Какими воротами вошла Богородица во время Введения во храм, где находились столы менял, перевернутые Господом Иисусом Христом, где собирались апостолы и мог ли храм взорваться до изобретения пороха, рассказывает археолог священник Александр Тимофеев, заведующий кафедрой Библеистики Московской духовной академии:
Храмовая гора. Фрагмент карты Иерусалима времен Господа Иисуса, составленной о. Александром Тимофеевым. (нажмите для увеличения)
Второй больше первого
Храм, в котором происходили многие события новозаветной истории – где пребывала Пресвятая Богородица после Введения, увидел архангела Гавриила первосвященник Захария, отец св. Иоанна Крестителя, проповедовал Сам Господь Иисус Христос, собирались апостолы после Пятидесятницы – называется "вторым".
Первый был построен Соломоном в Х в. до н.э., во время апогея могущества его царства и разрушен при вавилонском царе Навуходоносоре в 586 году. Пятьдесят лет спустя персидский царь Кир Великий разрешил иудеям вернуться в Иерусалим и отстроить храм.
Восстановленное после Вавилонского плена Зоровавелем здание храма и называется «вторым». Со временем храм обветшал, да и с самого начала он был настолько скромнее прежнего здания, так что те иудейские старики, которым довелось видеть в детстве первый храм, пережить плен и вернуться, не могли смотреть на новый храм без слез.
Со времен независимого государства Хасмонеев в Иудее существовала идея украсить и увеличить храм. Перестройка началась при Хасмонеях, когда была построена большая платформа, однако радикальная реконструкция была начата в 20 г. до н.э. Иродом Великим. Он увеличил площадь храмовой горы примерно в два раза – сегодня она примерно равна 20 футбольным полям – выровнял ее и увеличил размеры самого храма.
Площадка храма возвышалась над иерусалимскими улицами примерно на 30 м, а сам храм полностью доминировал над городом. По, свидетельству Иосифа Флавия, на него тоже невозможно было смотреть без слез. Только теперь слезы были вызваны отблесками солнечных лучей, отражавшихся от золотой кровли и отполированного белого мрамора стен храма.
Хотя внешне храм был великолепен, первому, Соломонову, он уступал в главном. Первый храм был освящен присутствием Божиим и «слава Господня наполнила храм Господень» (3Цар.8:11), а в самой сокровенной части храма – Святом Святых (давире) находился Ковчег завета. В грандиозном храме Ирода Святое святых было пусто, так как Ковчег, как известно, таинственно исчез еще во время разрушения города вавилонянами.
Однако пророки предсказывали, что слава второго храма будет больше первого. И это сбылось, Введение во храм Богородицы символически означает как раз восстановление благодати и славы Божией в лишенном ее храме. Как поется в кондаке праздника, Дева входит в храм, «благодать совводящи». Ковчег Завета исчез, но в храме была Дева, которая в гимнографии часто сравнивается с Ковчегом, в котором пребывало Воплотившееся Слово Божие.
Восток - Запад
Ирод перестраивал храм в соответствии со вкусами своего времени – зеленый и белый мрамор, эллинистические колоннады, коринфские ордера, фонтаны. Здание храма и фасад были увеличены примерно вдвое. Вместо двух колонн Соломонова храма – Воаза и Йахина – теперь фасад украшали четыре колонны.
Тем не менее все, что касается богослужения осталось в неприкосновенности. Сохранились размеры и пропорции основных помещений храма – Святого святых (куда первосвященник входил только один раз в год, на праздник Йом-Кипур), Святого (основного помещения храма, где находились столы предложения, семисвечники и жертвенник кадильный).
Известно, что в храме была двойная завеса, которая отделяла Святое от Святого святых. В Талмуде есть указание на то, как завеса разодралась надвое во время землетрясения, и люди, которые не должны были видеть Святое святых, его увидели, после чего и была сделана двойная завеса. По всей видимости, что речь идет именно о евангельских событиях, когда завеса разодралась во время Распятия Спасителя.
Точное местоположение храма определить не удается. Наиболее распространенная версия, что храм находился на месте мечети Куббат ас-Сахра (Купол скалы), а Святое святых на месте собственно той части скалы, которая сокрыта в мечети.
Здание храма находилось в центре внутреннего двора, в котором находились жертвенник всесожжения и умывальник. Двор разделялся на Двор священников (на западе) и Двор Израиля (на востоке), Платформа внутреннего двора.
Место трубления
Прежде чем подойти к лестницам, приводившим с внешнего двора во внутренний, посетитель Храма встречал барьер из резного камня. Этот барьер окружал внутренний двор со всех сторон. На равном расстоянии друг от друга на нём были укреплены таблички с надписями на греческом и латинском языках, предупреждавшие, что неевреям под страхом смерти запрещено входить на священную территорию храмового двора. Помните, в Деяниях апостольских иудеи обвиняют Павла в том, что он ввел в храм эллина Трофима?
Стена внутреннего двора была настолько укреплена, что по Флавию, во время штурма храма римлянами несколько дней выдерживала удары осадных машин.
Во внешнем дворе храма находились помещения для назореев и девственниц, прообразы будущих монастырей. Вероятно, Пресвятая Дева пребывала в одном из таких помещений.
В сам двор пригонялись жертвенные животные, располагались лавки и столы менял – те самые, которые опрокинул Христос.
Храмовая платформа позволяла вместить колоссальное число молящихся, несколько десятков и даже 100 тысяч человек.
По краям внешнего двора храма был построен портик, а южная часть платформы была еще более увеличена для того, чтобы построить царский портик, выполненный в стиле античной стои. До сегодняшнего дня сохранился фрагмент лестниц, по которой поднимались к царскому портику – знаменитая «арка Робинсона», находящаяся неподалеку от Стены плача.
Восточная колоннада и была тем притвором Соломоновым, в котором после Пятидесятницы собирались апостолы и первые последователи Церкви Христовой.
Реконструкция
Фрагменты храма сохранились до наших дней. Так сохранился мрамор, которым были украшены портики по краям храма, а одна из храмовых колонн и сегодня находится наподалеку от Троицкого собора Русской Духовной миссии. Она треснула при подъеме, и ее так и оставили на месте. По ее размерам мы можем судить о масштабах колоссального строительства, предпринятого Иродом.
Каким в точности было внутреннее убранство храма мы не знаем, поскольку внутрь могли входить только священники, а в Святое святых только первосвященник. Мы примерно знаем, каковы были размеры и формы семисвечника - на барельефе арки Тита в Риме есть изображение солдат, несущих его.
Aрка Тита
Все остальное – это реконструкции. Существуют изображения внешнего портика храма - его фасада, выходившего во двор, перед которым стоял жертвенник. Сохранились иудейские монеты начала II в. Во время восстания бар Кохбы, объявившего себя мессией и пожелавшего освободить Иерусалим из-под власти римлян, чеканились монеты с изображением храма. Видимо люди еще хорошо помнили, как храм выглядит. По этим монетам можно представить себе античный портик и по две колонны с двух сторон от входа с огромными золотыми воротами, которые, по Иосифу Флавию с трудом могли открыть 20 священников.
Монета бар Кохбы
Существует также изображение храма на покрытой золотом тарелке, которое совпадает с изображениями на монетах.
Реконструкция храма сделана иудейским Институтом храма согласно тексту талмудичсеского трактата «Миддот». Надо сказать, что авторы трактата жили несколько поколений спустя, и только по косвенным данным могли представить себе храм и скорее моделировали некий идеальный храм, который мог бы стать основой для его воссоздания. К этим реконструкциям нужно относиться с некоей осторожностью.
Взорванный храм
Храм приобрел свою форму ко времени проповеди в нем Господа Иисуса Христа, хотя его отделка продолжалась также впоследствии, и в итоге так и не была завершена. Принято считать, что храм доделывали где-то до 66 г., т.е. до начала того самого иудейского восстания, которое привело к осаде Иерусалима и окончательному разрушению храма.
При взятии Титом Иерусалима в 70 году храм сгорел. Как свидетельствует Иосиф Флавий, Тит не хотел учичтожать храм и собирался либо сохранить его как архитектурный шедевр, либо приспособить его для каких-либо иных нужд. Тем не менее, храм был подожжен, а поскольку при нем хранились большие запасы дерева для жертвоприношений и масла для возжигания светильников и лампад, то огонь быстро распространился и храм… взорвался. Как известно, известняки и мрамор при нагревании расширяется и взрывается, поэтому обломки храма могло на сотни метров раскидать от горы Мориа. Возможно, была даже серия взрывов. Несколько таких обломков было обнаружено при археологических раскопках недалеко от платформы храма.
Иерусалим был сильно разрушен, поэтому многие фрагменты храма могли быть использованы в строительстве при Адриане, когда город был превращен в колонию Элия Капитолина.
Раскопки вокруг да около
Непосредственно под храмовой платформой никто не ведет исследования, а на самой платформе не проводит раскопок, потому что это способно взорвать и без того сложную политическую обстановку на Ближнем Востоке. Оставим сообщения об этих раскопках ищущим сенсации СМИ, писателям-фантастам и конспирологам.
Вспомним пример британского археолога Чарльза Уоррена. В конце 1860-х, т.е. в относительно стабильное время османского владычества над Палестиной он пытался прорыть тоннель под Храмовой горой и столкнулся с резким неприятием мусульман, которые подозревали его в том, что он хочет подкопаться под мечеть Аль-Акса, разрушить ее и тем самым открыть для иудеев возможность восстановить храм.
А вот тоннели времени Хасмонеев, расположенные вдоль храмовой платформы, действительно исследуются, и я там бывал. Вдоль храма тянулся акведук, и мне приходилось не одну сотню метров проползать по этим акведукам.
о. Александр Тимофеев на раскопках в Иерусалиме
По большому счету все исследования храмовой платформы сводились к двум периодам. Один – время, когда турецкие власти допускали британцев в ΧΙΧ веке и затем во времена британского мандата в Палестине до Второй мировой войны, и короткий период после Шестидневной войны 1967 года, когда Израиль захватил Восточный Иерусалим. Тогда в течение нескольких месяцев шли исследования под руководством израильского археолога Меира Бен-Дова, но это были в основном обмеры, без раскопок. О результатах и возможных вариантах реконструкции храма написана книга участника раскопок Лина Ритмеера «The Quest – Revealing the Temple Mount in Jerusalem».
Вся территория храмовой платформы принадлежит мусульманам. Раскопки ведутся с западной и южной части платформы, на территории иудейского квартала. Там было найдено довольно много интересных объектов и предметов. Была найдена улица времен Ирода, на обломок каменной ограды с надписью «место трубления» около т.н. «арки Робинсона». Вероятно, именно отсюда диавол предлагал Господу броситься вниз. Были найдены лестницы и подъемы на храмовую платформу с южной стороны, т.н. двойные и тройные ворота. Сейчас они замурованы, но во времена Христа ими входило в храм большинство народа, в том числе Сам Господь и апостолы. Этими же воротами, возможно и входила и процессия назареян – Иоаким, Анна, их Ребенок и девы со свечами…
Подготовил Арсений ЗАГУЛЯЕВ. Фото: священник Александр Тимофеев
Знаете ли вы Москву?
Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва?
Ученье — свет
Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя?
Крещение Руси
День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое.
Счастливые годы последней императорской семьи
Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России?
Русские святые
Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины
Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей
Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии.
400-летие дома Романовых: памятные места
Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых.
Династия Романовых и благотворительность
В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия.
Пасха
Зачем идет крестный ход знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»?
Великий пост
Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение.
СретениеРождественская викторина
Читайте также:
Прогулки по Москве: Фабрика, площадь и Страдивари Несмотря на все позднейшие перестройки городского центра, до сих пор многие московские районы сохраняют свой архитектурный колорит, часто обозначающий определенную сословную (религиозную или даже узкопрофессиональную) принадлежность того или иного уголка Первопрестольной. Мы отправляемся гулять как раз по такому заповедному московскому уголку — по бывшей Алексеевской слободе
Протоиерей Александр Борисов: главный «храмоборец» – равнодушие Храму свв. бессребренников Космы и Дамиана в Шубине мэрия недавно разрешила построить колокольню. Этого права приход добивался более 10 лет, пройдя и споры с местными жителями, и письма протеста, и волокиту. Настоятель протоиерей Александр БОРИСОВ рассуждает, что мешает открывать храмы, и почему они особенно нужны не только в центре, но и в спальных районах Москвы
Программа «200 храмов»: 3 года в цифрах и фактах Сколько сейчас храмов в Москве и сколько уже построено по Программе-200, какой храм самый большой и какой возвели 6 человек за 2 месяца, сколько стоит построить храм и на сколько времени рассчитана программа в обзоре «НС».
Кто уничтожит Десятинный храм? В Киеве защищают знаменитую Десятинную церковь. Точнее ее фундамент, вокруг которого вот уже двадцать лет идут затяжные бои. Пока защитники старого Киева устраивают марши протеста, Украинская Православная Церковь (часть Московского Патриархата) инициирует конкурсы проектов по строительству нового храма на месте древнего фундамента. В борьбе участвуют и российские ученые, недоумевая, почему наша пресса не торопится бить тревогу – ведь под угрозой ключевой памятник для истории обоих народов.
Построить храм в Москве стало труднее В Москве собираются построить более 150 новых храмов. Однако на прошедшей неделе стало известно о том, что в некоторых случаях благочестивые планы могут не осуществиться из-за запрета "точечной застройки" и других градостроительных норм
Пространство достижений: что будет с ВДНХ Как изменится привычная всем выставка достижений народного хозяйства, нужно ли сохранять ее как «обломок империи» и уникальный памятник советского стиля или использовать ее реконструкцию как полигон для современных архитектурных экспериментов, выясняет Петр МАЗАЕВ
Где было проще открыть храм: в СССР или в царской России? Сейчас много споров вызывает строительство новых храмов в Москве. Вспоминаем, какое сопротивление со стороны чиновников нужно было преодолевать верующим, чтобы построить храм не только в атеистическом СССР, но и в царской России.
Святой Владимир вместо Железного Феликса Инициативная группа граждан предлагает поставить памятник св. Владимиру, крестителю Русина на Лубянской площади, прямо напротив знаменитого здания КГБ СССР (теперь ФСБ России) . Монумент предполагается возвести ровно на том же месте, где когда-то стоял «Железный Феликс».
Защитники старой Москвы отвоевали Белый город 26 июля руководитель Департамента культурного наследия города Москвы представил журналистам градостроительный регламент призванный защитить архитектурный ансамбль внутри Бульварного кольца
Репрессии против Церкви при Сталине: в чем логика террора Почему расстреливали одних иерархов и не трогали других? Были ли примеры исповеднического поведения обновленцев во время репрессий? С какой интенсивностью закрывались храмы в разных районах СССР? Эти и другие острые вопросы церковной истории обсуждались на прошедшей 16 ноября конференции «1937 год в истории Русской Православной Церкви»
Лев Толстой как зеркало “Pussy Riot” История “Pussy riot”, наделавшая столько шума приближается к своему логическому финалу. Обвинения предъявлены, впереди суд. Правильно ли реагировала Церковь, этот вопрос мы задали историку и священнику Георгию Ореханову
Святой Владимир вместо Железного Феликса -2 Мы продолжаем наш опрос, посвященный идее установить на Лубянке памятник святому Владимиру, крестителю Руси. Сегодня на наши вопросы ответили прот. Леонид Калини, скульптор по образованию, выпускник Суриковского института, православный искусствовед прот. Борис Михайлов и защитник старой Москвы Рустам Рахматуллин.
На месте столичных промзон построят 17 храмов Московские чиновники рассказали Патриарху Кириллу о ходе реализации программы «200 храмов». Под храмы найдено более 200 участков, участки подбирают таким образом, чтобы каждый москвич имел храм не далее чем в километре от своего дома
«Исчезающие шедевры»: последняя попытка сохранить памятники деревянного зодчества Руси Участники международного музейного проекта «Исчезающие шедевры» составили рекомендации по сохранению памятников деревянного зодчества, для того чтобы передать их в Комиссию по культуре и сохранению историко-культурного наследия Общественной палаты РФ. Ученые считают, что это последняя возможность обратить внимание государства на проблему
Человек, который спас храм Василия Блаженного Мне посчастливилось работать с Петром Дмитриевичем очень плотно, буквально с утра до вечера, а то и ночью. Петр Дмитриевич звонил и ночью, например, с просьбой организовать срочные работы молодежи для защиты Английского посольского двора, или храма Симеона Столпника
Что приобрела Русская Церковь от объединения? К завершению торжеств, связанных с пятилетием подписания акта о каноническом общении между РПЦЗ и РПЦ. что обрела наша церковь, благодаря объединению? – С этим вопросом мы обратились к прот. Максиму Козлову, профессору Московской Духовной Академии и настоятелю храма святой мученицы Татианы при МГУ
Гаражи против храма В Москве идут общественные слушаниях по поводу участков для 200 новых храмов. Они проходят не без проблем: московское правительство выделяет землю под храмы по остаточному принципу, часто это спорные участки, где-то уже стоят гаражи, где-то расположены скверы. Возможно ли мирное урегулирование споров вокруг конкретных участков? Корреспондент НС побывал на слушаниях и обратился за комментарием к директору правозащитного центра «Территории Церкви», редактору портала «Религия и СМИ» Александру ЩИПКОВУ
Что бы вы изменили в Москве: откройте Спасскую башню! Чего хочет от будущего мэра московская интеллигенция? Писатель, москвовед и историк Георгий ДАВЫДОВ хочет трех вещей: запрета на строительство в центре, возвращения названий и открытия исторических зданий. А если дадут, то и залезть на Спасскую башню.
Архимандрит Тихон (Шевкунов): Памятник патриарху Ермогену – это памятник спасителю Москвы На выставке «Православная Русь», которая пройдет в «Манеже» с 4 по 8 ноября, будут установлены специальные электронные терминалы. Через них посетители смогут выбрать лучший из 60 проектов памятника свщмч. Ермогену, патриарху Московскому. Памятник планируется установить в Александровском саду к 25 мая следующего года.
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.