У IT-специалиста и медработника по уходу за престарелыми Юрия Когана чувство родины появилось в 20 лет, когда он взял в руки Библию. Он понял, что его настоящая Родина – Израиль и уехал туда в 1998 году. Говорит, что живет очень непросто, но рад. Особенно рад тому, что здесь гораздо проще попасть к православному священнику, чем на его малой родине, в ДальнегорскеГефсимания, храм Святой Марии Магдалины, недалеко от гробницы Богоматери. Храм относится к РПЦЗ Московского Патриархата. Построен императором Александром III в память о его матери, императрице Марии Александровне. Здесь покоятся святые преподобномученицы великая княгиня Елизавета Федоровна и ее келейница инокиня Варвара
Мое поколение, люди, выросшие в СССР, с детства усвоили, что такое родина и как ее надо любить. Помню, как мы писали сочинения о патриотизме, о русских березках, о ностальгии эмигрантов, и верили, что чувство родины — это тот самый стержень, на котором держится вся человеческая жизнь. Уехав в Израиль уже взрослым человеком, я на своем опыте убедился в том, что это не так. Чувство родины, конечно, есть, но оно напрочь лишено той патетики, с которой о нем рассказывали в школе. Впрочем, все зависит от того, зачем и куда человек уезжает. В Израиле есть такое выражение «колбасная эмиграция» — так называют тех, кто бежал из России в трудные времена. По сути, им было все равно куда податься, лишь бы уехать из страны, где голодно, опасно, бесперспективно. Они ехали «из» России, а не «в» Израиль, Америку, Германию. Мне кажется, что такие люди, не имеющие положительной мотивации, в любой стране будут эмигрантами и всегда будут страдать от ностальгии. Для них любой берег будет берег «турецкий». Я же уезжал иначе.
О переезде в Израиль я начал задумываться в возрасте 20 лет. Тогда я впервые взял в руки Библию, и у меня вдруг появилось чувство родины, не связанное ни с детством, ни с культурой. Нечто несоизмеримо большее. Прошло семь лет, прежде чем я осуществил свое желание. За это время моя идея выстоялась как хорошее вино. Я уехал не потому, что в России было плохо. Да, мне не нравилось, что вокруг меня все какое-то серое, что из года в год ничего не меняется, что дома разрушаются, дороги разбиваются. Но уезжал я не от этого. Я просто ехал в ту страну, куда меня тянуло.
Я живу в Израиле уже 15 лет. Знакомо ли мне чувство ностальгии? Разумеется. Оно всегда при мне. Но это так незначительно по сравнению с тем, что я здесь приобрел. Я называю тоску по родине некрасивым словом — любовь к родным помойкам. Я не вкладываю в это выражение никакого негатива, просто воспоминания детства нам всегда дороги, какими бы они ни были. Малая родина — это место, где ты формируешься. Первая любовь, первая ненависть, первые друзья и враги — все это связано в нашей душе с каким-то местом. Для меня таким местом был город Дальнегорск Приморского края — 400 км от Японии, 500 км от Владивостока. Я всегда вспоминаю о нем с нежностью. Помню, как в придорожной столовой на улице остужали компот, подошли три свиньи и начали этот компот из чана пить. Для меня это воспоминания не ужасные, не негативные, потому что это — мое детство, моя малая родина.
Я уехал в 1998 году, а вскоре испытал страшную ностальгию. По законам того времени визу в Россию можно было беспрепятственно получить только после трех лет эмиграции. Но «родные помойки» так тянули меня к себе, что уже через два года я приложил неимоверные усилия, залез в долги, оставил в Израиле денежный залог и вырвался в Дальнегорск. Но вот что удивительно: когда через месяц я возвращался обратно, у меня вдруг появилось ощущение, что я лечу домой. Это было непостижимо. Там, в России, у меня осталась мама, друзья, родственники, а летел я в страну, где у меня на тот момент практически никого не было. И тем не менее я почувствовал, что мой дом именно здесь. Тогда у меня появилось чувство родины, не связанное ни с детством, ни с культурой.
Если бы я был «колбасным эмигрантом», то, наверное, давно сбежал бы отсюда. С точки зрения бытовой устроенности нашу жизнь нельзя назвать сытой и благополучной. Порой мы едва сводим концы с концами. Тем не менее я не могу себя представить живущим ни в Канаде, ни в Германии, ни где-то еще.
Для меня Израиль – это Святая Земля, центр мира, где творится история. Как это ни удивительно, именно здесь я, а затем и моя семья зажили полноценной церковной жизнью. В этой маленькой стране такое количество монастырей, святынь, церквей, что я каждый год открываю для себя что-то новое. Во всяком случае, здешняя религиозная жизнь не идет ни в какое сравнение с моим родным Приморским краем, где один священник на 100 квадратных километров. Для нас Израиль оказался оазисом Православия в апостасийной Европе, в апостасийной России. Да-да, это вы в России думаете, что живете в православной стране. Нам со стороны так не кажется. Мы о вас плачем, мы о вас молимся. Здесь, на Востоке, на «пороховой бочке», Православие почему-то защищено намного лучше, чем у вас. Поверьте, акты вандализма у нас тоже случаются. Наверное, ни одного дня не проходит без религиозных эксцессов. То какие-то девушки устраивают перформансы у Стены Плача, строя из себя раввинов, то славяне с греками в храме Воскресения Христова затевают сражения на швабрах. Если бы из каждой кощунственной выходки раздувался скандал, мы бы просто утонули в крови. Но местная полиция умудряется справляться со всеми этими ситуациями, не доводя их до серьезного конфликта.
За много десятков лет Израиль выработал политику настоящей религиозной толерантности, это действительно мультикультурная страна. Здесь столько всего намешано: и мусульмане, и семиты, и шеиты, и бедуины, и какие-то секты. Тут и православные, и католики, и латиняне (католики восточного обряда). В пограничных войсках служат и христиане, которые приносят присягу на Евангелии, и иудеи с пейсами. В Израиле есть все, весь мир. Это страна, где каждый может найти свою культурную нишу, и мы ее нашли. У нас с женой широкий круг общения, мы собираемся в христианских молитвенных группах, ходим в церковь, поем на клиросе. Мы не чувствуем себя в эмиграции. Вот представьте себе: вы живете в тесной малогабаритной квартире, и вдруг у вас появляется возможность получить еще и соседнюю квартиру. Вы воспользуетесь таким шансом расширить свое жизненное пространство? Очевидно, да. Вот именно так я воспринимаю свой переезд в Израиль.
Подготовила Евгения ВЛАСОВА. Фото: Екатерина СТЕПАНОВА
Знаете ли вы Москву?
Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва?
Ученье — свет
Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя?
Крещение Руси
День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое.
Счастливые годы последней императорской семьи
Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России?
Русские святые
Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины
Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей
Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии.
400-летие дома Романовых: памятные места
Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых.
Династия Романовых и благотворительность
В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия.
Пасха
Зачем идет крестный ход знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»?
Великий пост
Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение.
СретениеРождественская викторина
Читайте также:
Эмиграция – личный опыт: «Человек должен жить дома» Переводчик Елена ДОРМАН рассказывает, что ее семья не эмигрировала, а бежала, когда ее отца должны были со дня на день арестовать как диссидента. В эмиграции Елена крестилась, а чувство Родины обрела в России. Когда вернулась сюда через много лет
Ноябрьский номер «Нескучного сада»: тема - эмиграция Сегодня уже не нужно эмигрировать для того, чтобы учиться или работать на Западе. Но все чаще можно услышать: «хочу уехать из этой страны». О тех, кто уехал и о тех, кто остается, – новый номер журнала «Нескучный сад».
Человек без Родины – сирота Если не любить свой народ, то не реализуется какая-то часть твоей души, уверен епископ Смоленский и Вяземский ПАНТЕЛЕИМОН
Волны русской эмиграции: от Ивана Грозного до наших дней В дореволюционном российском законодательстве эмиграция как правовое понятие отсутствовала. Подданным России запрещалось менять гражданство. Нарушивших закон, вне зависимости от сословия, ждала вечная ссылка в Сибирь и утрата имущества. Судьбу волн русской эмиграции начиная со средних веков и до конца ХХ века проследил историк Ярослав ЗВЕРЕВ.
Где моя родина? Сегодня эмиграция в основном образовательная: уезжают студенты, потому что они энергичны, хорошо знают английский и имеют шанс найти достойную работу заграницей. Но уезжают не все. По каким причинам одни студенты хотят покинуть Россию, а другие — остаться? И что называют родиной? Рассказывают они сами
Эмиграция: отечество земное и небесное Почему переезд за рубеж – общая проблема сегодняшней «мировой деревни», как сохранить связи со своей страной, даже если живешь за границей и бывает ли, что тоска по отечеству земному приводит к вере в Отечество Небесное, рассуждает архимандрит САВВА (ТУТУНОВ), заместитель управляющего делами Московского Патриархата.
Переселение народов: почему из России уезжают Специалист по социологии миграции профессор Даниил АЛЕКСАНДРОВ считает, что причины миграции образованных людей из России – не политические.
Владимир Берхин: активистами не рождаются Надо ли быть активистом, надо ли пытаться что-то изменить во внешнем мире, или лучше предпочесть внешним действиям работу над собой? Дискуссию, начатую репликой монаха Диодора (Ларионова), продолжает руководитель благотворительного фонда «Предание» Владимир БЕРХИН
Обостренный активизм: ложь и пустота фарисеев Любить народ и презирать своего ближнего, делить мир на "мы" и "они", заботиться о морали общества и позволять самому себе перешагивать через мораль. Примеры этой нравственной шизофрении новостная лента приносит каждый день. О христианстве и политическом активизме вне партий и течений рассуждает монах Диодор (ЛАРИОНОВ)
Драма традиционалиста, у которого не хватило веры Один из лидеров российского пролайф движения Андрей Хвесюк считает, что самоубийство Доминика Веннера в Париже, это поступок традиционалиста, который еще помнит, как должна быть устроена страна, но уже забыл — почему
Болхов: возрождение вручную Жители Болхова сожгли свой памятник Ленину, переименовали улицу Маркса в честь протоиерея Василия Ермакова, а духовные чада священника построили на этой улице современную гостиницу и завезли в город московских паломников. Сегодня отцу Василию исполнилось бы 85 лет, в день его рождения публикуем фоторепортаж о его родном городе.
Бородино: 20 тонн пороха 200-летний юбилей победы в Отечественной войне 1812 года отметили масштабной реконструкцией Бородинского сражения. В театре военных действий на Бородинском поле побывал наш корреспондент, смотрите фоторепортаж
«Православные гопники» или миссионеры? Недавно в интернете распространилась видеозапись на которой группа православных активистов требует у посетительницы кафе «Му-му» снять «антиправославную» футболку. Запись вызвала противоречивую реакцию. За комментарием мы обратились к руководителю православного молодежного движения «Даниловцы» Юрию Белановскому.
22 июня: трагедии и подвиги маленького человека Историк и публицист Андрей ЗАЙЦЕВ на основе военных дневников и писем реконструирует для «Нескучного сада» первые дни Великой Отечественной войны. Почему нападение немцев стало неожиданностью, хотя приготовления к войне были очевидны?
Епископ Карибского моря Каракас -- столица Венесуэлы. Епископ Каракасский ИОАНН (Берзинь) управляет самой неспокойной, Южноамериканской зарубежной епархией. Значительная часть приходов Латинской Америки, входивших в состав Зарубежной Церкви, ушла в раскол накануне подписания акта о каноническом общении РПЦЗ с Московским Патриархатом 17 мая 2007 года. К пятилетнему юбилею воссоединения мы публикуем наше интервью с владыкой.
Ордена войны: возвращение к империи? Пропагандистско-идеологический механизм Советского Союза в первые годы войны переживает перестройку: интернационализм, рабоче-крестьянские лозунги уступают место патриотизму, прославлению русского народа. В армии и на флоте начинают возрождаться традиции дореволюционной России, война становится Отечественной. Возникают награды, имеющие явные имперские корни. О том, как появлялись военные ордена, рассказывает историк Петр МАЗАЕВ
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.