Историк и публицист Андрей ЗАЙЦЕВ на основе военных дневников и писем реконструирует для «Нескучного сада» первые дни Великой Отечественной войны. Почему нападение немцев стало неожиданностью, хотя приготовления к войне были очевидны?
Брестская крепость, пострадавшая во время штурма
14 июня 1941 года крестьянин, живший на западных рубежах СССР, услышал сообщение ТАСС о том, все разговоры о скором нападении Германии на Советский Союз являются слухами, не имеющими под собой никаких оснований. Мужчина взял все деньги и поехал на рынок в соседнее село, купил огромный мешок зерна, вернулся и закопал его в огороде. Над этим человеком смеялись все односельчане, уговаривая его дождаться скорого урожая, но время показало правоту крестьянина. Через неделю началась война, и мешок зерна в ближайшую зиму спас от голода все его семейство.
Всем известно, что фашисты напали на СССР 22 июня «ровно в четыре часа». В учебниках истории каждый мальчишка видел карты со стрелочками, на которых было видно, как огромные армии шли по нашей родной земле. Красные стрелки сталкивались с черными стрелками, но мало кто думал о том, что первый день Великой Отечественной войны совершенно по-разному встретили люди в Москве и Бресте.
В Москве Константин Симонов все утро писал стихи, и узнал о нападении фашистов лишь в два часа дня, он позвонил в политуправление, но там его попросили перезвонить в 17 часов.
К 17 часам 22 июня защитники Брестской крепости уже почти сутки отражали атаки гитлеровцев. Фраза «отражали атаки» рисует в нашем воображении массу людей, которые дерутся по всем правилам военной науки под руководством опытных командиров, но такая обезличенная картина не имеет ничего общего с реальностью того страшного дня.
Для жителей Бреста и его окрестностей вечер 21 июня не был чем-то необычным - накануне воскресенья многие бойцы и командиры были на танцах и легли спать около двух часов ночи. Многие из них чувствовали, что нападение фашистов может произойти со дня на день. Уже несколько недель пограничники наблюдали, как на германской стороне (после поражения Польши СССР и Германия имели общую границу) происходит увеличение войск, многочисленные перебежчики также говорили о скорой войне и даже называли дату нападения. Трагедия была в том, что долгое время и разведчики, и перебежчики постоянно называли разные даты нападения, и люди настолько привыкли жить в ожидании войны, что это стало фоном их существования.
С апреля 1941 года пограничники писали о грядущей войне: «Нет у меня сына! Это все же крупная жизненная ошибка. Нужно было оставить человека, который бы гордился, что отец его (или ее) погиб скромной табелью воина своего Отечества» (2 мая 1941 года). Солдаты говорили о грядущей войне, хотя за подобные «слухи» можно было жестоко поплатиться, поскольку руководство страны упорно твердило, что войны в ближайшее время не будет. Во многом по этой причине нападение стало внезапным даже для пограничников.
22 июня война в Брестской крепости представляла собой странную смесь героизма и растерянности с обеих сторон. Многих защитников Брестской крепости ошеломила мощная артподготовка и утренний штурм, а потому в первые минуты немцы не встречали значительного сопротивления. Постепенно оборона была организована, и пришел черед фашистов попадать в плен и удивляться храбрости советских солдат. Во многом это был героизм отчаяния: Иван Почерников потерял своих детей, затем застрелил двух немцев, напавших на его жену, после чего застрелил супругу и покончил жизнь самоубийством. Священная война началась с трагедий маленького человека, что подтверждают дневники Константина Симонова о первых днях войны - командиры, солдаты, мирные жители искали свой полк, брали штурмом поезда, идущие на восток (в первые часы после нападения фашистов из Бреста смог вырваться единственный поезд, на котором в буквальном смысле слова гроздями висели люди).
Симонов, выехавший из Москвы по направлению к Минску в качестве корреспондента, очень точно передает первое ощущение от войны – почти тотальную неразбериху. Люди метались по небольшим лесочкам, укрываясь от бомб, одинокий солдат, размахивая наганом, пытался остановить массу бойцов и ополченцев, но его никто не слушал. В другом месте расстреляли мирного жителя, у которого не оказалось при себе документов, за то, то тот кричал: «Лучше ловите Гитлера». Молодые бойцы в Бресте и под Смоленском впадали в панику и сходили с ума, но большинство солдат на войне нечеловечески хотели есть и спать и одновременно были готовы к подвигу: «Командир батальона капитан Гаврюшин был человек лет тридцати, уже два или три дня не бритый, с усталыми глазами и свалявшимися под фуражкой волосами. На лице его было странное выражение одинаковой готовности еще сутки вести бой, говорить и действовать и в то же время готовность уснуть в любую секунду». Таких портретов в дневниках Константина Симонова можно найти не один десяток, и все они показывают, что войну выигрывали обычные люди, которые не стремились стать героями, а относились к ней, как к некой данности.
Лучшие бойцы и командиры в дневниках Симонова не произносили высоких слов о патриотизме, не говорили про фашистских захватчиков, а просто испытывали какой-то удивительный мужской азарт и смертельную усталость, и часто балансировали между этими чувствами: «Мы так уж решили тут между собой: что бы там кругом ни было, кто бы там ни отступал, а мы стоим вот тут, у Могилева, и будем стоять, пока живы. Вы походите, посмотрите, сколько накопано. Какие окопы, блиндажи какие! Разве их можно оставить? Не для того солдаты роют укрепления, чтобы оставлять их. Истина-то простая, старая, а вот забывают ее у нас. Роют, роют. А мы вот нарыли и не оставим. А до других нам дела нет». Это слова полковника Кутепова, рядом с которым воевал капитан Гаврюшин. Под Могилевом эти люди остановили немецкие танки. Слова Кутепова очень напоминают выражение одного из подчиненных Антона Ивановича Деникина, который, сражаясь в Добровольческой армии, говорил «Так страшно, что даже весело». В обоих случаях кадровые офицеры отвечают за своих солдат, за свое дело, и из этих маленьких и больших кутеповых и гаврюшиных и складывалась та великая Победа, до которой было еще очень далеко.
В дневниках Симонова есть еще одно поразительное место – в первые дни войны допрашивают немецкого солдата и спрашивают его мнение о том, смогут ли советские солдаты дойти до Берлина. Константин Симонов говорит: чтобы задать такой вопрос, нужна была глубокая, а не показная вера в собственную победу. Эта вера была продемонстрирована в еще самый первый день нападения в Бресте. Она была очень глубокой – эта вера маленьких людей в то, что они смогут преодолеть страх и неразбериху начала войны и водрузить знамя на Рейхстаге.
Знаете ли вы Москву?
Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва?
Ученье — свет
Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя?
Крещение Руси
День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое.
Счастливые годы последней императорской семьи
Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России?
Русские святые
Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины
Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей
Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии.
400-летие дома Романовых: памятные места
Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых.
Династия Романовых и благотворительность
В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия.
Пасха
Зачем идет крестный ход знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»?
Великий пост
Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение.
СретениеРождественская викторина
Читайте также:
Бородино: 20 тонн пороха 200-летний юбилей победы в Отечественной войне 1812 года отметили масштабной реконструкцией Бородинского сражения. В театре военных действий на Бородинском поле побывал наш корреспондент, смотрите фоторепортаж
Ордена войны: возвращение к империи? Пропагандистско-идеологический механизм Советского Союза в первые годы войны переживает перестройку: интернационализм, рабоче-крестьянские лозунги уступают место патриотизму, прославлению русского народа. В армии и на флоте начинают возрождаться традиции дореволюционной России, война становится Отечественной. Возникают награды, имеющие явные имперские корни. О том, как появлялись военные ордена, рассказывает историк Петр МАЗАЕВ
Спуск корабля Петра I на Соловках: источник счастья в лодочном амбаре 30 июля 2013 года на Соловках спустили на воду корабль «Святой Петр», на котором Петр I первый раз вышел в море в 1693 г., еще до построения российского военного флота. Рассказываем, как товарищество энтузиастов построило этот уникальный корабль. ФОТОГАЛЕРЕЯ
Волны русской эмиграции: от Ивана Грозного до наших дней В дореволюционном российском законодательстве эмиграция как правовое понятие отсутствовала. Подданным России запрещалось менять гражданство. Нарушивших закон, вне зависимости от сословия, ждала вечная ссылка в Сибирь и утрата имущества. Судьбу волн русской эмиграции начиная со средних веков и до конца ХХ века проследил историк Ярослав ЗВЕРЕВ.
Стоит ли убивать во имя веры? Четыреста сорок лет назад, 24 августа 1572 года в Париже и во всей Франции произошли события, получившие затем имя «Варфоломеевской ночи». В ночь накануне дня святого Варфоломея католики устроили по приказу Карла IX и его матери Екатерины Медичи расправу над протестантами-гугенотами.
Джонатан Свифт: священник-сатирик 19 октября 1745 года в Дублине происходили очень странные вещи – тысячи людей хоронили декана собора святого Патрика, который подолгу не служил, находясь в Лондоне, имел очень запутанную личную жизнь, предлагал матерям откармливать младенцев для продажи и со всей страстью занимавшийся политикой. Этого необычного священника сегодня знает каждый человек в России. Его звали Джонатан Свифт.
Об архиерейском деспотизме, епархиальных реформах и новых книгах 13 июня в московском культурном центре «Покровские ворота» состоялась презентация сразу двух книг: «Епархиальные реформы» архимандрита Саввы (Тутунова), заместителя председателя Управления делами Московской Патриархии и «Церковная миссия в эпоху перемен» филолога, старшего научного сотрудника ИРЯ РАН Александра Кравецкого.
Масонские следы: секреты тайного общества или секрет Полишинеля? Свойство любой сенсации — взорваться, увлечь, взбудоражить людей и умереть. Но есть темы, которые вяло тлеют веками, сколько бы их ни кормили информацией или разоблачениями. Речь про масонов. Что же такое масонство — действительно страшная секрет тайного общества или секрет Полишинеля?
Рюрик, принц датский, и его русь В этом году отмечается 1150 лет российской государственности. Государственность эта началась парадоксально – с призвания варягов. Как жили славянские племена до прихода к ним Рюрика? Что нового он принес? Об этом НС рассказывает сотрудник Института Европы РАН иерей Василий СЕКАЧЕВ.
Лев Толстой как зеркало “Pussy Riot” История “Pussy riot”, наделавшая столько шума приближается к своему логическому финалу. Обвинения предъявлены, впереди суд. Правильно ли реагировала Церковь, этот вопрос мы задали историку и священнику Георгию Ореханову
«Исчезающие шедевры»: последняя попытка сохранить памятники деревянного зодчества Руси Участники международного музейного проекта «Исчезающие шедевры» составили рекомендации по сохранению памятников деревянного зодчества, для того чтобы передать их в Комиссию по культуре и сохранению историко-культурного наследия Общественной палаты РФ. Ученые считают, что это последняя возможность обратить внимание государства на проблему
По пути из Москвы в Париж казаки остановились в Смоленске Конный казачий поход из Москвы в Париж, посвященный участию казаков в войне 1812, года прибыл вчера в Смоленск. На центральном стадионе города казаки показали смолянам «высший класс» владения боевой саблей на полном скаку. Смотрите наш фоторепортаж.
Совсем не скауты 90 лет назад, в мае 1922 года, в СССР была создана Всесоюзная пионерская организация. Юбилей дал повод людям старшего поколения вспомнить о пионерских кострах и военной игре «Зарница», в то время как более молодое поколение пребывает в уверенности, что пионеры отличаются от скаутов лишь цветом галстуков. В действительности водораздел проходит отнюдь не в сфере атрибутики
Буквально, или о чем может рассказать глаголица Шрифты, написание букв — мы каждый день читаем книги, рекламные тексты и вывески. Обычно мы не обращаем внимания на то, как выглядит, как написана буква, каким шрифтом набрана книга, — а зря. Зря, потому что в истории шрифтов, в этих овалах, засечках и вертикальных черточках видна не только история одного языка или письменности, но история всей мировой культуры. В том, как выглядит и влияет текст на человека, еще много неизученного и даже таинственного
Защитники старой Москвы отвоевали Белый город 26 июля руководитель Департамента культурного наследия города Москвы представил журналистам градостроительный регламент призванный защитить архитектурный ансамбль внутри Бульварного кольца
Ольга Седакова о Прогулке с писателями 14 мая в Москве состоялась широко анонсированная «Прогулка с писателями», очередная мирная и многотысячная протестная акция была призвана проверить гуманность российских властей и отстоять право граждан «гулять» по городу в массовом порядке. Поэт и культуролог Ольга Седакова приняла участие в этой прогулке. Своими соображениями она поделилась с «Нескучным садом»
Насколько богата Церковь, или Повседневная жизнь сельского батюшки в начале XX века Как жили священники в начале ХХ века: цифры, факты, воспоминания и чеховский рассказ «Кошмар». Сельский «поп-мироед» из советской пропаганды на самом деле был вынужден занимать у кулака, чтобы снарядить детей в школу, крестьяне торговались из-за треб, а если дом священника сжигали бунтовщики, то это была трагедия для семьи: восстанавливать его было не на что.
Что приобрела Русская Церковь от объединения? К завершению торжеств, связанных с пятилетием подписания акта о каноническом общении между РПЦЗ и РПЦ. что обрела наша церковь, благодаря объединению? – С этим вопросом мы обратились к прот. Максиму Козлову, профессору Московской Духовной Академии и настоятелю храма святой мученицы Татианы при МГУ
Архимандрит Тихон (Шевкунов): Памятник патриарху Ермогену – это памятник спасителю Москвы На выставке «Православная Русь», которая пройдет в «Манеже» с 4 по 8 ноября, будут установлены специальные электронные терминалы. Через них посетители смогут выбрать лучший из 60 проектов памятника свщмч. Ермогену, патриарху Московскому. Памятник планируется установить в Александровском саду к 25 мая следующего года.
Хроники 1812-го. Ровно 200 лет назад: один день войны Что мы знаем об Отечественной войне 1812 года? Образ этой войны в массовом сознании застрял где-то на полпути от романа Л.Н. Толстого «Война и мир» к кинофильму «Гусарская баллада» режиссера Э. Рязанова: салонные разговоры, балы, красавцы-офицеры, соревнующиеся в благородстве, гениальные полководцы, красочные батальные сцены в стиле фильмов С. Бондарчука. Это представление абсолютно романическое, олитературенное
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.