Игумен Арсений (СОКОЛОВ), настоятель Всехсвятского прихода Московского Патриархата в Лиссабоне (Португалия):
— В Португалии, где я служу с 2002 года и постоянно живу с 2003-го, не много иммигрантов из России. В основном они приехали десять-двенадцать лет тому назад с Украины и из Молдовы, где экономическая ситуация была очень тяжёлой. Сначала уезжал кто-то один из семьи, находил здесь работу и потом вызывал остальных родственников, потому что жить в разлуке с семьей тоже тяжело и неправильно. Понятно, что каждый нормальный человек желает добра и своему земному отчеству. И мало найдется тех, кто, не имея серьезных причин, решается на эмиграцию. Но если отец не может прокормить семью, притом что работает где-нибудь в шахте по 12 часов с риском для жизни, а ему хватает только на картошку в мундире и соленые огурцы, — что еще остается делать? Что плохого в том, если он перестанет так бедствовать? В Португалии он, в среднем получая 500-700 евро (там это деньги небольшие, а для Украины — огромные), сможет купить лекарства для родителей, оплатить учебу в университете детям (дома он не мог оплатить даже детсад) и чувствовать себя нормальным отцом, а не страдать оттого, что не может позаботиться о семье. Наши приходы большей частью наполнены такими людьми — «зарабитчанами», многие из них даже приехали нелегально. Правда, сегодня в Португалии в связи с кризисом мало работы, и выходцы из Молдовы, Украины, Грузии, имея уже португальский паспорт, через португальские фирмы устраиваются на работу в страны, где она пока еще есть: Францию, Германию, Швейцарию, Нидерланды, даже Анголу. Сейчас в Европе вообще происходит что-то вроде великого переселения народов в Средние века, люди в поисках работы уезжают из своей страны или живут на две страны, учат новый язык. Это объективный процесс, и важно находить здесь положительные стороны. Христианину надо искать — в чем промысел Божий в его переселении и жизни в новой стране, как использовать это во славу Божию и на благо Церкви.
Конечно, почти каждый, кто эмигрировал в зрелом возрасте, мечтает вернуться. Но для тех, кто здесь родился, для молодежи Португалия становится родиной. И это одна из оборотных, драматических сторон эмиграции. Её переживала и эмиграция 1918-1920-х годов. И не придумала выхода, находясь между двумя полюсами: ассимиляции или жизни в гетто. Но Церковь, как мне кажется, может смягчить этот выбор: в чужой стране очень важно интегрироваться (выучить язык, воспринять новую культуру и ментальность), но не ассимилироваться. Не превращаться из русского, украинца, белоруса — в португальца. Помнить о своих корнях. Именно в Церкви, с одной стороны, если человек хочет, можно сохранить и языковую, и культурную идентичность и передать ее детям, внукам, с другой — принять человека другой национальности как своего, потому что он — христианин. Здесь проявляется межнациональная природа Церкви: она не только многонациональна, но, что еще важнее, наднациональна. А если бы за границу не приезжали православные, то среди местных их было бы гораздо меньше.
Знаете ли вы Москву?
Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва?
Ученье — свет
Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя?
Крещение Руси
День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое.
Счастливые годы последней императорской семьи
Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России?
Русские святые
Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины
Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей
Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии.
400-летие дома Романовых: памятные места
Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых.
Династия Романовых и благотворительность
В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия.
Пасха
Зачем идет крестный ход знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»?
Великий пост
Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение.
СретениеРождественская викторина
Читайте также:
Переселение народов: почему из России уезжают Специалист по социологии миграции профессор Даниил АЛЕКСАНДРОВ считает, что причины миграции образованных людей из России – не политические.
Эмиграция: отечество земное и небесное Почему переезд за рубеж – общая проблема сегодняшней «мировой деревни», как сохранить связи со своей страной, даже если живешь за границей и бывает ли, что тоска по отечеству земному приводит к вере в Отечество Небесное, рассуждает архимандрит САВВА (ТУТУНОВ), заместитель управляющего делами Московского Патриархата.
Эмиграция – личный опыт: Израиль как оазис Православия У IT-специалиста Юрия Когана чувство родины появилось в 20 лет, когда он взял в руки Библию. Тогда он уехал в Израиль. Говорит, что живет очень непросто, но рад. Особенно рад тому, что здесь гораздо проще попасть к православному священнику в его родном Дальнегорске
Ноябрьский номер «Нескучного сада»: тема - эмиграция Сегодня уже не нужно эмигрировать для того, чтобы учиться или работать на Западе. Но все чаще можно услышать: «хочу уехать из этой страны». О тех, кто уехал и о тех, кто остается, – новый номер журнала «Нескучный сад».
Человек без Родины – сирота Если не любить свой народ, то не реализуется какая-то часть твоей души, уверен епископ Смоленский и Вяземский ПАНТЕЛЕИМОН
Волны русской эмиграции: от Ивана Грозного до наших дней В дореволюционном российском законодательстве эмиграция как правовое понятие отсутствовала. Подданным России запрещалось менять гражданство. Нарушивших закон, вне зависимости от сословия, ждала вечная ссылка в Сибирь и утрата имущества. Судьбу волн русской эмиграции начиная со средних веков и до конца ХХ века проследил историк Ярослав ЗВЕРЕВ.
Где моя родина? Сегодня эмиграция в основном образовательная: уезжают студенты, потому что они энергичны, хорошо знают английский и имеют шанс найти достойную работу заграницей. Но уезжают не все. По каким причинам одни студенты хотят покинуть Россию, а другие — остаться? И что называют родиной? Рассказывают они сами
Обостренный активизм: ложь и пустота фарисеев Любить народ и презирать своего ближнего, делить мир на "мы" и "они", заботиться о морали общества и позволять самому себе перешагивать через мораль. Примеры этой нравственной шизофрении новостная лента приносит каждый день. О христианстве и политическом активизме вне партий и течений рассуждает монах Диодор (ЛАРИОНОВ)
Эмиграция – личный опыт: «Человек должен жить дома» Переводчик Елена ДОРМАН рассказывает, что ее семья не эмигрировала, а бежала, когда ее отца должны были со дня на день арестовать как диссидента. В эмиграции Елена крестилась, а чувство Родины обрела в России. Когда вернулась сюда через много лет
Болхов: возрождение вручную Жители Болхова сожгли свой памятник Ленину, переименовали улицу Маркса в честь протоиерея Василия Ермакова, а духовные чада священника построили на этой улице современную гостиницу и завезли в город московских паломников. Сегодня отцу Василию исполнилось бы 85 лет, в день его рождения публикуем фоторепортаж о его родном городе.
«Православные гопники» или миссионеры? Недавно в интернете распространилась видеозапись на которой группа православных активистов требует у посетительницы кафе «Му-му» снять «антиправославную» футболку. Запись вызвала противоречивую реакцию. За комментарием мы обратились к руководителю православного молодежного движения «Даниловцы» Юрию Белановскому.
Одежда в школе: допустимы ли хиджабы В Госдуме в рамках дискуссии о проекте закона об образовании законопроекта «Об образовании в РФ» обсуждается вопрос о введении единой школьной формы. О том, должна ли одежда школьников быть светской, о вненациональных ценностях и «плавильном тигле советской империи» размышляют директор Традиционной гимназии иерей Андрей ПОСТЕРНАК, главный редактор православного молодежного журнала «Наследник» протоиерей Максим ПЕРВОЗВАНСКИЙ и сотрудник РИА Новости Радик АМИРОВ.</
Деревня, которая не вымирает Бросить все и уехать в деревню» — если вас время от времени посещает такая мысль, отправляйтесь в Ступино Архангельской области. Это как раз то, что нужно измученному цивилизацией жителю мегаполиса. Кругом тайга, до ближайшего населенного пункта 60 км, и в самой деревне — никаких признаков вырождения. Здесь кипит жизнь, и почти треть населения — дети.
Драма традиционалиста, у которого не хватило веры Один из лидеров российского пролайф движения Андрей Хвесюк считает, что самоубийство Доминика Веннера в Париже, это поступок традиционалиста, который еще помнит, как должна быть устроена страна, но уже забыл — почему
Епископ Карибского моря Каракас -- столица Венесуэлы. Епископ Каракасский ИОАНН (Берзинь) управляет самой неспокойной, Южноамериканской зарубежной епархией. Значительная часть приходов Латинской Америки, входивших в состав Зарубежной Церкви, ушла в раскол накануне подписания акта о каноническом общении РПЦЗ с Московским Патриархатом 17 мая 2007 года. К пятилетнему юбилею воссоединения мы публикуем наше интервью с владыкой.
Владимир Берхин: активистами не рождаются Надо ли быть активистом, надо ли пытаться что-то изменить во внешнем мире, или лучше предпочесть внешним действиям работу над собой? Дискуссию, начатую репликой монаха Диодора (Ларионова), продолжает руководитель благотворительного фонда «Предание» Владимир БЕРХИН
Прот. Всеволод Чаплин: О значении слова «нация» придется подискутировать В правительстве готовится законопроект о масштабной замене терминологии, используемой в сфере межнациональных отношений, – сообщает Независимая газета. – Предлагается использовать слово «национальный» только в отношении всего российского государства. А относительно «национальностей» использовать термин «этнический». Это должно содействовать формированию в России гражданской нации и терпимого отношения к этническим различиям.
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.