Переводчик Елена ДОРМАН, сотрудник Дома русского зарубежья им. Солженицына, рассказывает, что ее семья не эмигрировала. Она, по сути, бежала, потому что ее отца должны были со дня на день арестовать как диссидента. В эмиграции Елена крестилась, а чувство Родины обрела в России. Когда вернулась сюда через много летСвято-Владимирская семинария. Фото Алексея Маркевича
Мы уезжали в 1972 году, по сути не эмигрировали, а бежали. Со дня на день должны были посадить моего отца – правозащитника, члена Инициативной группы по защите прав человека в СССР, наша семья занималась организацией помощи политзаключенным и их семьям. Отец часто присутствовал при обысках, его имя проходило в материалах дел других диссидентов, и было ясно, что рано или поздно с обыском придут и к нам. Кроме того, у нас часто останавливался Солженицын (его первая жена была маминой кузиной). Пока Александра Исаевича не трогали, мы тоже жили относительно спокойно. Но к 1972 году стало ясно, что над Солженицыным сгущаются тучи. Мне было тогда 16 лет, но и я уже втянулась в активную правозащитную деятельность, так что мама боялась не только за отца, но и за меня. Поэтому было принято решение уезжать, пока не поздно.
Я очень не хотела, рыдала, твердила, что это предательство, что я не крыса, бегущая с тонущего корабля. Все сидят, почему я не могу? Я росла в таком окружении, где практически все либо уже отбыли срок, либо со дня на день могли оказаться за решеткой, поэтому я с детства была твердо убеждена, что сидеть в лагере — это нормально. Просто разные люди оказываются там в разное время, в разном возрасте, тем не менее это неотъемлемая часть человеческой жизни. Родители моих возражений слушать не стали, и меня увезли в Америку. Хорошо помню, как нас провожали. Это скорее походило на похороны — наши друзья прощались с нами навсегда. О том, чтобы когда-то снова свидеться, никто тогда и мечтать не мог. Так мы и уехали с чувством, что за нами навсегда захлопнулась дверь.
Я прожила в Америке двадцать невероятно ярких лет. Самые значимые события — замужество, рождение обеих дочерей — произошли именно там. Разумеется, вся наша деятельность в эмиграции была связана с родиной. Мы и «из-за бугра» продолжали «спасать Россию». Папа сотрудничал с «Радио Свобода», мама устроилась на работу в Международную литературную ассоциацию, которая занималась тем, что закупала русские книги, выходившие на Западе, и всякими путями — с моряками, с дипломатами — отправляла сюда. Я же училась и работала много лет в издательстве «Хроника-Пресс», основанном физиком и правозащитником Валерием Чалидзе в Нью-Йорке. Мы издавали бюллетень «Хроника защиты прав человека в СССР», где из месяца в месяц публиковались новости правозащитного движения в России и акций на Западе в его поддержку, публиковали пересылавшуюся нам «тайными путями» московскую «Хронику текущих событий».
В эмиграции я обрела Церковь. Уезжала из России я даже некрещеная. Правда, всегда осознавала себя верующей, но форму эта вера обрела именно в Америке. Самые яркие воспоминания остались у меня от наших поездок в Свято-Владимирскую семинарию — на лекции, на службы. Были живы отец Александр Шмеман, отец Иоанн Мейендорф. Отец Александр меня и крестил. За что я особенно благодарна эмиграции — это за опыт вселенского Православия. С самых первых шагов своего воцерковления я попала в среду людей, объединенных не по национальному, а исключительно по религиозному принципу. Для заграницы это, в общем, редкость, там чаще всего люди сбиваются вокруг церкви именно для того, чтобы на чужбине сохранить национальную принадлежность. Особенно остро это ощущалось на приходах РПЦЗ. В Свято-Владимирской семинарии этнической составляющей не было и в помине. Кто только там не учился! У нас были и эскимосы, и африканцы, и европейцы. Помню негритянку с изумительным голосом, певшую на клиросе. Это было чистое, беспримесное Православие. В Америке я раз и навсегда поняла для себя, что церковь — она для всех, это не клуб по интересам и не средство сохранения идентичности.
Моя семья вернулась в Россию в 1992 году. Зачем? Ведь все было так хорошо. Да, действительно, мы неплохо устроились в Америке. Но все эти годы я жила с мыслью, что жить надо дома. Одно другому совсем не мешает: можно прекрасно адаптироваться в новых условиях и при этом тосковать по родине. Поэтому, как только рухнул железный занавес, мы стали сюда приезжать в гости. Затем моему мужу предложили работу в России: американская благотворительная организация открывала здесь свое представительство. А когда работа закончилась, мы просто остались.
Помимо собственного желания вернуться была еще одна причина, по которой я стремилась в Россию: стало очевидно, что в Америке я не смогу вырастить своих детей должным образом. Воспитание, которое я могла дать своим детям, было им совершено не нужно для жизни в Америке. Это не значит, что там жизнь плохая, вовсе нет. Она хороша по-своему. Но я их к этой жизни нормально подготовить не могла никак. Оставалось два варианта. Либо их оставить в покое и пусть сами адаптируются как умеют. Но тогда они выросли бы совершено чужими для меня людьми, а этого совсем не хотелось. Или попытаться создать им искусственную среду а-ля рус, как, собственно, и поступали многие эмигранты. Живя в Америке, многие из них старательно культивировали «русскость»: пили чай из самовара, украшали дома иконами, гордились тем, что их дети читают русские книжки, говорят по-русски. Но это был уже совсем не русский быт и не настоящий русский язык. Россия, которую они сохраняли, была ими придумана, а настоящей они не видели и не знали. В итоге у их детей в головах все смешивалось, они были и не там, и не здесь. Такой судьбы для своих детей я тоже не хотела. Нельзя плодить шизофрению своими руками, человек должен нормально себя чувствовать в той среде, где ему довелось жить, должен участвовать в жизни страны. Поэтому выход я видела только один — переехать с детьми на родину.
Когда мы вернулись, младшей дочке было 8 лет, старшей — 13. Здесь они расцвели. В Америке нет таких потрясающих возможностей для развития ребенка, как в России. По крайней мере, их не было там, где мы жили. Крайне узкий круг общения и практически никаких занятий, кроме школы, — такова была их американская реальность. Здесь же они сразу окунулись в бурную внеклассную жизнь: старшая буквально «поселилась» в Музее им. Пушкина, младшая начала петь в хоре. Театры, кружки, подружки — что еще нужно для детского счастья!
Сейчас я с большим удовольствием время от времени летаю в Америку. Я заметила, что отсюда стала лучше к ней относиться. Даже Нью-Йорк, который никогда не любила, теперь кажется мне очень интересным городом. Там приятно погулять, даже пожить какое-то время, с благодарностью вспоминая годы эмиграции, давшие мне так много. А потом — с радостью вернуться домой, в Россию.
Знаете ли вы Москву?
Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва?
Ученье — свет
Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя?
Крещение Руси
День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое.
Счастливые годы последней императорской семьи
Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России?
Русские святые
Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины
Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей
Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии.
400-летие дома Романовых: памятные места
Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых.
Династия Романовых и благотворительность
В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия.
Пасха
Зачем идет крестный ход знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»?
Великий пост
Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение.
СретениеРождественская викторина
Читайте также:
Эмиграция – личный опыт: Израиль как оазис Православия У IT-специалиста Юрия Когана чувство родины появилось в 20 лет, когда он взял в руки Библию. Тогда он уехал в Израиль. Говорит, что живет очень непросто, но рад. Особенно рад тому, что здесь гораздо проще попасть к православному священнику в его родном Дальнегорске
Ноябрьский номер «Нескучного сада»: тема - эмиграция Сегодня уже не нужно эмигрировать для того, чтобы учиться или работать на Западе. Но все чаще можно услышать: «хочу уехать из этой страны». О тех, кто уехал и о тех, кто остается, – новый номер журнала «Нескучный сад».
Человек без Родины – сирота Если не любить свой народ, то не реализуется какая-то часть твоей души, уверен епископ Смоленский и Вяземский ПАНТЕЛЕИМОН
Волны русской эмиграции: от Ивана Грозного до наших дней В дореволюционном российском законодательстве эмиграция как правовое понятие отсутствовала. Подданным России запрещалось менять гражданство. Нарушивших закон, вне зависимости от сословия, ждала вечная ссылка в Сибирь и утрата имущества. Судьбу волн русской эмиграции начиная со средних веков и до конца ХХ века проследил историк Ярослав ЗВЕРЕВ.
Где моя родина? Сегодня эмиграция в основном образовательная: уезжают студенты, потому что они энергичны, хорошо знают английский и имеют шанс найти достойную работу заграницей. Но уезжают не все. По каким причинам одни студенты хотят покинуть Россию, а другие — остаться? И что называют родиной? Рассказывают они сами
Эмиграция: отечество земное и небесное Почему переезд за рубеж – общая проблема сегодняшней «мировой деревни», как сохранить связи со своей страной, даже если живешь за границей и бывает ли, что тоска по отечеству земному приводит к вере в Отечество Небесное, рассуждает архимандрит САВВА (ТУТУНОВ), заместитель управляющего делами Московского Патриархата.
Переселение народов: почему из России уезжают Специалист по социологии миграции профессор Даниил АЛЕКСАНДРОВ считает, что причины миграции образованных людей из России – не политические.
Владимир Берхин: активистами не рождаются Надо ли быть активистом, надо ли пытаться что-то изменить во внешнем мире, или лучше предпочесть внешним действиям работу над собой? Дискуссию, начатую репликой монаха Диодора (Ларионова), продолжает руководитель благотворительного фонда «Предание» Владимир БЕРХИН
Обостренный активизм: ложь и пустота фарисеев Любить народ и презирать своего ближнего, делить мир на "мы" и "они", заботиться о морали общества и позволять самому себе перешагивать через мораль. Примеры этой нравственной шизофрении новостная лента приносит каждый день. О христианстве и политическом активизме вне партий и течений рассуждает монах Диодор (ЛАРИОНОВ)
Драма традиционалиста, у которого не хватило веры Один из лидеров российского пролайф движения Андрей Хвесюк считает, что самоубийство Доминика Веннера в Париже, это поступок традиционалиста, который еще помнит, как должна быть устроена страна, но уже забыл — почему
Болхов: возрождение вручную Жители Болхова сожгли свой памятник Ленину, переименовали улицу Маркса в честь протоиерея Василия Ермакова, а духовные чада священника построили на этой улице современную гостиницу и завезли в город московских паломников. Сегодня отцу Василию исполнилось бы 85 лет, в день его рождения публикуем фоторепортаж о его родном городе.
Бородино: 20 тонн пороха 200-летний юбилей победы в Отечественной войне 1812 года отметили масштабной реконструкцией Бородинского сражения. В театре военных действий на Бородинском поле побывал наш корреспондент, смотрите фоторепортаж
«Православные гопники» или миссионеры? Недавно в интернете распространилась видеозапись на которой группа православных активистов требует у посетительницы кафе «Му-му» снять «антиправославную» футболку. Запись вызвала противоречивую реакцию. За комментарием мы обратились к руководителю православного молодежного движения «Даниловцы» Юрию Белановскому.
22 июня: трагедии и подвиги маленького человека Историк и публицист Андрей ЗАЙЦЕВ на основе военных дневников и писем реконструирует для «Нескучного сада» первые дни Великой Отечественной войны. Почему нападение немцев стало неожиданностью, хотя приготовления к войне были очевидны?
Епископ Карибского моря Каракас -- столица Венесуэлы. Епископ Каракасский ИОАНН (Берзинь) управляет самой неспокойной, Южноамериканской зарубежной епархией. Значительная часть приходов Латинской Америки, входивших в состав Зарубежной Церкви, ушла в раскол накануне подписания акта о каноническом общении РПЦЗ с Московским Патриархатом 17 мая 2007 года. К пятилетнему юбилею воссоединения мы публикуем наше интервью с владыкой.
Ордена войны: возвращение к империи? Пропагандистско-идеологический механизм Советского Союза в первые годы войны переживает перестройку: интернационализм, рабоче-крестьянские лозунги уступают место патриотизму, прославлению русского народа. В армии и на флоте начинают возрождаться традиции дореволюционной России, война становится Отечественной. Возникают награды, имеющие явные имперские корни. О том, как появлялись военные ордена, рассказывает историк Петр МАЗАЕВ
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.