Немцы осмыслили и осудили фашизм. Почему подобного не произошло с большевизмом в России? Продолжается ли вокруг нас Советский Союз? Своим видением с «Нескучным садом» поделились прот. Максим ПЕРВОЗВАНСКИЙ и прот. Георгий МИТРОФАНОВ
Немцы осудили фашизм, таким образом преодолев нацистское прошлое. Почему подобного не произошло с большевизмом в нашей стране? Почему нам не удалось его «переварить»? Закончился ли Советский Союз, или мы до сих пор продолжаем жить в той же самой системе, действующей по инерции? Эти вопросы мы задали протоиерею Максиму Первозванскому и профессору Санкт-Петербургской духовной академии, церковному историку отцу Георгию Митрофанову.
Главный редактор православного молодежного журнала «Наследник» протоиерей Максим ПЕРВОЗВАНСКИЙ: «Чем дольше мы будем вести эти разговоры, тем дольше будет продолжаться наше национальное унижение».
Сама постановка вопроса совершенно некорректна. Немцы осудили фашизм под мощнейшим внешним давлением. Германия проиграла Вторую мировую войну, и осуждение фашизма было условием капитуляции страны. Японцы, например, сдавались не так просто, и поэтому, несмотря на атомные бомбардировки, условием их капитуляции было неосуждение императора Хирохото, который был одним из инициаторов развязывания войны на Тихом океане и участия Японии во Второй мировой войне. Мы проиграли Третью мировую войну (она же «Холодная»), поэтому совершенно логично ставить вопрос об осуждении нашего прошлого в том или иной форме. И не случайно, что и вы задаете этот вопрос в канун девятого мая – дня празднования Великой Победы. Пересмотр старых побед, пересмотр истории – безусловно, важный момент как для победившей, так и для проигравшей стороны, поэтому каждый раз в районе девятого мая нам предлагается осудить свое прошлое или какую-то его часть. На самом деле, в прошлом практически каждого государства есть как светлые, так и темные стороны. Американцы, например, до сих пор не осудили ни атомные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки, ни ковровые бомбардировки в Европе, которыми уничтожались целые города.
Нужно понимать, что осознание факта поражения в Третьей мировой – одно из важнейших условий нашего национального возрождения. До тех пор, пока мы не осознаем, что произошел не просто некий абстрактный «развал Советского Союза», а поражение в войне, возрождения не будет. Была холодная война, которая, безусловно, и у нас и на Западе воспринималась как третья мировая. И Советский союз ее проиграл. Проиграл вчистую. Результатом этого поражения, как и результатом поражения в любой большой войне, явилась потеря громадной части территории. Если вы посмотрите – где сейчас находятся на западе границы РФ, то увидите, что они практически в точности совпадают с границей оккупации Германией Росии в 1918 и в 1942 году. На протяжении ХХ века Россия теряла свои территории по одной и той же линии. Сколько миллионов человек мы потеряли и продолжаем терять – говорить не стоит. Сколько экономического благосостояния наше государство и наши люди потеряли – тоже можно не говорить. Всем известные системные кризисы в образовании, в экономике, в медицине – во всем, являются следствием нашего поражения в войне. И в очередной раз публично осуждать темные стороны своего прошлого перед мировой общественностью, и перед самими собой – значит продолжать загонять самих себя в ощущение ни к чему не пригодных и никому не нужных людей.
Когда нация считает, что должна осудить какую-то часть своего прошлого, это всегда является признаком ее слабости и поражения. Никто ни перед кем не должен ничего в своей истории осуждать. Процесс покаяния в той или иной странице своей истории – это на самом деле глубоко интимный процесс для нации. И я не думаю, что у нас этот процесс не идет, процесс переосмысления, раскаяния в конкретных деяниях тем, кому надо в них раскаиваться. Так что я не считаю, что нам нужно что-то перед кем-то громко публично осуждать в своей истории. Думаю, что чем дольше мы будем вести эти разговоры, тем дольше будет продолжаться наше национальное унижение. А унижение, безусловно, продолжается.
А переосмысливать те или иные страницы своей истории, безусловно, можно и нужно. Но конкретные страницы, в конкретные моменты. И делать это нужно спокойно и не торопясь. Ни в коем случае нельзя делать из этого каких-то шумных политических акций или демонстративных жестов. Еще в 60 годах в Америке половина заведений была только для белых. В автобусах были двери и сидения только для белых. США что, каким-то образов в этом публично каются? Нет, они просто поменяли политику в этом направлении. Они сказали, что именно это было неправильно и у них сейчас, пожалуйста, президент-афроамериканец.
Что касается Советского союза, то мы живем в России. Советский Союз был продолжением исторической России. Безусловно, с целым рядом извращений, с ломкой собственной истории и традиции. Но, к счастью, мы продолжаем жить в России, которая была до 1918 года, и которая никуда не девалась между 1918 и 1991 годом. И которая, к сожалению, никак не оправится по настоящему после 1991. Мы жили в России, живем в России, и, Бог даст, будем жить здесь же. Профессор СПбДА, кандидат философских наук и магистр богословия протоиерей Георгий Митрофанов: «Уровень укорененности христианской культуры у немцев оказался выше».
Способность немцев нравственно преодолеть нацистское наследие связана с тем, что не только уровень общей культуры, но и уровень укорененности христианской культуры оказался у немцев выше, чем у нас. То есть мы так и не научились подходить с христианскими критериями ни к собственному прошлому, ни к собственному настоящему. В отличие от немцев. Может быть, свой вклад внесло поражение Германии во Второй мировой войне. Но мы ведь тоже прошли через поражение! Потому что, разгромив фашизм, который мог уничтожить Россию, мы не смогли разгромить коммунизм, который продолжал уничтожать ее. Потому я нас победителями считать не могу. Мы тоже потерпели поражение. Но -- не смогли извлечь из него соответствующих уроков. Видимо, коммунизм для нашей страны оказался более органичным и близким, чем нацизм для немцев. Почему? Видимо, мера нашей воцерковленности оказалась меньше. Христианские начала не так глубоко проникли в нашу духовно-историческую жизнь, как они проникли в немецкую. Поэтому и богоборческий коммунизм оказался для нас более приемлем, более близок, чем неоязыческий нацизм для немцев. Чтобы «переварить» большевизм нам, как я уже сказал, не хватает укорененности в христианской традиции. Очень часто в нашей церковной жизни христианскую веру подавляет православная идеология. Об опасности этого явления говорил отец Александр Шмеман, и это -- одна из главных опасностей современной России. Поэтому, например, у нас возможен православный сталинизм. Не существует в Германии католического нацизма. А православный сталинизм -- существует.
Я думаю, что мы живем на территории не постсоветской а построссийской России. Эпоха той России, которая существовала на протяжении многих веков – завершилась. Коммунистический период разорвал органичную связь нашей истории. И сейчас на наших глазах происходит рождение новой страны, в которой будут доминировать элементы советские и страны третьего мира, прикрытые внешними атрибутами московской Руси и, частично, Российской империи. На наших глазах рождается новая страна, в которой произошло смешение разных стилей, разных традиций Русской истории, но доминирующим, к сожалению, остается элемент советский.
Знаете ли вы Москву?
Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва?
Ученье — свет
Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя?
Крещение Руси
День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое.
Счастливые годы последней императорской семьи
Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России?
Русские святые
Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины
Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей
Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии.
400-летие дома Романовых: памятные места
Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых.
Династия Романовых и благотворительность
В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия.
Пасха
Зачем идет крестный ход знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»?
Великий пост
Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение.
СретениеРождественская викторина
Читайте также:
За 100 лет русский антиклерикализм почти не изменился Патриарх Московский и всея Руси Кирилл считает, что современные нападки на Церковь напоминают атмосферу накануне революции 1917-года. Мы решили разобраться -- в чем сходство.
Февральская революция: почему Церковь поддержала Временное правительство? События февраля 1917 года по-прежнему остаются предметом ожесточенных споров. Сегодня некоторыми историками найден новый главный революционер и борец с самодержавием -- Русская Церковь. Воззвание Синода о поддержке Временного правительства трактуется ими как одобрение происходившего тогда в стране. На чьей же стороне была Церковь в действительности?
Двести лет вместе: московские градоначальники и Церковь Накануне выборов мэра Москвы, вспоминаем, как относились к Церкви московские градоначальники от за последние 200 лет. В первой части -- история одного города от наполеоновского нашествия 1812 г. до конца XIX века: пожар Москвы, строительство Храма Христа Спасителя, святитель Филарет, Голицынская больница, Закревский судится с Дивеево, Ростопчин и католики, тайная молитва Долгорукова
Незабываемый Сталин: почему у нас любят монстров Доктор политических наук и специалист по имперской идеологии Святослав КАСПЭ размышляет о том, что такое национальное величие, почему нас тянет превозносить палачей, есть ли сегодня тоска по сильной руке, и могут ли такие чувства привести к власти нового Сталина
Ольга Седакова о Прогулке с писателями 14 мая в Москве состоялась широко анонсированная «Прогулка с писателями», очередная мирная и многотысячная протестная акция была призвана проверить гуманность российских властей и отстоять право граждан «гулять» по городу в массовом порядке. Поэт и культуролог Ольга Седакова приняла участие в этой прогулке. Своими соображениями она поделилась с «Нескучным садом»
Рюрик, принц датский, и его русь В этом году отмечается 1150 лет российской государственности. Государственность эта началась парадоксально – с призвания варягов. Как жили славянские племена до прихода к ним Рюрика? Что нового он принес? Об этом НС рассказывает сотрудник Института Европы РАН иерей Василий СЕКАЧЕВ.
Дмитрий Узланер: современный сталинизм – культ государства и страх маленького человека Почему немцам удалось провести денацификацию, а у нас процесс очищения не прошел, почему десталинизацию нужно начинать с избавления от иллюзий и воспитания в себе чувства собственного достоинства. С главным редактором журнала «Государство, религия, Церковь в России и за рубежом», кандидатом философских наук Дмитрием УЗЛАНЕРОМ беседует Игорь ЦУКАНОВ.
Что Россия унаследовала от Византии? 29 мая исполнится 560 лет падения Константинополя, после которого Россия быстро стала центром Православия. Как формировалась русская цивилизация, что «Третий Рим» перенял от «Второго», а что от славянских государств и племенных союзов, как складывались отношения славян с Византийской империей, в чем была миссия свв. Кирилла и Мефодия рассказывает в фильме «Код Кирилла» телеканала Россия историк Антон Горский.
Культ и личность Никто из тех, кто писал о культе Ленина, не писал о самом Ленине. С другой стороны, никто из тех, кто писал о Ленине, не писал о его культе.
Профессор Андрей Зубов: есть ли у молодежи ностальгия по СССР? 21 августа 1991 года закончился путч: через несколько месяцев распался СССР. Сегодня есть немало молодых людей, которые говорят: "Жаль, что ГКЧП-исты не победили". Профессор МГИМО Андрей ЗУБОВ уверен, что молодым надо отличать распад СССР от крушения коммунизма и следовать не советскому патриотизму осажденной крепости в кольце врагов, а дореволюционному — великой страны, открытой миру
Совсем не скауты 90 лет назад, в мае 1922 года, в СССР была создана Всесоюзная пионерская организация. Юбилей дал повод людям старшего поколения вспомнить о пионерских кострах и военной игре «Зарница», в то время как более молодое поколение пребывает в уверенности, что пионеры отличаются от скаутов лишь цветом галстуков. В действительности водораздел проходит отнюдь не в сфере атрибутики
Что приобрела Русская Церковь от объединения? К завершению торжеств, связанных с пятилетием подписания акта о каноническом общении между РПЦЗ и РПЦ. что обрела наша церковь, благодаря объединению? – С этим вопросом мы обратились к прот. Максиму Козлову, профессору Московской Духовной Академии и настоятелю храма святой мученицы Татианы при МГУ
Насколько богата Церковь, или Повседневная жизнь сельского батюшки в начале XX века Как жили священники в начале ХХ века: цифры, факты, воспоминания и чеховский рассказ «Кошмар». Сельский «поп-мироед» из советской пропаганды на самом деле был вынужден занимать у кулака, чтобы снарядить детей в школу, крестьяне торговались из-за треб, а если дом священника сжигали бунтовщики, то это была трагедия для семьи: восстанавливать его было не на что.
Защитники старой Москвы отвоевали Белый город 26 июля руководитель Департамента культурного наследия города Москвы представил журналистам градостроительный регламент призванный защитить архитектурный ансамбль внутри Бульварного кольца
«Исчезающие шедевры»: последняя попытка сохранить памятники деревянного зодчества Руси Участники международного музейного проекта «Исчезающие шедевры» составили рекомендации по сохранению памятников деревянного зодчества, для того чтобы передать их в Комиссию по культуре и сохранению историко-культурного наследия Общественной палаты РФ. Ученые считают, что это последняя возможность обратить внимание государства на проблему
Лев Толстой как зеркало “Pussy Riot” История “Pussy riot”, наделавшая столько шума приближается к своему логическому финалу. Обвинения предъявлены, впереди суд. Правильно ли реагировала Церковь, этот вопрос мы задали историку и священнику Георгию Ореханову
Григорий Распутин: «оклеветанный старец»? В 2012 году на экраны выходит российско-французский фильм о Распутине с Жераром Депардье в главной роли. За сто лет, прошедшие со дня смерти «старца», его образ претерпел кардинальные изменения. Тот, кого в 1912 году выставляли «мистическим распутником», сегодня изображается человеком драматической судьбы, а подчас и вовсе святым. Какой же из образов ближе к истине?
По пути из Москвы в Париж казаки остановились в Смоленске Конный казачий поход из Москвы в Париж, посвященный участию казаков в войне 1812, года прибыл вчера в Смоленск. На центральном стадионе города казаки показали смолянам «высший класс» владения боевой саблей на полном скаку. Смотрите наш фоторепортаж.
Об архиерейском деспотизме, епархиальных реформах и новых книгах 13 июня в московском культурном центре «Покровские ворота» состоялась презентация сразу двух книг: «Епархиальные реформы» архимандрита Саввы (Тутунова), заместителя председателя Управления делами Московской Патриархии и «Церковная миссия в эпоху перемен» филолога, старшего научного сотрудника ИРЯ РАН Александра Кравецкого.
Расспросить дедушку и бабушку о детстве Людмила Улицкая начинает проект «После Великой Победы», призванный сохранить память о наших дедах и навести мосты между поколениями в русских семьях. Соавтором новой книги может стать любой, чье детство пришлось на послевоенные годы. Истории детства своих бабушек и дедушек можно присылать в проект «Сноб» и издательство «Астрель»
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.