Надо ли быть активистом, надо ли пытаться что-то изменить во внешнем мире, или лучше предпочесть внешним действиям работу над собой? Дискуссию, начатую репликой монаха Диодора (ЛАРИОНОВА), продолжает руководитель благотворительного фонда «Предание» Владимир БЕРХИН
Отец Диодор (Ларионов) в недавней заметке обличил общественный активизм как одно из обличий фарисейства. Дескать, суть активизма в том, чтобы противопоставить свое добро чужому злу, абстрагироваться от конкретных ближних, а то и запрезирать их.
А надо действовать прямо наоборот: не отдаляться от людей, а сближаться с ними, и не стараться изменить мир, а меняться самому. И тогда все вокруг также измениться, хотя и не сразу, и тысячи спасутся.
Разумная позиция, с правильными словами. Но к известной мне реальной жизни она мало относится. Я этих самых активистов вижу каждый день, с ними работаю и порою отдыхаю. И я не замечал в их среде ни презрения к ближним, ни нежелания работать над собой. Ни, тем более, презрения к частному, небрежения конкретным.
Да, там есть люди излишне горячие на посторонний взгляд. Есть люди страдающие от внутреннего разлада, которые внешними действиями глушат какую-то внутреннюю боль. Но такие люди есть везде - что среди спортсменов, что среди любителей клеить модели танков в 1/64 реальной величины, что среди православных верующих, способных, вместо того, чтобы наладить отношения с собственной семьей, пешком дойти из Москвы до Валаама и обратно.
Все знакомые мне активисты - будь они политически, экологически или социально озабочены - когда-то уже так или иначе, отдали дань точке зрения о. Диодора. Они уже успели "поначинать с себя" и "порешать конкретные проблемы". Более того, все они - абсолютно все - начинали именно с того, что рекомендует о. Диодор - с того, чтобы не разделять общее и частное. Принимать на себя часть общей вины, каяться, пытаться что-то сделать с собой. Огромная часть знакомых мне людей, участвующих в политическом активизме, прошла и через этап сугубой религиозности. Они тоже умеют каяться.
Но не от природной лени или гордыни они пошли в активисты. А от того, что поняли, что путь, описанный о. Диодором, в случаев мирян чаще всего не более чем способ успокоить совесть и ничего не делать. Дескать, я не то, что эти, обозленные и противопоставленные, я тут в одиночестве каюсь и смиряюсь.
Обычный путь человека в активизм начинается с попыток помочь тем или иным ближним, вызванных простыми человеческими чувствами. Со случайного посещения дома престарелых, когда выясняется, что старики в нем спят на гнилых простынях под капелью с потолка. Со случайного знакомства с человеком, который постоянно задыхается от редкой болезни, и которого вместо качественных лекарств снабжают токсичными дженериками.
Всякий активист начинал именно с частностей. Не с презрения к конкретному ближнему, а прямо наоборот - с горячего сочувствия, с попытки ближнему помочь. И лишь натолкнувшись на ту или иную стену, человек переходит на более общий уровень работы. Общее не противопоставляется частному, а вырастает из него. Конкретные проблемы - всего есть выражение каких-то общих тенденций и с этими тенденциями тоже следует работать, и даже иногда путем раздувания общественных кампаний и публичного обличения людей, прямо вредящих ближнему своему.
В конце концов, когда св. Дмитрий Донской приехал к прп. Сергию Радонежскому просить благословения «порешать» некоторые общие проблемы с активным противопоставлением себя Мамаю, ему не было сказано, что надо принять на себя часть общей с татарами вины и учиться кротости и смирению в надежде, что однажды все изменится. Его благословили на самый тяжелый из возможных вариантов активизма.
То, что предлагает о.Диодор - это нормальный христианский совет тому, кто перепутал внутреннее и внешнее, кто в борьбе за правое дело перестал видеть берега и вместе с водой социального зла выплеснул и ребенка доброго отношения к людям. Да, активисты такого рода встречаются, причем абсолютно во всех лагерях и направлениях. Но равнять всех под одну гребенку, противопоставляться им и переставать видеть в них людей, сложных, со своей мотивацией, своими отношения, с неведомыми нам сердцами - это кажется, и есть то, против чего направлено обличения о. Диодора.
Знаете ли вы Москву?
Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва?
Ученье — свет
Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя?
Крещение Руси
День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое.
Счастливые годы последней императорской семьи
Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России?
Русские святые
Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины
Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей
Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии.
400-летие дома Романовых: памятные места
Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых.
Династия Романовых и благотворительность
В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия.
Пасха
Зачем идет крестный ход знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»?
Великий пост
Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение.
СретениеРождественская викторина
Читайте также:
Обостренный активизм: ложь и пустота фарисеев Любить народ и презирать своего ближнего, делить мир на "мы" и "они", заботиться о морали общества и позволять самому себе перешагивать через мораль. Примеры этой нравственной шизофрении новостная лента приносит каждый день. О христианстве и политическом активизме вне партий и течений рассуждает монах Диодор (ЛАРИОНОВ)
Человек без Родины – сирота Если не любить свой народ, то не реализуется какая-то часть твоей души, уверен епископ Смоленский и Вяземский ПАНТЕЛЕИМОН
Гомосексуализм: болезнь или грех? Или грех, ставший болезнью? Нередко от священников можно услышать, что быть или не быть гомосексуалистом – вопрос личного выбора. Однако в Социальной концепции Русской православной церкви различается "транссексуализм как врожденная психическая девиация, требующая соработничества пастыря и психиатра, и собственно грех как следствие добровольно избранного развратного образа жизни".
Что Священное Писание Церкви говорит о гомосексуализме Что говорят об однополых связях Библия, святые Отцы и современные авторы, церковные каноны и постановления. Сегодня обратиться к их авторитету особенно важно, ведь некоторые христианские общины признают гомосексуализм нормой, ссылаясь собственное толкование Писания.
Церковь об ЛСД: Почему психоделический опыт – грех У меня есть знакомые, в том числе и православные, которые считают, что ЛСД поможет им в духовной жизни и откроет что-то новое. Мы уже спросили об этом нарколога, теперь спрашиваем игумена Мефодия (Кондатьева), руководителя координационного центра Русской Православной Церкви по противодействию наркомании. Он считает, что в человеке существует намеренное ограничение, ломать которое запрещено.
ЛСД: куда приводят трипы Я не встречал доступного и убедительного объяснения – почему употребление ЛСД запрещено. Зато много раз слышал, что ЛСД не вызывает зависимости и безвреден для физического здоровья, а один православный мне даже сказал, что ЛСД помогает ему в духовной жизни. С помощью профессионала я решил развеять этот туман и понять – что не так с ЛСД
Волны русской эмиграции: от Ивана Грозного до наших дней В дореволюционном российском законодательстве эмиграция как правовое понятие отсутствовала. Подданным России запрещалось менять гражданство. Нарушивших закон, вне зависимости от сословия, ждала вечная ссылка в Сибирь и утрата имущества. Судьбу волн русской эмиграции начиная со средних веков и до конца ХХ века проследил историк Ярослав ЗВЕРЕВ.
Где моя родина? Сегодня эмиграция в основном образовательная: уезжают студенты, потому что они энергичны, хорошо знают английский и имеют шанс найти достойную работу заграницей. Но уезжают не все. По каким причинам одни студенты хотят покинуть Россию, а другие — остаться? И что называют родиной? Рассказывают они сами
Эмиграция: отечество земное и небесное Почему переезд за рубеж – общая проблема сегодняшней «мировой деревни», как сохранить связи со своей страной, даже если живешь за границей и бывает ли, что тоска по отечеству земному приводит к вере в Отечество Небесное, рассуждает архимандрит САВВА (ТУТУНОВ), заместитель управляющего делами Московского Патриархата.
Переселение народов: почему из России уезжают Специалист по социологии миграции профессор Даниил АЛЕКСАНДРОВ считает, что причины миграции образованных людей из России – не политические.
Эмиграция – личный опыт: «Человек должен жить дома» Переводчик Елена ДОРМАН рассказывает, что ее семья не эмигрировала, а бежала, когда ее отца должны были со дня на день арестовать как диссидента. В эмиграции Елена крестилась, а чувство Родины обрела в России. Когда вернулась сюда через много лет
Эмиграция – личный опыт: Израиль как оазис Православия У IT-специалиста Юрия Когана чувство родины появилось в 20 лет, когда он взял в руки Библию. Тогда он уехал в Израиль. Говорит, что живет очень непросто, но рад. Особенно рад тому, что здесь гораздо проще попасть к православному священнику в его родном Дальнегорске
Уроки нравственности: Дорого. Долго 27 марта журнал «Русский репортер» проводит дискуссию на тему "Кто в России устанавливает моральные нормы?" В том, что общие моральные нормы есть сегодня в России, сомневается библеист Андрей ДЕСНИЦКИЙ. Когда количество вопросов, на которые в обществе нет единого ответа, падает ниже некоторой черты – начинается война всех против всех и общество как таковое заканчивается.
Одежда в школе: допустимы ли хиджабы В Госдуме в рамках дискуссии о проекте закона об образовании законопроекта «Об образовании в РФ» обсуждается вопрос о введении единой школьной формы. О том, должна ли одежда школьников быть светской, о вненациональных ценностях и «плавильном тигле советской империи» размышляют директор Традиционной гимназии иерей Андрей ПОСТЕРНАК, главный редактор православного молодежного журнала «Наследник» протоиерей Максим ПЕРВОЗВАНСКИЙ и сотрудник РИА Новости Радик АМИРОВ.</
Прот. Всеволод Чаплин: О значении слова «нация» придется подискутировать В правительстве готовится законопроект о масштабной замене терминологии, используемой в сфере межнациональных отношений, – сообщает Независимая газета. – Предлагается использовать слово «национальный» только в отношении всего российского государства. А относительно «национальностей» использовать термин «этнический». Это должно содействовать формированию в России гражданской нации и терпимого отношения к этническим различиям.
Ложь с любовью или честность без любви Первого апреля никому не верю... Парадоксальным образом, чтобы признаться во лжи, нужно быть достаточно честным. Жизнь постоянно ставит нас перед трудным выбором: сказать «вежливо» или «как я думаю и как есть на самом деле». В чем здесь проблема?
Ноябрьский номер «Нескучного сада»: тема - эмиграция Сегодня уже не нужно эмигрировать для того, чтобы учиться или работать на Западе. Но все чаще можно услышать: «хочу уехать из этой страны». О тех, кто уехал и о тех, кто остается, – новый номер журнала «Нескучный сад».
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.