На Главную E-mail
       
 
Нескучный сад 5-6 (88)
 
 
Архив по номерам   Редакция   Контактная информация
   

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

Нескучный сад - Журнал о православной жизни
+7 (495) 912-91-19
 
 
 
Разделы сайта
 
Дополнительно:
 Фраза полностью
 Любое из слов
 Во всех полях
 Только в заголовках
 
  Жизнь в Церкви 5 (64)'2011

Епископ Карибского моря


Версия для печати
17.05.12, 21:30

Каракас -- столица Венесуэлы. Епископ Каракасский ИОАНН (Берзинь) управляет самой неспокойной, Южноамериканской зарубежной епархией. Значительная часть приходов Латинской Америки, входивших в состав Зарубежной Церкви, ушла в раскол накануне подписания акта о каноническом общении РПЦЗ с Московским Патриархатом 17 мая 2007 года.


-- Эмигранты, основавшие Зарубежную Церковь в начале прошлого века, бежали из Советской России, спасаясь от социалистов. В сотрудничестве с коммунистами РПЦЗ традиционно упрекала Московскую Патриархию. Уго Чавес, президент Венесуэлы, -- социалист, несколько лет назад он национализировал добывающую промышленность. Как складываются ваши отношения?

-- Русские эмигранты, основавшие нашу Церковь, бежали не от социализма, а от безбожия, воинствующего атеизма и гонений. Те люди, которые управляют сегодня Венесуэлой, не советская власть. Президент Чавес социалист, да. Но он не безбожник. Более того, он называет себя верующим, не притесняет Церковь, не пропагандирует атеизм. Венесуэла сегодня находится в глубочайшем социальном кризисе, и что-то нужно с этим делать, так что я склонен симпатизировать Чавесу. Не дело Церкви вмешиваться в политику или решать, что лучше: социализм или капитализм. Спаситель заповедовал заботиться о ближних, помогать бедным и сиротам. Христианству не чужда концепция социальной справедливости, если она не сопряжена с безбожием. В то же время многие из наших прихожан с понятным недоверием относятся к социалистам, это характерно для РПЦЗ. Православные в Латинской Америке очень политизированы, и так было всегда. Например, во времена Альенде они массово покидали Чили.
-- Сейчас некоторые из прихожан Зарубежной Церкви оказались в расколе, выступив против объединения...
-- Я сразу вас поправлю. Мыслить примирение между Зарубежной Церковью и Церковью в России как «объединение» неверно. Может, кому-то и покажется, что это просто спор о словах, но все-таки то, что произошло четыре года назад, более правильно называть «примирением», а не «объединением». И я настаиваю на этом слове. Мы никогда не считали себя раскольниками, никогда не отделялись от Русской Церкви. Из-за невозможности поддерживать связь с Церковью на родине по указу патриарха Тихона мы создали Временное церковное управление для окормления русских зарубежных приходов, а после декларации митрополита Сергия (Страгородского) вынуждены были жить автономно. Совсем недавно мы обновили наше евхаристическое общение с «материнской» Церковью. Но мы всегда продолжали считать себя частью Русской Церкви, и никогда эта вынужденная автономия для нас не была самоцелью. Наоборот, во всех документах мы подчеркивали, что она носит временный характер. Когда же ситуация изменилась и Церковь в России стала свободной -- мы восстановили наше общение.

Те клирики, которые сегодня отказались от примирения, не продолжают исторический путь зарубежной Церкви, как некоторые из них утверждают, они не «остались» в расколе, они ушли в раскол, противопоставив себя соборному решению Зарубежной Церкви и разорвав евхаристическое общение с мировым Православием.

Для меня это не теоретический богословский вопрос, а живая рана, ведь мы говорим о Церкви Христовой! Мне не понятно мышление этих людей. Вы спрашиваете: почему они ушли в раскол? Я не могу вам ответить, потому что не знаю. Со старообрядцами мне порой оказывается проще найти общий язык, потому что они мыслят церковно. А эти раскольники мыслят иначе. Личные амбиции, политика, имущественные вопросы -- наверное, все вместе стало причиной. Кроме того, приходы РПЦЗ в Южной Америке всегда отличались непокорным нравом. Они были недовольны первым южноамериканским архиереем, епископом Пантелеимоном (Рудыком), рукоположенным иерархами Польской Церкви еще во время войны, он им не нравился. Они боролись с епископом Афанасием (Мартосом), управлявшим епархией c 1955-го по 1983 год. Потом долго обижались на епископа Александра (Милеанта), который по состоянию здоровья в течение последних лет жил за пределами Южной Америки. Все это воспитало специфический менталитет южноамериканских приходов РПЦЗ. В Троицком соборе столицы Аргентины Буэнос-Айресе прихожане гордятся тем, что передвинули в алтаре престол на восток, так что не осталось пространства для горнего места, на котором должен восседать епископ во время богослужения.

С тех пор как Троицкий собор вместе другими приходами ушел в раскол, паства Зарубежной Церкви в Южной Америке сократилась, но в каком-то смысле мне легче управлять епархией, чем моим предшественникам, потому что все, кто были настроены особенно по-бунтарски, ушли.
- РПЦЗ на Южноамериканском континенте остается «русской» Церковью? Принимают ли Православие коренные жители?
-- Большинство наших приходов были основаны русскими эмигрантами -- поэтому в основном мы объединяем выходцев из России. Наиболее успешная в миссионерском плане страна -- это Чили, там у нас служит очень активный священник, он сам чилиец по национальности, и многие жители этой страны сейчас переходят в Православие, но это скорее исключение из правил. В целом для южноамериканских стран характерна обратная тенденция: люди уходят -- заключают смешанные браки, ассимилируются.

-- Богослужебные традиции Зарубежной Церкви отличаются от российских?
-- В Зарубежной Церкви собрались выходцы из разных концов бывшей Российской империи. Изначально каждая группа сохраняла свои местные традиции, но со временем эта первоначальная пестрота отошла на второй план: все молодые священнослужители учились в одной семинарии Джорданвилль. Монастырь, где расположена эта наша единственная семинария, был основан в начале XX века выходцами из Почаевской лавры. В каком-то смысле эти дореволюционные традиции транслировались впоследствии на всю Зарубежную Церковь. Что-то подобное было и в Советском Союзе, где традиции Троице-Сергиевой лавры транслировала Московская духовная семинария.
-- Вы окормляете еще и старообрядческие приходы. Как это вышло?
-- По сути, любой человек, любящий и интересующийся богослужебным уставом, уже склонен к старообрядчеству. Двадцатый век стал эпохой возрождения в новообрядной церкви многих старых традиций. Каноническая икона заняла место портретной живописи. Перейти с партесного пения на знаменный распев сложнее, но и эта традиция сейчас возрождается как в зарубежных приходах, так и в некоторых российских храмах. Когда-то я был секретарем епископа Ирийского Даниила (Александрова), викария председателя Архиерейского синода Русской Зарубежной Церкви по окормлению единоверцев. После его кончины по решению Архиерейского синода РПЦЗ я окормляю единоверческие, то есть старообрядные приходы, входящие в нашу юрисдикцию. Более того, я являюсь единственным каноническим епископом, рукоположенным по старому обряду. В Североамериканском городе Ири с начала XX века существовала община поморцев беспоповцев, в 1983 году они приняли священство в лоне зарубежной церкви. Большинство наших старообрядцев уже не говорят по-русски, богослужение там совершается хотя и по старому чину, но на английском языке. Община города Ири объединяет выходцев из Сувалок, города, находящегося на территории современной Польши. Старшее поколение прихожан английское название города по аналогии с Сувалками употребляло во множественном числе: «У нас в Ирях…» Теперь, правда, такого не услышишь. Вряд ли можно и говорить о том, чтобы прививать остальным зарубежным приходам какие-то старообрядческие традиции. Наши южноамериканские храмы с трудом держатся и того Типикона, который есть.
-- Сколько приходов объединяет Южноамериканская епархия РПЦЗ сегодня?
-- Любые цифры будут условны, потому что не до конца ясно, считать ли раскольников. Если нет, то в Аргентине у нас собор и два прихода, три прихода в Чили, один Парагвае, в Венесуэле целых шесть храмов. В Бразилии, к сожалению, все приходы ушли в раскол, равно как и единственный наш уругвайский храм. Но кроме Зарубежной Церкви в Южной Америке существует множество православных приходов Антиохийского Патриархата. Это христиане, эмигрировавшие в Южную Америку из арабских стран: в Аргентине -- сирийцы и ливанцы, в Чили -- палестинцы. Есть греки, немного сербов. Свои храмы тут имеет и Московский Патриархат, их управляющий, владыка Платон, мой хороший сосед, иногда мы служим вместе. К сожалению, такая возможность нам выпадает не часто: священников не хватает, и даже в собственном кафедральном соборе архиереям обычно приходится служить в одиночестве, иерейским чином и без дьяконов. Старые священнослужители умирают, а новых ставленников нет. Наша единственная семинария находится в США. Ее выпускники не горят желанием ехать в Южную Америку: чужой язык, низкий уровень жизни. Помню, как-то раз мы служили с владыкой Платоном в полном одиночестве. Это была довольно специфическая картина: митрополит и епископ попеременно произносят все ектеньи и возгласы сами. Однако, если мы вместе, то Христос посреди нас, а кто нам еще нужен?   

Дмитрий РЕБРОВ


Версия для печати

Тэги: Церковь  Общество  Язык богослужения  Перевод богослужения  Епархии  Поместные Церкви  Церковное управление  Епископы  Раскол  Патриотизм 







Код для размещения ссылки на данный материал:


Как будет выглядеть ссылка:
 
Реклама
Изготовление куполов, крестов Сталь с покрытием нитрид титана под золото, медь, синий. От 2000 руб. за м2 www.t2000.ru
Знаете ли вы Москву? Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва? Ученье — свет Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя? Крещение Руси День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое. Счастливые годы последней императорской семьи Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России? Русские святые Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии. 400-летие дома Романовых: памятные места Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых. Династия Романовых и благотворительность В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия. Пасха Зачем идет крестный ход — знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»? Великий пост Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение. Сретение Рождественская викторина
Читайте также:




Новости милосердия.ru
 
       
     
 
  Яндекс цитирования



 
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.