Герои, которые нас к себе притягивают – наши знакомые, знаменитости или даже герои литературы, – показывают нам, кто мы такие, какие ценности для нас важны. Как мы выбираем героев и в чем разница между героем и кумиром?
Бегство Энея из Трои. Федерико Бароччи. 1598
Герои, полубоги и СМИ
Любой человек рождается и живет в окружении героев с их историями, это и есть культура. И в этом смысле мы мало чем отличаемся от людей, живших тысячелетия назад.
Древний Рим, например, знал своих героев: полководцев, атлетов, смельчаков вкупе с персонажами истории, героями эпоса, полубогами и богами. Легендарный Муций Сцевола, демонстративно сжегший свою руку на виду у врагов, воплощал в себе римские добродетели. Эней, предок основателей Рима, который был описан Вергилием по заказу императора, воплощал в себе семейные ценности. До нас дошла масса изображений Энея, покидающего Трою, который несет на себе дряхлого отца и ведет сына. Это значит, что уже в древнем мире героев использовали для пропаганды (по иронии судьбы, сами императоры тонули в разврате, что не мешало им заботиться о «здоровой семье», укрепляющей общество); а для иной недавней эпохи понадобился такой антисемейный герой, как Павлик Морозов. Существовали в Риме и живые герои, включая императоров, и знаменитости. Все было, как у нас, за исключением одного чисто технического отличия, которое все радикально меняет.
Лишь в течение нескольких последних десятилетий образы и слова стало совсем легко тиражировать и транслировать: это значит, что люди получили доступ к самым свежим новостям. В первом веке нашей эры наблюдать за боями знаменитых гладиаторов можно было только в амфитеатре Рима, а империя не могла увидеть, как император садится в колесницу либо, как то любил делать Нерон, декламирует свои стихи (будь там телевидение, вероятно, вся империя – на территории Испании, Египта или Британии – по всем каналам должна была бы слушать не самую прекрасную поэзию). Сегодня мы можем видеть живых героев в реальном времени. Пропаганда тоже стала дешевле, появились специалисты по производству знаменитостей, потому что слава – это еще и деньги.
Дешевый блеск славы
Герои особенно важны в молодости, когда человек выбирает, куда ему двигаться и кем быть. Когда он идентифицирует себя с каким-то героем, это позволяет интенсивно учиться – самым разным, хорошим и плохим, вещам – через подражание. Это нормальный механизм обучения, родственный игре. Кто становится образцом для подражания, скажем, в старшем классе школы? Самые популярные одноклассники. Существует какой-то биологический стадный механизм, который заставляет нас выбирать знаменитых героев, как будто это повышает наш собственный статус. Это касается отнюдь не только подростков.
Самое популярное не всегда самое хорошее. Не все наши герои «виноваты» в том, что стали знаменитыми, но если они к тому стремились, они учат нас определенным ценностям, таким как умение себя подать, соревнование, борьба за власть. Культ знаменитостей в чем-то сродни религии (да, и язык тут близок: культ, кумир, идол и так далее). Библеист Том Райт видит в этом современный аналог язычества: «Мы ожидаем, что знаменитость одновременно в чем-то выше простых смертных, а в чем-то отклоняется от нормального поведения (скажем, в беспорядочном употреблении наркотиков и алкоголя, рискованном вождении машины и хаотичной сексуальной жизни). Любой человек, изучавший классическую античность, увидит в этом знакомые образы: это образы богов и богинь древней Греции и Рима, могущественных, блестящих, капризных, беспутных небожителей, которые оказывают необыкновенную помощь своим любимцам и крайне опасны для прочих людей». Он, среди прочего, тонко подметил ту вещь, что знаменитости находятся вне морали.
Тихий свет
Таким образом, слава и известность подсовывают нам определенных героев, нередко сомнительного качества. За их блеском мы можем пропустить что-то действительно важное. Кроме того, наша культура предлагает нам определенный готовый ассортимент героев. Но стоит ли есть все, что нам предлагают?
Знаменитый исследователь Нового Завета Ричард Бокэм отметил одну интересную особенность канонических Евангелий на фоне античной литературы: это обилие «низких» – не высокопоставленных, лишенных славы – героев, рыбаков и крестьян. Эта особенность совершенно уникальна: во всех других древних произведениях в центре внимания стоят великие и знатные, а простые люди появляются лишь тогда, когда без них не обойтись. Это иная история, иная слава, иной подход к героям.
Да, нам всем нужны хорошие образцы для подражания, которые не зависят от моды и популярности. Если мы живем христианскими историями, быть может, мы заметим вокруг себя много тихих и незаметных героев, которых никто таковыми не считает. Я знал одну старую женщину, которая верила, сидела в лагере, а в другом лагере убили ее жениха, любила людей, жила с племянницей, никогда много не зарабатывала, была бедной, молилась, всегда была благодарна за свою судьбу. С точки зрения славы это убогая жизнь неудачницы, но я уверен, что это настоящее величие, иной тихий свет, который зовет к подлинной человечности, в отличие от блеска «звезд». Подобного света много вокруг нас, гораздо больше, чем кажется. Научившись его различать, можно найти много настоящих героев, неважно, попали они в разряд знаменитых или никто не видит в них ничего героического.
Знаете ли вы Москву?
Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва?
Ученье — свет
Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя?
Крещение Руси
День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое.
Счастливые годы последней императорской семьи
Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России?
Русские святые
Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины
Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей
Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии.
400-летие дома Романовых: памятные места
Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых.
Династия Романовых и благотворительность
В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия.
Пасха
Зачем идет крестный ход знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»?
Великий пост
Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение.
СретениеРождественская викторина
Читайте также:
Манифест «русского Брейвика» собрал 10 000 «лайков» в сети Идеи манифеста в крайней форме несут в себе достаточно распространенное отношение к жизни: «Если Бога нет, то все позволено». Комментирует духовник филологического факультета ПСТГУ протоиерей Лев СЕМЕНОВ
Ольга Седакова: Этика, из нее политика Неожиданное наследие СССР – это крайний индивидуализм и отторжение коллективного. Сегодня ситуация меняется: люди хотят жить не только для себя и хотят менять жизнь вместе. Тому, как это сказывается на обществе и политике, посвятила свой доклад на недавней конференции «Запад и Восток: кризис как испытание и как надежда», прошедшей в Милане, известный поэт Ольга Седакова. ТЕКСТ ДОКЛАДА (В сокращении).
Надо ли называть инвалидов политкорректно? Нейтральные слова вдруг стали обидными: «старики», «инвалиды», «слепые»... Отчего это происходит? Зачем и кому нужны громоздкие синонимы? Как выдержит политкорректные нововведения русский язык?
Драма традиционалиста, у которого не хватило веры Один из лидеров российского пролайф движения Андрей Хвесюк считает, что самоубийство Доминика Веннера в Париже, это поступок традиционалиста, который еще помнит, как должна быть устроена страна, но уже забыл — почему
Россияне — недолюбленный народ Почему люди в России на каждом углу грубят, огрызаются, относятся в целом друг к другу агрессивно? Протоиерей Алексий Уминский продолжает тему, затронутую в статье Людмилы Петрановской «Почему мы такие злые»
Манифест маленького человечка Один человек взял и устроил бессмысленную бойню. Убил тех, к кому не испытывал никакой вражды, чья смерть не могла принести никакой выгоды ни ему лично, ни его народу, государству, партии, секте или какому-нибудь еще сообществу людей, или идее, во имя которой могут убивать людей. Как превратился в чудовище обычный наш современник? Размышляет Андрей ДЕСНИЦКИЙ.
Почему мат становится «нормой» и что с этим делать? Госдума 12 апреля приняла в первом чтении закон о запрете нецензурной брани в литературе, кино и на массовых мероприятиях. Материщинникам грозят штрафы, а фильмы с матом могут не быть допущены к прокату. Однако многие сегодня не видят в сквернословии проблемы, говорят — да это же просто часть живого русского языка! Но что с нами делает мат на самом деле?
Обзывалки и геенна огненная Сейчас многие считают возможность материться в Сети признаком свободы. Но в Нагорной проповеди Христос сказал, что даже за слово "безумный" наказанием будет геена огненная? О чем речь, почему можно критиковать конкретные поступки и мнения другого человека даже в резкой форме, а переходить на личности и выносить суд об этом человеке нельзя, поясняет публицист Андрей ДЕСНИЦКИЙ
Поп на улице Как относится общество к Церкви? На этот счет существует множество соцопросов, предположений, авторитетных мнений. А есть, простите за выражение, поп на улице – священнослужитель среди людей, который ездит в метро и маршрутках, покупает продукты в магазинах. Образ не собирательный и не литературный: не так давно сотрудник нашего журнала, фотограф Андрей Радкевич был рукоположен в диаконы. Как складываются его отношения с горожанами? Рассказывает сам отец диакон.
"2,5% заключенных - верующие" Какой смысл сами сотрудники учреждений пенитенциарной системы вкладывают в свою деятельность? Как они представляют себе сотрудничество с Церковью? Об этом главный редактор "НС" Юлия Данилова спросила <b>Виталия Полозюка</b>, первого заместителя начальника ГУИН (Главное управление исполнения наказаний) Минюста РФ по воспитательной работе с осужденными, полковника внутренней службы, принимавшего участие в X Рождественских чтениях
Что Священное Писание Церкви говорит о гомосексуализме Что говорят об однополых связях Библия, святые Отцы и современные авторы, церковные каноны и постановления. Сегодня обратиться к их авторитету особенно важно, ведь некоторые христианские общины признают гомосексуализм нормой, ссылаясь собственное толкование Писания.
Гомосексуализм: болезнь или грех? Или грех, ставший болезнью? Нередко от священников можно услышать, что быть или не быть гомосексуалистом – вопрос личного выбора. Однако в Социальной концепции Русской православной церкви различается "транссексуализм как врожденная психическая девиация, требующая соработничества пастыря и психиатра, и собственно грех как следствие добровольно избранного развратного образа жизни".
Последнее слово: уроки риторики и логики Почему мы не умеем спорить? Для участников множества российских сетевых дискуссий желание заткнуть собеседника, уничтожить его морально – главнее аргументов. Кто виноват и что делать – размышляет Андрей ДЕСНИЦКИЙ.
И чья это будет победа? «Если станем играть с этим миром в его игры и по его правилам, можем только проиграть», – о терпимости, свободе и рок-опере «Иисус Христос – суперзвезда» размышляет Андрей ДЕСНИЦКИЙ
«Я ксенофоб. Что делать?» В 2013 году квота на легальных мигрантов для Москвы будет удвоена — их число вырастет до двухсот тысяч. По всей стране более 10 миллионов рабочих мест занято мигрантами. Чужеземцы повсюду! Как нам не стать в связи с этим ксенофобами?
Почему гомосексуалистами не рождаются Отношение к гомосексуализму — одна из точек разлома современного общества. Одни видят в нем социальную угрозу. Другие отчаянно борются за равноправие меньшинств, обвиняя первых в гомофобии. Почему гомосексуалистами не рождаются и что такое гомосексуализм с психологической точки зрения, объясняет ректор Института христианской психологии протоиерей Андрей ЛОРГУС.
День защитника отечества: есть ли в православных рыцарское начало? Мне не хватает в православной проповеди об идеалах, о том, какими должны быть православные, – мужчины-рыцаря. Есть глава, хозяин, кормилец, но нет рыцаря, и нет рыцарства. Для меня оно предполагает не только защиту, но и вдохновение. Мужчины – женщиной. Как в Дон-Кихоте
Хулиган в храме: что делать Как мирянину реагировать на хулиганство в храме? Своим мнением поделились московские священники – отцы Сергий Правдолюбов, Максим Первозванский и Александр Борисов
К протестам добавились оскорбления. Колонна «Pussy riot» попыталась оскорбить Церковь Пресс-служба Московской Патриархии прокомментировала оскорбления в адрес Патриарха Кирилла во время сегодняшнего «Марша миллионов». Оскорбления свидетельствуют о том, что протестующим безразлично их Отечество, считает глава пресс-службы диакон Александр Волков.
Прот. Владислав Свешников: частные проявления кощунства связаны с образом жизни всего общества Недавно все православное общество было потрясено кощунственной акцией в храме Христа Спасителя. Мы спросили у настоятеля храма Трех Святителей на Кулишках, автора книги «Очерки христианской этики» доктора богословия протоиерея Владислава Свешникова, что такое кощунство с его точки зрения
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.