Инициативная группа граждан предлагает поставить памятник св. Владимиру, крестителю Русина на Лубянской площади, прямо напротив знаменитого здания КГБ СССР (теперь ФСБ России). Монумент предполагается возвести ровно на том же месте, где когда-то стоял «Железный Феликс» -- памятник основателю ЧК Феликсу Дзержинскому, демонтированный после падения Советского Союза.
Поставить на Лубянке памятник святому равноапостольному князю Владимиру крестителю Руси, руководители гражданского общественно-социального совета «Символ веры – Русь соборная» предложили еще весной 2010 года, тогда ими были составлены соответствующие письма, излагающие идею и разосланы в Министерство Культуры, Администрацию президента и Отдел по взаимоотношениям Церкви и общества Московской Патриархии. И в министерстве и в Отделе идея памятника в целом встретила поддержку. Сейчас инициаторы занимаются техническим и правовым согласованием проекта на федеральном уровне.
Проект памятника на Лубянской плащади
Автором проекта стали заместитель председателя попечительского совета Научного центра по изучению церковно-славянского языка Института русского языка имени В.В.Виноградова РАН Алексей Новоточинов и заслуженный скульптор России Виктор Митрошин, член Челябинского регионального отделения «Союза художников России».
Авторы проекта с макетом памятника св. Владимиру
Так как проекты подобного масштаба немыслимы без широкого общественного обсуждения. Сегодня у нас на сайте своими мнения делятся искусствовед Алексей Клименко, член экспертного совета при главном архитекторе города Москвы и протоиерей Борис Балашов, выпускник исторического факультета МГУ, духовника и преподавателя православной классической гимназии «София» в подмосковном городе Клин. В ближайшее время наш журнал продолжит начатый нами опрос.
Алексей КЛИМЕНКО, искусствовед, член президиума экспертного совета при главном архитекторе города Москвы:
-- Мне кажется, это такая же ложная идея, как установка на этом месте памятника Петру I. Лубянка в сознании людей во всем мире связана с репрессиями чекистов против народов России. Памятник Дзержинскому, сделанный Вучетичем, был с художественной точки зрения хорош, но возвращать его сюда неправильно, поскольку с именем Дзержинского связаны реки пролитой крови, множество невинных жертв. Но неверно и ставить там памятники другим государственным деятелям, даже самым достойным. Здесь, на мой взгляд, должен быть памятник жертвам ГУЛАГа и вообще советской власти. Я лично вижу там мощный памятник из трех светящихся лазерных лучей, белых или красных, как памятник ужасу, который сотворили эти страшные люди (большевики, чекисты) с народами Советского Союза. И сегодняшнее бедственное положение нашей страны, российской культуры – следствие этого большевистского ужаса. Нужен памятник скорби, напоминающий об источниках катастрофы, которую перенесла страна. Этот источник – чекисты.
Я не думаю, что и в каком-либо другом месте Москвы имеет смысл ставить памятник князю Владимиру. Есть памятник в Киеве, и это правильно. А к Москве князь Владимир не имеет никакого отношения. Кроме того, Москва и так заставлена истуканами, которых никак не назовешь произведениями искусства: Александр II, Даниил Московский, работы Церетели. Такие памятники могут только дискредитировать достойных исторических персонажей, среди которых есть и подвижники, и герои. Они, персонажи, не виноваты, но таков уровень современного монументального искусства. И если даже появится настоящий скульптор-монументалист (в чем я сомневаюсь), все равно я не вижу смысла в установке в Москве памятника князю Владимиру. Я не против хороших монументальных памятных знаков, но между князем Владимиром и Москвой нет никакой связи. Саму идею установки ему памятника в столице считаю ложной.
Протоиерей Борис БАЛАШОВ, настоятель храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» г. Клина Московской области, выпускник исторического факультета МГУ, духовник и преподаватель православной классической гимназии «София»:
-- Сама идея установки памятника князю Владимиру в Москве хорошая. Все российские города – духовные наследники Киевской Руси. Но почему на Лубянке? Там был бы уместен памятник, напоминающий о репрессиях, о скорбях, которые претерпели наши соотечественники в XX веке. Да, среди претерпевших было немало православных христиан, мучеников за веру. Но Крещение Руси – эпоха не мученичества, а торжества просвещения, правой веры. И памятник крестителю Руси должен напоминать нам именно о его культурно-просветительской деятельности. А о чем будет напоминать памятник, стоящий на месте, где несколько десятилетий возвышался памятник Дзержинскому? Не вижу в этом ни здравого смысла, ни духовно-исторической логики. С Москвой князь Владимир связан, но именно с духовной жизнью народа, с развитием православной культуры, государственности. С Лубянкой – никак.
Знаете ли вы Москву?
Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва?
Ученье — свет
Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя?
Крещение Руси
День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое.
Счастливые годы последней императорской семьи
Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России?
Русские святые
Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины
Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей
Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии.
400-летие дома Романовых: памятные места
Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых.
Династия Романовых и благотворительность
В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия.
Пасха
Зачем идет крестный ход знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»?
Великий пост
Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение.
СретениеРождественская викторина
Читайте также:
Святой Владимир вместо Железного Феликса -2 Мы продолжаем наш опрос, посвященный идее установить на Лубянке памятник святому Владимиру, крестителю Руси. Сегодня на наши вопросы ответили прот. Леонид Калини, скульптор по образованию, выпускник Суриковского института, православный искусствовед прот. Борис Михайлов и защитник старой Москвы Рустам Рахматуллин.
Прогулки по Москве: Фабрика, площадь и Страдивари Несмотря на все позднейшие перестройки городского центра, до сих пор многие московские районы сохраняют свой архитектурный колорит, часто обозначающий определенную сословную (религиозную или даже узкопрофессиональную) принадлежность того или иного уголка Первопрестольной. Мы отправляемся гулять как раз по такому заповедному московскому уголку — по бывшей Алексеевской слободе
Протоиерей Александр Борисов: главный «храмоборец» – равнодушие Храму свв. бессребренников Космы и Дамиана в Шубине мэрия недавно разрешила построить колокольню. Этого права приход добивался более 10 лет, пройдя и споры с местными жителями, и письма протеста, и волокиту. Настоятель протоиерей Александр БОРИСОВ рассуждает, что мешает открывать храмы, и почему они особенно нужны не только в центре, но и в спальных районах Москвы
Программа «200 храмов»: 3 года в цифрах и фактах Сколько сейчас храмов в Москве и сколько уже построено по Программе-200, какой храм самый большой и какой возвели 6 человек за 2 месяца, сколько стоит построить храм и на сколько времени рассчитана программа в обзоре «НС».
Иерусалимский храм: между Христом и Иродом Какими воротами вошла Богородица во время Введения во храм, где находились столы менял, перевернутые Господом Иисусом Христом, где собирались апостолы и мог ли храм взорваться до изобретения пороха, рассказывает археолог священник Александр Тимофеев, заведующий кафедрой Библеистики Московской духовной академии
Построить храм в Москве стало труднее В Москве собираются построить более 150 новых храмов. Однако на прошедшей неделе стало известно о том, что в некоторых случаях благочестивые планы могут не осуществиться из-за запрета "точечной застройки" и других градостроительных норм
Пространство достижений: что будет с ВДНХ Как изменится привычная всем выставка достижений народного хозяйства, нужно ли сохранять ее как «обломок империи» и уникальный памятник советского стиля или использовать ее реконструкцию как полигон для современных архитектурных экспериментов, выясняет Петр МАЗАЕВ
Памятник против памяти Cуществует позднее предание, что апостол Андрей побывал на Днепровских высотах будущего Киева и дошел до севера, где со временем появился Новгород. И этот проект, очевидно, связан с намерением использовать исторически недостоверный материал для формирования ура-патриотической идеологии в духе тридцатых годов. Если современная Россия действительно жаждет величия, нам надо было бы сначала разобраться в своем ближайшем прошлом
Прогулки по Москве: Высокий ям Продолжаем изучать окрестности нынешней Таганской. Мы погуляем по Николоямской улице и узнаем, что такое ям, как верили московские купцы и почему до XVII века детей не называли именем Николай.
Защитники старой Москвы отвоевали Белый город 26 июля руководитель Департамента культурного наследия города Москвы представил журналистам градостроительный регламент призванный защитить архитектурный ансамбль внутри Бульварного кольца
«Кадашевская война» продолжается Многие помнят битву за сохранение исторической застройки в Кадашевской слободе два года назад. Тогда она закончилась перемирием между приходом храма Воскресения Христова, властью и неизвестными бизнесменами, владеющими исторической застройкой. Однако теперь начинается новый этап сражения за храм, который является украшением центра Москвы. В понедельник состоится очередной суд. Настоятель храма Воскресения Христова в Кадашах протоиерей Александр САЛТКЫКОВ призывает всех, кому дорог храм, прийти на судебное заседание, чтобы поддержать позицию общины
Где было проще открыть храм: в СССР или в царской России? Сейчас много споров вызывает строительство новых храмов в Москве. Вспоминаем, какое сопротивление со стороны чиновников нужно было преодолевать верующим, чтобы построить храм не только в атеистическом СССР, но и в царской России.
Почему у новых храмов архаичная архитектура? Одна из секций Рождественских чтений была посвящена храмовой архитектуре. В ходе дискуссии священник и архитектор Андрей Юревич поставил коллег перед проблемой отсутствия в Русской Православной Церкви современной церковной архитектуры
На месте столичных промзон построят 17 храмов Московские чиновники рассказали Патриарху Кириллу о ходе реализации программы «200 храмов». Под храмы найдено более 200 участков, участки подбирают таким образом, чтобы каждый москвич имел храм не далее чем в километре от своего дома
«Исчезающие шедевры»: последняя попытка сохранить памятники деревянного зодчества Руси Участники международного музейного проекта «Исчезающие шедевры» составили рекомендации по сохранению памятников деревянного зодчества, для того чтобы передать их в Комиссию по культуре и сохранению историко-культурного наследия Общественной палаты РФ. Ученые считают, что это последняя возможность обратить внимание государства на проблему
Искусство пространства: Жить в городе Мы ездим путешествовать, и лишь в непривычной обстановке, проходя незнакомыми прежде улицами, по-настоящему способны увидеть городской пейзаж, понять город. Представление о том, что городская среда имеет свою неповторимую эстетику, сформировалось по историческим меркам совсем недавно. О рождении пейзажа современного города на рубеже XIX — XX веков, о художниках, чьими глазами мы рассматриваем город, рассказывает кандидат искусствоведения Наталья ГОНЧАРЕНКО
Человек, который спас храм Василия Блаженного Мне посчастливилось работать с Петром Дмитриевичем очень плотно, буквально с утра до вечера, а то и ночью. Петр Дмитриевич звонил и ночью, например, с просьбой организовать срочные работы молодежи для защиты Английского посольского двора, или храма Симеона Столпника
Гаражи против храма В Москве идут общественные слушаниях по поводу участков для 200 новых храмов. Они проходят не без проблем: московское правительство выделяет землю под храмы по остаточному принципу, часто это спорные участки, где-то уже стоят гаражи, где-то расположены скверы. Возможно ли мирное урегулирование споров вокруг конкретных участков? Корреспондент НС побывал на слушаниях и обратился за комментарием к директору правозащитного центра «Территории Церкви», редактору портала «Религия и СМИ» Александру ЩИПКОВУ
Барокко из Туринска Сегодня мы расскажем об одной из самых ярких региональных архитектурных традиций, сложившейся в уральском городе Туринск и его окрестностях. Как правило, специалисты применяют к региональным школам XVIII века, расположенным за Уральским хребтом, общее название — «сибирское барокко». Однако название это очень условно — слишком уж разнообразна сибирская архитектура тех времен. Но в нашем случае можно определенно сказать: перед нами «туринское барокко»
Прот. Александр Салтыков: золотой телец вырос и превратился в бешеного быка Один из красивейших храмов Москвы - Воскресения Христова в Кадашах - уже много лет ведет борьбу с незаконными застройщиками. В 2010 году храм победил в борьбе за выживание с офисным комплексом «Пять столиц». Теперь проект незаконной застройки, ставящей под угрозу существование самого храма, пытаются возродить. Так ли это и когда закончится Кадашевская битва, мы спросили у настоятеля храма протоиерея Александра Салтыкова.
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.