Идеи манифеста – не бред сумасшедшего одиночки. Напротив, они в крайней форме несут в себе достаточно распространенное отношение к жизни: «Если Бога нет, то все позволено». Комментирует духовник филологического факультета ПСТГУ протоиерей Лев СЕМЕНОВ:
Страшное кровавое злодеяние потрясло всех. Уже высказаны предположения о мотивах массового убийства, совершенного Дмитрием Виноградовым, включающие как тему неразделенной любви, так и тяжелого психического расстройства. Конечно, вызывает опасения, что некоторая шумиха в СМИ вокруг этого ужасного преступления, может иметь негативные последствия, отнюдь не лучшим образом воздействуя на неокрепшие умы некоторых молодых людей. И все же трудно не откликнуться на просьбу прокомментировать так называемый «манифест», размещенный убийцей в Интернете за несколько часов до роковых выстрелов, унесших человеческие жизни.
К реакции на этот манифест побуждает и вселяющий тревогу факт, что за одни сутки количество «лайков» на странице преступника под его манифестом возросло с 5000 до почти 10 000… Что же лежит в основе этого текста, который, несомненно, бесследно затерялся бы в безбрежных просторах мировой паутины, если бы не кошмар, осуществленный его автором.
На первый взгляд может показаться, что для анализа текста манифеста достаточно ограничиться четырьмя последними абзацами, где в наиболее концентрированном виде выражена человеконенавистническая суть этого мессиджа. Позиция автора предельно ясна: жизнь лишена смысла, все люди – лишь «частицы человеческого компоста», «генетический мусор», который «должен быть уничтожен»…
Но, если не отнестись ко всему этому просто как к бреду душевнобольного, из текста манифеста вырисовываются примечательные нюансы, которые говорят о многом. Во-первых, это своего рода крик души человека, безнадежно заплутавшегося на своих жизненных путях. Человека, утратившего представление о смысле своего бытия. И это в любом случае личная трагедия, даже если речь идет о социально опасном преступнике.
В манифесте есть многие детали, которые заставляют связать личную трагедию его автора с некоторыми поистине трагедийными сторонами общественной и культурной жизни современного человечества. Начнем с главного. Медленно, но верно с Нового времени человеческое общество несколько столетий погружалось в пучину отвержения традиционных духовных ценностей, веками до этого плодотворно созидавших культуру.
И это катастрофическое сползание в бездну секуляристского отвержения религиозных начал воспринималось самим человечеством едва ли не со сладострастным восторгом – сколько дифирамбов пропето эпохе Возрождения, положившей начало этому процессу, сколько стрел пущено в пресловутое «мрачное средневековье». А голоса замечательных деятелей отечественной науки, еще в середине прошлого века со всей профессиональной ответственностью убедительно опровергавших оба эти заблуждения – академика Николая Конрада и профессора Алексея Лосева – оставались неуслышанными и тогда и доныне…
Автор манифеста не придерживался бы подобных взглядов, если бы базовым ориентиром его жизни были убеждение, что человеческая жизнь – это высший священный дар Бога, а также главная заповедь, оставленная нам Христом – любить Бога и любить ближнего… Вечная антитеза Любви и Ненависти, выражающая противостояние сил Добра и Зла. К несчастью для себя и своих жертв автор манифеста встал на сторону последних.
И роковыми проводниками его на этом погибельном пути оказались не только самые общие тенденции процессов секуляризации, но и те частные особенности общественного развития, которые лишь усугубляли этот процесс. Я имею в виду оккультизм, новый подъем которого в свое время был связан с теософскими идеями Блаватской, а во второй половине XX века получил новый виток развития в виде идеологии «Нью Эйджа». Разве не проглядывает чудовищная помесь идей социал-дарвинизма (рассуждения автора о роли «естественного отбора»), национал-социализма (его слова о людях с «генетическими дефектами» и «здоровых особях», кроме того на его странице приведены расистские и нацистские изображения) и излюбленных нью-эйджерских представлений о человеке «пятой расы» (призыв автора: «Эволюционируйте!»).
Нет надобности указывать здесь на огромную социальную опасность подобного миросозерцания, ибо она очевидна. Но хотелось бы надеяться, что общество найдет в себе силы опомниться и не пребывать в равнодушной слепоте и глухоте к глубинным причинам подобного внутреннего кризиса одной личности, обернувшегося гибелью стольких ни в чем не повинных людей. Перед каждым из нас (и в повседневных наших поступках, и в принятии решений по важным вопросам общегосударственного значения, в том числе в сфере образования, воспитания, семейной, молодежной политики) по-прежнему ежечасно встает выбор – на чьей мы стороне: Добра или Зла. Выбор за нами, и время не ждет.
Знаете ли вы Москву?
Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва?
Ученье — свет
Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя?
Крещение Руси
День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое.
Счастливые годы последней императорской семьи
Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России?
Русские святые
Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины
Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей
Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии.
400-летие дома Романовых: памятные места
Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых.
Династия Романовых и благотворительность
В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия.
Пасха
Зачем идет крестный ход знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»?
Великий пост
Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение.
СретениеРождественская викторина
Читайте также:
И чья это будет победа? «Если станем играть с этим миром в его игры и по его правилам, можем только проиграть», – о терпимости, свободе и рок-опере «Иисус Христос – суперзвезда» размышляет Андрей ДЕСНИЦКИЙ
Манифест маленького человечка Один человек взял и устроил бессмысленную бойню. Убил тех, к кому не испытывал никакой вражды, чья смерть не могла принести никакой выгоды ни ему лично, ни его народу, государству, партии, секте или какому-нибудь еще сообществу людей, или идее, во имя которой могут убивать людей. Как превратился в чудовище обычный наш современник? Размышляет Андрей ДЕСНИЦКИЙ.
Последнее слово: уроки риторики и логики Почему мы не умеем спорить? Для участников множества российских сетевых дискуссий желание заткнуть собеседника, уничтожить его морально – главнее аргументов. Кто виноват и что делать – размышляет Андрей ДЕСНИЦКИЙ.
"2,5% заключенных - верующие" Какой смысл сами сотрудники учреждений пенитенциарной системы вкладывают в свою деятельность? Как они представляют себе сотрудничество с Церковью? Об этом главный редактор "НС" Юлия Данилова спросила <b>Виталия Полозюка</b>, первого заместителя начальника ГУИН (Главное управление исполнения наказаний) Минюста РФ по воспитательной работе с осужденными, полковника внутренней службы, принимавшего участие в X Рождественских чтениях
Митр. Иларион (Алфеев) на «Дожде» Митрополит Иларион (Алфеев), председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата рассказал зрителем телеканала «Дождь» о выборах, украденных голосах, коррупции, массовых протестах и о наказании для панк-хулиганок.
День защитника отечества: есть ли в православных рыцарское начало? Мне не хватает в православной проповеди об идеалах, о том, какими должны быть православные, – мужчины-рыцаря. Есть глава, хозяин, кормилец, но нет рыцаря, и нет рыцарства. Для меня оно предполагает не только защиту, но и вдохновение. Мужчины – женщиной. Как в Дон-Кихоте
Митрополит Лонгин: Как относиться к грехам священников Когда стоит сообщить епископу о нарушении священника, а когда не спешить жаловаться, а сперва восполнить пробелы в собственном образовании, какую опасность для молодого иеромонаха таит назначение на приход в Москве, почему у греческого сельского батюшки лучшая машина в деревне, а архиереи порой ездят на подержанных «рабочих лошадках», – обо всем этом рассказывает митрополит Саратовский и Вольский Лонгин.
Лев Толстой как зеркало “Pussy Riot” История “Pussy riot”, наделавшая столько шума приближается к своему логическому финалу. Обвинения предъявлены, впереди суд. Правильно ли реагировала Церковь, этот вопрос мы задали историку и священнику Георгию Ореханову
Гей-непарад «Я показывал миру воров и проституток … которые стремились попасть в церковь. Но церковь их отталкивала. Потому что паства не хотела принимать в храмах падших», — говорил пастору Шлагу агент Клаус в «17 мгновениях весны». Клаус был провокатор, но упрек верный: в Церкви есть темы-табу, едва услышав о которых, православные прячут голову в песок. Одна из них — гомосексуализм: этот грех распространяется все шире, но ни священники, ни миряне обычно не знают, как можно помочь его жертвам. И часто предпочитают просто закрыть перед ними двери храмов
Хулиган в храме: что делать Как мирянину реагировать на хулиганство в храме? Своим мнением поделились московские священники – отцы Сергий Правдолюбов, Максим Первозванский и Александр Борисов
Россияне — недолюбленный народ Почему люди в России на каждом углу грубят, огрызаются, относятся в целом друг к другу агрессивно? Протоиерей Алексий Уминский продолжает тему, затронутую в статье Людмилы Петрановской «Почему мы такие злые»
«Духовная брань»: бой с тенью К кощунству привыкаешь. Постепенно оно порождает цинизм, презрение и актерство в тебе самом. Как верующему защитить от них свои чувства?
Генрих Падва: Может ли Уголовный Кодекс защитить чувства верующих? В Госдуму внесен законопроект, который вводит тюремные сроки до пяти лет лишения свободы и на несколько порядков увеличивает штрафы за оскорбление религиозных чувств верующих и осквернение святынь. Проект, подготовленный представителями всех фракций Госдумы, вызвал большой резонанс в обществе. Свое мнение о законодательной инициативе высказывает адвокат Генрих ПАДВА, заслуженный юрист Российской Федерации.
Искать ли в логотипах скрытый смысл? Снимать ли яблоко с компьютера Apple, потому что оно напоминает о первородном грехе? О поиске злого умысла в символике брендов рассуждает протоиерей Лев СЕМЕНОВ, культуролог, декан факультета дополнительного образования ПСТГУ
Советское наследие – двуличие и внутренняя несвобода Многое ли изменилось в сознании людей за двадцать лет после крушения СССР, почему не работают институты гражданского общества и есть ли надежда на молодежь, рассуждает кандидат исторических наук протоиерей Лев СЕМЕНОВ
Ольга Седакова: Этика, из нее политика Неожиданное наследие СССР – это крайний индивидуализм и отторжение коллективного. Сегодня ситуация меняется: люди хотят жить не только для себя и хотят менять жизнь вместе. Тому, как это сказывается на обществе и политике, посвятила свой доклад на недавней конференции «Запад и Восток: кризис как испытание и как надежда», прошедшей в Милане, известный поэт Ольга Седакова. ТЕКСТ ДОКЛАДА (В сокращении).
Бунт в Копейске: почему в колонии восстают заключенные? Протоиерей Константин Кобелев более десяти лет является настоятелем тюремного храма в Бутырской тюрьме. Тюремный священник рассказал – в чем правда ФСИН, а в чем – заключенных.
Откуда берутся герои? Герои, которые нас к себе притягивают – наши знакомые, знаменитости или даже герои литературы, – показывают нам, кто мы такие, какие ценности для нас важны. Как мы выбираем героев и в чем разница между героем и кумиром?
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.