Почему переезд за рубеж – общая проблема сегодняшней «мировой деревни», как сохранить связи со своей страной, даже если живешь за границей и бывает ли, что тоска по отечеству земному приводит к вере в Отечество Небесное, рассуждает архимандрит САВВА (ТУТУНОВ), заместитель управляющего делами Московского Патриархата.
– Нередко люди, которые живут в России, воспринимают отъезд за рубеж своих соотечественников как некую декларацию того, что у нас страна плохая. А ведь это обидно. Получается, те, кто остается, не нашли ничего лучшего, как жить «в плохой стране». Но сегодня уезжают не только из России. Когда я еще был старшеклассником во Франции, это была первая половина 1990-х годов, нам учителя говорили о проблеме «утечки мозгов» в США. Так что Россия здесь не исключение.
Можно ли оценивать современную эмиграцию с нравственных позиций? Каждый случай по-своему индивидуален, за каждым свои причины, своя судьба. Да и пути Господни неисповедимы. Но мне кажется, что, если человек, принимая решение об отъезде, не встает в позицию обвинителя, обходится без деклараций о том, что в России все ужасно, а признает, что уезжает потому, что лично ему здесь не нравится, он выбирает более ответственный подход. И для остающихся соотечественников в нем не будет некоего уничижительного пафоса – что вот они согласны жить в таких плохих условиях.
Например, все мы рано или поздно уходим из семьи, от родителей, которые нас воспитали (конечно, аналогия здесь не полная: уезжает-то из страны как раз меньшинство). Если при этом вы скажете: я ухожу, потому что вы мне многого не дали, вообще не нравитесь, недостаточно свободомыслящие и т. д., и потому я разрываю с вами всякие отношения, – разве это будет не обидно? Но если вы скажете, приняв решение уехать из дома, что уезжаете потому, что пришло время жить отдельно, вы хотите еще учиться, найти интересную работу, но что вам они по-прежнему дороги, – это будет совсем другое дело. Может быть, это будет и грустно, но по-человечески понятно.
Очень важен в теме эмиграции и момент сохранения связей. Вы ушли от родителей, но помните их, заботитесь, родители вышли на пенсию, вы им помогаете. Посмотрите, как поступают все сильные диаспоры: армянская, греческая, кипрская. Все они продолжают сохранять связь со своей исторической родиной, и не просто сохраняют, но и существенно помогают ей. Трудно представить, чтобы грек или армянин всерьез, ожесточенно начал ругать свою родину. Для них страна, откуда уехали еще, может быть, их прадеды, все равно родная. Отношение к режиму, к политике правительств могут быть критическими, но страна как родина неприкосновенна. И нет особой оппозиции между теми, кто уехал, и теми, кто остался.
А в России такая оппозиция есть. Наши люди – подчеркну: не все, может быть даже меньшая часть, но шумная – не просто уезжают со словами «все в России плохо», но и за границей публично или в узком кругу Россию ругают. Можно наблюдать потоки негатива, изливаемые ими на российских или эмигрантских интернет-форумах.
При этом часто бывает, что, уехав с раздражением из России, в эмиграции, при всех оправданных ожиданиях, хорошей работе, доходе, самореализации, даже вполне вписавшись в новое ментальное, культурное поле, человек вдруг начинает скучать по родине. Ностальгия может быть таким этапом, когда человек неосознанно догадывается, что его родина – Россия. Но при этом он никуда не двигается – или потому, что не хочется расставаться с тем, что он приобрел за границей, или по инертности. Очень трудно что-то изменить, когда человек хорошо устроился. Но тогда может начаться следующий этап: человек идет в российские культурные центры, а еще нередко – идет в храм, где порой ноги его не было, когда он жил в России. Такой вот путь к Небесному Отечеству через тоску по отечеству земному.
Конечно, у христиан одно истинное отечество – Небесное. Но до него еще надо дорасти. Этот рост возможен в Церкви и как в мистическом Теле Христовом, и как в сообществе людей, живущих на этой земле и связанных с конкретной страной, культурой, традициями. Неправильно, когда Церковь и Православие пытаются ограничить или идентифицировать с национальным фактором. Но неверно и нивелировать культурные и национальные традиции, которые близки и дороги людям, составляющим Церковь. Если Церковь будет их игнорировать, она может стать чужда тем, кто в нее входит.
Надо заметить, что апостол Павел – автор слов о том, что во Христе «нет ни эллина, ни иудея», которого называют апостолом язычников, никогда не стеснялся говорить о своей особой любви к еврейскому народу. После своего обращения Павел почти всю жизнь провел не в родной Палестине, а в землях язычников, в эмиграции, как мы теперь сказали бы. Но всю жизнь его душа болела за евреев, своих соплеменников, несмотря на многочисленные с ними конфликты. И он был готов страдать за них даже до того, что самому стать отлученным от Бога, только бы они к Богу пришли: «...великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему: я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти, то есть израильтян, которым принадлежат усыновление, и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования; их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки. Аминь» (Рим. 9: 2-5).
Знаете ли вы Москву?
Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва?
Ученье — свет
Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя?
Крещение Руси
День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое.
Счастливые годы последней императорской семьи
Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России?
Русские святые
Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины
Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей
Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии.
400-летие дома Романовых: памятные места
Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых.
Династия Романовых и благотворительность
В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия.
Пасха
Зачем идет крестный ход знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»?
Великий пост
Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение.
СретениеРождественская викторина
Эмиграция – личный опыт: Израиль как оазис Православия У IT-специалиста Юрия Когана чувство родины появилось в 20 лет, когда он взял в руки Библию. Тогда он уехал в Израиль. Говорит, что живет очень непросто, но рад. Особенно рад тому, что здесь гораздо проще попасть к православному священнику в его родном Дальнегорске
Ноябрьский номер «Нескучного сада»: тема - эмиграция Сегодня уже не нужно эмигрировать для того, чтобы учиться или работать на Западе. Но все чаще можно услышать: «хочу уехать из этой страны». О тех, кто уехал и о тех, кто остается, – новый номер журнала «Нескучный сад».
Человек без Родины – сирота Если не любить свой народ, то не реализуется какая-то часть твоей души, уверен епископ Смоленский и Вяземский ПАНТЕЛЕИМОН
Волны русской эмиграции: от Ивана Грозного до наших дней В дореволюционном российском законодательстве эмиграция как правовое понятие отсутствовала. Подданным России запрещалось менять гражданство. Нарушивших закон, вне зависимости от сословия, ждала вечная ссылка в Сибирь и утрата имущества. Судьбу волн русской эмиграции начиная со средних веков и до конца ХХ века проследил историк Ярослав ЗВЕРЕВ.
Где моя родина? Сегодня эмиграция в основном образовательная: уезжают студенты, потому что они энергичны, хорошо знают английский и имеют шанс найти достойную работу заграницей. Но уезжают не все. По каким причинам одни студенты хотят покинуть Россию, а другие — остаться? И что называют родиной? Рассказывают они сами
Переселение народов: почему из России уезжают Специалист по социологии миграции профессор Даниил АЛЕКСАНДРОВ считает, что причины миграции образованных людей из России – не политические.
Владимир Берхин: активистами не рождаются Надо ли быть активистом, надо ли пытаться что-то изменить во внешнем мире, или лучше предпочесть внешним действиям работу над собой? Дискуссию, начатую репликой монаха Диодора (Ларионова), продолжает руководитель благотворительного фонда «Предание» Владимир БЕРХИН
Эмиграция – личный опыт: «Человек должен жить дома» Переводчик Елена ДОРМАН рассказывает, что ее семья не эмигрировала, а бежала, когда ее отца должны были со дня на день арестовать как диссидента. В эмиграции Елена крестилась, а чувство Родины обрела в России. Когда вернулась сюда через много лет
Болхов: возрождение вручную Жители Болхова сожгли свой памятник Ленину, переименовали улицу Маркса в честь протоиерея Василия Ермакова, а духовные чада священника построили на этой улице современную гостиницу и завезли в город московских паломников. Сегодня отцу Василию исполнилось бы 85 лет, в день его рождения публикуем фоторепортаж о его родном городе.
«Православные гопники» или миссионеры? Недавно в интернете распространилась видеозапись на которой группа православных активистов требует у посетительницы кафе «Му-му» снять «антиправославную» футболку. Запись вызвала противоречивую реакцию. За комментарием мы обратились к руководителю православного молодежного движения «Даниловцы» Юрию Белановскому.
Одежда в школе: допустимы ли хиджабы В Госдуме в рамках дискуссии о проекте закона об образовании законопроекта «Об образовании в РФ» обсуждается вопрос о введении единой школьной формы. О том, должна ли одежда школьников быть светской, о вненациональных ценностях и «плавильном тигле советской империи» размышляют директор Традиционной гимназии иерей Андрей ПОСТЕРНАК, главный редактор православного молодежного журнала «Наследник» протоиерей Максим ПЕРВОЗВАНСКИЙ и сотрудник РИА Новости Радик АМИРОВ.</
Деревня, которая не вымирает Бросить все и уехать в деревню» — если вас время от времени посещает такая мысль, отправляйтесь в Ступино Архангельской области. Это как раз то, что нужно измученному цивилизацией жителю мегаполиса. Кругом тайга, до ближайшего населенного пункта 60 км, и в самой деревне — никаких признаков вырождения. Здесь кипит жизнь, и почти треть населения — дети.
Драма традиционалиста, у которого не хватило веры Один из лидеров российского пролайф движения Андрей Хвесюк считает, что самоубийство Доминика Веннера в Париже, это поступок традиционалиста, который еще помнит, как должна быть устроена страна, но уже забыл — почему
Епископ Карибского моря Каракас -- столица Венесуэлы. Епископ Каракасский ИОАНН (Берзинь) управляет самой неспокойной, Южноамериканской зарубежной епархией. Значительная часть приходов Латинской Америки, входивших в состав Зарубежной Церкви, ушла в раскол накануне подписания акта о каноническом общении РПЦЗ с Московским Патриархатом 17 мая 2007 года. К пятилетнему юбилею воссоединения мы публикуем наше интервью с владыкой.
Обостренный активизм: ложь и пустота фарисеев Любить народ и презирать своего ближнего, делить мир на "мы" и "они", заботиться о морали общества и позволять самому себе перешагивать через мораль. Примеры этой нравственной шизофрении новостная лента приносит каждый день. О христианстве и политическом активизме вне партий и течений рассуждает монах Диодор (ЛАРИОНОВ)
22 июня: трагедии и подвиги маленького человека Историк и публицист Андрей ЗАЙЦЕВ на основе военных дневников и писем реконструирует для «Нескучного сада» первые дни Великой Отечественной войны. Почему нападение немцев стало неожиданностью, хотя приготовления к войне были очевидны?
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.