Протоиерей Константин Кобелев более десяти лет является настоятелем тюремного храма в Бутырской тюрьме. Тюремный священник рассказал – в чем правда ФСИН, а в чем – заключенных. Председатель Синодального отдела по тюремному служению епископ Красногорский Иринарх (в центре), прот. Константин Кобелев, начальник бутырского Следственного Изолятора полковник внутренней службы Сергей Телятников
– Почему вообще заключенные бунтуют? Всегда ли это происходит от безвыходности или они могут таким образом пытаться «продавить» тюремную администрацию?
– Ну как нет выхода? Всегда есть выход – сиди и терпи. Но терпение может закончиться. Бунт всегда имеет объективные причины. Обычно есть негласный союз, определенное соглашение между заключенными и теми, кто их содержит. В тюрьме есть своя система. Есть вор в законе, есть смотрящие в камерах, в коридорах. Есть внутренняя структура, с которой государство смиряется и через эту структуру взаимодействует с заключенными, поддерживая в тюрьме какой-то порядок.
И бунт это всегда сигнал, что какие-то принципы взаимодействия нарушены. Но что именно – нам очень трудно разобраться. В любом случае, это сигнал о том, что сотрудники исправительного учреждения в чем-то неправы. Надо уметь с заключенными ладить, понимать их состояние и не доводить до бунта, договариваться. Вот у нас был начальник, царство ему небесное, Геннадий Орешкин. Такие были условия в девяностые, когда кормить нечем было. Заключенные прямо предупреждали – мы сейчас будем бунтовать. А он отвечал «нет-нет, не надо, сейчас я что-нибудь придумаю». И находил продукты, каких-то спонсоров, чтобы накормить людей.
Но в самих бунтах заключенных нет ничего хорошего. Это дело тонкое, и не нужно думать, что ФСИН обязательно не права, нужно иметь к ней определенное доверие. Общество не должно идти против системы исполнения наказания. Она ведь никого не наказывает, а только исполняет. Наказывает суд и прокуратура. А ФСИН заключенных только содержит. Когда князь Владимир крестил Русь, он выкатил все свои запасы вина и пооткрывал все тюрьмы. К нему пришел митрополит и сказал, что миловать это дело Церкви, а царское дело – следить за порядком. Конечно, в этой колонии могут быть нарушения, но заключенные уже подали сигнал, дело получило общественный резонанс. Теперь надо всеми путями заключенных успокоить, а потом уже разбираться -- кто виноват и наказывать виновных. Есть бунт, и этот бунт надо ликвидировать срочно, потому что бунт это всегда кровь, и чем дальше он зайдет, тем будет хуже. Потому что это такая стихия, революция, которая никогда никого ни к чему хорошему не приводит. Допустим, сейчас взбунтуется еще одна колония, а за ней – все заключенные в России. Что мы будем делать? Заключенные – это определенная среда. И они под этот шумок могут добиваться своих целей. Заключенные должны сидеть, они не должны бунтовать. Предметы, изъятые у заключенных Бутырского следственного изолятора
– Если сейчас заключенные успокоятся, то не получится ли так, что условиях их содержания останутся прежними и проблема, которая побудила их устроить бунт, не будет решена?
– Если они сейчас успокоятся, это просто так не останется, обязательно будет разбирательство, и оно уже идет. История получила общественный резонанс, и никто не даст ее просто так замять. И Москве и Российскому ФСИН такие скандалы не нужны – и начальника снимут, и кого то могут из сотрудников посадить. Вы не думайте, что ФСИН это такая система, которая хочет прятать концы в воду. Я это знаю по Бутырке – сколько у нас было проверок и тому подобного. В Копейске никому не поздоровится – в этом отношении можно не беспокоиться.
–Некоторые говорят, что заключенных «надо держать в ежовых рукавицах», по другому с ними нельзя, и что они сами заслужили к себе такое отношение. Что вы по этому поводу думаете?
– Вообще-то Копейская колония – это колония строгого режима. Но нельзя говорить, что заключенные заслужили пытки или унижения. Эти люди уже отбывают положенное им наказание, суд не приговаривал их к пыткам или унижению. В чем-то в этой ситуации заключенные безусловно правы, явно тут что-то не так, нарушен какой-то баланс, администрация нарушила какие-то их понятия.
– Не должна ли Церковь заступиться за слабого и обижаемого? Что делать нам?
– Молиться надо о скорейшем разрешении этого конфликта и прекращении бунта, а потом разбираться. Переговоры вести, в какой-то мере придется, наверное, и силу применить. Потому что бунт это очень опасно.
Но самое главное – это совершенно неправильная реакция наших СМИ. Они раздувают эту тему, потому что она интересная и люди с готовностью читают про Копейск. Но фактически, они наживаются на беде. Зарабатывают деньги на горе других людей, когда нужно всех призвать, если они православные, к молитве. А если не православные – призвать к пониманию. А понимания явно никакого нет. Это не тот момент, когда надо сводить счеты. Политические партии, допустим, будут обвинять Путина. Да и многие другие, вероятно, будут стараться использовать эту историю в своих интересах, а это неправильно. Нужно понять, что это очень плохо и тяжело, а не пытаться получить от этой ситуации какие-то дивиденды.
Заключенные подали сигнал, на который общество должно отреагировать. Как отреагировать? В первую очередь, стремиться к более человеческим условиям содержания заключенных. Но изменения и так идут, система ФСИН постепенно реорганизуется – это совершенно явно. Я это отчетливо увидел за те десять лет, что я служу в Бутырке! А такие бунты, тем более затяжные, ни к чему хорошему не приведут. Приведут только к тому что введут какие-нибудь дополнительные меры предотвращения беспорядков, еще где –то закрутят гайки и заключенным и сотрудникам.
Напомним, что бунт в колонии строго режима номер 6 под Копейском в Челябинской области начался в субботу, 24 ноября. Как сообщает пресс-служба Главного управления ФСИН России по Челябинской области, в 11:30 утра 250 заключенных вышли в режимный коридор жилой зоны и «выдвинули незаконные требования по ослаблению режима содержания, в частности, освобождению ряда осужденных из штрафного изолятора, водворенных туда за нарушения правил внутреннего распорядка». По другой информации, в бунте приняли участие около 1500 человек. Бунтовщики захватили несколько строений на территории колонии и закрепили на них плакаты с надписями «нас 1500 человек», «люди, помогите» и «администрация вымогает деньги, пытают, унижают». Акцию поддержали родственники осужденных, которые собрались у ворот колонии. К зданию колонии прибыл ОМОН. Вечером 24 ноября между ОМОНОМ и людьми, собравшимися у колонии, произошла стычка. В результате инцидента пострадали восемь полицейских, 38 человек были задержаны. Правозащитные организации сообщали, что въезд в Копейск был закрыт. По информации Службы исполнения наказаний в настоящий момент, все осужденные исправительной колонии разошлись по отрядам, акция протеста закончилась, от приема пищи никто не отказывается. По другой информации часть заключенных продолжают голодовку, от еды также отказались в колониях строгого режима под номерами 1, 3, 11 и 25 в Копейске, Челябинске и Златоусте. Генпрокуратура, а также Прокуратура Челябинской области проводят проверку по факту случившегося.
Знаете ли вы Москву?
Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва?
Ученье — свет
Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя?
Крещение Руси
День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое.
Счастливые годы последней императорской семьи
Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России?
Русские святые
Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины
Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей
Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии.
400-летие дома Романовых: памятные места
Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых.
Династия Романовых и благотворительность
В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия.
Пасха
Зачем идет крестный ход знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»?
Великий пост
Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение.
СретениеРождественская викторина
Читайте также:
"2,5% заключенных - верующие" Какой смысл сами сотрудники учреждений пенитенциарной системы вкладывают в свою деятельность? Как они представляют себе сотрудничество с Церковью? Об этом главный редактор "НС" Юлия Данилова спросила <b>Виталия Полозюка</b>, первого заместителя начальника ГУИН (Главное управление исполнения наказаний) Минюста РФ по воспитательной работе с осужденными, полковника внутренней службы, принимавшего участие в X Рождественских чтениях
Генрих Падва: Может ли Уголовный Кодекс защитить чувства верующих? В Госдуму внесен законопроект, который вводит тюремные сроки до пяти лет лишения свободы и на несколько порядков увеличивает штрафы за оскорбление религиозных чувств верующих и осквернение святынь. Проект, подготовленный представителями всех фракций Госдумы, вызвал большой резонанс в обществе. Свое мнение о законодательной инициативе высказывает адвокат Генрих ПАДВА, заслуженный юрист Российской Федерации.
Защита чувств верующих: вызов Церкви Готовы ли мы, верующие, стать настолько ответственными, чтобы не оскорбляться на каждом шагу и не спорить не только с внешними, но и друг с другом, выясняя меру православности единоверцев?
Хулиган в храме: что делать Как мирянину реагировать на хулиганство в храме? Своим мнением поделились московские священники – отцы Сергий Правдолюбов, Максим Первозванский и Александр Борисов
«Духовная брань»: бой с тенью К кощунству привыкаешь. Постепенно оно порождает цинизм, презрение и актерство в тебе самом. Как верующему защитить от них свои чувства?
Митр. Иларион (Алфеев) на «Дожде» Митрополит Иларион (Алфеев), председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата рассказал зрителем телеканала «Дождь» о выборах, украденных голосах, коррупции, массовых протестах и о наказании для панк-хулиганок.
Советское наследие – двуличие и внутренняя несвобода Многое ли изменилось в сознании людей за двадцать лет после крушения СССР, почему не работают институты гражданского общества и есть ли надежда на молодежь, рассуждает кандидат исторических наук протоиерей Лев СЕМЕНОВ
Самуцевич освободили на обычных условиях Мосгорсуд не стал накладывать на Самуцевич дополнительных обязательств в связи с ее условно-досрочным освобождением. Условия вполне стандартные для УДО – необходимость отмечаться, подписка о невыезде и отсутствие правонарушений
Искать ли в логотипах скрытый смысл? Снимать ли яблоко с компьютера Apple, потому что оно напоминает о первородном грехе? О поиске злого умысла в символике брендов рассуждает протоиерей Лев СЕМЕНОВ, культуролог, декан факультета дополнительного образования ПСТГУ
Протоиерей Константин Островский: благословлять акции Энтео нельзя Если Церковь официально благословит акции Дмитрия Цорионова, то отпугнет от себя интеллектуалов, – считает священник. Когда мы попросили батюшку прокомментировать недавнее интервью Дмитрия Энтео нашему журналу, отец Константин обрадовался. Оказалось, что он следит за феноменом православного акционизма и сам хотел высказаться по этому поводу.
Храм построили благодаря бунту заключенных Историю бунта заключенных, произошедшего несколько лет назад в одной из российских тюрем, рассказал священнослужитель, очевидец этих событий. По его словам, протест – это не всегда плохо
Гей-непарад «Я показывал миру воров и проституток … которые стремились попасть в церковь. Но церковь их отталкивала. Потому что паства не хотела принимать в храмах падших», — говорил пастору Шлагу агент Клаус в «17 мгновениях весны». Клаус был провокатор, но упрек верный: в Церкви есть темы-табу, едва услышав о которых, православные прячут голову в песок. Одна из них — гомосексуализм: этот грех распространяется все шире, но ни священники, ни миряне обычно не знают, как можно помочь его жертвам. И часто предпочитают просто закрыть перед ними двери храмов
В России подсчитали «мирных» экстремистов Сегодня в Москве правозащитный центр «Сова» представил отчет о неправомочном применении антиэкстремистского законодательства. По словам директора центра, только 33 человека из числа осужденных за экстремизм, сидят за преступления не связанные с реальным насилием
Лев Толстой как зеркало “Pussy Riot” История “Pussy riot”, наделавшая столько шума приближается к своему логическому финалу. Обвинения предъявлены, впереди суд. Правильно ли реагировала Церковь, этот вопрос мы задали историку и священнику Георгию Ореханову
И чья это будет победа? «Если станем играть с этим миром в его игры и по его правилам, можем только проиграть», – о терпимости, свободе и рок-опере «Иисус Христос – суперзвезда» размышляет Андрей ДЕСНИЦКИЙ
Последнее слово: уроки риторики и логики Почему мы не умеем спорить? Для участников множества российских сетевых дискуссий желание заткнуть собеседника, уничтожить его морально – главнее аргументов. Кто виноват и что делать – размышляет Андрей ДЕСНИЦКИЙ.
Митрополит Лонгин: Как относиться к грехам священников Когда стоит сообщить епископу о нарушении священника, а когда не спешить жаловаться, а сперва восполнить пробелы в собственном образовании, какую опасность для молодого иеромонаха таит назначение на приход в Москве, почему у греческого сельского батюшки лучшая машина в деревне, а архиереи порой ездят на подержанных «рабочих лошадках», – обо всем этом рассказывает митрополит Саратовский и Вольский Лонгин.
Манифест «русского Брейвика» собрал 10 000 «лайков» в сети Идеи манифеста в крайней форме несут в себе достаточно распространенное отношение к жизни: «Если Бога нет, то все позволено». Комментирует духовник филологического факультета ПСТГУ протоиерей Лев СЕМЕНОВ
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.