На Главную E-mail
       
 
Нескучный сад 5-6 (88)
   
 
Архив по номерам   Редакция   Контактная информация
   

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

Нескучный сад - Журнал о православной жизни
+7 (495) 912-91-19
 
 
 
Разделы сайта
 
Дополнительно:
 Фраза полностью
 Любое из слов
 Во всех полях
 Только в заголовках
 
  Семья и личность 2 (85)'2013

«Я ксенофоб. Что делать?»


Версия для печати
24.06.13, 09:54

В 2013 году квота на легальных мигрантов для Москвы будет удвоена — их число вырастет до двухсот тысяч. По всей стране более 10 миллионов рабочих мест занято мигрантами. Чужеземцы повсюду! Как нам не стать в связи с этим ксенофобами?


«Ксенофобия» (xenos — чужой, phobos - страх) буквальном переводе означает страх перед иностранцами и незнакомыми людьми. Нередко употребляется для обозначения скорее ненависти или презрения, чем страха.

В редакцию пришло письмо:
«Все чаще замечаю, что становлюсь... ксенофобом. Мне неприятны громкие разговоры на языках Азии и Кавказа в метро и на улице, пугает количество чужаков в городе: заходишь, например, в магазин — на кассе и в зале работники с трудом изъясняются по-русски, но зато очень живо и энергично беседуют между собой на непонятном наречии. Однажды в метро я видела, как такой чужеземец — молодой парень — стоял столбом в дверях вагона и не пропускал входивших. Выражение у него было пугающее. Один раз была свидетелем базарной разборки, в которой почти уже дрались две женщины — одна “местная”, другая с Кавказа (кто прав, кто виноват, было неясно). Вокруг ссорящихся молча стояли 20-30 молодых кавказских парней. В поддержку “русской” не было никого. Никого вообще, хотя мимо по этому спальному району шел обычный поток людей с работы.
А как-то я оказалась в московском районе, где вообще никто на улице не говорил по-русски. Хотя народу на этой пристанционной площади было много, люди общались на остановке, покупали что-то в киосках, бегали дети. Мне было не по себе — почти как в страшном сне. Никогда бы не подумала, что я могу испытывать такие чувства. Но очень четко понимаю: я не хочу, чтобы мой город превращался в город чужаков. Что мне делать с моей ксенофобией?»

Общество социального недоверия


Отвечает специалист по межэтническим отношениям, доцент кафедры социальной и дифференциальной психологии РУДН Ирина НОВИКОВА:
— На мой взгляд, эта читательница абсолютно ничего не хочет делать со своей «ксенофобией», а хочет жить в мире (городе), в котором просто нет «чужих». И тогда она не будет их бояться! Она пишет: «Я не хочу, чтобы мой город превращался в город чужаков». По логике ее письма ксенофобия — это закономерное следствие такого большого количества чужаков. Не будет их, не будет и проблемы. То есть она ждет социальных, политических решений, а не психологической помощи.

— Понятно, что полиэтничность — неизбежный спутник урбанизации. Как в других странах относятся к этой проблеме?
— Европа и США уже давно столкнулись с подобной ситуацией. Именно поэтому в современных социальных науках одной из дискуссионных становится проблема толерантности. Еще в 1954 году известный американский психолог Гордон Оллпорт выделил несколько основных черт толерантной личности. Это знание самого себя (адекватная самооценка, самокритичность); ответственность за свою судьбу; способность воспринимать мир во всем его многообразии; отсутствие тяги к авторитаризму; наличие чувства юмора и другие. Важное место среди них занимает такое качество, как наличие чувства защищенности, уверенность, отсутствие чувства страха. Ведь во многом именно страх, неуверенность в себе, в своем будущем и вызывает настороженное отношение к чужакам.

— Кажется, особого раздражения, например, гастарбайтеры из Испании у нас не вызвали бы — в отличие от гостей из бывших южных советских республик. Почему?
— Согласитесь, что и «гастарбайтеры» из Белоруссии, Украины, Прибалтийских республик (если таковые есть), не будут вызывать столь резкой реакции. В психологии есть такое понятие — «социальная дистанция», то есть степень близости отношений, в которые мы готовы вступать с представителями тех или иных социальных групп: принять их как туристов, сограждан, своих сослуживцев, соседей, друзей, членов семьи. Исследования, проведенные в РУДН, показывают, что у российских студентов наблюдается минимальная социальная дистанция по отношению к выходцам из стран Европы и Латинской Америки, а максимальная — из арабских стран, Китая и Кавказа.

Тут имеет значение внешняя непохожесть, несходство языков, определенные черты поведения, которые могут интерпретироваться как экспансивное и агрессивное. Об этом свидетельствует даже пример из письма читательницы про «базарную разборку» между двумя женщинами — «местной» и с Кавказа. Даже тот факт, что выходцы с Кавказа готовы сразу же прийти друг другу на помощь, а «местные» — нет, в данном случае интерпретируется как негативный, говорящий об их «агрессивности». Что уж говорить о случаях «свадебной стрельбы» и т. п., когда «горячие кавказские парни» словно специально «подливают масло в огонь» межнационального неприятия! Конечно, тут очень важно, чтобы и «принимающие», и «приезжающие» учились уважать культуру друг друга, но не навязывали ее и не ущемляли права других.

— Мне кажется, москвичи просто перекладывают ответственность за свалившиеся на всех нас, россиян, проблемы, на гастарбайтеров. Что в этой ситуации можно посоветовать, с одной стороны, государству, муниципальным органам, а с другой — «новоявленным ксенофобам»?
— Формирование терпимого отношения к людям другой национальности и культуры возможно только в обществе «социального доверия». Тут важен высокий уровень благосостояния общества, всех его слоев, сглаживание различий между бедными и богатыми. Кроме того, большую роль играют чувство собственного достоинства, сохранение самобытной культуры, что позволяет с уважением относиться и к культуре других людей. Сюда относится также нормальная социальная и этническая идентичность, отсутствие двойных стандартов во взаимоотношениях. Очень важна открытость общества, возможность межкультурных контактов, опыт общения с представителями других народов, опыт жизни в других странах.

И, безусловно, это построение правового государства, возможность регуляции межэтнических и прочих конфликтов на правовой основе. Поэтому единственный путь к накоплению «социального капитала» — это создание гражданского общества. Важна также ликвидация причин и предотвращение случаев терроризма, которые приводят к росту межэтнической и межконфессиональной вражды.

Если говорить о рекомендациях для вашей читательницы, то можно сказать следующее: если человек серьезно задумался об этой проблеме, если она действительно не хочет быть ксенофобом, то она уже сделала первый шаг в нужном направлении. Вторым шагом может быть «шаг навстречу» этим самым «чужакам» — если я не хочу, чтобы мой город стал «городом чужаков», может быть, давайте попробуем познакомиться?

Инстинкт против личности


Если проблема не столько в социальной плоскости, сколько в психологической, что посоветуют делать с ксенофобией психологи? Может быть, страх перед чужими — это врожденный инстинкт, с которым ничего нельзя поделать?

Психолог Наталия ИНИНА:
— Самое начало жизни всегда связано с открытостью миру, готовностью взаимодействовать с ним. Но если маленький ребенок часто сталкивается с неприятием, равнодушием, то в его душе может постепенно нарастать беспокойство, являющееся основой любого страха. Множество исследований феномена нетерпимости подтвердили, что люди, недополучившие в детстве «кредит доверия» и любви, гораздо чаще оказываются среди ксенофобов, агрессивных и нетерпимых людей. Разумеется, взятое само по себе неблагополучное детство не может стать единственной причиной такового сложного явления как ксенофобия.

На протяжении всей жизни человек находится в поисках себя, своей идентичности. С одной стороны, ему необходимо чувствовать себя отдельной, автономной, независимой личностью, осознавать свое «я». С другой, каждый человек хочет чувствовать себя частью чего-то большего, частью значимого «мы». Ощущение принадлежности повышает уровень защищенности и самоуважения. Чем выше статус и престиж своей группы, тем выше наша собственная самооценка и наше положение в обществе. Поэтому своя группа воспринимается как лучшая, более ценная по сравнению с другими. Это особенно ярко проявляется в подростковом возрасте. Но в периоды экономических, социальных, политических перемен, когда в обществе нарастает незащищенность, страх перед будущим и для взрослых людей мир начинает фиксироваться в логике «свои» и «чужие», эмоциональный баланс закрепляет «мы» как однозначно позитивную категорию, а «они» как негативную и небезопасную. И тогда звук чужой речи, иной тип лица, стиль одежды не просто соприсутствуют нам, а атакуют нас, вызывая недоверие, страх и агрессию. Другие могут легко превратиться в «чужих», угрожающих безопасности и целостности группы. Уровень ксенофобии резко возрастает.

Печально, но даже законы восприятия и мышления могут работать на усиление ксенофобии. Такие понятия, как «установка», «стереотип», помогают людям воспринимать друг друга. Видя человека, мы невольно классифицируем его, наделяя определенными качествами. Те же механизмы работают и между нациями, народами. Любой народ оценивает совокупность чужих черт всегда сквозь призму своих собственных. Проблема начинается тогда, когда эти различия (реальные или мнимые) возводятся в главное качество, формируя предубеждения. Например, против любого национального меньшинства, любой группы, которая вызывает предубеждения, всегда есть стандартное обвинение — «эти люди» слишком солидарны, слишком поддерживают друг друга и этим опасны. Это говорят о любом меньшинстве. И это правда — дискриминация действительно сплачивает малые этнические группы, но это является не национальной чертой, а ответом на агрессию и предубеждение.

Растущее в периоды кризисов общественное раздражение, нарастающее напряжение будут искать каналы выхода, а точнее, «козла отпущения» — объект, на которого направлена агрессия, совсем не обязательно будет связан с источником самой напряженности.

Что же делать в этой ситуации конкретным людям: коренным москвичам, которые, входя в метро или на рынок, ощущают себя часто непрошенными гостями восточного базара; людям кавказских и других национальностей, ютящихся в крошечных подвалах, мимо которых проезжают московские счастливые обладатели дорогих машин; мальчишкам, разделенным уже не по принципу «казаков» и «разбойников», а по принципу «москалей» и «хачей»? Что могут испытывать все эти люди? Именно то, что и испытывают: враждебность, настороженность, страх и агрессию. И это совершенно естественно. Это естественный ответ человеческого организма, человеческой психики на подобные обстоятельства.

Но человек не всегда поступает естественно. Когда тонет ребенок, естественной реакцией организма и психики будет инстинкт самосохранения, но человек бросается в воду, чтобы спасти, рискуя собственной жизнью. Именно такого человека можно назвать личностью. Личность в нас преодолевает естественность инстинктов и потребностей, учит любить, когда хочется ненавидеть, учит прощать, когда хочется убить. Только опираясь на личность в самих себе, на ту прекрасную инстанцию, в которой сконцентрировано все лучшее, все человеческое, нам удается быть людьми, а не «скифами, варварами и иудеями».

Подготовил Илья КАРПЕНКО

Версия для печати

Тэги: Личность  Общество  Отношения  Конфликты  Нравы  Национализм 







Код для размещения ссылки на данный материал:


Как будет выглядеть ссылка:
 
Реклама
Изготовление куполов, крестов Сталь с покрытием нитрид титана под золото, медь, синий. От 2000 руб. за м2 www.t2000.ru
Знаете ли вы Москву? Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва? Ученье — свет Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя? Крещение Руси День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое. Счастливые годы последней императорской семьи Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России? Русские святые Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии. 400-летие дома Романовых: памятные места Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых. Династия Романовых и благотворительность В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия. Пасха Зачем идет крестный ход — знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»? Великий пост Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение. Сретение Рождественская викторина
Читайте также:






Новости милосердия.ru
 
       
     
 
  Яндекс цитирования



 
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.