На Главную E-mail
       
 
Нескучный сад 5-6 (88)
   
 
Архив по номерам   Редакция   Контактная информация
   

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

Нескучный сад - Журнал о православной жизни
+7 (495) 912-91-19
 
 
 
Разделы сайта
 
Дополнительно:
 Фраза полностью
 Любое из слов
 Во всех полях
 Только в заголовках
 
  Общество №0'0000

Россияне — недолюбленный народ


Версия для печати
25.06.12, 16:20

Почему люди в России на каждом углу грубят, огрызаются, относятся в целом друг к другу агрессивно? Протоиерей Алексий Уминский продолжает тему, затронутую в статье Людмилы Петрановской «Почему мы такие злые».

Протоиерей Алексий Уминский. фото: pravmir.ru



То, что «мы такие злые» - без сомнения связано с происходившим в нашей стране за последние сто лет. Есть такое понятие в детской психологии – депривация – синдром недополученной любви. И в этом смысле весь наш народ и вся наша страна находится в ситуации столетней депривации. Почти сто лет депривация является существенным фактом нашей жизни, она подаётся из поколения в поколение, от родителей к детям и обратно – от детей к тем же самым родителям.

Синдром недополученной любви проявляется затем в озлобленности, в агрессии, в недоверии, в желании спрятаться, замкнуться, отгородиться и украсть, например. То есть хоть как-то, хоть какими-то средствами декомпенсировать эту недополученную любовь, попытаться возместить пустующее место, в том числе некими уродливыми формами. Ведь когда дети воруют, понятно, что тем самым они компенсируют недополученную любовь. Тоже самое происходит со всеми нами, с нашей страной.

Мы недолюбленны своим собственным народом. Сначала у народа большевиками было уничтожено Отечество. Во всех смыслах. В том числе - как Родина. Уничтожили отечество в лице царя, который был для своего нарда отцом, в лице священства. Затем были уничтожены семьи, а с ними и родительская любовь. Страна стала уничтожать саму себя, и затем эти отношения стали повторяться, множиться и переросли в закон жизни.

Это общие фразы, но за ними стоит многое. Ведь в любви все очень нуждаются. По-настоящему нуждаются, глубоко, подсознательно и сознательно. А вот взять её негде и не откуда. Иссякли источники любви. Наше общество совершенно не подготовлено к элементарному, к тому, что нужно просто жить по законам самоуважения: уничтожено отношение к личности. Человеческая личность ничего не стоит.

Мы всё время ругаем Запад за то, что люди там друг к другу относятся прагматично, не интересны друг другу, постоянно просматривают возможную выгоду. Но там присутствует уважение к человеческой личности. В отличие нас, с нашей загадочной русской душой и сверхдуховностью. У нас это уважение начисто убито годами репрессий, годами уничтожения нашей культуры, выбиванием из человека понятия «личности», «личностного».
Поэтому нам так и тяжело. Когда человек не способен сам себя уважать, он не способен уважать другого.

Отсюда идёт и наша огромная неуверенность. Неуверенность в том, что ты вообще чего-то в мире достоин.

В обществе происходит колоссальный срыв от того, что человек сам по себе уже и не человек, и его связь с Богом совершенно неочевидна. Человек по-настоящему становится человеком только тогда, когда он связан с Богом, когда он в Боге рожден.

В данном случае мы живем в обезбоженной стране (несмотря на то, что люди считают себя православными на 70%), поскольку сознание наше обезбоженно. Мы на мир, друг на друга смотрим обезбоженными глазами. Мы не видим, не чувствуем присутствия Бога рядом с собой и даже об этом не задумываемся. Поэтому не удивительно, что вокруг нас так много злобы: ее очень много внутри нас.

Мы пытаемся оправдать свою злобу даже находясь в церкви, постоянно ищем возможность оправдать свою нелюбовь. Христос никогда нигде не говорил, что мы можем кого-то где-то не любить. Он призывает любить даже наших врагов.

Сегодня мы постоянно ссылаемся на слова святителя Филарета (Дроздова), сказанные в конкретное время, в конкретном месте и по конкретному поводу. Тогда шли войны по освобождению народов Балкан, и русские солдаты отдавали там свои жизни за освобождение братских народов, за ближних своих, тем самым являя величайшую любовь. И именно в контексте данного исторического периода святитель Филарет сказал: «Люби врагов своих, бей врагов Отечества и гнушайся врагами Христовыми». Сейчас эта фраза повторяется у нас безо всякого повода.

Если мы посмотрим в Евангелие, то те, которые распинали Христа и о которых Христос молился Своему Небесному Отцу, говоря: «Боже, прости им, ибо не ведают, что творят», - были и врагами Отечества, и врагами Христа. Он же никем не гнушался. И святой Поликарп Смирнский, ученик апостола Иоанна Богослова призывал всех христиан молиться за врагов креста, отмаливать их. Сегодня же любой наш идеологический противник, любой не согласный с нами подпадает в разряд врагов Родины, которых надо бить (иногда буквально в прямом смысле – кулаком в лицо). И «врагами Христа» мы начинаем гнушаться, забывая слова, сказанные аввой Дорофеем в Поучении о том, чтобы не судить ближнего, где он говорит, что самым страшным осуждением грешника является гнушение им, потому, что человек, которым гнушаются, не достоин и жить на земле.

Сегодня мы, даже внутри нашего христианского сообщества, внутри Церкви постоянно ищем повод не любить, а ненавидеть. Мы все заражены страшной болезнью злобности. И как нам исцелиться, каким образом Господь нас все-таки к Себе, к Своей любви, привьет, как дикую лозу, мне очень трудно представить. Это можно сделать только тогда, когда мы сами захотим любить по настоящему, захотим избавиться от состояния не-любви, перестанем себя оправдывать. Когда мы сумеем преступить через себя, и несмотря на свою боль, на свою правоту захотим каким-то образом посмотреть на мир другими глазами.

Оксана ГОЛОВКО

Версия для печати

Тэги: Личность  Общество  Психология  Социология  Нравы 







Код для размещения ссылки на данный материал:


Как будет выглядеть ссылка:
 
Реклама
Изготовление куполов, крестов Сталь с покрытием нитрид титана под золото, медь, синий. От 2000 руб. за м2 www.t2000.ru
Знаете ли вы Москву? Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва? Ученье — свет Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя? Крещение Руси День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое. Счастливые годы последней императорской семьи Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России? Русские святые Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии. 400-летие дома Романовых: памятные места Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых. Династия Романовых и благотворительность В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия. Пасха Зачем идет крестный ход — знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»? Великий пост Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение. Сретение Рождественская викторина
Читайте также:






Новости милосердия.ru
 
       
     
 
  Яндекс цитирования



 
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.