В Москве идут общественные слушаниях по поводу участков для 200 новых храмов. Они проходят не без проблем: московское правительство выделяет землю под храмы по остаточному принципу, часто это спорные участки, где-то уже стоят гаражи, где-то расположены скверы. Возможно ли мирное урегулирование споров вокруг конкретных участков? Корреспондент НС побывал на слушаниях и обратился за комментарием к директору правозащитного центра «Территории Церкви», редактору портала «Религия и СМИ» Александру ЩИПКОВУ.
Зеленым заштрихована будущая территория храма, слева под зеленой штриховкой гаражный кооператив, справа сквер с поклонным крестом
Общественные слушания – это обязательная процедура, через которую по новому Градостроительному кодексу должен пройти любой проект, связанный с изменением городского плана. Жители района на этих слушаниях могут проголосовать «за», или «против» строительства, их голоса суммируются окружной комиссией, и учитываются при принятия окончательного решения городскими властями. Строительство каждого из 200 новых храмов шаговой доступности подразумевает внесение исправлений в план, а стало быть, должно пройти через процедуру «народного» утверждения.
Схема расположения храмов, запланированных к постройке по патриаршей программе
6 февраля небольшой актовый зал Выставочного комплекса Северо-Западного округа оказался наполнен до отказа, у входа — стол регистрации, тут собираются голоса и регистрируются участники. К моменту начала слушаний о строительстве церкви святого Александра Невского на улице Мневники почти все места в зале заняты, так что опоздавшие вынуждены стоять в дверях и проходах. Красочные информационные стенды на сцене сообщают об архитектурной концепции храма, цветные фото иллюстрируют, как в будущем будет смотреться церковь на фоне сквера и многоэтажек.
Уже после первых выступлений дискуссия приобретает острый характер, бывший депутат и «автор четырех книг» с трибуны пытается успокоить сограждан. Он рассказывает про старую звенигородскую дорогу, давно переименованную, на которой и расположится храм, про преподобного Савву Сторожевского, который, вероятно, бывал на этой дороге.
— Хватит морочить нам голову! – голоса из зала бесцеремонно перебивают лектора. — Причем тут это?
Ни исторический экскурс, ни слова про патриотизм и духовность не убеждают публику. Разгневанная группа противников строительства с галерки приводит свои аргументы: «колокольный звон будет мешать спать», «построят забор вокруг сквера и никого не пустят», и главный козырь – причину наибольшего недовольства: на территории будущего храма уже стоят гаражи.
Действительно, на территории, выделенной под храм располагается гаражный кооператив. Железные (то есть по определению «временные») гаражи стоят здесь уже с 1996 года, когда кооперативу этот участок был выделен префектурой.
Как объясняют сторонники строительства храма, договор аренды, подписанный 16 лет назад, у кооператива истек еще в 2006 году, этот договор не был продлен, кроме того, еще в 2002 году по просьбе патриарха Алексия участок был предварительно согласован с мэрией и отведен под строительство церкви. Префектура попустительствовала кооперативу, и только в этом году потребовала от него разобраться с документами и уплатить штраф.
«Переоформить договор нам не дают, так как теперь на месте гаражей собираются построить храм. Наши гаражи снесут и мы не получим никакой компенсации, — объясняют члены гаражного кооператива. – Мы не против храма, но ведь у нас тоже нельзя отнимать собственность, это не по-христиански».
«Если гаражи находятся на территории законно, то московское правительство обязано предложить новое место, если нет, о новом месте не может быть и речи», – объясняет Константин Блаженов, заместитель председателя Комитета по связям с религиозными объединениями при правительстве Москвы.
Участки, выделенные для строительства 200 новых храмов, отбирались по комплексу градостроительных критериев (среда, плотность застройки) и принципу шаговой доступности: расстояние от храма до жилого массива не должно превышать километра.
«Если храм строится на территории сквера и его строительство связано с вырубкой деревьев, такое строительство санкционируется Департаментом природопользования. В этом случае Департамент обязывает строителя производить так называемую «компенсационную посадку, — объясняет Блаженов. — Сам я живу рядом с бульваром Матроса Железняка, на этом бульваре не так давно был построен храм, в виде компенсации разбили шикарный сквер возле храма, это стандартная процедура, при любом строительстве».
В небольшом сквере рядом с гаражами в Мневниках уже установлен поклонный крест. С прошлой зимы тут, под открытом небом, группа прихожан во главе с иеромонахом Даниилом (Бушуевым), настоятелем прихода будущего храма, служит молебны каждое воскресенье. Церквей в районе не хватает, на праздники немногочисленные храмы не в силах вместить всех верующих. Разместить храм на месте сквера и креста невозможно, под сквером пролегают газовые коммуникации, единственное место, свободное от них, совпадает с территорией кооператива.
О перспективах мирного урегулирования конфликта руководство управы предпочло промолчать и воздержалось от комментариев. Отец Даниил, напротив, нашел время для нашего корреспондента: «Дискуссия на слушаниях велась на слишком повышенных тонах. Я лично встречался с представителями гаражного кооператива, они прекрасно понимают, что гаражи на этом месте в любом случае не останутся и просроченный договор об аренде не будет продлен, – рассказывает он. – По документам, площадь занимаемая сегодня гаражами может быть занята только объектами культурного назначения. Мы понимаем чувства людей, которые лишаются гаражей, и я предложил свою поддержку, если члены гаражного кооператива попросят для себя новое место, но это решение находится в компетенции управы».
«В большинстве конфликтных случаев, количество которых последнее время заметно растет, противники строительства храма оказываются в меньшинстве, их, как правило, раз в десять меньше чем сторонников. Но бывают и сложные случаи, когда у меня, как у наблюдателя создается впечатление, что некоторые участки, выделенные под храмы, были отобраны местными чиновниками специально, чтобы спровоцировать конфликт и затянуть дело, – считает директор Православного правозащитного центра «Территории Церкви» и редактор портала «Религия и СМИ» Александр Щипков. – Ведь местные чиновники понимают, что это именно за участок, чем он в данное время занят. Но это только одна сторона проблемы. По сути, от чиновников сегодня требуется не обсуждение, а действие, был подписан договор между Церковью и московским правительством, теперь этот договор нужно выполнять, а не обсуждать, хотя многим это может и не нравиться».
Если в каждом дворе прислушиваться к мнению меньшинства, то ни одного храма построить не удастся, убежден Александр. На его сайте недавно была размещена памятка «защитникам строительства», с подробной инструкцией как себя вести на слушаньях. «Потому что с противоположной стороны мы тоже часто встречаем организованное сопротивление, это и общественные организации атеистической направленности, как некий фонд «Здравомыслие», и активисты некоторых политических партий, – говорит Александр. – Они борются с храмами исходя из антицерковных убеждений, а не потому что им не нравится место. А стало быть, и мы должны бороться, координировать свои действия».
Итог слушаний по Мневникам, равно как и вердикт: быть ли храму – станет известен только в конце февраля, когда голоса жителей будут суммированы и подсчитаны. Пресс-служба Хозяйственного управления Московской Патриархии, пока не может предоставить цифры, но по ее данным, в большинстве случаев горожане голосуют «за». Всего на сегодняшний день народные собрания рассмотрели около 70 участков, предложенных правительством Москвы под храмовую застройку. В то же время, как подчеркивают в управе, общественные слушания – только один из этапов согласования, а их результат имеет лишь совещательный характер, оставляя решение целиком в компетенции муниципальной администрации.
Знаете ли вы Москву?
Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва?
Ученье — свет
Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя?
Крещение Руси
День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое.
Счастливые годы последней императорской семьи
Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России?
Русские святые
Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины
Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей
Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии.
400-летие дома Романовых: памятные места
Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых.
Династия Романовых и благотворительность
В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия.
Пасха
Зачем идет крестный ход знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»?
Великий пост
Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение.
СретениеРождественская викторина
Читайте также:
Прот. Александр Салтыков: золотой телец вырос и превратился в бешеного быка Один из красивейших храмов Москвы - Воскресения Христова в Кадашах - уже много лет ведет борьбу с незаконными застройщиками. В 2010 году храм победил в борьбе за выживание с офисным комплексом «Пять столиц». Теперь проект незаконной застройки, ставящей под угрозу существование самого храма, пытаются возродить. Так ли это и когда закончится Кадашевская битва, мы спросили у настоятеля храма протоиерея Александра Салтыкова.
Протоиерей Александр Борисов: главный «храмоборец» – равнодушие Храму свв. бессребренников Космы и Дамиана в Шубине мэрия недавно разрешила построить колокольню. Этого права приход добивался более 10 лет, пройдя и споры с местными жителями, и письма протеста, и волокиту. Настоятель протоиерей Александр БОРИСОВ рассуждает, что мешает открывать храмы, и почему они особенно нужны не только в центре, но и в спальных районах Москвы
«Кадашевская война» продолжается Многие помнят битву за сохранение исторической застройки в Кадашевской слободе два года назад. Тогда она закончилась перемирием между приходом храма Воскресения Христова, властью и неизвестными бизнесменами, владеющими исторической застройкой. Однако теперь начинается новый этап сражения за храм, который является украшением центра Москвы. В понедельник состоится очередной суд. Настоятель храма Воскресения Христова в Кадашах протоиерей Александр САЛТКЫКОВ призывает всех, кому дорог храм, прийти на судебное заседание, чтобы поддержать позицию общины
Участница «Pussy Riot» извинилась перед православными Неожиданное продолжение получила история с «панк-молебном» в храме Христа Спасителя. Одна из участниц обратилась к общественности с покаянием, которого так долго ждала Церковь
На месте столичных промзон построят 17 храмов Московские чиновники рассказали Патриарху Кириллу о ходе реализации программы «200 храмов». Под храмы найдено более 200 участков, участки подбирают таким образом, чтобы каждый москвич имел храм не далее чем в километре от своего дома
Построить храм в Москве стало труднее В Москве собираются построить более 150 новых храмов. Однако на прошедшей неделе стало известно о том, что в некоторых случаях благочестивые планы могут не осуществиться из-за запрета "точечной застройки" и других градостроительных норм
Музей гонимой Церкви В воздухе носятся далеко не все идеи. Признаюсь, что мне никогда не приходила в голову идея создания музея гонимой Церкви. И лишь оказавшись в Амстердаме, я совершенно случайно узнал о том, что здесь работает музей, созданный в тайном католическом храме времен гонений со стороны протестантов. Я был поражен красотой замысла и пошел посмотреть
Где было проще открыть храм: в СССР или в царской России? Сейчас много споров вызывает строительство новых храмов в Москве. Вспоминаем, какое сопротивление со стороны чиновников нужно было преодолевать верующим, чтобы построить храм не только в атеистическом СССР, но и в царской России.
Программа «200 храмов»: 3 года в цифрах и фактах Сколько сейчас храмов в Москве и сколько уже построено по Программе-200, какой храм самый большой и какой возвели 6 человек за 2 месяца, сколько стоит построить храм и на сколько времени рассчитана программа в обзоре «НС».
Прот. Всеволод Чаплин откроет арт-клуб в крипте храма Церковь приютила опальный клуб, за долгие годы своего существования объединивший вокруг себя целую генерацию художников и музыкантов. Концерты и мероприятия клуба будут проходить прямо в крипте, то есть в подвале храма
Конфликт вокруг Кадашевской слободы: стиль барокко или «баракко»? Настоятель храма Воскресения Христова в Кадашах протоиерей Александр САЛТЫКОВ размышляет о сохранении исторической среды и памятников «Кадашевской слободы», а общественный эксперт Николай МАТВЕЕВ задает вопросы кандидатам в мэры Москвы
Иерусалимский храм: между Христом и Иродом Какими воротами вошла Богородица во время Введения во храм, где находились столы менял, перевернутые Господом Иисусом Христом, где собирались апостолы и мог ли храм взорваться до изобретения пороха, рассказывает археолог священник Александр Тимофеев, заведующий кафедрой Библеистики Московской духовной академии
Кресты на куполах: уникальная коллекция Инвера Шейдаева В Крестопоклонную неделю разбираемся, как должен выглядеть крест на храме. Фотограф Инвер Шейдаев посвятил всю жизнь собиранию коллекции фотографий купольных крестов различных форм. Публикуем самые интересные снимки. ФОТОГАЛЕРЕЯ
Успенский собор Кремля – свидетель святости Собор Успения — смысловой центр Московии. В интерьере Успенского собора все полно воспоминаниями. Здесь сплетаются истории известных людей – трагические и свято-светлые
Как молятся копты? 6 марта в помещении московского Музея русской иконы состоялась встреча с композитором коптских гимнов Георгием Кириллосом. Москвичи получили уникальную возможность услышать вживую коптские богослужебные песнопения.
Зачем копировать святыни? В Москве построят храм с копиями всех главных святынь мирового Православия. Есть ли смысл в таком копировании? С этим вопросом мы обратились к православным искусствоведам Александру РАКИТИНУ и Ирине ЯЗЫКОВОЙ.
В Москве строят самый новый Иерусалим В московском храме Покрова в Ясеневе из иерусалимского мрамора создали копии святынь Святой земли: Гроба Господня, Камня помазания, Голгофы, пещеры Рождества Христова и гробницы Богородицы. Смогут ли эти копии заменить настоящие святыни?
Иверская часовня в Москве: сердечная тайна столицы Мимо часовни иконы Иверской иконы Божией Матери, сквозь Воскресенские ворота на Красную площадь проходят миллионы людей ежедневно. Немногие из них знают, что проходят мимо одного из самых тайнственных и почитаемых мест столицы. Перед праздником чудотворной иконы Иверской Божией Матери, который отмечается 25 февраля корреспондент «НС» провел день у часовни.
Как устроен храм: иконостас как история человечества В главе об иконостасе учебники Закона Божия или ОПК рассказывают обычно о высоком русском пятиярусном иконостасе. Но если мы зайдем в храм, то далеко не всегда увидим перед собой пять рядов икон, соответствующих схеме из книжки. Почему для рассказа об иконостасе выбирают именно его пятиярусный вид, рассказывают протоиерей Сергий ПРАВДОЛЮБОВ, настоятель храма Живоначальной Троицы в Голенищеве (Москва), и Лариса ГАЧЕВА, иконописец, преподаватель ПСТГУ
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.