Жители Болхова сожгли свой памятник Ленину, переименовали улицу Маркса в честь протоиерея Василия Ермакова, а духовные чада священника построили на этой улице современную гостиницу и завезли в город московских паломников. Сегодня отцу Василию исполнилось бы 85 лет, в день его рождения публикуем фоторепортаж о его родном городе.
Вид на Спасо-Преображенский собор
На главной площади Болхова возвышается массивный постамент с несоразмерно маленьким бюстом Ленина. Большой дюралюминиевый памятник, стоявший здесь раньше, несколько раз подвергался актам вандализма. Не помогла даже установка видеонаблюдения. Однажды ночью памятник уволокли с площади, чем-то обмотали и подожгли, в результате чего он был окончательно изуродован и восстановлению уже не подлежал. Денег на новый у города не нашлось, поэтому с одобрения общества охраны памятников администрация района решила водрузить на постамент бюст из местного музея.
Любимец города
Другому кумиру революции тоже пришлось потесниться — улицу имени Карла Маркса недавно переименовали в честь почетного гражданина города, протоиерея Василия Ермакова.
Отца Василия в Болхове действительно помнят и любят. В юности немцы угнали его из города на оккупированную территорию. Вместе с семьей священника Василия Веревкина мальчик оказался в концлагере Палдийский в Таллинне. Заключенных поддерживало местное духовенство — отцы регулярно приходили в лагерь и служили Литургию на приставном престоле. Из детей-лагерников составили хор, в котором пел и маленький Вася Ермаков. Среди священников, посещавших лагерь, был Михаил Ридигер, отец будущего Патриарха Алексия II. Через месяц таллиннское духовенство попросило немцев отпустить отца Василия Веревкина с семьей, и фашисты согласились. Священник выдал Василия и его сестру за своих детей и забрал их с собой.
Священническое служение отец Василий совершал в Санкт-Петербурге, но при любой возможности навещал и свою малую родину. Для многих в Болхове встреча с ним привела к важным переменам в жизни. «У меня как раз был тогда период безверия. Помню, он кладет мне руку на плечо. С одной стороны, не очень комфортно. С другой — на душе становится легче, – вспоминает глава Болховского Района Орловской области Михаил Дорофеев. — В итоге я переосмыслил свою жизнь, и решающую роль в этом сыграл отец Василий. Я понял, что сила — не в мускулах, а в духе».
А для настоятеля Троицкого храма священника Александра Кузнецова встреча с о. Василем означала смену профессии учителя на священническое служение. «Он мне так и говорил: будешь первым болховским священником после меня», — рассказывает о. Александр. Своим духовным чадам отец Василий завещал возрождать Болхов. А возрождение города он прямо связывал с возрождением веры. «К нам стали приезжать люди, заинтересованные в развитии города. Как правило, это духовные чада отца Василия», — говорит Михаил Дорофеев.
Руками прихожан отца Василия на улице имени Василия Ермакова была построен гостиничный комплекс «Болховская старина» из четырех зданий с рестораном, русской баней и антикварной лавкой. Гостиница дает работу местным жителям и ежегодно приносит в казну стабильный доход от туристов. Готова и ждет установки на этой же улице новенькая детская площадка. В городе с населением в 11.5 тысяч человек — 8 действующих храмов. Чада отца Василия организовали паломнические поездки в Болхов — из Москвы и Питера. А некоторые просто сами переселились в Болхов. Тихий провинциальный уголок недалеко от Москвы пришелся им по душе.
Преподобный Макарий Алтайский, который висел на ветке
Болхов хранит не только память об одном из самых известных пастырей Петербурга, но и несколько святынь Православия. Здесь, в частности, упокоился Макарий Алтайский (Глухарев). Местный этнограф рассказывает, что прп. Макарий († 1847) знал 14 языков. Вопреки послушанию он перевел Ветхий Завет с церковно-славянского на русский, потому что считал, что каждый народ имеет право читать Священное Писание на том языке, которым владеет с рождения. Митрополит Московски Филарет, благословил архимандрита Макария быть миссионером на Алтае, обращать в православие живущие там тюркские народы. Макарий был тихим, худым и болезненным на вид. Однажды он ехал верхом по краю пропасти. В один прекрасный момент проводник обернулся и увидел, что лошадь идет с пустым седлом. Проводник вернулся по маршруту назад, и увидел прп. Макария висящим на ветке с закрытыми глазами и перебирающим четки. Ветка зацепила его за одежду и вынула из седла, а он так и остался висеть в этом положении.
Язычники телеуты, которых нашел Макарий на месте своего назначения в Бийском округе, жили в юртах из бересты, работать не хотели. Сначала они испугались худого монаха и хотели перекочевать подальше от миссии. Тем более что местные старообрядцы называли преподобного колдуном. Тогда преподобный сам переселился от пугливых кочевников. Местные люди спрашивали святого, нет ли у него когтей, и просили разуться. Спрашивали, нет ли крыльев, и просили поднять рукава. Преподобный смиренно раздевался и разувался, давая себя рассмотреть, и говорил: «когтей нет, я как вы — человек». Постепенно он стал для кочевников своим. Преподобный создал для своей паствы алфавит, дав письменный язык, и перевел на него молитвы. Кто крестился, тому он строил дом, приобретал скот, земледельческие орудия труда, тратя на это свое жалование. Выписывал из метрополии семена. Высаженные им удивительные сорта до сих пор растут на Алтае.
Преподобный Макарий провел на Алтае в общей сложности 14 лет, после чего попросил перевести его по состоянию здоровья. Похоронен святой был в Болхове, под стенами Троицкого Оптина монастыря (предание гласит, что монастырь основал тот же самый разбойник Опта, что и Оптину пустынь под Козельском). По рассказам современников, на похоронах в храме свечи горели плохо — так много народу пришло прощаться, что кислорода не хватало
В советское время могила преподобного была потеряна, а в монастыре устроили скотный двор. Захоронения вскрыли, из добротных дубовых гробов сделали кадки для засолки капусты, кормушки для свиней и ледянки для катания с горок. Несколько лет назад монахини из возрожденного монастыря во время реконструкции открыли под слоем строительного мусора вход в склеп, где были обнаружены человеческие останки. По описанию склеп совпадает с тем, в котором был похоронен преподобный. Монахини ждут результатов генетической экспертизы из Петербурга, а предположительные мощи хранятся в Оптином монастыре Болхова в тайном месте.
Георгий Коссов — второй Иоанн Кронштадтский
Еще одной святыней Болхова являются мощи священноисповедника Георгия Коссова († 1928). Отец Георгий женился на сироте, жил в глуши, служил в храме с дырявой крышей. Зимой во время службы через дыру шел снег. Это был самый бедный и отдаленный приход епархии. «Ясно слышался какой-то вой и шум; кровать, на которой лежал о. Георгий, кто-то качал из стороны в сторону. Наконец он был выброшен какой-то силой из кровати на пол», — сообщает его житие. Некий голос требовал от священника покинуть это место. Отец Георгий дважды переодевался в гражданскую одежду и пешком ходил в Оптину Пустынь (от Болхова до нее около 80 километров), просил благословить его отказаться от прихода. Оба раза его встречал Амвросий Оптинский, выделял из толпы и вразумлял вернуться обратно: «Ты чего, Иерей, испугался? Враг один, а вас двое!» По возвращении батюшка начал служить ежедневно, в церковь на службу стали приезжать люди из соседних сел. Прихожане понемногу привязывались к своему пастырю и начинали ценить его служение. Село Спас-Черкяк, где служил батюшка, разрослось с 14 дворов до сотни.
В селе построили кирпичный завод, на котором работали прихожане. Из произведенного кирпича построили новый храм, больницу, школу и приют для девочек на 120 человек, несколько мастерских и странноприимный дом. Каждой девушке о. Георгий Коссов готовил сундучок с приданым. Приютянки слыли в округе хорошими невестами — трудолюбивыми, скромными и целомудренными. Часть из них вступили в монастырь. К священнику начали обращаться за советом и утешением, приезжали издалека, в том числе из Москвы. Известны случаи исцелений больных по молитвам о. Георгия. Высоко чтил подвижника св. прав. Иоанн Кронштадтский. Говорят, что о. Иоанн выговаривал орловским паломникам: зачем ездите ко мне, когда у вас есть такой святой батюшка, заслуживший своей богоугодной жизнью любовь Господа.
После смерти о. Георгия его семья была репрессирована, приют закрыт. Вдова скончалась в ссылке в Архангельске. Невестку Глафиру Алексеевну пытали в орловской тюрьме — искали «сокровища», которые о. Георгий якобы сделал на сиротках. От пыток Глафира лишилась рассудка и вскоре умерла. Брат о. Георгия, болховский священник Константин вместе с другими священниками был утоплен в Енисее в трюме баржи. Мощи священноисповедника выставлены для поклонения в Спасо-Преображенском соборе Болхова.
В этом году в Болховском район впервые за последние 20 лет население перестало убывать — смертность сравнялась с рождаемостью. Рождений было на 30% больше, чем в прошлом году, причем рождались чаще мальчики. Сумма собранных налогов с малого бизнеса выросла на 116%. Градообразующее предприятие города — завод полупроводниковых приборов — получает заказы. Отец Василий говорил, что с возрождением православия и восстановлением храмов будет связано и возрождение самого Болхова. Яркого возрождения купеческого города на торговом тракте пока и не происходит. Но падение, кажется, остановилось. И в целом город производит приятное впечатление старого русского местечка, куда приятно будет вернуться еще раз после того, как установят подлинность мощей Макария Алтайского.
Источник священномученика Кукши
Рядом с источником свщмч. Кукши стоит «епархиальный скит». По сути, это небольшой мужской монастырь
На втором этаже домовый храм, здесь поют знаменным распевом
Неподалеку братия строит большой кирпичный храм
Спасо-преображенский собор. Для богослужений открыт только зимний храм
Внутри статуя Святителя Николая – не характерный для православной Церкви элемент внутреннего убранства
Второй этаж собора
Мощи священноисповедника Георгия Коссова
Икона прп. Макария Алтайского в Троицком Оптином женском монастыре
Знаете ли вы Москву?
Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва?
Ученье — свет
Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя?
Крещение Руси
День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое.
Счастливые годы последней императорской семьи
Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России?
Русские святые
Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины
Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей
Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии.
400-летие дома Романовых: памятные места
Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых.
Династия Романовых и благотворительность
В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия.
Пасха
Зачем идет крестный ход знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»?
Великий пост
Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение.
СретениеРождественская викторина
Епископ Карибского моря Каракас -- столица Венесуэлы. Епископ Каракасский ИОАНН (Берзинь) управляет самой неспокойной, Южноамериканской зарубежной епархией. Значительная часть приходов Латинской Америки, входивших в состав Зарубежной Церкви, ушла в раскол накануне подписания акта о каноническом общении РПЦЗ с Московским Патриархатом 17 мая 2007 года. К пятилетнему юбилею воссоединения мы публикуем наше интервью с владыкой.
Деревня, которая не вымирает Бросить все и уехать в деревню» — если вас время от времени посещает такая мысль, отправляйтесь в Ступино Архангельской области. Это как раз то, что нужно измученному цивилизацией жителю мегаполиса. Кругом тайга, до ближайшего населенного пункта 60 км, и в самой деревне — никаких признаков вырождения. Здесь кипит жизнь, и почти треть населения — дети.
Одежда в школе: допустимы ли хиджабы В Госдуме в рамках дискуссии о проекте закона об образовании законопроекта «Об образовании в РФ» обсуждается вопрос о введении единой школьной формы. О том, должна ли одежда школьников быть светской, о вненациональных ценностях и «плавильном тигле советской империи» размышляют директор Традиционной гимназии иерей Андрей ПОСТЕРНАК, главный редактор православного молодежного журнала «Наследник» протоиерей Максим ПЕРВОЗВАНСКИЙ и сотрудник РИА Новости Радик АМИРОВ.</
«Православные гопники» или миссионеры? Недавно в интернете распространилась видеозапись на которой группа православных активистов требует у посетительницы кафе «Му-му» снять «антиправославную» футболку. Запись вызвала противоречивую реакцию. За комментарием мы обратились к руководителю православного молодежного движения «Даниловцы» Юрию Белановскому.
Эмиграция: отечество земное и небесное Почему переезд за рубеж – общая проблема сегодняшней «мировой деревни», как сохранить связи со своей страной, даже если живешь за границей и бывает ли, что тоска по отечеству земному приводит к вере в Отечество Небесное, рассуждает архимандрит САВВА (ТУТУНОВ), заместитель управляющего делами Московского Патриархата.
Эмиграция – личный опыт: Израиль как оазис Православия У IT-специалиста Юрия Когана чувство родины появилось в 20 лет, когда он взял в руки Библию. Тогда он уехал в Израиль. Говорит, что живет очень непросто, но рад. Особенно рад тому, что здесь гораздо проще попасть к православному священнику в его родном Дальнегорске
Волны русской эмиграции: от Ивана Грозного до наших дней В дореволюционном российском законодательстве эмиграция как правовое понятие отсутствовала. Подданным России запрещалось менять гражданство. Нарушивших закон, вне зависимости от сословия, ждала вечная ссылка в Сибирь и утрата имущества. Судьбу волн русской эмиграции начиная со средних веков и до конца ХХ века проследил историк Ярослав ЗВЕРЕВ.
Где моя родина? Сегодня эмиграция в основном образовательная: уезжают студенты, потому что они энергичны, хорошо знают английский и имеют шанс найти достойную работу заграницей. Но уезжают не все. По каким причинам одни студенты хотят покинуть Россию, а другие — остаться? И что называют родиной? Рассказывают они сами
Переселение народов: почему из России уезжают Специалист по социологии миграции профессор Даниил АЛЕКСАНДРОВ считает, что причины миграции образованных людей из России – не политические.
Бородино: 20 тонн пороха 200-летний юбилей победы в Отечественной войне 1812 года отметили масштабной реконструкцией Бородинского сражения. В театре военных действий на Бородинском поле побывал наш корреспондент, смотрите фоторепортаж
Эмиграция – личный опыт: «Человек должен жить дома» Переводчик Елена ДОРМАН рассказывает, что ее семья не эмигрировала, а бежала, когда ее отца должны были со дня на день арестовать как диссидента. В эмиграции Елена крестилась, а чувство Родины обрела в России. Когда вернулась сюда через много лет
Архимандрит Тихон (Шевкунов): Памятник патриарху Ермогену – это памятник спасителю Москвы На выставке «Православная Русь», которая пройдет в «Манеже» с 4 по 8 ноября, будут установлены специальные электронные терминалы. Через них посетители смогут выбрать лучший из 60 проектов памятника свщмч. Ермогену, патриарху Московскому. Памятник планируется установить в Александровском саду к 25 мая следующего года.
22 июня: трагедии и подвиги маленького человека Историк и публицист Андрей ЗАЙЦЕВ на основе военных дневников и писем реконструирует для «Нескучного сада» первые дни Великой Отечественной войны. Почему нападение немцев стало неожиданностью, хотя приготовления к войне были очевидны?
Ноябрьский номер «Нескучного сада»: тема - эмиграция Сегодня уже не нужно эмигрировать для того, чтобы учиться или работать на Западе. Но все чаще можно услышать: «хочу уехать из этой страны». О тех, кто уехал и о тех, кто остается, – новый номер журнала «Нескучный сад».
Ордена войны: возвращение к империи? Пропагандистско-идеологический механизм Советского Союза в первые годы войны переживает перестройку: интернационализм, рабоче-крестьянские лозунги уступают место патриотизму, прославлению русского народа. В армии и на флоте начинают возрождаться традиции дореволюционной России, война становится Отечественной. Возникают награды, имеющие явные имперские корни. О том, как появлялись военные ордена, рассказывает историк Петр МАЗАЕВ
Поруганные святыни показали журналистам Сегодня в Храм Христа Спасителя привезли пять изрубленных топором икон из Великого Устюга и пострадавший от вандала с ножом поклонный крест из Невинномысска. Святыни вынесут для поклонения на молебне в защиту веры, который состоится 22 апреля
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.