Почему люди в России на каждом углу грубят, огрызаются, относятся в целом друг к другу агрессивно? Протоиерей Алексий Уминский продолжает тему, затронутую в статье Людмилы Петрановской «Почему мы такие злые».
Протоиерей Алексий Уминский. фото: pravmir.ru
То, что «мы такие злые» - без сомнения связано с происходившим в нашей стране за последние сто лет. Есть такое понятие в детской психологии – депривация – синдром недополученной любви. И в этом смысле весь наш народ и вся наша страна находится в ситуации столетней депривации. Почти сто лет депривация является существенным фактом нашей жизни, она подаётся из поколения в поколение, от родителей к детям и обратно – от детей к тем же самым родителям.
Синдром недополученной любви проявляется затем в озлобленности, в агрессии, в недоверии, в желании спрятаться, замкнуться, отгородиться и украсть, например. То есть хоть как-то, хоть какими-то средствами декомпенсировать эту недополученную любовь, попытаться возместить пустующее место, в том числе некими уродливыми формами. Ведь когда дети воруют, понятно, что тем самым они компенсируют недополученную любовь. Тоже самое происходит со всеми нами, с нашей страной.
Мы недолюбленны своим собственным народом. Сначала у народа большевиками было уничтожено Отечество. Во всех смыслах. В том числе - как Родина. Уничтожили отечество в лице царя, который был для своего нарда отцом, в лице священства. Затем были уничтожены семьи, а с ними и родительская любовь. Страна стала уничтожать саму себя, и затем эти отношения стали повторяться, множиться и переросли в закон жизни.
Это общие фразы, но за ними стоит многое. Ведь в любви все очень нуждаются. По-настоящему нуждаются, глубоко, подсознательно и сознательно. А вот взять её негде и не откуда. Иссякли источники любви. Наше общество совершенно не подготовлено к элементарному, к тому, что нужно просто жить по законам самоуважения: уничтожено отношение к личности. Человеческая личность ничего не стоит.
Мы всё время ругаем Запад за то, что люди там друг к другу относятся прагматично, не интересны друг другу, постоянно просматривают возможную выгоду. Но там присутствует уважение к человеческой личности. В отличие нас, с нашей загадочной русской душой и сверхдуховностью. У нас это уважение начисто убито годами репрессий, годами уничтожения нашей культуры, выбиванием из человека понятия «личности», «личностного».
Поэтому нам так и тяжело. Когда человек не способен сам себя уважать, он не способен уважать другого.
Отсюда идёт и наша огромная неуверенность. Неуверенность в том, что ты вообще чего-то в мире достоин.
В обществе происходит колоссальный срыв от того, что человек сам по себе уже и не человек, и его связь с Богом совершенно неочевидна. Человек по-настоящему становится человеком только тогда, когда он связан с Богом, когда он в Боге рожден.
В данном случае мы живем в обезбоженной стране (несмотря на то, что люди считают себя православными на 70%), поскольку сознание наше обезбоженно. Мы на мир, друг на друга смотрим обезбоженными глазами. Мы не видим, не чувствуем присутствия Бога рядом с собой и даже об этом не задумываемся. Поэтому не удивительно, что вокруг нас так много злобы: ее очень много внутри нас.
Мы пытаемся оправдать свою злобу даже находясь в церкви, постоянно ищем возможность оправдать свою нелюбовь. Христос никогда нигде не говорил, что мы можем кого-то где-то не любить. Он призывает любить даже наших врагов.
Сегодня мы постоянно ссылаемся на слова святителя Филарета (Дроздова), сказанные в конкретное время, в конкретном месте и по конкретному поводу. Тогда шли войны по освобождению народов Балкан, и русские солдаты отдавали там свои жизни за освобождение братских народов, за ближних своих, тем самым являя величайшую любовь. И именно в контексте данного исторического периода святитель Филарет сказал: «Люби врагов своих, бей врагов Отечества и гнушайся врагами Христовыми». Сейчас эта фраза повторяется у нас безо всякого повода.
Если мы посмотрим в Евангелие, то те, которые распинали Христа и о которых Христос молился Своему Небесному Отцу, говоря: «Боже, прости им, ибо не ведают, что творят», - были и врагами Отечества, и врагами Христа. Он же никем не гнушался. И святой Поликарп Смирнский, ученик апостола Иоанна Богослова призывал всех христиан молиться за врагов креста, отмаливать их. Сегодня же любой наш идеологический противник, любой не согласный с нами подпадает в разряд врагов Родины, которых надо бить (иногда буквально в прямом смысле – кулаком в лицо). И «врагами Христа» мы начинаем гнушаться, забывая слова, сказанные аввой Дорофеем в Поучении о том, чтобы не судить ближнего, где он говорит, что самым страшным осуждением грешника является гнушение им, потому, что человек, которым гнушаются, не достоин и жить на земле.
Сегодня мы, даже внутри нашего христианского сообщества, внутри Церкви постоянно ищем повод не любить, а ненавидеть. Мы все заражены страшной болезнью злобности. И как нам исцелиться, каким образом Господь нас все-таки к Себе, к Своей любви, привьет, как дикую лозу, мне очень трудно представить. Это можно сделать только тогда, когда мы сами захотим любить по настоящему, захотим избавиться от состояния не-любви, перестанем себя оправдывать. Когда мы сумеем преступить через себя, и несмотря на свою боль, на свою правоту захотим каким-то образом посмотреть на мир другими глазами.
Знаете ли вы Москву?
Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва?
Ученье — свет
Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя?
Крещение Руси
День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое.
Счастливые годы последней императорской семьи
Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России?
Русские святые
Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины
Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей
Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии.
400-летие дома Романовых: памятные места
Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых.
Династия Романовых и благотворительность
В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия.
Пасха
Зачем идет крестный ход знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»?
Великий пост
Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение.
СретениеРождественская викторина
Читайте также:
Надо ли называть инвалидов политкорректно? Нейтральные слова вдруг стали обидными: «старики», «инвалиды», «слепые»... Отчего это происходит? Зачем и кому нужны громоздкие синонимы? Как выдержит политкорректные нововведения русский язык?
Почему гомосексуалистами не рождаются Отношение к гомосексуализму — одна из точек разлома современного общества. Одни видят в нем социальную угрозу. Другие отчаянно борются за равноправие меньшинств, обвиняя первых в гомофобии. Почему гомосексуалистами не рождаются и что такое гомосексуализм с психологической точки зрения, объясняет ректор Института христианской психологии протоиерей Андрей ЛОРГУС.
«Ябеда-корябеда», или Мифы о стукачестве в России Принято считать, что российские граждане не любят «стучать» - в отличие от граждан западных стран, где информирование государственных органов о несоблюдении законов и правил считается исполнением гражданского долга. Мы осуждаем эту практику, противопоставляя закону нравственные нормы, жалуясь при этом на собственное равнодушие и отсутствие в стране порядка.
Что Священное Писание Церкви говорит о гомосексуализме Что говорят об однополых связях Библия, святые Отцы и современные авторы, церковные каноны и постановления. Сегодня обратиться к их авторитету особенно важно, ведь некоторые христианские общины признают гомосексуализм нормой, ссылаясь собственное толкование Писания.
Офис: коллектив против индивида? На работе, где мы проводим большую часть жизни, человек чаще всего реагирует на коллектив, а не на собственные принципы и цели. Как же остаться собой, не потерять себя в коллективе, одновременно не вступая с ним в нарочитое противодействие?
Ложь с любовью или честность без любви Первого апреля никому не верю... Парадоксальным образом, чтобы признаться во лжи, нужно быть достаточно честным. Жизнь постоянно ставит нас перед трудным выбором: сказать «вежливо» или «как я думаю и как есть на самом деле». В чем здесь проблема?
Нужны ли нам враги? Если меня окружают враги, то в первую очередь мне стоит задать себе вопрос, что или кто их порождает: злой мир, в котором я живу, или я сам?
Почему мы такие злые? Почти каждый, кому приходилось возвращаться на родину из других краев, ощущал на себе этот эффект. Едва ступив на родную землю, ты словно входишь в некую особую ауру. Еще никто не оттоптал тебе ног в метро, ничего плохого не сделал, а тело реагирует. Что-то словно сжимается в солнечном сплетении, едва заметно напрягаются плечи, кисти рук и челюсти. Мы чувствуем, что попали в агрессивную среду. Своим мнением о причинах этого делится психолог Людмила ПЕТРАНОВСКАЯ
Куда зовет злость? Я часто злюсь. На близких, когда меня не понимают. На людей в метро, которые стоят на моем пути и мешают мне спешить. Я сильно сержусь, читая новости. Я зол на зиму, что она длится бесконечно долго. Я злюсь на самого себя, что лениво пишу эти строки, все время заглядывая вместо этого в ЖЖ. Я злюсь, наконец, на то, что злюсь. Что это – грех? Болезнь? Аномалия?
Последнее слово: уроки риторики и логики Почему мы не умеем спорить? Для участников множества российских сетевых дискуссий желание заткнуть собеседника, уничтожить его морально – главнее аргументов. Кто виноват и что делать – размышляет Андрей ДЕСНИЦКИЙ.
Апрельский номер «Нескучного сада»: Как помочь ближним и не сгореть? Тема нового, апрельского номера журнала «Нескучный сад» – выгорание. Что делать, когда душа стала пустая и бесчувственная к чужому горю, как помочь самому себе и не стать птицей Феникс? Дело, начатое «на крыльях», требует полной самоотдачи, но стоит ли оно того, чтобы умерла душа?
Ольга Седакова: Этика, из нее политика Неожиданное наследие СССР – это крайний индивидуализм и отторжение коллективного. Сегодня ситуация меняется: люди хотят жить не только для себя и хотят менять жизнь вместе. Тому, как это сказывается на обществе и политике, посвятила свой доклад на недавней конференции «Запад и Восток: кризис как испытание и как надежда», прошедшей в Милане, известный поэт Ольга Седакова. ТЕКСТ ДОКЛАДА (В сокращении).
День защитника отечества: есть ли в православных рыцарское начало? Мне не хватает в православной проповеди об идеалах, о том, какими должны быть православные, – мужчины-рыцаря. Есть глава, хозяин, кормилец, но нет рыцаря, и нет рыцарства. Для меня оно предполагает не только защиту, но и вдохновение. Мужчины – женщиной. Как в Дон-Кихоте
Лекарство от православного неофитства Психотерапевт, писатель Ирвин Ялом ничего не писал о Православии. Но у него есть книга — художественная — в которой просто и в тоже время достаточно глубоко обсуждаются важные темы современности, так или иначе отраженные в нынешней церковной жизни, а может быть именно в ней отраженные с особой актуальностью. Называется книга «Шопенгауэр, как лекарство»
Несокрушимая слабость фанатизма В представлении людей внешних вера часто сочетается с одержимостью, агрессией, нетерпимостью. Существует даже устойчивое выражение для характеристики «вменяемого» верующего: «религиозный, но без фанатизма». А может быть, истинный христианин не может не быть фанатиком? Чем нетерпимее человек, тем крепче его вера?
Драма традиционалиста, у которого не хватило веры Один из лидеров российского пролайф движения Андрей Хвесюк считает, что самоубийство Доминика Веннера в Париже, это поступок традиционалиста, который еще помнит, как должна быть устроена страна, но уже забыл — почему
Манифест маленького человечка Один человек взял и устроил бессмысленную бойню. Убил тех, к кому не испытывал никакой вражды, чья смерть не могла принести никакой выгоды ни ему лично, ни его народу, государству, партии, секте или какому-нибудь еще сообществу людей, или идее, во имя которой могут убивать людей. Как превратился в чудовище обычный наш современник? Размышляет Андрей ДЕСНИЦКИЙ.
Почему мат становится «нормой» и что с этим делать? Госдума 12 апреля приняла в первом чтении закон о запрете нецензурной брани в литературе, кино и на массовых мероприятиях. Материщинникам грозят штрафы, а фильмы с матом могут не быть допущены к прокату. Однако многие сегодня не видят в сквернословии проблемы, говорят — да это же просто часть живого русского языка! Но что с нами делает мат на самом деле?
Манифест «русского Брейвика» собрал 10 000 «лайков» в сети Идеи манифеста в крайней форме несут в себе достаточно распространенное отношение к жизни: «Если Бога нет, то все позволено». Комментирует духовник филологического факультета ПСТГУ протоиерей Лев СЕМЕНОВ
И чья это будет победа? «Если станем играть с этим миром в его игры и по его правилам, можем только проиграть», – о терпимости, свободе и рок-опере «Иисус Христос – суперзвезда» размышляет Андрей ДЕСНИЦКИЙ
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.