниками, и нам будет лучше».
Уточним, что слово «церковники» в советских донесений не всегда указывает на принадлежность верующих именно к Патриаршей Церкви.
Настороженное отношение к советским паспортам сохранилось у части верующих почти до конца существования СССР. В работе исследовательницы околоцерковного фольклора А. Тарабукиной можно найти свидетельства о том, что некоторые верующие постоянно ждут конца света и стремятся минимизировать свои отношения с государством. Чаще всего речь идет о православных христианах, предпочитающих совершать регулярные паломничества или вообще ведущих образ жизни странников.
В этой среде с начала ХХ века зафиксированы многочисленные истории о скором конце света, который обычно связывают с глобальной войной. За грехи погибнут Москва и Петербург, зато Господь сохранит Почаев и Дивеево, где находятся знаменитые обители.
Отказ от новых российских паспортов из-за электронного чипа, в котором «зашито» число зверя, обусловлен теми же эсхатологическими страхами, что и отказ участвовать в переписи в конце XIX века.
С начала 1990-х годов из уст в уста передаются рассказы о компьютере по имени «Зверь», с ним якобы связаны все остальные персоналки, которые благодаря штрих-кодам и пластиковым картам превращают людей в слуг антихриста. В околоправославном фольклоре, вопреки христианской традиции, изложенной еще в Откровении Иоанна Богослова, говорится о том, что «печать зверя» дается человеку без его согласия.
По иронии судьбы современные борцы с печатью антихриста хотят жить с советским паспортом, который кажется им более безопасным и благочестивым, чем российский. К сожалению, страхи некоторых верующих постоянно подменяли сложные проблемы несвободы Церкви в СССР или потенциальной опасности тотального контроля со стороны любого государства над личной жизнью человека мнимыми поисками признаков конца света или политическим обличением светских властей. Те, кто видит в паспорте знаки прихода антихриста, бросают в лицо государства самое страшное обвинение в устах христианина.
Они полагают, что история закончилась, и что правители той или иной страны в лучшем случае являются последним поколением перед концом человеческой цивилизации, когда же конца света не наступает, то верующие могут идти на радикальные реформы, чтобы примирить реальность и собственную эсхатологию. Так поступали старообрядцы: поповцы сперва все время продлевали возможность правильной хиротонии у никонианских священников, а затем положили много сил на создание новой иерархии. Беспоповцы, напротив, провели радикальные реформы, фактически создав новое учение без иерархии, таинств и оглядки на реальность.
Уже в ХХ веке так поступали радикальные катакомбники, попытавшись спастись от советской действительности, попросту ее отрицая. История показала, что они не смогли сохранить дореволюционную Церковь и ее традиции. Напротив сторонники разумного компромисса смогли пережить гонения, легализоваться и донести до нас православную традицию начала ХХ века.
Сказанное выше не означает, что христианин должен соглашаться со всеми действиями власти или не заботиться о своем спасении. Напротив, разумное представление о христианстве и Церкви как явлениях социальных и исторических дает возможность не спешить рвать паспорт или убегать в глухие леса, но нести Свет Евангелия в этот мир.
Знаете ли вы Москву?
Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва?
Ученье — свет
Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя?
Крещение Руси
День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое.
Счастливые годы последней императорской семьи
Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России?
Русские святые
Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины
Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей
Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии.
400-летие дома Романовых: памятные места
Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых.
Династия Романовых и благотворительность
В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия.
Пасха
Зачем идет крестный ход знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»?
Великий пост
Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение.
СретениеРождественская викторина
Волны русской эмиграции: от Ивана Грозного до наших дней В дореволюционном российском законодательстве эмиграция как правовое понятие отсутствовала. Подданным России запрещалось менять гражданство. Нарушивших закон, вне зависимости от сословия, ждала вечная ссылка в Сибирь и утрата имущества. Судьбу волн русской эмиграции начиная со средних веков и до конца ХХ века проследил историк Ярослав ЗВЕРЕВ.
Об архиерейском деспотизме, епархиальных реформах и новых книгах 13 июня в московском культурном центре «Покровские ворота» состоялась презентация сразу двух книг: «Епархиальные реформы» архимандрита Саввы (Тутунова), заместителя председателя Управления делами Московской Патриархии и «Церковная миссия в эпоху перемен» филолога, старшего научного сотрудника ИРЯ РАН Александра Кравецкого.
«Исчезающие шедевры»: последняя попытка сохранить памятники деревянного зодчества Руси Участники международного музейного проекта «Исчезающие шедевры» составили рекомендации по сохранению памятников деревянного зодчества, для того чтобы передать их в Комиссию по культуре и сохранению историко-культурного наследия Общественной палаты РФ. Ученые считают, что это последняя возможность обратить внимание государства на проблему
Лев Толстой как зеркало “Pussy Riot” История “Pussy riot”, наделавшая столько шума приближается к своему логическому финалу. Обвинения предъявлены, впереди суд. Правильно ли реагировала Церковь, этот вопрос мы задали историку и священнику Георгию Ореханову
Что приобрела Русская Церковь от объединения? К завершению торжеств, связанных с пятилетием подписания акта о каноническом общении между РПЦЗ и РПЦ. что обрела наша церковь, благодаря объединению? – С этим вопросом мы обратились к прот. Максиму Козлову, профессору Московской Духовной Академии и настоятелю храма святой мученицы Татианы при МГУ
В России подсчитали «мирных» экстремистов Сегодня в Москве правозащитный центр «Сова» представил отчет о неправомочном применении антиэкстремистского законодательства. По словам директора центра, только 33 человека из числа осужденных за экстремизм, сидят за преступления не связанные с реальным насилием
Совсем не скауты 90 лет назад, в мае 1922 года, в СССР была создана Всесоюзная пионерская организация. Юбилей дал повод людям старшего поколения вспомнить о пионерских кострах и военной игре «Зарница», в то время как более молодое поколение пребывает в уверенности, что пионеры отличаются от скаутов лишь цветом галстуков. В действительности водораздел проходит отнюдь не в сфере атрибутики
Расспросить дедушку и бабушку о детстве Людмила Улицкая начинает проект «После Великой Победы», призванный сохранить память о наших дедах и навести мосты между поколениями в русских семьях. Соавтором новой книги может стать любой, чье детство пришлось на послевоенные годы. Истории детства своих бабушек и дедушек можно присылать в проект «Сноб» и издательство «Астрель»
Джонатан Свифт: священник-сатирик 19 октября 1745 года в Дублине происходили очень странные вещи – тысячи людей хоронили декана собора святого Патрика, который подолгу не служил, находясь в Лондоне, имел очень запутанную личную жизнь, предлагал матерям откармливать младенцев для продажи и со всей страстью занимавшийся политикой. Этого необычного священника сегодня знает каждый человек в России. Его звали Джонатан Свифт.
Церковь предлагает изменить закон о полиции В связи с казанской трагедией, Православная Церковь предлагает доработать закон о полиции и прикрепить священников к отделениям полиции, наподобие армейских капелланов
Наступает новый порядок Рассказали кому-нибудь об акции против ювенальной юстиции или абортов? Если на акции потопчут газон, то с вас от 10 до 20 тысяч рублей. А если во время акции испортят имущество (например, замажут краской рекламу) – до 300 тысяч. Даже если на саму акцию вы не пришли. Корреспондент НС попытался применить новый закон о митингах к крестным ходам и выступлениям православной общественности
Почему Россия не смогла «переварить» большевизм? Немцы осмыслили и осудили фашизм. Почему подобного не произошло с большевизмом в России? Продолжается ли вокруг нас Советский Союз? Своим видением с «Нескучным садом» поделились прот. Максим ПЕРВОЗВАНСКИЙ и прот. Георгий МИТРОФАНОВ
22 июня: трагедии и подвиги маленького человека Историк и публицист Андрей ЗАЙЦЕВ на основе военных дневников и писем реконструирует для «Нескучного сада» первые дни Великой Отечественной войны. Почему нападение немцев стало неожиданностью, хотя приготовления к войне были очевидны?
Церковная реакция на дело Пусси Райот: замирение возможно? Сегодня в канцелярию Его Святейшества было передано письмо православной интеллигенции с просьбой о ходатайстве за участниц скандальной панк-группы. Инициатор письма филолог Александр Кравецкий убежден, что общая интонация его письма — примирительная. Одновременно с неожиданным одобрением церковной реакции на ход процесса выступил адвокат обвиняемых Марк Фейгин
Ольга Седакова о Прогулке с писателями 14 мая в Москве состоялась широко анонсированная «Прогулка с писателями», очередная мирная и многотысячная протестная акция была призвана проверить гуманность российских властей и отстоять право граждан «гулять» по городу в массовом порядке. Поэт и культуролог Ольга Седакова приняла участие в этой прогулке. Своими соображениями она поделилась с «Нескучным садом»
Буквально, или о чем может рассказать глаголица Шрифты, написание букв — мы каждый день читаем книги, рекламные тексты и вывески. Обычно мы не обращаем внимания на то, как выглядит, как написана буква, каким шрифтом набрана книга, — а зря. Зря, потому что в истории шрифтов, в этих овалах, засечках и вертикальных черточках видна не только история одного языка или письменности, но история всей мировой культуры. В том, как выглядит и влияет текст на человека, еще много неизученного и даже таинственного
Масонские следы: секреты тайного общества или секрет Полишинеля? Свойство любой сенсации — взорваться, увлечь, взбудоражить людей и умереть. Но есть темы, которые вяло тлеют веками, сколько бы их ни кормили информацией или разоблачениями. Речь про масонов. Что же такое масонство — действительно страшная секрет тайного общества или секрет Полишинеля?
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.