На Главную E-mail
       
 
Нескучный сад 5-6 (88)
 
 
Архив по номерам   Редакция   Контактная информация
   

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

Нескучный сад - Журнал о православной жизни
+7 (495) 912-91-19
 
 
 
Разделы сайта
 
Дополнительно:
 Фраза полностью
 Любое из слов
 Во всех полях
 Только в заголовках
 
  Жизнь в Церкви №0'0000

Протоиерей Александр Борисов: главный «храмоборец» – равнодушие


Версия для печати
27.05.13, 11:52

Храму свв. бессребренников Космы и Дамиана в Шубине мэрия недавно разрешила построить колокольню. Этого права приход добивался более 10 лет, пройдя и споры с местными жителями, и письма протеста, и волокиту. Настоятель протоиерей Александр БОРИСОВ рассуждает, что мешает открывать храмы, и почему они особенно нужны не только в центре, но и в спальных районах Москвы

Храм Космы и Дамиана в Шубине, 1882 г.

Недавно Московская мэрия разрешила храму свв. бессребренников Космы и Дамиана в Шубине воссоздать колокольню и приходской дом, которые существовали до революции. Строительство может начаться в течение месяца. По плану, приходской дом расположится во дворе храма, на том месте, где он находился до сноса, а колокольня будет возведена на новом месте, подальше от жилого дома. Этого права приход добивался более 10 лет. Община прошла много раундов непростых переговоров с чиновниками, споров с местными жителями, писем протеста. Неизвестные срезали ограду храма болгаркой…

При строительстве новых храмов в Москве – как по программе «200 храмов», так и помимо ее – возникают конфликты между сторонниками и противниками их возведения. «НС» решил рассмотреть случай храма свв. Космы и Дамиана как пример спора местных жителей и приходской общины. По форме оно типично. А вот сам приход необычен. Церковь находится не в спальном районе, а прямо напротив столичной мэрии, возле памятника основателю города. Храм традиционно посещают многие московские интеллигенты. В своей нашумевшей статье «Вопросы верующим» журналист Валерий Панюшкин даже спрашивал, сможет ли прихожанин «Космы» прийти в храм общины православных радикалов, и наоборот.

Так что спор между жителями дома по Тверской, 6 и прихожанами храма Космы и Дамиана – это отнюдь не «либералы против хоругвеносцев» или «жители против длинных рук церковников», а активный приход и люди, которые в письмах в инстанции подчеркивают, что они «русские православные», но дают понять, что церковь им мешает.

Рассказывает настоятель храма свв. Космы и Дамиана протоиерей Александр БОРИСОВ. Кстати зимой известный московский священник обратился к жителям Гагаринского района Москвы с просьбой поддержать строительство храма на Молодежной улице:

– Сейчас мы уже получили ордер, так что строительство колокольни и приходского дома, возможно, начнется уже в течение месяца и продлится примерно 2,5 года. В настоящее время подготоваливается участок под строительство. Еще в двух находящихся поблизости зданиях в Столешниковом переулке (например, в бывшей усадьбе Кожиных) проводится серьезная реставрация. Конечно, строительство осложнит то, что недавно улица перед храмом была реконструирована и стала пешеходной. Придется как-то решать вопрос с проездом машин.

Кстати, напомню, один интересный факт: здание, которое загораживает церковь, дореволюционное. Это бывшая гостиница «Дрезден», построенная в 1913 году. Как Это уже был симптом: если в центре города строят гостиницу, загораживающую церковь, уже понятно, к чему идет…

Храм Космы и Дамиана в Шубине, современный вид. Фото сайта damian.ru

– Как у вашего прихода развивался спор с местными жителями?

– Местные жители протестовали словесно на протяжении последних 5-6 лет. Основной аргумент: «Нам это не нужно. Стройте хоть на Красной Площади, только не у нас под окнами». Было и много всяких измышлений. Якобы под храмом будет построен подземный гараж. Якобы могут появиться трещины на домах. Мы кормили бездомных до конца марта. Все время поступали от людей жалобы. У меня сохранились их тексты, порой весьма курьезные. Вроде того, что «церковники в своей благотворительности перешли всякие границы, в храме собираются «банды гастарбайтеров-мусульман», из-за которых «православным русским людям» невозможно пройти в храм и получить еду и вещевую помощь и теперь мусульмане над русскими смеются. Писали и в Думу, и в прокуратуру, и в мэрию.

22 февраля активисты ТСЖ болгаркой срезали 60 метров забора, которым была отгорожена наша территория. 5 марта была встреча с жителями и представителями управы, на которой представители ТСЖ «Никольское» на повышенных тонах заявляли, что забор установлен неправильно, что мы отняли часть территории дома, они неоднократно обращались к нам с требованием забор перенести. Это неправда: ни разу они не обращались, а забор был установлен на границе исторической территории храма в соответствии с разрешением, полученным от Управы «Тверское» в 2007 г. .

– Много ли ваших прихожан среди жителей этого дома?

– Дом 6 по Тверской улице – это 4 огромных здания, более 600 квартир. Нашими прихожанами являются только 2 человека. Одна пожилая дама, другая средних лет. Среди местных жителей кто-то настроен нейтрально по отношению к строительству, но многие относятся крайне враждебно. И думаю, что такая же пропорция и по всей Москве – 1-2% людей, заинтересованных в существовании храмов. У нас прихожане из самых разных районов Москвы, как, наверное, и в любом активном приходе, расположенном в центре города. В большинстве своем эти люди приходят к нам не потому, что храм близок к ним географически, а потому что им близок дух общины. Я бы сказал, что и в самом начале существования прихода, в 1990-е годы, было немного людей из близлежащих домов. И тогда, и сейчас заходят иногда на праздники, просят освятить квартиру.

– Протесты против строительства храмов – это примета нашего времени, или они начались раньше? Помните ли вы, что в 1990-х во время открытия храмов были протесты?

– В 1990-е храмы редко строились с нуля. В основном они открывались или восстанавливались. Тогда протестов не было, потому что был интерес и сочувствие к Церкви, еще недавно гонимой советской властью, а теперь вынужденной восстанавливать свои храмы среди общего распада и бедности. Ну и, конечно, было желание получить некий православный «оберег», крестившись.

Сейчас мы видим совершенно иную ситуацию – общество, которое к Церкви достаточно равнодушно и относится к Православной вере как к личному выбору человека. «Ну, это их частное дело, пусть верят, но нам пусть не доставляют никаких, ни малейших неудобств». Думаю, еще с начала 2000-х волна интереса к Церкви стала спадать, а антиклерикальные настроения – расти.

Я могу привести не один и не два таких примера по Москве. На Кронштадтском бульваре осталась колокольня бывшего Казанского монастыря. Я раньше служил на Речном вокзале, поэтому знаю ситуацию. Там еще в начале 2000-х священноначалие благословило служить в колокольне и, может быть, пристроить к ней небольшой храм. У местных жителей была резко негативная реакция, и в итоге так храм там и не был построен. Именно по причине нежелания жителей, главный аргумент, как и везде, - нам негде будет собак выгуливать.

— Получается замкнутый круг: люди требуют от Церкви пастырства, но сами же относятся к ней как к требоисполнителю. Церковь, освяти нам вербу, дай святую воду, а мы сами не будем Тебе помогать стать лучше, мы просто будем Тебе давать наши деньги и идти по своим делам, но и будем за это требовать, чтобы Ты делала все это хорошо, не посягая на наш комфорт, а потом мы Тебя же иронически будем называть «комбинат священных услуг». Простите, если это звучит резко.

– Я думаю, что упреки Церкви в требоисполнительстве, в формальности, к сожалению, в какой-то мере справедливы. У Церкви много проблем, и люди пастырства ждут. Но при этом основной центр тяжести находится в том, что люди равнодушны. Они понимают, что для христианской жизни нужно делать то, что им не хочется. Поэтому, чтобы оправдать свою духовную лень, они говорят о роскошных машинах и забвении Церковью заповедей Христовых. То есть, большинство подобных обвинений не причина, а предлог для недоброжелательного отношения к Церкви.

— И как этот круг разорвать?

— Начинать следует, конечно, с катехизации, а в последствии продолжать в совместное изучение Слова Божия под руководством священника. Если кратко, то прежде всего Церковь должна проводить евангелизацию, внебогослужебные занятия с прихожанами. Конечно, Литургия главное, но чтобы человек на нее пришел и не просто пришел, но жаждал в ней участвовать, он должен понимать, что совершается. Он должен понимать, к чему зовет Христос, и знать Евангелие.

В каждом приходе есть свои оттенки, но важно, чтобы человек в храме не был анонимным, чтобы прихожане знали друг друга и не только как прихожан, но и как своих соседей, знакомых, коллег. Если храм открывается в спальном районе, то он обязательно должен вести внебогослужебную работу. Храму просто необходимо быть не только местом совершения богослужения, а и центром общинной жизни, социального служения и миссии.

Конечно, люди могут посещать не близлежащий приход, а, например, ездить в активный приход в центре города. Но внебогослужебную деятельность можно осуществлять в своем районе гораздо эффективнее. У нас скажем в воскресную школу (всего в ней учится около 60 детей) большинство учеников привозят родители издалека. Родителям это сложно. Если это была бы школа шаговой доступности, то им было бы проще.

Зимой я выступил в поддержку инициативы жителей Гагаринского района (широко освещавшийся в СМИ конфликт вокруг строительства храма на Молодежной улице, недалеко от Ленинского проспекта). Там началось такое мощное движение против: за было несколько десятков человек, а против тысячи. Писались письма, собирались подписи, запугивались консьержки, подкупались, чтобы они не пропускали активистов, сторонников создания храма на Молодежной улице. Протест вылился в то, что демократическая общественность использовала недемократические средства. Об этом мне подробно рассказала одна из моих прихожанок, и я обратился к жителям.

Пусть будут детские площадки, пусть будут места, где гулять с собаками, но разве не должны быть места, где ваших же детей будут учить добру. В Москве уже более миллиона мусульман, и, конечно, они заслуживают того, чтобы у них были мечети. Но не должны ли тем более сами христиане строить себе храмы! Я тогда сказал: «Если вы не хотите жить по Закону Христа, то через какое-то время вы так или иначе будете жить по законам шариата». Может быть, это резковато, но так и есть. Ограничение строительства мечетей ни к чему не приведет, если не будет просвещения людей Светом Христовым, если не будет преодолено равнодушие.

Записал Арсений ЗАГУЛЯЕВ

Версия для печати

Тэги: Церковь  Общество  Приход  Община  Архитектура 







Код для размещения ссылки на данный материал:


Как будет выглядеть ссылка:
 
Реклама
Изготовление куполов, крестов Сталь с покрытием нитрид титана под золото, медь, синий. От 2000 руб. за м2 www.t2000.ru
Знаете ли вы Москву? Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва? Ученье — свет Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя? Крещение Руси День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое. Счастливые годы последней императорской семьи Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России? Русские святые Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии. 400-летие дома Романовых: памятные места Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых. Династия Романовых и благотворительность В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия. Пасха Зачем идет крестный ход — знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»? Великий пост Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение. Сретение Рождественская викторина
Читайте также:




Новости милосердия.ru
 
       
     
 
  Яндекс цитирования



 
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.