Госдума 12 апреля приняла в первом чтении закон о запрете нецензурной брани в литературе, кино и на массовых мероприятиях. Материщинникам грозят штрафы, а фильмы с матом могут не быть допущены к прокату. Однако многие сегодня не видят в сквернословии проблемы, говорят — да это же просто часть живого русского языка! Но что с нами делает мат на самом деле?
Иго не в счет
Бранные слова относятся к запретной лексике, обсценной, как называют ее ученые-филологи, от латинского obscenus — «непристойный, распутный, безнравственный». Есть старый миф о происхождении мата в русском языке. Его пора развенчать. «Эта вымышленная легенда о том, что мат в наш язык пришел вместе с татаро-монгольским нашествием, связана с представлением о монголах как о нечестивых мусульманах. Но все основные слова обсценной русской лексики древнего, индоевропейского происхождения. Они имелись и в праславянском языке, так что это наша собственная брань», — говорит заместитель директора Института русского языка им. В. В. Виноградова РАН профессор Виктор Живов.
Наиболее древним сохранившимся письменным источником, осмысляющим причины нравственного запрета на матерную брань, является поучение «Повесть святых отец о пользе душевной всем православным христианам», дошедшее до нас в списках XVI-XVII века, но связанное и с древним апокрифом «Беседа трех святителей». «В полном виде эти поучения дошли до нас с XVI века. В них говорится, что матерная брань наносит оскорбления: во-первых, Божией Матери, во-вторых, твоей собственной матери, а в-третьих матери сырой-земле. К тексту этих же поучений восходит мнение о том, что оскорбляющий чью-то мать тем самым оскорбляет и свою мать тоже», — рассказывает Виктор Живов. Современные филологи все же склоняются к версии, что запретная русская лексика связана с языческими ритуалами, в центре которых был культ матери сырой земли. В качестве аргумента они приводят, к примеру, тот факт, что в некоторых случаях эти слова продолжают использоваться по своему обрядовому языческому назначению. «У сербов есть такой ритуал при засухе — бросать топор вверх и при этом материться. Именно из-за своей языческой основы матерная брань и была табуирована», — считает Виктор Живов.
Потеря стиля
На наших глазах произошел слом: если раньше мат считался совершенно недопустимым, то сейчас он практически повсюду, в том числе и в ряде СМИ. Конечно, «эти слова» и раньше все знали, но было строгое табу, к примеру, на их употребление в смешанном обществе: мужчины могли материться между собой, но не при женщинах. Теперь же можно наблюдать, как идут рядом молодой человек и девушка и разговаривают матом. Специалист по судебной лингвистической экспертизе, старший научный сотрудник Института русского языка им. В. В. Виноградова Ирина Левонтина считает, что причина — в глобальном разрушении границ между стилистическими пластами языка: «В русском языке всегда было много разных стилистических пластов, но они были более или менее четко отделены друг от друга. До перестройки обиходная и официальная речь, то есть та речь, которая звучала из телевизора, были очень отделены друг от друга. Кроме того, была цензура, и нецензурные слова не могли попасть в телевизионный эфир, в театр, в прессу. Помню, в самом начале перестройки мы услышали, как один чиновник послал шахтеров… очень далеко. Мы не верили своим ушам. Все чаще в официальной речи, в телевизионных передачах начинают употреблять разговорные, сниженные выражения. Люди стали терять ощущение стилистической отмеченности или стилистической уместности того или иного слова. Это общий процесс».
Последствия снятия речевых запретов парадоксальны. По словам профессора Живова, в первую очередь это приводит к деградации: «Законодательно матерную брань и в старину никогда не запрещали. Ее только осуждали в поучениях и епитиминиках (правила назначения духовником нравственно-исправительных наказаний). Но стандартная благовоспитанность — полезная вещь для общества. Без нее общество можно назвать варварским. В этом смысле распространение матерной брани — это, конечно, цивилизационная деградация». Слабым утешением может служить то, что, по свидетельству филологов, когда бранные слова употребляются без всякого смысла, они теряют всю свою содержательную основу, происходит процесс выветривания значения. «Такие процессы имели место в разных языках, — говорит Виктор Живов. — Например, некоторые выражения, которые слышались в английском языке XIX века как кощунственные, сейчас не считаются чем-то неприличным». Другое дело — надо ли смирно ждать, пока скверное значение «выветрится», или можно как-то бороться?
Слова боли
На вопрос, зачем в языке существует обсценная лексика, специалисты отвечают просто: чтобы ругаться. Руководитель психологического центра «Собеседник» психолог Ольга Михайловна Красникова поясняет: «Матерные слова, бранные слова — “слова-действия”, они содержат в себе внутреннюю агрессию и большую эмоциональную силу. Слово “брань” (“браниться”) имеет несколько значений — оно обозначает как ругательные слова, так и драку, вражду, бой, войну. То есть человек, произносящий бранные слова, воюет, наносит удары окружающим. Из-за своей экспрессивности матерные слова и выражения очень навязчивы, могут не только вторгаться в сознание, но и начать доминировать в нем. Далеко не все люди ругаются вслух, многие мысленно ругаются, проклинают и матерятся — это называется скверномыслие». Но, оказывается, матерщинник нередко скорее защищается, чем нападает.
«Если человек живет в агрессивной внешней среде, без возможности ей противостоять, он испытывает очень большое внутреннее напряжение, бессилие, страх и боль, — продолжает Ольга Красникова. — Один из неконструктивных способов снять эту боль — выразить ее с помощью агрессивных, матерных выражений. Так как человек думает, что он ничего не может сделать с ситуацией, причиняющей ему боль, он пытается “отомстить” бранными словами. Конечно, этот “метод” не эффективен: боль не становится меньше и ситуация не улучшается. Сквернословие приводит только к тому, что сам человек становится “частью” агрессивной среды. Чем чаще человек использует в своей речи нецензурную лексику, тем быстрее он к ней привыкает. Если человек думает и говорит на матерном языке, у него искажается сознание, а затем, возможно, происходит и личностное искажение. И еще важно помнить, что матерные слова унижают не только того, на кого они направлены, но и того, кто их произносит».
Отбойный молоток в голове
Ольга Красникова как психолог видит, к чему может привести легкое отношение к матерным словам «в голове»: «Сквернословие, и особенно матерные слова, это вербальная агрессия, насилие. Очень страшно, когда человек никак не реагирует на употребление в его присутствии или в его адрес оскорбительных слов, когда он перестает чувствовать, что его подвергают насилию, что унижают его человеческое достоинство. Это значит, что в нем деформирована система ценностей, и ему самому уже сложно делать выбор между добром и злом, так как нравственные ориентиры сбиты. Можно представить себе, что внутри человека есть камертон, помогающий настроиться на истину, но звучит этот камертон негромко. Поэтому если рядом будет грохотать “отбойный молоток” (насилие, пошлость, цинизм, унижение, выражающиеся в матерных словах), этот камертон сложно, а иногда и невозможно услышать. И человек привыкает жить в “грохоте”, постепенно теряет чувствительность к тихим звукам, более того, все, что не вызывает сильных эмоций, начинает казаться ему пресным и скучным, он становится зависимым от острых ощущений. А ведь для духовной жизни или для душевных близких отношений нужна особая тонкая чувствительность. Далеко не всегда истинные отношения похожи на “американские горки”, наоборот, очень часто это тихо и шепотом. Но нецензурная брань заглушает негромкий голос истины».
Боли фантомные и боль реальная
Правы ли те, кто не могут привыкнуть к новой «норме» и продолжают делать замечания матерящимся подросткам в метро? «Непримиримая реакция на ненормативную лексику, вплоть до физической непереносимости, естественна для человека, — считает Ольга Красникова. — Когда кто-то рядом с нами использует нецензурные выражения, мы можем попросить его не ругаться в нашем присутствии, потому что нам это очень неприятно. Причем попросить достаточно настойчиво, но так, чтобы просьба не звучала как нравоучение или формальное замечание. Чаще всего после вежливой просьбы люди начинают следить за своей речью, особенно в общественном месте. Но, конечно, это не совет “на все случаи жизни”. Иногда лучше промолчать (например, если тот, кто матерится, в сильном алкогольном опьянении, — говорить с ним может быть опасно) или уйти, если есть такая возможность».
Для тех, кто имеет силы не только защитить себя от мата, но и попытаться что-то изменить в обществе, Ольга Михайловна хочет донести главное: «Когда мы говорим о матерящихся людях, надо видеть не только нравственную, этическую сторону этой проблемы, но и психологическую. Человек способен (потенциально) проявить ту степень насилия по отношению к другому и к себе, которую он сам когда-то испытал на себе или непосредственным свидетелем которой он был. То есть тот, кого унижали, способен унизить, тот, кого били, — ударить, пусть хоть словом (конечно, “способен”, не значит, что он обязательно будет это делать). Это не оправдание, это попытка понять, услышать, о чем на самом деле он нам “кричит”. Мы не знаем, что с этими людьми когда-то случилось. Те, кто ругаются или даже думают на “непечатном” языке, не “плохие” люди. Они поступают плохо, используют скверные выражения, и мы можем обличать их сквернословие, но мы не можем осуждать их личность, так как они сами, возможно, пострадавшие. Конечно, я не оправдываю их поступков, я пытаюсь понять и удержаться от суда над людьми. Ведь человек, выросший в любви и в более или менее культурной среде, любимый и любящий, обладающий нравственными ориентирами и духовными ценностями, живущий в мире с собой, ругаться не будет». Может быть, понимание чужой боли поможет нам самим не отвечать руганью на мат, следить больше не за другими, а за собой, и в конце концов эти слова уйдут в те темные и запретные ямы, в которых они и должны находиться?
Знаете ли вы Москву?
Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва?
Ученье — свет
Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя?
Крещение Руси
День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое.
Счастливые годы последней императорской семьи
Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России?
Русские святые
Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины
Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей
Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии.
400-летие дома Романовых: памятные места
Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых.
Династия Романовых и благотворительность
В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия.
Пасха
Зачем идет крестный ход знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»?
Великий пост
Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение.
СретениеРождественская викторина
Читайте также:
День защитника отечества: есть ли в православных рыцарское начало? Мне не хватает в православной проповеди об идеалах, о том, какими должны быть православные, – мужчины-рыцаря. Есть глава, хозяин, кормилец, но нет рыцаря, и нет рыцарства. Для меня оно предполагает не только защиту, но и вдохновение. Мужчины – женщиной. Как в Дон-Кихоте
Россияне — недолюбленный народ Почему люди в России на каждом углу грубят, огрызаются, относятся в целом друг к другу агрессивно? Протоиерей Алексий Уминский продолжает тему, затронутую в статье Людмилы Петрановской «Почему мы такие злые»
И чья это будет победа? «Если станем играть с этим миром в его игры и по его правилам, можем только проиграть», – о терпимости, свободе и рок-опере «Иисус Христос – суперзвезда» размышляет Андрей ДЕСНИЦКИЙ
Ольга Седакова: Этика, из нее политика Неожиданное наследие СССР – это крайний индивидуализм и отторжение коллективного. Сегодня ситуация меняется: люди хотят жить не только для себя и хотят менять жизнь вместе. Тому, как это сказывается на обществе и политике, посвятила свой доклад на недавней конференции «Запад и Восток: кризис как испытание и как надежда», прошедшей в Милане, известный поэт Ольга Седакова. ТЕКСТ ДОКЛАДА (В сокращении).
Манифест маленького человечка Один человек взял и устроил бессмысленную бойню. Убил тех, к кому не испытывал никакой вражды, чья смерть не могла принести никакой выгоды ни ему лично, ни его народу, государству, партии, секте или какому-нибудь еще сообществу людей, или идее, во имя которой могут убивать людей. Как превратился в чудовище обычный наш современник? Размышляет Андрей ДЕСНИЦКИЙ.
Манифест «русского Брейвика» собрал 10 000 «лайков» в сети Идеи манифеста в крайней форме несут в себе достаточно распространенное отношение к жизни: «Если Бога нет, то все позволено». Комментирует духовник филологического факультета ПСТГУ протоиерей Лев СЕМЕНОВ
Последнее слово: уроки риторики и логики Почему мы не умеем спорить? Для участников множества российских сетевых дискуссий желание заткнуть собеседника, уничтожить его морально – главнее аргументов. Кто виноват и что делать – размышляет Андрей ДЕСНИЦКИЙ.
Откуда берутся герои? Герои, которые нас к себе притягивают – наши знакомые, знаменитости или даже герои литературы, – показывают нам, кто мы такие, какие ценности для нас важны. Как мы выбираем героев и в чем разница между героем и кумиром?
«Я ксенофоб. Что делать?» В 2013 году квота на легальных мигрантов для Москвы будет удвоена — их число вырастет до двухсот тысяч. По всей стране более 10 миллионов рабочих мест занято мигрантами. Чужеземцы повсюду! Как нам не стать в связи с этим ксенофобами?
Надо ли называть инвалидов политкорректно? Нейтральные слова вдруг стали обидными: «старики», «инвалиды», «слепые»... Отчего это происходит? Зачем и кому нужны громоздкие синонимы? Как выдержит политкорректные нововведения русский язык?
Драма традиционалиста, у которого не хватило веры Один из лидеров российского пролайф движения Андрей Хвесюк считает, что самоубийство Доминика Веннера в Париже, это поступок традиционалиста, который еще помнит, как должна быть устроена страна, но уже забыл — почему
Почему гомосексуалистами не рождаются Отношение к гомосексуализму — одна из точек разлома современного общества. Одни видят в нем социальную угрозу. Другие отчаянно борются за равноправие меньшинств, обвиняя первых в гомофобии. Почему гомосексуалистами не рождаются и что такое гомосексуализм с психологической точки зрения, объясняет ректор Института христианской психологии протоиерей Андрей ЛОРГУС.
Что Священное Писание Церкви говорит о гомосексуализме Что говорят об однополых связях Библия, святые Отцы и современные авторы, церковные каноны и постановления. Сегодня обратиться к их авторитету особенно важно, ведь некоторые христианские общины признают гомосексуализм нормой, ссылаясь собственное толкование Писания.
Гомосексуализм: болезнь или грех? Или грех, ставший болезнью? Нередко от священников можно услышать, что быть или не быть гомосексуалистом – вопрос личного выбора. Однако в Социальной концепции Русской православной церкви различается "транссексуализм как врожденная психическая девиация, требующая соработничества пастыря и психиатра, и собственно грех как следствие добровольно избранного развратного образа жизни".
Обзывалки и геенна огненная Сейчас многие считают возможность материться в Сети признаком свободы. Но в Нагорной проповеди Христос сказал, что даже за слово "безумный" наказанием будет геена огненная? О чем речь, почему можно критиковать конкретные поступки и мнения другого человека даже в резкой форме, а переходить на личности и выносить суд об этом человеке нельзя, поясняет публицист Андрей ДЕСНИЦКИЙ
Поп на улице Как относится общество к Церкви? На этот счет существует множество соцопросов, предположений, авторитетных мнений. А есть, простите за выражение, поп на улице – священнослужитель среди людей, который ездит в метро и маршрутках, покупает продукты в магазинах. Образ не собирательный и не литературный: не так давно сотрудник нашего журнала, фотограф Андрей Радкевич был рукоположен в диаконы. Как складываются его отношения с горожанами? Рассказывает сам отец диакон.
"2,5% заключенных - верующие" Какой смысл сами сотрудники учреждений пенитенциарной системы вкладывают в свою деятельность? Как они представляют себе сотрудничество с Церковью? Об этом главный редактор "НС" Юлия Данилова спросила <b>Виталия Полозюка</b>, первого заместителя начальника ГУИН (Главное управление исполнения наказаний) Минюста РФ по воспитательной работе с осужденными, полковника внутренней службы, принимавшего участие в X Рождественских чтениях
Митр. Иларион (Алфеев) на «Дожде» Митрополит Иларион (Алфеев), председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата рассказал зрителем телеканала «Дождь» о выборах, украденных голосах, коррупции, массовых протестах и о наказании для панк-хулиганок.
Митрополит Лонгин: Как относиться к грехам священников Когда стоит сообщить епископу о нарушении священника, а когда не спешить жаловаться, а сперва восполнить пробелы в собственном образовании, какую опасность для молодого иеромонаха таит назначение на приход в Москве, почему у греческого сельского батюшки лучшая машина в деревне, а архиереи порой ездят на подержанных «рабочих лошадках», – обо всем этом рассказывает митрополит Саратовский и Вольский Лонгин.
Кощунство в светском государстве? Кощунство – пакость. Но чтобы его победить, важно вывести эту борьбу из парадигмы «РПЦ против свободных художников» – она выгодна только самим кощунникам, - считает публицист Андрей ДЕСНИЦКИЙ
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.