Несмотря на все позднейшие перестройки городского центра, до сих пор многие московские районы сохраняют свой архитектурный колорит, часто обозначающий определенную сословную (религиозную или даже узкопрофессиональную) принадлежность того или иного уголка Первопрестольной. Мы отправляемся гулять как раз по такому заповедному московскому уголку — по бывшей Алексеевской слободе.
Храм Мартина Исповедника — архитектурный шедевр этой части Москвы. Архитектор Родион Казаков
За Земляным валом
Для начала определимся географически. Алексеевская слобода находится за пределами Садового кольца, в границах города XVIII-XIX веков. Впервые как существующая (65 дворов) она упоминается в писцовых книгах начала XVII века. Название это ремесленное поселение получило по деревянной слободской церкви Митрополита московского Алексея. С распространением московских границ за пределы Земляного вала слобода стала частью большого городского организма и составила внутри его две улицы — Большую и Малую Алексеевские (они соединяли Таганскую площадь с Андрониковым монастырем). В советское время они получили новые названия — Большая и Малая Коммунистические, ныне улицы снова переименованы в улицу Александра Солженицына (бывш. Большая) и Станиславского (бывш. Малая Коммунистическая). Для нас важно это «завальное» местоположение Алексеевской слободы. На ее примере очень хорошо видно, как столица расширяла свои границы, каковыми в древности были крепостные стены. Последовательно градостроительную историю дореволюционной Москвы можно было бы представить в виде схемы: Кремль — Китай-город — Белый город — Земляной город — Камер-Коллежский вал. К сожалению, стены Белого и Земляного города не сохранились, на их месте были образованы Бульварное и Садовое кольцо, о Камер-Коллежском вале напоминают многочисленные улицы (Бутырский, Крутицкий Вал и др.) и площади застав — Крестьянской, Ильича и др.
Слободы и слобожане
За городскими стенами располагались ремесленные слободы, образуя таким образом московские пригороды, они, как и всякое сельское (или полусельское) поселение, расползались по одной или нескольким улицам и соединяющим их переулкам. Слободы имели разный статус. Например, были не облагавшиеся налогами белые слободы, они, как правило, обслуживали многочисленный княжеский (позже царский) двор. Были и так называемые черные (тягловые) слободы, облагавшиеся государственным налогом. Слободы имели конкретную ремесленную специализацию, например, в Москве существовали слободы серебряников, кожевников, кузнецов. Предположительно в конце XVII столетия в Алексеевской слободе жили булочники, известно, что приходская церковь Мартина Исповедника называлась по месту нахождения «в Хлебниках». Можно осторожно предположить, основываясь на посвящении местной церкви, что Алексеевская слобода могла в древности принадлежать Московскому митрополичьему двору. Но это только наши догадки.
После городских реформ Екатерины II московские границы раздвинулись далеко за пределы Земляной крепости, были определены новые территории для активного городского строительства, опубликованы типовые проекты для жилой застройки, возведен очередной московский предел — Камер-Коллежский вал, образованы загородные кладбища. Алексеевская слобода теперь стала частью Москвы, здесь обосновалось московское купечество. Собственно территория бывшей слободы и ценна тем, что здесь сохранилась атмосфера купеческой Москвы. Нет, здесь не торговали, а именно жили: степенно и неспешно протекала жизнь местных купеческих гнезд. Таким образом, главную слободскую улицу — Большую Алексеевскую можно смело назвать Большой Купеческой. Здесь что ни дом, то история из жизни русского торгового сословия.
Дом на углу улиц Станиславского (быв. Малая Алексеевская) и Александра Солженицына (быв. Большая Алексеевская) принадлежал чайному магнату купцу Ивану Колесову
Купеческой жизни пример
Например, дом 9 — главное строение большой купеческой усадьбы, построен, вероятно, в начале XIX века, известно, что усадьба в середине столетия принадлежала московскому купцу и потомственному почетному гражданину Алексею Полежаеву (во фронтоне главного дома помещен его вензель — АП). В конце XIX века особняк купил другой купец — Павел Васильевич Зубов, увлекавшийся коллекционированием мусульманских и сасанидских монет; Павел Васильевич собрал также уникальную библиотеку по востоковедению, лучшую в России. В этом доме хранилась богатая коллекция музыкальных инструментов (были даже скрипки Страдивари и Амати), собранная отцом домовладельца — Василием Павловичем Зубовым. Как известно, коллекция монет была подарена Зубовым Историческому музею, музыкальная коллекция конфискована в 1920-х, а вот библиотека — разграблена и полном объеме не сохранилась. Недалеко от зубовского дома стоит еще один купеческий дворец (дом 13 на углу с Малой Алексеевской, ныне Станиславского) — дом мануфактур-советника, почетного гражданина, кавалера и чайного магната (разбогател на вывозе чая из Китая через Кяхту) Ивана Алексеевича Колесова. Этот Колесов известен тем, что с 1834-го по 1836 год занимал должность городского главы. В 1806 году он купил у холмогорского купца Д. В. Сорокина усадьбу на Большой Алексеевской и расширил ее, объединив в одно протяженное здание главный дом с флигелями.
Улица Станиславского (быв. Малая Алексеевская). Здание бывшей золотоканительной фабрики Алексеевых. Фабрика много раз перестраивалась, последняя крупная перестройка относится к самому началу 20 века. Сегодня в этом здании располагаются офисы. Алексеевы были настолько богаты, что московские обыватели были убеждены, что сама улица получила название по их купеческой фамилии. По Москве даже ходила поговорка: «Ведь ты не Алексеев?» Так говорили, когда хотели упрекнуть собеседника в особой заносчивости
Алексеевы на Алексеевской
Еще одна купеческая фамилия, о которой нельзя не упомянуть в связи с нашей прогулкой, это Алексеевы. Им принадлежали многие дома на Большой и Малой Алексеевских улицах. Например, строение 27 по Большой Алексеевской (ныне ул. Солженицына) — этот классицистический дом построен в конце 1820-х — начале 1830-х годов братьями-купцами Челышевыми. Известен более Павел Челышев, строитель знаменитых «Челышей» — гостиницы с банями на Театральной площади в Москве (находилась на месте отеля «Метрополь»). Позже, в 1835 году, усадьбу купили Алексеевы. Основателем этой купеческой династии был ярославский крестьянин Алексей, сын Петров. В 1746-м он получил вольную, а его старший сын Семен Алексеев в 1785 году уже торговал в Москве в китайгородском серебряном ряду. Тогда же Семен построил фабрику «волоченного и плащеного золота и серебра», которая в начале XIX столетия становится самой крупной в Москве. После пожара 1812 года Алексеевы обосновались в бывшей Алексеевской слободе, купив небольшую усадьбу (дом 29 на Большой Алексеевской улице), которую приспособили под золотоканительную фабрику. В 1850-е годы они перевели производство на купленный участок на Малой Алексеевской улице, возведя там специальные фабричные корпуса. Фабрика много раз перестраивалась, последняя перестройка относится к самому началу XX века, тогда был построен корпус для производства кабеля, выходящий главным протяженным фасадом на Малую Алексеевскую (ныне ул. Станиславского) улицу. Алексеевы были настолько богаты, что московские обыватели были убеждены: сама улица получила название по их купеческой фамилии. По Москве также ходила поговорка: «Ведь ты не Алексеев?» — такой риторический вопрос задавали, когда хотели упрекнуть собеседника в особой заносчивости. Про Петра Семеновича Алексеева (в юмористических журналах его называли Петром Рогожским) по городу ходили слухи, что в его доме была поистине царская роскошь, а балконы сделаны из настоящего золота. Уже в 1870-х годах главную усадьбу Алексеевых (дом 27 по Большой Алексеевской) купили другие фабриканты-толстосумы — Морозовы, усадьба принадлежала конкретно Абраму Абрамовичу Морозову, по заказу которого дом был в очередной раз перестроен в стиле необарокко архитектором М. Н. Чичаговым. Морозовы пожертвовали усадьбу Московскому купеческому обществу, которое разместило здесь бесплатные квартиры для нуждающихся, таким образом комплекс бывшей Алексеевской усадьбы был дополнен новыми четырехэтажными домами (арх. С. У. Соловьев), также были надстроены флигели. И главный усадебный дом оказался зажат внутри узкого двора «высотными» зданиями.
К фамилии Алексеевых принадлежит известный театральный деятель — Константин Сергеевич Станиславский. Он родился в доме 29 по Большой Алексеевской (эта та самая усадьба, где первоначально располагалась фабрика, позже переведенная на Малую Алексеевскую улицу) 5 января 1863 года. Правда, прожил в Алексеевской слободе будущий гениальный режиссер недолго: в 1867 году он с семьей переехал в «дом у Красных ворот», а алексеевскую усадьбу родители Константина Сергеевича пожертвовали для нужд «Николаевского дома призрения вдов и сирот московского купечества». Позже усадьбу перестраивал для боголюбивого учреждения купеческий архитектор Александр Степанович Каминский, он был женат на сестре братьев Третьяковых — Софье. Тесен, однако, московский купеческий мир.
Храм Свт. Алексия Московского сегодня реставрируется
Исповедник на Коммунистической
Московская купеческая улица не может обойтись без храма. Так оно и есть. На территории бывшей Алексеевской слободы две приходские церкви: на Большой Алексеевской — церковь Мартина Исповедника, на Малой Алексеевской — Алексея Митрополита. Оба храма имеют похожую строительную историю: первоначально деревянные, они в XVIII-XIX веках были перестроены в камне на средства местных купцов. Интересно, что и тот и другой имеют названия по придельным, а не по главным престолам. Так, деревянная церковь Мартина Исповедника основана предположительно в начале XVI столетия. В день памяти святителя Мартина, папы Римского (14 апреля 1502 года), был благословлен на княжение московский великий князь Василий III. Первые письменные свидетельства о уже построенной церкви мы находим в источниках начала XVII столетия. А вот в камне храм отстроен в конце XVIII века: в 1792 году получено разрешение на строительство, в 1800-м освящены приделы в трапезной части (Мартина Исповедника и Грузинской иконы Божией Матери), а в 1806-м освящен центральный престол в честь Вознесения Господня. Заказчик Мартиновской церкви купец-чаеторговец Василий Яковлевич Жигарев, городской голова и местный житель, владел усадьбой (дом 29 на Большой Алексеевской), позже купленной Алексеевыми. Он не только пригласил маститого архитектора Родиона Родионовича Казакова, но также финансировал внутреннюю отделку церкви. Известно, например, что в росписях храма принимали участие представители фамилии Скотти (либо Карло, либо Пьетро). Огромная для приходского храма, Мартиновская церковь — шедевр московского классицизма, она стоит на углу улиц, выделяясь своими колоннадами. Особенно хороша колокольня, завершенная ротондальным ярусом звона и изящным шпилем. Такое значимое в пространстве церковное здание нелепо смотрелось рядом с советским названием улицы — Большая Коммунистическая.
Другая церковь — Алексея митрополита — также связана с преданиями старины глубокой. Мы уже упоминали, что Алексеевская слобода соединяла Таганскую площадь с Андрониковым монастырем. Так вот, по монастырскому преданию, на месте будущей церкви останавливался преподобный Сергий Радонежский, когда посещал Спасо-Анрониевскую обитель (другой вариант — приезжал наблюдать за строительством). Нынешнее каменное тело приходской церкви Святителя Алексея построено в 1748-1751 годах. Предположительно архитектором этой незаурядной барочной постройки был знаменитый зодчий эпохи высокого (елизаветинского) барокко Дмитрий Васильевич Ухтомский. Центральный престол освящен в память Феодоровской иконы Божией Матери, а придельные — в память Николая Чудотворца и митрополита Алексея. Сегодня храм восстанавливается. К сожалению, не сохранился интерьер церкви, зато известны воспоминания Аполлинария Михайловича Васнецова, который упоминал храмовые иконы новгородского письма XV и XVI веков, а также отмечал исключительную «стенопись и иконопись XVIII века» в Алексеевском храме.
Храм Алексея митрополита своим участком выходит сразу на две улицы — Малую Алексеевскую (теперь Станиславского) и Николоямскую. Следующую прогулку мы посвятим как раз соседним Николоямской и Рогожской слободам.
Знаете ли вы Москву?
Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва?
Ученье — свет
Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя?
Крещение Руси
День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое.
Счастливые годы последней императорской семьи
Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России?
Русские святые
Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины
Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей
Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии.
400-летие дома Романовых: памятные места
Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых.
Династия Романовых и благотворительность
В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия.
Пасха
Зачем идет крестный ход знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»?
Великий пост
Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение.
СретениеРождественская викторина
Читайте также:
«Исчезающие шедевры»: последняя попытка сохранить памятники деревянного зодчества Руси Участники международного музейного проекта «Исчезающие шедевры» составили рекомендации по сохранению памятников деревянного зодчества, для того чтобы передать их в Комиссию по культуре и сохранению историко-культурного наследия Общественной палаты РФ. Ученые считают, что это последняя возможность обратить внимание государства на проблему
Человек, который спас храм Василия Блаженного Мне посчастливилось работать с Петром Дмитриевичем очень плотно, буквально с утра до вечера, а то и ночью. Петр Дмитриевич звонил и ночью, например, с просьбой организовать срочные работы молодежи для защиты Английского посольского двора, или храма Симеона Столпника
Пространство достижений: что будет с ВДНХ Как изменится привычная всем выставка достижений народного хозяйства, нужно ли сохранять ее как «обломок империи» и уникальный памятник советского стиля или использовать ее реконструкцию как полигон для современных архитектурных экспериментов, выясняет Петр МАЗАЕВ
Защитники старой Москвы отвоевали Белый город 26 июля руководитель Департамента культурного наследия города Москвы представил журналистам градостроительный регламент призванный защитить архитектурный ансамбль внутри Бульварного кольца
Искусство пространства: Жить в городе Мы ездим путешествовать, и лишь в непривычной обстановке, проходя незнакомыми прежде улицами, по-настоящему способны увидеть городской пейзаж, понять город. Представление о том, что городская среда имеет свою неповторимую эстетику, сформировалось по историческим меркам совсем недавно. О рождении пейзажа современного города на рубеже XIX — XX веков, о художниках, чьими глазами мы рассматриваем город, рассказывает кандидат искусствоведения Наталья ГОНЧАРЕНКО
Преподобный Даниил Переславский: послушание — хоронить 7 (20) апреля — день кончины преподобного игумена Даниила, основателя Троицкого монастыря в Переславле-Залесском. Игумен Даниил выбрал для себя необычное послушание, которое нес тайно ото всех, — упокоение непогребенных умерших, находимых им в окрестностях города
Кирилл и Мефодий: почему азбука названа именем младшего из братьев? Святые учители словенские стремились к уединению и молитве, но в жизни постоянно оказывались на передовых позициях — и когда отстаивали христианские истины перед мусульманами, и когда взяли на себя великий просветительский труд. Их успех иногда выглядел как поражение, но в результате именно им мы обязаны обретением «дара ценнейшего и большего всякого серебра, и злата, и драгоценных камней, и всего преходящего богатства». Этот дар — славянская письменность
Ведь были ж схватки боевые: Бородинская панорама К юбилею победы в Отечественной войне 1812 года в Москве отреставрировали полотно Франца Рубо «Бородинская битва», подготовили экспозицию «Честь Бородинского дня» и интерактивные программы, воссоздали обстановку и атмосферу совета в Филях
Буквально, или о чем может рассказать глаголица Шрифты, написание букв — мы каждый день читаем книги, рекламные тексты и вывески. Обычно мы не обращаем внимания на то, как выглядит, как написана буква, каким шрифтом набрана книга, — а зря. Зря, потому что в истории шрифтов, в этих овалах, засечках и вертикальных черточках видна не только история одного языка или письменности, но история всей мировой культуры. В том, как выглядит и влияет текст на человека, еще много неизученного и даже таинственного
Ордена войны: возвращение к империи? Пропагандистско-идеологический механизм Советского Союза в первые годы войны переживает перестройку: интернационализм, рабоче-крестьянские лозунги уступают место патриотизму, прославлению русского народа. В армии и на флоте начинают возрождаться традиции дореволюционной России, война становится Отечественной. Возникают награды, имеющие явные имперские корни. О том, как появлялись военные ордена, рассказывает историк Петр МАЗАЕВ
Масонские следы: секреты тайного общества или секрет Полишинеля? Свойство любой сенсации — взорваться, увлечь, взбудоражить людей и умереть. Но есть темы, которые вяло тлеют веками, сколько бы их ни кормили информацией или разоблачениями. Речь про масонов. Что же такое масонство — действительно страшная секрет тайного общества или секрет Полишинеля?
Святыни Европы: древнейший монастырь Самый древний монастырь Западной Европы, история которого к тому же никогда не прерывалась, находится в Швейцарии, в городе Сен-Мориц. Это монастырь святого Маврикия (IV век). По древности он не уступает монастырю святой Екатерины на Синае
Музей забытого вкуса В подмосковной Коломне есть музей, экспонаты которого нужно пробовать на вкус — это музей коломенской пастилы. Он состоит всего из одной комнаты во флигеле купеческого дома, где гостей усаживают за столы, сервированные к чаю, рассказывают байки о провинциальном быте Коломенского посада середины XIX века и потчуют пастилой, собственного производства
Иконы Отечественной войны 1812 года: галерея 20 октября отмечается 200 лет с того дня, как армия Наполеона оставила Москву. Представляем галерею икон с выставки ««В воспоминание избавления от нашествия галлов…». Русская икона в канун Отечественной войны 1812 года», проходящей в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева.
А вы сами попробуйте сделать каменный топор! В научном сообществе археолога Павла ВОЛКОВА признают уникальным специалистом по экспериментальной археологии. Но при этом один из его коллег-атеистов пишет о нем так: «истово верующий археолог, да еще палеолитчик – феномен парадоксальный, потому что археология палеолита – одна из самых главных опор атеистического мировоззрения». С парадоксальным новосибирским ученым, автором недавно вышедшей книги «От Адама до Ноя. Археология для православных» Павлом ВОЛКОВЫМ встретился корреспондент «НС»
Барокко из Туринска Сегодня мы расскажем об одной из самых ярких региональных архитектурных традиций, сложившейся в уральском городе Туринск и его окрестностях. Как правило, специалисты применяют к региональным школам XVIII века, расположенным за Уральским хребтом, общее название — «сибирское барокко». Однако название это очень условно — слишком уж разнообразна сибирская архитектура тех времен. Но в нашем случае можно определенно сказать: перед нами «туринское барокко»
Почему у новых храмов архаичная архитектура? Одна из секций Рождественских чтений была посвящена храмовой архитектуре. В ходе дискуссии священник и архитектор Андрей Юревич поставил коллег перед проблемой отсутствия в Русской Православной Церкви современной церковной архитектуры
Русские жертвы Катыни 15 июля 2012 года в Катыни Патриарх совершит освящениe храма Воскресения Христова. Смотрите наш фоторепортаж из мемориального комплекса «Катынь», сделанный этим летом.
Тайна святого Кирилла: кто придумал Глаголицу? Проповедь Евангелия славянам на их родном языке началась с создания святым Кириллом первой славянской азбуки, кириллицы. Но кириллица не единственная древняя славянская азбука. О происхождении другой азбуки, глаголицы, не утихают споры
Хроники 1812-го. Ровно 200 лет назад: один день войны Что мы знаем об Отечественной войне 1812 года? Образ этой войны в массовом сознании застрял где-то на полпути от романа Л.Н. Толстого «Война и мир» к кинофильму «Гусарская баллада» режиссера Э. Рязанова: салонные разговоры, балы, красавцы-офицеры, соревнующиеся в благородстве, гениальные полководцы, красочные батальные сцены в стиле фильмов С. Бондарчука. Это представление абсолютно романическое, олитературенное
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.