Христос плакал об Иерусалиме, в котором будет распят. Свт. Николай Японский молился в алтаре о военной победе России, пока его чада молились о победе Японии. Особый подвиг монахов на Афоне в том, что они удалились не только от мира, но и от родной земли. Если не любить свой народ, то не реализуется какая-то часть твоей души, уверен епископ Смоленский и Вяземский ПАНТЕЛЕИМОН:
В воспоминаниях Ивана Всеволодовича Шпиллера, сына известного московского священника отца Всеволода Шпиллера, есть рассказ о том, как его родители, находясь в эмиграции в Болгарии, перестали общаться со своими соседями, немецкими офицерами, после нападения Германии на СССР. Хотя до этого они между собой дружили. Чем для них, эмигрантов, был Советский Союз? Страной, из которой им пришлось бежать, чтобы не быть убитыми? Страной, которой правил изощренный злодей? Страной, где рушили храмы, сжигали иконы и сотнями тысяч расстреливали ни в чем не повинных людей? Нет. Советский Союз был их родиной.
Святитель Николай Японский, находясь в Японии, скучал по своей родине, об этом говорят его дневники. Он молился о России. Во время Русско-японской войны к нему подошли его духовные чада, японцы, которых он привел к вере, и попросили благословить их отслужить молебен о победе Японии. Он их благословил, а сам, находясь в алтаре, молился о победе России. Протопресвитер Александр Киселев, живший в эмиграции в Америке, собрал грязь с ботинок своих сыновей, побывавших в Санкт-Петербурге, и просил положить эту землю – землю родины – с собой гроб, потому что не мог и предположить, что упокоится в России.
Даже у Христа была родина. Он плакал о Иерусалиме, зная, что этот город будет разрушен. Он плакал о народе, который Его распял. Он любил этот народ.
Как же можно говорить о том, что родина – это не базовое понятие, а «явление, появившееся в начале XIX века»? А как же тогда все те, кто защищал свое Отечество в войне 1812 года, или те, кто бился за свои города, защищая их от монголо-татар? Что же, у них не было родины как базового понятия?
Если в современном мире кто-то растет без родителей и чувствует себя сиротой, нельзя говорить о том, что сиротство – это норма. Говорить нужно о кризисе базовых понятий, о том, что в наше время люди теряют свои базовые понятия, о том, что эти базовые понятия разрушаются. Ведь если человеку становится безразлично, среди какого народа и в какой культуре он живет, – это трагедия. Не существует никакой общемировой культуры, на мой взгляд, это лишь приближающееся царство антихриста. Есть общемировая православная культура. Но я думаю, что мы участвуем в ней, все-таки сохраняя и свою особенность. Во Христе нет ни эллина, ни иудея, нет ни мужеского пола, ни женского. Но у Христа была родина. Ведь Он плакал о Иерусалиме, зная, что город будет взят войсками и разрушен. Он плакал о народе, который Его распял. Он любил свой народ.
Изгнание с родины всегда воспринималось как наказание. Иеромонах Павел Троицкий, известный духовник и старец, живший в советское время, когда были гонения и жить был труднее, чем сейчас, говорил людям, которые хотели уехать в Америку: «Кто вас там ждет, в этой Америке?»
И я видел людей, которые уехали – уехали из-за денег, за лучшей жизнью, – и в большинстве своем они страдают и несчастны. Они скучают, но и вернуться уже не могут – оказываются между двумя мирами.
Русские монахи, которые живут на Афоне, с большим трудом привыкают к скудной греческой природе. Для них это подвиг. Я слышал, как они говорили, что, когда им удается приехать в Россию, они готовы плакать при виде белых берез. Может быть, это для кого-то смешно, и монах не должен плакать о березах. Но в человеческой душе это есть. Конечно, над этим можно возвыситься, но возвыситься – не значит отказаться. Мир вокруг нас создан Богом, и мы привыкаем к тому, чем Бог нас одарил. Для кого-то это саванна, для кого-то степь, для кого-то джунгли. Говорят, что люди, которые живут в тундре и видят постоянно огромное небо, когда уезжают на юг или в среднюю полосу, начинают тосковать по этому небу. Я не говорю, что это главное. Но это есть.
Я сам в детстве не любил фольклорные ансамбли и всю эту «русскую культуру». Я ее не понимал. Но однажды я услышал русскую народную песню, и такая тоска защемила мою грудь. Я почувствовал душу русского народа. Ощутил себя его частью. Если не любить свой народ, не любить тех людей, с которыми ты связан культурой, языком, общей историей, тогда не реализуется и какая-то часть твоей собственной души.
Эта общность существует, это объективная данность. Любовь к своему народу не мешает, а, наоборот, помогает любить другие народы, видеть их особенности, видеть их красоту. Без укорененности в своей культуре, в своей национальной традиции человек не может быть человеком. Нельзя быть человеком без родины. Современное человечество раздробляется, распыляется, рассыпается на части. Можно взять вещество и разделить его на атомы, но это уже не будет дерево, не будет металл, не будет вода. Так и человечество: без понятия родины, без понятия семьи оно просто исчезнет.
Знаете ли вы Москву?
Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва?
Ученье — свет
Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя?
Крещение Руси
День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое.
Счастливые годы последней императорской семьи
Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России?
Русские святые
Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины
Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей
Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии.
400-летие дома Романовых: памятные места
Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых.
Династия Романовых и благотворительность
В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия.
Пасха
Зачем идет крестный ход знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»?
Великий пост
Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение.
СретениеРождественская викторина
Читайте также:
Обостренный активизм: ложь и пустота фарисеев Любить народ и презирать своего ближнего, делить мир на "мы" и "они", заботиться о морали общества и позволять самому себе перешагивать через мораль. Примеры этой нравственной шизофрении новостная лента приносит каждый день. О христианстве и политическом активизме вне партий и течений рассуждает монах Диодор (ЛАРИОНОВ)
Владимир Берхин: активистами не рождаются Надо ли быть активистом, надо ли пытаться что-то изменить во внешнем мире, или лучше предпочесть внешним действиям работу над собой? Дискуссию, начатую репликой монаха Диодора (Ларионова), продолжает руководитель благотворительного фонда «Предание» Владимир БЕРХИН
Эмиграция – личный опыт: Израиль как оазис Православия У IT-специалиста Юрия Когана чувство родины появилось в 20 лет, когда он взял в руки Библию. Тогда он уехал в Израиль. Говорит, что живет очень непросто, но рад. Особенно рад тому, что здесь гораздо проще попасть к православному священнику в его родном Дальнегорске
Ноябрьский номер «Нескучного сада»: тема - эмиграция Сегодня уже не нужно эмигрировать для того, чтобы учиться или работать на Западе. Но все чаще можно услышать: «хочу уехать из этой страны». О тех, кто уехал и о тех, кто остается, – новый номер журнала «Нескучный сад».
Волны русской эмиграции: от Ивана Грозного до наших дней В дореволюционном российском законодательстве эмиграция как правовое понятие отсутствовала. Подданным России запрещалось менять гражданство. Нарушивших закон, вне зависимости от сословия, ждала вечная ссылка в Сибирь и утрата имущества. Судьбу волн русской эмиграции начиная со средних веков и до конца ХХ века проследил историк Ярослав ЗВЕРЕВ.
Где моя родина? Сегодня эмиграция в основном образовательная: уезжают студенты, потому что они энергичны, хорошо знают английский и имеют шанс найти достойную работу заграницей. Но уезжают не все. По каким причинам одни студенты хотят покинуть Россию, а другие — остаться? И что называют родиной? Рассказывают они сами
Эмиграция: отечество земное и небесное Почему переезд за рубеж – общая проблема сегодняшней «мировой деревни», как сохранить связи со своей страной, даже если живешь за границей и бывает ли, что тоска по отечеству земному приводит к вере в Отечество Небесное, рассуждает архимандрит САВВА (ТУТУНОВ), заместитель управляющего делами Московского Патриархата.
Переселение народов: почему из России уезжают Специалист по социологии миграции профессор Даниил АЛЕКСАНДРОВ считает, что причины миграции образованных людей из России – не политические.
Эмиграция – личный опыт: «Человек должен жить дома» Переводчик Елена ДОРМАН рассказывает, что ее семья не эмигрировала, а бежала, когда ее отца должны были со дня на день арестовать как диссидента. В эмиграции Елена крестилась, а чувство Родины обрела в России. Когда вернулась сюда через много лет
Драма традиционалиста, у которого не хватило веры Один из лидеров российского пролайф движения Андрей Хвесюк считает, что самоубийство Доминика Веннера в Париже, это поступок традиционалиста, который еще помнит, как должна быть устроена страна, но уже забыл — почему
Бородино: 20 тонн пороха 200-летний юбилей победы в Отечественной войне 1812 года отметили масштабной реконструкцией Бородинского сражения. В театре военных действий на Бородинском поле побывал наш корреспондент, смотрите фоторепортаж
Болхов: возрождение вручную Жители Болхова сожгли свой памятник Ленину, переименовали улицу Маркса в честь протоиерея Василия Ермакова, а духовные чада священника построили на этой улице современную гостиницу и завезли в город московских паломников. Сегодня отцу Василию исполнилось бы 85 лет, в день его рождения публикуем фоторепортаж о его родном городе.
«Православные гопники» или миссионеры? Недавно в интернете распространилась видеозапись на которой группа православных активистов требует у посетительницы кафе «Му-му» снять «антиправославную» футболку. Запись вызвала противоречивую реакцию. За комментарием мы обратились к руководителю православного молодежного движения «Даниловцы» Юрию Белановскому.
22 июня: трагедии и подвиги маленького человека Историк и публицист Андрей ЗАЙЦЕВ на основе военных дневников и писем реконструирует для «Нескучного сада» первые дни Великой Отечественной войны. Почему нападение немцев стало неожиданностью, хотя приготовления к войне были очевидны?
Епископ Карибского моря Каракас -- столица Венесуэлы. Епископ Каракасский ИОАНН (Берзинь) управляет самой неспокойной, Южноамериканской зарубежной епархией. Значительная часть приходов Латинской Америки, входивших в состав Зарубежной Церкви, ушла в раскол накануне подписания акта о каноническом общении РПЦЗ с Московским Патриархатом 17 мая 2007 года. К пятилетнему юбилею воссоединения мы публикуем наше интервью с владыкой.
Ордена войны: возвращение к империи? Пропагандистско-идеологический механизм Советского Союза в первые годы войны переживает перестройку: интернационализм, рабоче-крестьянские лозунги уступают место патриотизму, прославлению русского народа. В армии и на флоте начинают возрождаться традиции дореволюционной России, война становится Отечественной. Возникают награды, имеющие явные имперские корни. О том, как появлялись военные ордена, рассказывает историк Петр МАЗАЕВ
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.