Протоиерей Сергий ПРАВДОЛЮБОВ хорошо понимает тех молодых, кто едет заграницу получать образование, но не понимает тех, кто не возвращается:
– Для христианина нет препятствий, в какой стране жить, потому что там, где его вера, храм, – там и его жизнь. Будь то Сибирь, тундра или любой город в любой стране. Не может один человек ограничить другого человека в выборе места жительства, и если человеку хочется уехать, неправильно препятствовать.
Я очень хорошо понимаю молодых, которые едут за рубеж, чтобы получить образование. В Российской Империи даже студенты Московской духовной академии стажировались в других странах Европы, это входило в стандарт образования. А сколько прекрасных произведений искусства, музыки, стихов написано русскими за границей! Вот, например, Чайковский написал «Пиковую даму» в Италии.
Но вот как люди уезжают насовсем, я понять не могу. Какие бы ни были условия.
В самых лучших университетах я тосковал бы по своей земле. Для меня уехать из России навсегда невозможно. Не зря говорят про «любовь к родному пепелищу, любовь к отеческим гробам». Я лечился в Германии целый месяц, но если бы меня задержали, я взял бы палку в руку и отправился бы пешком домой, только бы там не находиться, хотя это прекрасная страна, даже русские храмы есть и русских много. Но я не могу! Пусть учатся люди, приобретают образование, но реализоваться оно должно здесь, в России. Хотя с этим не так все просто. Например, выпускники Оксфорда сегодня не могут найти работу в той же Англии, Европе, — их там полно, приходится уезжать в Новую Зеландию, там они востребованы. А в России (если это россияне) им слишком трудно вписаться с оксфордскими знаниями и навыками в нашу систему. Несоответствия большие. Есть и человеческий фактор: в России они — как мозоль в глазу, потому что очень умные, образование блестящее, и их начинают потихонечку отодвигать подальше, чтобы они не контрастировали с отечественными работниками. Конечно, блестящее исключение — митрополит Илларион (Алфеев). Так что у хорошего европейского образования есть и оборотная сторона. Еще один момент. При Петре Первом молодые люди, посланные им в Европу учиться, так «объевропеивались», что в России становились чужими для своих. Редко кто оставался в органической связи с родиной, со всем русским, как это удалось в XIX веке Федору Ивановичу Тютчеву: при всем своем европейском блеске и любви к Германии он оставался в душе больше русским, чем многие русские его современники, никогда не покидавшие Россию.
Лет пятнадцать назад ко мне приехал один насельник Псково-Печерского монастыря посоветоваться: у него возникло непреодолимое желание поучиться в Оксфорде. Я ему ответил: если он возьмет карандаш и бумагу, прочтет все творения преподобных Отцов, переведенных на русский язык, и сделает выписки со своими комментариями – это и будет самое лучшее образование, выше Оксфорда. Кроме того, многие студенты и даже профессоры (именно так, а не провинциальное окончание «профессорА») много бы дали, чтобы получить возможность в течение месяца побыть в монастыре, посмотреть и пообщаться со старыми монахами, и особенно с о. Иоанном Крестьянкиным). Мы сами не ценим того, что имеем, по русской пословице: «От добра добра не ищут».
Почему перелетные птицы возвращаются после зимовки в те места, где они родились? Рыба (горбуша и другие лососевые) — в свою родную реку? Их невозможно остановить. Что это за тайна природы? Я читал одно стихотворение, перескажу в прозе: прилетели птицы и галдят, а люди говорят — что вы здесь галдите? Птицы отвечают: мы здесь уже тысячу лет живем, это вы здесь на нашем месте поселились недавно. Мне кажется, свою землю, где родился, вырос, где ощущаем связь «со своим» — ничем нельзя заменить. Никакая комфортная жизнь в чужой стране не даст этого «родного» ощущения. Птицы и рыбы это знают.
Отец Иоанн (Крестьянкин), советами которого я всю жизнь руководствуюсь, еще в советские богоборческие времена никогда никого не посылал «за границу». Как ни тяжело жить в России, у нас здесь совершается что-то очень серьезное. Нам трудно, мы переживаем, мы возмущаемся недостатками, но есть какое-то ощущение, что здесь, в России — жизнь совершается в глубинных пластах и смыслах, во всей ее полноте, в духовном напряжении! Это не гордыня, не сверхпатриотизм, но интуиция, что в нашей стране не потеряно то, что можно возродить, то, что может дать силы жить многим людям и у нас, и в других странах. Те, кто этого не ощущает — уезжают. А мы терпим всё, какие бы трудности не были.
Митрополит Каллист (Уэр) говорит: в России после крови мучеников будет возрождение, должна возродиться полнота духовной жизни. И это сказал англичанин, наш современник, от которого не скрыты все наши трудности и обстоятельства. Господи, помоги нам! Пусть исполнится это слово веры!
Знаете ли вы Москву?
Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва?
Ученье — свет
Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя?
Крещение Руси
День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое.
Счастливые годы последней императорской семьи
Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России?
Русские святые
Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины
Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей
Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии.
400-летие дома Романовых: памятные места
Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых.
Династия Романовых и благотворительность
В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия.
Пасха
Зачем идет крестный ход знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»?
Великий пост
Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение.
СретениеРождественская викторина
Читайте также:
Эмиграция – личный опыт: Израиль как оазис Православия У IT-специалиста Юрия Когана чувство родины появилось в 20 лет, когда он взял в руки Библию. Тогда он уехал в Израиль. Говорит, что живет очень непросто, но рад. Особенно рад тому, что здесь гораздо проще попасть к православному священнику в его родном Дальнегорске
Ноябрьский номер «Нескучного сада»: тема - эмиграция Сегодня уже не нужно эмигрировать для того, чтобы учиться или работать на Западе. Но все чаще можно услышать: «хочу уехать из этой страны». О тех, кто уехал и о тех, кто остается, – новый номер журнала «Нескучный сад».
Человек без Родины – сирота Если не любить свой народ, то не реализуется какая-то часть твоей души, уверен епископ Смоленский и Вяземский ПАНТЕЛЕИМОН
Волны русской эмиграции: от Ивана Грозного до наших дней В дореволюционном российском законодательстве эмиграция как правовое понятие отсутствовала. Подданным России запрещалось менять гражданство. Нарушивших закон, вне зависимости от сословия, ждала вечная ссылка в Сибирь и утрата имущества. Судьбу волн русской эмиграции начиная со средних веков и до конца ХХ века проследил историк Ярослав ЗВЕРЕВ.
Где моя родина? Сегодня эмиграция в основном образовательная: уезжают студенты, потому что они энергичны, хорошо знают английский и имеют шанс найти достойную работу заграницей. Но уезжают не все. По каким причинам одни студенты хотят покинуть Россию, а другие — остаться? И что называют родиной? Рассказывают они сами
Эмиграция: отечество земное и небесное Почему переезд за рубеж – общая проблема сегодняшней «мировой деревни», как сохранить связи со своей страной, даже если живешь за границей и бывает ли, что тоска по отечеству земному приводит к вере в Отечество Небесное, рассуждает архимандрит САВВА (ТУТУНОВ), заместитель управляющего делами Московского Патриархата.
Переселение народов: почему из России уезжают Специалист по социологии миграции профессор Даниил АЛЕКСАНДРОВ считает, что причины миграции образованных людей из России – не политические.
Эмиграция – личный опыт: «Человек должен жить дома» Переводчик Елена ДОРМАН рассказывает, что ее семья не эмигрировала, а бежала, когда ее отца должны были со дня на день арестовать как диссидента. В эмиграции Елена крестилась, а чувство Родины обрела в России. Когда вернулась сюда через много лет
Владимир Берхин: активистами не рождаются Надо ли быть активистом, надо ли пытаться что-то изменить во внешнем мире, или лучше предпочесть внешним действиям работу над собой? Дискуссию, начатую репликой монаха Диодора (Ларионова), продолжает руководитель благотворительного фонда «Предание» Владимир БЕРХИН
Обостренный активизм: ложь и пустота фарисеев Любить народ и презирать своего ближнего, делить мир на "мы" и "они", заботиться о морали общества и позволять самому себе перешагивать через мораль. Примеры этой нравственной шизофрении новостная лента приносит каждый день. О христианстве и политическом активизме вне партий и течений рассуждает монах Диодор (ЛАРИОНОВ)
Драма традиционалиста, у которого не хватило веры Один из лидеров российского пролайф движения Андрей Хвесюк считает, что самоубийство Доминика Веннера в Париже, это поступок традиционалиста, который еще помнит, как должна быть устроена страна, но уже забыл — почему
Болхов: возрождение вручную Жители Болхова сожгли свой памятник Ленину, переименовали улицу Маркса в честь протоиерея Василия Ермакова, а духовные чада священника построили на этой улице современную гостиницу и завезли в город московских паломников. Сегодня отцу Василию исполнилось бы 85 лет, в день его рождения публикуем фоторепортаж о его родном городе.
«Православные гопники» или миссионеры? Недавно в интернете распространилась видеозапись на которой группа православных активистов требует у посетительницы кафе «Му-му» снять «антиправославную» футболку. Запись вызвала противоречивую реакцию. За комментарием мы обратились к руководителю православного молодежного движения «Даниловцы» Юрию Белановскому.
Бородино: 20 тонн пороха 200-летний юбилей победы в Отечественной войне 1812 года отметили масштабной реконструкцией Бородинского сражения. В театре военных действий на Бородинском поле побывал наш корреспондент, смотрите фоторепортаж
22 июня: трагедии и подвиги маленького человека Историк и публицист Андрей ЗАЙЦЕВ на основе военных дневников и писем реконструирует для «Нескучного сада» первые дни Великой Отечественной войны. Почему нападение немцев стало неожиданностью, хотя приготовления к войне были очевидны?
Епископ Карибского моря Каракас -- столица Венесуэлы. Епископ Каракасский ИОАНН (Берзинь) управляет самой неспокойной, Южноамериканской зарубежной епархией. Значительная часть приходов Латинской Америки, входивших в состав Зарубежной Церкви, ушла в раскол накануне подписания акта о каноническом общении РПЦЗ с Московским Патриархатом 17 мая 2007 года. К пятилетнему юбилею воссоединения мы публикуем наше интервью с владыкой.
Ордена войны: возвращение к империи? Пропагандистско-идеологический механизм Советского Союза в первые годы войны переживает перестройку: интернационализм, рабоче-крестьянские лозунги уступают место патриотизму, прославлению русского народа. В армии и на флоте начинают возрождаться традиции дореволюционной России, война становится Отечественной. Возникают награды, имеющие явные имперские корни. О том, как появлялись военные ордена, рассказывает историк Петр МАЗАЕВ
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.