На Главную E-mail
       
 
Нескучный сад 5-6 (88)
   
 
Архив по номерам   Редакция   Контактная информация
   

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

Нескучный сад - Журнал о православной жизни
+7 (495) 912-91-19
 
 
 
Разделы сайта
 
Дополнительно:
 Фраза полностью
 Любое из слов
 Во всех полях
 Только в заголовках
 
  Культура 11 (82)'2012

Пространство достижений: что будет с ВДНХ


Версия для печати
02.11.12, 13:30

За последние несколько лет в прессе регулярно стали появляться сообщения о реконструкции главной выставки страны, причем радикальность проектов с каждым следующим конкурсом все повышалась, а общество и эксперты все с большим негодованием взирали на новые проекты. Что будет на месте привычной всем Выставки достижений народного хозяйства?


Фото: moskvalubvimoey.blogspot.ru

Музей vs выставка


С одной стороны, многие прекрасные авторитетные люди говорили и говорят о необходимости создания здесь некоего советского музея-заповедника, бережно сохранявшего бы все дошедшие до нас и, несомненно, уникальные памятники; с другой -- высказываются не менее здравые мысли о том, что вообще-то ВВЦ -- это в первую очередь выставочное пространство, которое должно функционировать, а потому изменяться, создавать новые смыслы, обыгрывать пространство в том ключе, который наиболее интересен сейчас. Третья точка зрения опирается на символическое значение ВДНХ в околосталинский советский период, когда выставка была важным пунктом советской имперской идентичности.

Очевидное столкновение музеефикаторов, практиков и символистов приводит к тому, что, какой бы проект «реконструкции», «реставрации» или обновления ни предлагался к обсуждению, всегда обнаруживается множество недовольных. Для достижения компромисса, как кажется, следует посмотреть на истоки каждой из представленных точек зрения, попытавшись именно в истории выставки найти возможные точки пересечения.

История главной выставки


17 февраля 1935 года на втором Всесоюзном съезде колхозников-ударников было принято решение об открытии 1 августа 1937 года Всесоюзной сельскохозяйственной выставки, приуроченной к празднованию 20-летия советской власти. Позже эта дата была отодвинута на 1938 год, и, наконец, на 1939-й, когда выставка все же была торжественно открыта. ВСХВ виделась каким-то невероятным чудом, наглядной иллюстрацией победы социализма, ставилась на один уровень с такими культовыми проектами, как строительство московского метрополитена, генеральный план реконструкции Москвы и возведение Дворца Советов.

За четыре года, прошедшие между решением об открытии выставки в 1935 году и ее фактическим открытием в 1939-м, ансамбль ВСХВ успел сменить местоположение, планировку, вид павильонов и главного архитектора.

Первоначально выставку было решено открыть на территории московской Тимирязевской сельскохозяйственной академии. Размер территории, характеристики ландшафта, изначальные установки архитекторов предполагали создание главного павильона-дворца и комплекса небольших павильонов вокруг. Так, в программе всесоюзного конкурса на эскизный проект Генерального плана и павильонов комплекса ВСХВ 1937 года в г. Москве (30 мая 1935 года) кубатура главного здания определялась как 250 тыс. м3, а всех остальных -- около 500 тыс. м3. Фактически выставка должна была выстраиваться вокруг единого здания, которое являлось не только центром композиции и смысловым центром ансамбля, но также центром всего советского сельского хозяйства. Это должен был быть «Дворец науки, техники и политики партии в деревне», позже название сократили до лаконичного «Дворец колхозов».

После решения о переносе выставки в Останкино (где она и поныне находится) и увеличении ее площади примерно втрое, проект «Дома колхозов» как центрального здания выставки отходит на второй план. Вместо него по территории рассыпается множество разной степени монументальности павильонов. Теперь многие планы организации выставочного пространства и внешнего вида павильонов стали напоминать скорее Всероссийскую сельскохозяйственную и кустарно-промышленную выставку 1923 года, проходившую на территории нынешних парка Горького и Нескучного сада. Однако это не устраивает высшую партийную верхушку, требующую большей монументальности в постройках и ориентирующуюся по большей части на неоклассицизм в стиле Жолтовского.

Вообще, постоянное вмешательство властей в ход и так затянувшейся проектной работы привело к тому, что архитекторы оказались в несколько затруднительном положении -- каждый раз они должны были корректировать свои проекты согласно с новыми установками наркоматов. Так, первоначально большинство павильонов планировалось как «временные деревянные строения», архитектуре которых не придавалось большого значения (гораздо большее внимание уделялось планировке аллей, площадей и главных зданий), однако уже после завершения конкурса и начала строительства первых павильонов наркомат принимает решение «о создании постоянной сельскохозяйственной выставки» и требует увеличить срок службы уже построенных «стодневных» павильонов до пяти лет. Таким образом, по остроумному замечанию В. Паперного (Владимир Зиновьевич Паперный -- американский и российский писатель, искусствовед, культуролог и историк архитектуры. Наиболее известная его книга, посвященная исследованию сталинского стиля, -- «Культура Два». Смена стиля, по мнению В.Паперного, связана со сменой пространственного, общественного и этического мировоззрения. -- прим. ред.), решения, принятые в настоящем, должны были осуществляться и в прошлом, а те, кто их не осуществляет, становился вредителем. Именно за вредительство и был арестован и снят со своего поста главный архитектор выставки В. Олтаржевский, недальновидно действовавший согласно изначальным распоряжением властей и пораженчески не прозревавший истинное значение выставки.

В итоге было принято решение, не изменяя планировки Олтаржевского, перестроить павильоны заново. Естественно, к 1938 году открыть выставку также не удалось, но после визита Н. Хрущева (бывшего тогда первым секретарем ЦК КП(б) Украины и кандидатом в члены Политбюро. -- прим. ред.), яростно изругавшего всех ответственных за строительство ВСХВ, и последующего «ускорения» ВСХВ была все же достроена и торжественно открыта в 1939 году.

Получившаяся выставка была организована вокруг двух площадей: вокруг первой, площади Колхозов, были выстроены павильоны республик и областей Советского государства а также Главный павильон, не столь помпезный, как нынешний, но все же достаточно монументальный. Тем не менее главной площадью на ВСХВ была площадь Механизации, «потому что все успехи и победы колхозов и совхозов, показываемые на всенародном смотре, неразрывно связаны с технической реконструкцией сельского хозяйства на базе индустриализации страны», поясняет путеводитель по выставке. В центре этой площади стояла громадная статуя «вождя народов», а близ нее павильон «Механизация» (будущий павильон «Космос»).

Лучшее становится повсеместным


В первые же годы своего существования ВСХВ приобрела колоссальную популярность: она стала местом обязательного посещения для всех делегаций регионов и республик СССР в Москве. Про выставку снимались фильмы, писались рассказы, постепенно она стала едва ли не главным загородным (граница Москвы тогда пролегала по Крестовском мосту) аттракционом для москвичей и гостей столицы.

Во время Великой Отечественной войны выставка была закрыта, а в послевоенный период здесь начались работы по реконструкции павильонов и основного плана аллей, площадей и проспектов. Все приводилось в соответствие с все более четко проступавшими чертами сталинского ампира: множество высотных доминант, помпезные павильоны в классическим стиле с белыми портиками, высокими арками, завешанными бутафорскими рогами изобилия фронтонами и громадными залами, площади, где вместо пространства для массовых акций появились золоченые фонтаны.

Для советского человека ВСХВ становится наглядным изображением того, как хорошо жить в Стране Советов, или же: как хорошо будет здесь жить в ближайшее время. Советская риторика удивительным образом заменяла будущее на настоящее, выдавая лучшие достижения, которые согласно регламенту выставлялись на ВСХВ, за ординарные. Мы видим здесь очень интересный механизм советской культуры: лучшее становится повсеместным, чудесное -- обыденным, и если этого еще не ощутил каждый житель страны, значит, вскоре ощутит. Таким образом, прогулка по выставке становится походом «по недалекому светлому будущему», которое просто не может не быть изобильным, плодородным, радостным и проч.
Само же пространство выставки играет роль своеобразного макета страны, каждый из павильонов здесь имеет свое символическое значение: Ленинград -- родина революции, Грузия -- родина «великого Сталина», Дальний Восток -- твердыня на охране границ. Весь послевоенный имперский пафос советского государства ясно воплощается здесь в каждом из павильонов.

С 1958 года ВСХВ окончательно стала «общесоюзной выставкой всего» и получила название Выставка достижений народного хозяйства. Однако общая направленность хрущевского правления на пересмотр достижений сталинской эпохи, а также совнархозная реформа Никиты Сергеевича привели к тому, что уже в 1963 году ВДНХ лишается своих республиканских и региональных павильонов в угоду новому отраслевому принципу, на многие из них, дабы не тратить деньги на перестройку, просто «надеваются» своеобразные металлические каркасы, на место сталинской фигуры становится ракета «Восток», а из декора большинства павильонов исчезают красочные панно в национальном стиле.

Павильон Азербайджанской ССР на ВСХВ построен к 1939 году по проекту С.А. Дадашева и М.А. Усейнова . Экспозиция павильона была посвящена развитию советского Азербайджана и его культуре

С 1963 года павильон стал называться "Вычислительная техника", к 1967 году он был перестроен почти до неузнаваемости

Павильон Казахской ССР на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке (ВСХВ) в Москве, 1940 год.

Современный перестроенный вид

На излете советского периода впервые ставится вопрос о том, зачем вообще нужна ВДНХ, какие есть у нее перспективы развития и есть ли смысл сохранять старый ансамбль. Однако бурные 1990-е годы надолго прекращают эти разговоры: вместо «протонов» и «союзов» павильон «Космос» оккупируют семена и рассада, к старым помпезным галереям пристраиваются мангальщики, а сквозь щели меж мраморных плит фонтана «Дружба народов» начинает пробивается трава.

Эволюция павильона «Космос»:

Павильон Механизации сельского хозяйства на ВСХВ. 1954 год


Внутренний вид павильона ВДНХ СССР «Космос». 1984 год. Фото Steves Wildlife.

Бывший павильон «Космос». Вид 2009 года. Ярмарка

Заповедник сталинского ампира


Когда в начале 2000-х годов в российском информационном потоке впервые появились робкие замечания, что вообще-то ансамбль ВДНХ представляет какой-то интерес для отечественной культуры, речь даже не шла о создании музейного комплекса -- просили хотя бы не разрушать то, что выжило, и выделить хоть какие-то деньги на реставрацию погибающего. По мере того как набирали силу различные организации по защите Москвы от планомерного лужковского «обновления», все чаще стали слышны голоса в пользу проекта музеефикации ансамбля ВДНХ и создания на ее базе своеобразного заповедника сталинского ампира.

Действительно, если на минуту представить себе, что с аллей и площадей нынешнего ВВЦ убираются все эти кафешки, палатки с какими-то непонятными товарами, реклама подозрительных контор, квартирующих в павильонах, то вид выставки кардинально изменится. Однако дальше возникает вполне закономерный вопрос: к какому из периодов в истории ВСХВ-ВДНХ-ВВЦ следует возвратиться? Следует ли восстанавливать павильоны в том виде, в котором они были открыты в 1954 году, или же вернуть туда экспозиции 1963-1986 годов? Как следует поступать с новостроем на территории ВВЦ и что делать с пространством самих павильонов?

Воссоздание былого единства


Одним из возможных ответов на эти вопросы стала инициатива по воссозданию на территории ВВЦ большого международного выставочного комплекса с возвращением бывшим советским республикам их павильонов. Однако далеко не все бывшие члены СССР горят желанием окунуться в старый имперский омут, а те, у кого такое желание все же появляется, часто не могут въехать в свой старый павильон. Так, из всех бывших республик, изъявивших желание вернуться на ВВЦ, только Белоруссия квартирует в своем старом здании, Киргизия же почему-то развернула свою юрту близ бывшего павильона Эстонии, а Армения заняла старый павильон «Сибирь». Украинский же павильон вот уже который год находится в чрезвычайно плачевном состоянии, а Киев явно не спешит ему на помощь.

Выставочный парк


В противовес тем, кто жаждет возвращения советского блеска, некоторые современные архитекторы, кураторы и проектировщики заявляют о необходимости создания нового центра общественной жизни на ВВЦ. Они призывают к отказу от всего старого наполнения павильонов, а в некоторых случаях -- и от самих павильонов, и возвращению к первоначальной идее сменяемой выставки под открытым небом, которая фигурировала еще во время первых конкурсов на оформление ВСХВ.

Многие из этих обновленцев говорят о необходимости разделять вопросы сохранения культуры и экспонирования новых достижений и предлагают провести глобальную и радикальную реконструкцию всего старого пространства, включив тем или иным образом старые павильоны в новое содержание.

Вряд ли можно примирить все эти точки зрения, однако задаваемые ими векторы дают, с одной стороны, толчок к общественному обсуждению, с другой стороны, раскрывают перед нынешним руководством как минимум три по-разному интересных и эффективных направления развития той гигантской территории, которую сейчас занимает ВВЦ. Каждый из этих путей, безусловно, требует дополнительных финансовых вливаний, вдумчивого и последовательного планирования, больших человеческих ресурсов, но чрезвычайно показательным кажется то, что каждый из этих путей развития не оставляет шанса тупому разрушению и последовательной застройке этого важного для Москвы места.

Версия для печати

Тэги: Общество  Культура  История  Архитектура 







Код для размещения ссылки на данный материал:


Как будет выглядеть ссылка:
 
Реклама
Изготовление куполов, крестов Сталь с покрытием нитрид титана под золото, медь, синий. От 2000 руб. за м2 www.t2000.ru
Знаете ли вы Москву? Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва? Ученье — свет Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя? Крещение Руси День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое. Счастливые годы последней императорской семьи Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России? Русские святые Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии. 400-летие дома Романовых: памятные места Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых. Династия Романовых и благотворительность В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия. Пасха Зачем идет крестный ход — знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»? Великий пост Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение. Сретение Рождественская викторина
Читайте также:






Новости милосердия.ru
 
       
     
 
  Яндекс цитирования



 
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.