19 октября 1745 года в Дублине происходили очень странные вещи – тысячи людей хоронили декана собора святого Патрика, который подолгу не служил, находясь в Лондоне, имел очень запутанную личную жизнь, предлагал матерям откармливать младенцев для продажи и со всей страстью занимавшийся политикой. Этого необычного священника сегодня знает каждый человек в России. Его звали Джонатан Свифт.
На его могиле до сих пор выбита эпитафия, написанная им самим за пять лет до смерти: «Здесь покоится тело Джонатана Свифта, декана этого собора, и суровое негодование уже не раздирает его сердце. Ступай, путник, и подражай, если можешь, тому, кто мужественно боролся за дело свободы». Кончине писателя предшествовала долгая агония, продолжавшаяся несколько лет.
Болезнь Свифта разрушила мозг, лишила его памяти и иногда приводила к припадкам. Пять взрослых мужчин едва могли сдержать пожилого декана, желавшего вырвать себе глазное яблоко. Делал он это потому, что нарыв на глазу чудовищно болел. Незадолго до этого эпизода пожилой декан собора святого Патрика решил вспомнить привычки молодости и, желая укрепить свои силы, помногу часов ходил по комнате и опустелому дому. Он превратился в скелет, обтянутый кожей, его характер стремительно портился – даже для немногочисленных близких друзей он был скуп, и в доме Свифта гости не могли рассчитывать на серьезное угощение или на бутылку хорошего вина.
Однако в своем завещании этот необычный скряга оставил свое состояние в 12 тысяч фунтов на создание больницы для умалишенных и неизлечимо больных, а пока силы не оставили его, он вел активную благотворительную деятельность в соборе святого Патрика.
Священник раздавал бедным прихожанам пенсии по 20 фунтов в год, создал кассу взаимопомощи, хлопотал перед своими влиятельными друзьями в Лондоне за того или иного человека. Иногда его обманывали мошенники, но Свифт, всегда говоривший о том, что он разочаровался в людях, продолжал хлопотать и помогать.
Самый известный его литературный герой – Гулливер считал, что человеческое общество выродилось в йеху, и полагал, что необходимы немедленные радикальные реформы, чтобы исправить ситуацию. Дублинский декан также считал современное ему общество весьма порочным, но мизантропия Свифта имела под собой куда более глубокие корни. На смерть одного из своих друзей он откликается поразительной фразой, скрывающей его душевную боль: «Я прихожу к тому заключению, что скупость и черствость сердца – таковы два качества, доставляющие человеку наибольшее счастье».
Не обладая ими, автор «Сказки бочки» постоянно переживал трагедии. В 1728 году умерла Эстер Джонсон – Стелла – женщина, любившая Свифта, на которой он, возможно, был тайно женат. История эта началась очень давно. Молодой Свифт жил в доме Уильяма Темпля и знал Стеллу еще ребенком. Затем юная девушка стала ученицей Джонатана, и постепенно между ними возникли странные отношения.
Стелла вместе со своей спутницей Дингли уехали за Свифтом в Ирландию, где тот получил англиканский приход. Впоследствии Стелла и Джонатан обменивались письмами, ездили друг за другом, но при этом никогда не жили вдвоем в одном доме. Мисс Дингли всегда была рядом и своим присутствием свидетельствовала о том, что молодых людей связывала лишь горячая дружба. Биографы английского писателя находят доказательства, что Стелла испытывала к Свифту более глубокие чувства, да и сам Джонатан, скорее всего, тоже любил ее, но никаких однозначных свидетельств того, что они хотели создать семью, найти не удалось.
Большая часть их отношений протекала в очень странном любовном треугольнике - в 1707 году сорокалетний Джонатан знакомится с 19-летней Эстер Ваномри (по другим данным знакомство произошло в 1708 году, а девушке было всего 17), которая будет любить его пылко и горячо до самой смерти от туберкулеза в 1723 году. Юная Ванорми пишет Свифту страстные письма: «Если Вы находите, что я пишу слишком часто к Вам, то Вы должны сообщить мне об этом или вообще написать мне снова, чтобы я знала, что Вы не совершенно позабыли обо мне!».
В ответ священник из Дублина грубовато и несколько иронично рассказывает девушке о том, что он живет в глуши и видит вокруг лишь пастбища, хотя на самом деле в эти годы Свифт становится первым памфлетистом Англии. Его перо последовательно поддерживает сперва вигов, а затем тори, и начало XVII века становятся временем расцвета его сатиры.
После «Сказки бочки», в которой он осмеивает католиков и протестантов, Свифт выпускает целый ряд памфлетов. В одном из них писатель предлагает откармливать младенцев, а затем продавать их для того, чтобы из них получались вкусные и питательные блюда. С убийственной иронией дублинский священник рассказывает о выгодах этого предложения – цена на младенца значительно превысит расходы матери на его содержание и поможет решить проблемы бедности, преступности и бродяжничества среди детей, а также позволит удовлетворить изысканные вкусы богатых горожан. Разумеется, Свифт не собирался осуществлять этот проект, но в столь гипертрофированной форме показывал знатному обществу на его пороки.
Однако вернемся к Ванорми, которая довольствуется редкими встречами с деканом церкви святого Патрика и начинает подозревать, что у отца Джонатана есть другая женщина.
Соперницей была Стелла, которой посвящен «Дневник для Стеллы», писавшейся с 1710 по 1713 год. Отношения с ней также были не безоблачны, и есть версия, что в 1716 году Свифт тайно обвенчался с ней. Это не помогло разрушить любовный треугольник – обе женщины, подозревавшие о существовании друг друга, продолжали бороться за сердце писателя.
Что касается самого декана, то он не хотел создавать семью. В молодости этому препятствовал страх неспособности содержать семью, в зрелом возрасте – активная политическая деятельность, в пожилом – смерть двух его близких женщин и долгая болезнь.
Любовный треугольник разрешился трагически – незадолго перед 1723 годом она пишет письмо Стелле с просьбой рассказать об ее отношениях с отцом Джонатаном, а та передает его дублинскому священнику (по другой версии послание адресовано Свифту). Узнав об этом послании, писатель приходит в ярость и разрывает отношения с Эстер Ванорми.
От потрясения женщина заболевает и вскоре умирает от туберкулеза. Но после ее кончины на свет появляется поэма Свифта Каденус и Ванесса, которая становится памятником этой любви, а имя Ванесса навсегда связывается с Эстер Ванорми. Что же касается имени Каденус, то это лишь немного переставленное слово «декан» с латинским окончанием ус.
Стелла ненадолго пережила Ванессу, и после 1728 года пожилой священник остался почти полностью одиноким. Лишь несколько друзей поддерживали его до 1735 года, года болезнь окончательно подчинила себе отца Джонатана.
Как относился священник-сатирик к религии? Английский сатирик не был ни безбожником, ни, тем более, борцом с христианством. В «Сказке о бочке» молодой Джонатан формулирует то отношение к религии, которое он сохранит до самой смерти: «Религию, говорят нам, нельзя подвергать осмеянию, и это правда; однако извращения в религии, конечно, можно осмеивать, ибо избитое изречение учит нас, что если религия - наилучшее, что есть в мире, то извращения в ней должны быть наихудшим злом».
Конечно, Свифт не был Лютером, не был он и Честертоном или Льюисоми. Самый мизантропичный сатирик, желавший ожесточить собственное сердце, ошибся – его сердце разрывало не только негодование, но и любовь. Только очень наивный и любящий человек мог изменить мир с помощью истории про Гулливера или серии памфлетов в защиту независимости Ирландии. Эту любовь оценил народ, в день похорон стремившийся взять себе на память хоть волос своего декана.
Знаете ли вы Москву?
Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва?
Ученье — свет
Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя?
Крещение Руси
День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое.
Счастливые годы последней императорской семьи
Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России?
Русские святые
Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины
Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей
Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии.
400-летие дома Романовых: памятные места
Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых.
Династия Романовых и благотворительность
В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия.
Пасха
Зачем идет крестный ход знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»?
Великий пост
Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение.
СретениеРождественская викторина
Читайте также:
Культ и личность Никто из тех, кто писал о культе Ленина, не писал о самом Ленине. С другой стороны, никто из тех, кто писал о Ленине, не писал о его культе.
Священник Георгий Ореханов: Падение СССР было предрешено отрывом от корней 8 ноября открывается выставка «Преодоление: Русская Церковь и Советская власть», посвященная гонениям на Церковь в СССР и приуроченная к 95-летию октябрьской революции. О том, как влияет на нас сегодня советское наследие и нужно ли от него избавляться, рассуждает церковный историк, доцент ПСТГУ священник Георгий ОРЕХАНОВ
Защитники старой Москвы отвоевали Белый город 26 июля руководитель Департамента культурного наследия города Москвы представил журналистам градостроительный регламент призванный защитить архитектурный ансамбль внутри Бульварного кольца
Ордена войны: возвращение к империи? Пропагандистско-идеологический механизм Советского Союза в первые годы войны переживает перестройку: интернационализм, рабоче-крестьянские лозунги уступают место патриотизму, прославлению русского народа. В армии и на флоте начинают возрождаться традиции дореволюционной России, война становится Отечественной. Возникают награды, имеющие явные имперские корни. О том, как появлялись военные ордена, рассказывает историк Петр МАЗАЕВ
По пути из Москвы в Париж казаки остановились в Смоленске Конный казачий поход из Москвы в Париж, посвященный участию казаков в войне 1812, года прибыл вчера в Смоленск. На центральном стадионе города казаки показали смолянам «высший класс» владения боевой саблей на полном скаку. Смотрите наш фоторепортаж.
Василий Розанов: христианин или богоборец? Когда видишь сегодня в «фейсбуке» гневный пост про «засилье попов», про Церковь и чиновничество или про то, что христианство мертво, то вспоминаешь Розанова. Обо все этом он писал еще сто лет назад. Загадочный русский философ, которого одни считали антихристианином, другие антисемитом, одни провидцем, другие – краснобаем, лишенным убеждений, умер в этот день в 1918 году – возле Троице-Сергиевой лавры, после исповеди и причастия
Масонские следы: секреты тайного общества или секрет Полишинеля? Свойство любой сенсации — взорваться, увлечь, взбудоражить людей и умереть. Но есть темы, которые вяло тлеют веками, сколько бы их ни кормили информацией или разоблачениями. Речь про масонов. Что же такое масонство — действительно страшная секрет тайного общества или секрет Полишинеля?
Что Россия унаследовала от Византии? 29 мая исполнится 560 лет падения Константинополя, после которого Россия быстро стала центром Православия. Как формировалась русская цивилизация, что «Третий Рим» перенял от «Второго», а что от славянских государств и племенных союзов, как складывались отношения славян с Византийской империей, в чем была миссия свв. Кирилла и Мефодия рассказывает в фильме «Код Кирилла» телеканала Россия историк Антон Горский.
«Исчезающие шедевры»: последняя попытка сохранить памятники деревянного зодчества Руси Участники международного музейного проекта «Исчезающие шедевры» составили рекомендации по сохранению памятников деревянного зодчества, для того чтобы передать их в Комиссию по культуре и сохранению историко-культурного наследия Общественной палаты РФ. Ученые считают, что это последняя возможность обратить внимание государства на проблему
Бородино: 20 тонн пороха 200-летний юбилей победы в Отечественной войне 1812 года отметили масштабной реконструкцией Бородинского сражения. В театре военных действий на Бородинском поле побывал наш корреспондент, смотрите фоторепортаж
Лев Толстой и св. Иоанн Кронштадтский: медийные персоны своего времени Известный критик Павел Басинский, несколько лет назад выпустивший замечательную биографию «великого писателя земли русской» «Лев Толстой: Бегство из рая», продолжает свои толстовские штудии. Его новая книга, «Святой против Льва», представляет собой сравнительное — по плутарховскому образцу — жизнеописание Льва Толстого и Иоанна Кронштадтского
Троцкий: «демон революции» Среди исторических фигур русской революции мало кто мог сравниться с изощренности методов борьбы с Православной Церковью с человеком, которого называли «перо» и «демон революции». Лев Троцкий родился в знаменательный день – 7 ноября
Последнее слово: уроки риторики и логики Почему мы не умеем спорить? Для участников множества российских сетевых дискуссий желание заткнуть собеседника, уничтожить его морально – главнее аргументов. Кто виноват и что делать – размышляет Андрей ДЕСНИЦКИЙ.
Пространство достижений: что будет с ВДНХ Как изменится привычная всем выставка достижений народного хозяйства, нужно ли сохранять ее как «обломок империи» и уникальный памятник советского стиля или использовать ее реконструкцию как полигон для современных архитектурных экспериментов, выясняет Петр МАЗАЕВ
Из варяг в Кимры 23-24 июля в городе Кимры Тверской области прошел фестиваль исторической реконструкции раннего средневековья. Корреспондент НС побывал на этом фестивале и, кажется, неплохо провел уикэнд.
«Сталин – православный царь»: миф и реальность 60 лет назад скончался Иосиф Сталин, почитатели которого есть даже среди верующих. Некоторые считают его тайным христианином и русским патриотом, который якобы долго и методично шел к высшей власти в компартии, чтобы перебить ленинскую гвардию безродных космополитов и начать возрождать Российскую империю. Об истоках народного и официального мифотворчества и размышляет Андрей ЗАЙЦЕВ.
Волны русской эмиграции: от Ивана Грозного до наших дней В дореволюционном российском законодательстве эмиграция как правовое понятие отсутствовала. Подданным России запрещалось менять гражданство. Нарушивших закон, вне зависимости от сословия, ждала вечная ссылка в Сибирь и утрата имущества. Судьбу волн русской эмиграции начиная со средних веков и до конца ХХ века проследил историк Ярослав ЗВЕРЕВ.
Ольга Седакова о Прогулке с писателями 14 мая в Москве состоялась широко анонсированная «Прогулка с писателями», очередная мирная и многотысячная протестная акция была призвана проверить гуманность российских властей и отстоять право граждан «гулять» по городу в массовом порядке. Поэт и культуролог Ольга Седакова приняла участие в этой прогулке. Своими соображениями она поделилась с «Нескучным садом»
А вы сами попробуйте сделать каменный топор! В научном сообществе археолога Павла ВОЛКОВА признают уникальным специалистом по экспериментальной археологии. Но при этом один из его коллег-атеистов пишет о нем так: «истово верующий археолог, да еще палеолитчик – феномен парадоксальный, потому что археология палеолита – одна из самых главных опор атеистического мировоззрения». С парадоксальным новосибирским ученым, автором недавно вышедшей книги «От Адама до Ноя. Археология для православных» Павлом ВОЛКОВЫМ встретился корреспондент «НС»
Буквально, или о чем может рассказать глаголица Шрифты, написание букв — мы каждый день читаем книги, рекламные тексты и вывески. Обычно мы не обращаем внимания на то, как выглядит, как написана буква, каким шрифтом набрана книга, — а зря. Зря, потому что в истории шрифтов, в этих овалах, засечках и вертикальных черточках видна не только история одного языка или письменности, но история всей мировой культуры. В том, как выглядит и влияет текст на человека, еще много неизученного и даже таинственного
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.