Схема бытия, упрощенная до противостояния «оппозиция-власть», не учитывает того, что власти бывают разные. Сегодня бывает проще грозить кулаком неким проворовавшимся чиновникам, чем пойти против мнения коллег на работе, а кредит на машину или квартиру удерживает от резких движений почище любого полицейского.
Читая очередную статью, где опять фигурируют слова «креативный класс» и «быдло», я подумал как быстро съежился политический лексикон. Все основные понятия можно пересчитать по пальцам одной руки. От частого употребления эти понятия стерлись до состояния старой конфетной обертки, из которой давно выпало содержимое. Что-то подобное наблюдалось в советское время, когда слова «диктатура пролетариата» очень слабо ассоциировались с реальным заплывшим партийным чиновником.
Вместе с тем не проходит чувство, что все эти споры охранителей и освободителей оставляют за скобками что-то важное. Что схема бытия упрощенная до противостояния «оппозиция-власть» не учитывает того,что власти бывают разные. И протесты бывают не только в виде митингов и акций в интернете.
Кроме официальной власти, сидящей в Кремле и правительстве, есть и другие власти: власть устоявшихся мнений в социальной группе (попробуйте заявить что-нибудь не то – заклюют друзья в Фейсбуке) и еще более мощная власть – власть денег.
В отличие от махровых тоталитарных режимов, оставшихся в прошлом, сегодня бывает проще грозить кулаком неким проворовавшимся чиновникам, чем пойти против мнения коллег на работе, которые придерживаются противоположных c вами взглядов. А кредит на машину и/или квартиру, удерживает от резких движений почище любого полицейского.
В этой связи вспоминается подзабытое сейчас слово «нонконформизм». Слово несколько неблагозвучное, построено на отрицании да и вообще буквальный перевод с латыни «несообразность». Психологический словарь трактует его так: «стремление во что бы то ни стало перечить мнению большинства и поступать противоположным образом, не считаясь ни с чем».
Зачем же его вспоминать, против чего протестовать, и кому противопоставлять себя?
«Креативный класс» в переводе на русский означает «творческий класс». Термин, предложенной американским экономистом Ричардом Флоридой для обозначения социальной группы населения, включённой в постиндустриальный сектор экономики. Артисты и художники, дизайнеры, учёные и инженеры, специалисты PR и пр.
Творческие люди часто сталкиваются с властью денег: плод их труда очень зависит от заказчика или начальника. У художника это галерист, у журналиста – редактор, у работника телевидения и кино – продюсер. У писателя – издатель и так далее. Заказчиком же как правило движет осознанная необходимость заработать побольше денег. Я упрощаю – но конечная цель все-таки именно такая.
В чем же здесь противоречие – можно ведь и создать что-то полезное и денег на этом заработать? Весь вопрос в том какую моральную цену приходится заплатить в каждом конкретном случае за увеличение прибыли.
В качестве примера напомню эпизод из фильма «День выборов». Творческий продукт там — предвыборная кампания. Когда симпатичные герои фильма узнают что им придется страшно халтурить, на всю кампанию отведена неделя, а кандидит в губернаторы не имеет к управлению вообще никакого отношения и по профессии массажист происходит следующий диалог:
Лёша: Уходим.
Макс: Конечно.
Слава: А деньги?
Лёша: Остаёмся.
К сожалению по этой формуле и осуществляется как правило выбор. Дальше в фильме следуют разные комедийные ситуации и в результате наступает хэппи-энд – кандидата выбирают в губернаторы. То что будет дальше с несчастными жителями области под управлением губернатора-массажиста кинофильм милосердно умалчивает. Комедия все-таки.
Законы рынка диктуют, так сказать, моральную «игру на понижение». Конкуренты сняли телепередачу про простых людоедов – а мы снимем передачу про людоедов c сексуальными извращениями. У нашего телеканала рейтинг будет больше. Начали печатать серию примитивных детективов – будем печатать ее до умопомрачения. Пусть читатель окончательно отупеет. Зато это приносит прибыль. Примеры можно множить.
Наводнение культурного пространства такими вот интеллектуальными продуктами неминуемо приводит к деградации потребителей (читателей, зрителей и т.д.) Как это ни пародоксально звучит получается именно творческие люди, не осознающие своей отвественности за плоды своей деятельности, и порождают так называемое «быдло» (очень не люблю это слово). Простые люди, недополучившие качественной литературы, кино, плохо образованные – начинают плохо изъясняться на родном языке (многие вообще перешли на матерную речь в перемешку с блатной феней). Портится, а вернее и не появляется вкус. Наевшись суррогатами информации, получаемой из СМИ и попсовой культуры, в головах образуется ядовитая каша вместо мировоззрения.
Можно сказать, что прежде всего виноват недобросовестный заказчик, а не исполнитель. Пусть так.
Но вот тут бы и пригодилось умение говорить слово «нет», какие бы большие деньги не предлагали за работу, если эта работа противна твоей совести. Протест против абсолютной власти денег над творчеством и нравственными принципами. Тот самый нонконформизм.
Знаете ли вы Москву?
Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва?
Ученье — свет
Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя?
Крещение Руси
День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое.
Счастливые годы последней императорской семьи
Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России?
Русские святые
Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины
Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей
Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии.
400-летие дома Романовых: памятные места
Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых.
Династия Романовых и благотворительность
В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия.
Пасха
Зачем идет крестный ход знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»?
Великий пост
Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение.
СретениеРождественская викторина
Читайте также:
«Я ксенофоб. Что делать?» В 2013 году квота на легальных мигрантов для Москвы будет удвоена — их число вырастет до двухсот тысяч. По всей стране более 10 миллионов рабочих мест занято мигрантами. Чужеземцы повсюду! Как нам не стать в связи с этим ксенофобами?
Захар Прилепин: ксенофобия без розовых очков Кажется, все уже свыклись с тем, что в Москве настоящий «компот» из национальностей. Но, нет-нет, да почувствуешь иногда неприятие в душе, встретив в метро компанию кавказской молодежи или придя на рынок: «понаехали!» Они нас раздражают, и иногда мы их боимся. Как христианину быть с этими чувствами? НС спросил о ксенофобии известного писателя Захара ПРИЛЕПИНА.
Ольга Седакова: Этика, из нее политика Неожиданное наследие СССР – это крайний индивидуализм и отторжение коллективного. Сегодня ситуация меняется: люди хотят жить не только для себя и хотят менять жизнь вместе. Тому, как это сказывается на обществе и политике, посвятила свой доклад на недавней конференции «Запад и Восток: кризис как испытание и как надежда», прошедшей в Милане, известный поэт Ольга Седакова. ТЕКСТ ДОКЛАДА (В сокращении).
Зачем «Фемен» напали на Патриарха Кирилла? Феминистки пытаются «засветиться» в СМИ на фоне визита Патриарха Кирилла в Украину – считает пресс-секретарь УПЦ протоиерей Георгий Коваленко
Россияне — недолюбленный народ Почему люди в России на каждом углу грубят, огрызаются, относятся в целом друг к другу агрессивно? Протоиерей Алексий Уминский продолжает тему, затронутую в статье Людмилы Петрановской «Почему мы такие злые»
Перешли на личности: на оппозиционном митинге впервые прозвучали лозунги против Патриарха Такого поворота в протестной риторике можно было ожидать, уверены библеист Андрей Десницкий и телеведущий Александр Архангельский. Очевидцы подтверждают что антицерковные лозунги в толпе действительно звучали, кроме того, по их словам, в течение всего митинга молодые коммунисты раздавали листовки антирелигиозного содержания.
К протестам добавились оскорбления. Колонна «Pussy riot» попыталась оскорбить Церковь Пресс-служба Московской Патриархии прокомментировала оскорбления в адрес Патриарха Кирилла во время сегодняшнего «Марша миллионов». Оскорбления свидетельствуют о том, что протестующим безразлично их Отечество, считает глава пресс-службы диакон Александр Волков.
Куда зовет злость? Я часто злюсь. На близких, когда меня не понимают. На людей в метро, которые стоят на моем пути и мешают мне спешить. Я сильно сержусь, читая новости. Я зол на зиму, что она длится бесконечно долго. Я злюсь на самого себя, что лениво пишу эти строки, все время заглядывая вместо этого в ЖЖ. Я злюсь, наконец, на то, что злюсь. Что это – грех? Болезнь? Аномалия?
Есть ли у правосудия границы приличия? В ходе процесса над Пусси Райот в зале суда неоднократно звучали слова, расценивающиеся многими как кощунство и оскорбление. Продиктовано это было не стремлением кого-то оскорбить, а судебной необходимостью. Но кощунственное выражение не перестает быть таковым, с какой бы целью оно ни произносилось. Насколько этичны такие методы судебного разбирательства? Не свидетельствуют ли они об утрате обществом языковой культуры? С этим вопросом НС обратился к заведующему Отделом культуры русской речи Института русского языка РАН Алексею Шмелеву
Митр. Иларион (Алфеев) на «Дожде» Митрополит Иларион (Алфеев), председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата рассказал зрителем телеканала «Дождь» о выборах, украденных голосах, коррупции, массовых протестах и о наказании для панк-хулиганок.
«Ябеда-корябеда», или Мифы о стукачестве в России Принято считать, что российские граждане не любят «стучать» - в отличие от граждан западных стран, где информирование государственных органов о несоблюдении законов и правил считается исполнением гражданского долга. Мы осуждаем эту практику, противопоставляя закону нравственные нормы, жалуясь при этом на собственное равнодушие и отсутствие в стране порядка.
В России подсчитали «мирных» экстремистов Сегодня в Москве правозащитный центр «Сова» представил отчет о неправомочном применении антиэкстремистского законодательства. По словам директора центра, только 33 человека из числа осужденных за экстремизм, сидят за преступления не связанные с реальным насилием
Лев Толстой как зеркало “Pussy Riot” История “Pussy riot”, наделавшая столько шума приближается к своему логическому финалу. Обвинения предъявлены, впереди суд. Правильно ли реагировала Церковь, этот вопрос мы задали историку и священнику Георгию Ореханову
Источник греха — бедность? Или как Католическая церковь пережила увлечение марксизмом Размышление о причинах социального зла в мире и способах его преодоления в Католической церкви в XX веке оформилось в движение «богословие освобождения». Что это такое рассказывает диакон АВГУСТИН Соколовски, доктор богословия, преподаватель Фрибургского университета в Швейцарии
Кощунство в светском государстве? Кощунство – пакость. Но чтобы его победить, важно вывести эту борьбу из парадигмы «РПЦ против свободных художников» – она выгодна только самим кощунникам, - считает публицист Андрей ДЕСНИЦКИЙ
Экокатастрофы в России: где предел? Чистый воздух и вода нужны всем. В борьбе «за экологию» даже лидер не нужен, главное — активное неравнодушие граждан. Почему же в России их так мало?
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.