Готовы ли мы, верующие, стать настолько ответственными, чтобы не оскорбляться на каждом шагу и не спорить не только с внешними, но и друг с другом, выясняя меру православности единоверцев?
Фото: РИА Новости
Госдума в первом чтении приняла поправки в уголовный и административный кодекс, направленные на защиту религиозных и мировоззренческих символов. Традиционно этот документ называют Законом о защите чувств верующих. Он еще не вступил в силу, но повод для раздумий есть уже сейчас.
Сразу скажу, что я считаю такой закон нужным, поскольку он защищает верующих, их священные места и символы от осквернения и разрушения.
За последний год по России прокатилась волна уничтожения поклонных крестов, на стенах церквей, мечетей и синагог периодически появляются оскорбительные надписи. В сами храмы периодически пытаются проникнуть хулиганы, желающие то вылить пузырек чернил на иконы, то поплясать на амвоне, то рассказать всем окружающим о том, чем плоха Церковь.
Этот закон фактически приравнивает религиозные символы к государственным и дает верующим право на защиту святынь. Закон о защите чувств верующих, надеюсь, ограничит желание отдельных граждан публично порубить иконы, сжечь Коран или Тору, сломать крест на месте строительства будущего храма.
Государство должно наказывать и тех, кто решит публично разорвать российский флаг и тех, кто демонстративно топчет святыни. Это нормальная практика. Когда во Франции обнаженные феминистки решили протестовать в Соборе Парижской Богоматери, никому не пришло в голову говорить о свободе художников на самовыражение – женщин вывели из церкви, и им грозит крупный штраф, а может быть и реальный срок.
Когда в Финляндии несколько человек решили сплясать на амвоне, то их не только вывели из храма, но и усилили охрану у всех православных церквей в крупных городах.
Теперь поговорим о том, к чему может привести использование некоторых формулировок этого законопроекта: «Публичное оскорбление, унижение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний религиозных объединений, исповедующих религии, составляющие неотъемлемую часть исторического наследия народов России, а равно как публичное оскорбление религиозных убеждений и чувств граждан».
Предположим, речь идет только о традиционных религиях, так что символы и обряды церкви джедаев или поклонников макаронного монстра закон защищать не будет, но и тогда остается множество вопросов.
Представим себе, что взрослый и вменяемый человек был приглашен на радио, чтобы прочитать древнерусское произведение «Служба кабаку», которое пародирует традиционные богослужебные формы всенощного бдения и литургии. Означает ли это, что слушатель, которого оскорбил этот текст, может подавать в суд на радиостанцию?
Другой верующий открыл поэму Владимира Маяковского «Облако в штанах» и увидел, как автор называет себя «тринадцатым апостолом». Оскорбленный в своих чувствах, он подает в суд на издательство.
Доведем ситуацию до абсурда. Существуют православные христиане, которые любят Владимира Маяковского, и их религиозные чувства могут быть оскорблены действиями некоторых православных активистов, ворвавшихся в Дарвиновский музей или в офис одной из политических партий, или других верующих, считающих Маяковского «мерзавцем». Означает ли это, что закон о чувствах верующих православные будут использовать для судебных исков по отношению друг ко другу?
Если это произойдет, то вместо защиты Церкви закон станет лучшим подарком для ее противников – они найдут каких-нибудь верующих, чьи чувства будут оскорблены шедеврами мировой литературы, музыки, скульптуры, а затем будут использовать судебный процесс для глумления над православными христианами.
Готовы ли мы, верующие, стать настолько ответственными, чтобы не оскорбляться на каждом шагу и не спорить друг с другом, выясняя меру православности единоверцев?
Теперь перейдем от гипотетических ситуаций к совершенно реальным. Существуют православные христиане, которые изучают историю Церкви. Для работы им бывают крайне необходимы сборники антирелигиозных плакатов или публикаций, которые они цитируют или используют в своих статьях.
Допустим, моего читателя оскорбит реальное высказывание Владимира Ленина в письме к Горькому о том, что «всякий боженька есть труположество». Значит ли это, что православное издание должно отвечать в судебном порядке за те цитаты, которые приводит в статье ее постоянный автор? Должен ли я теперь в своих публикациях не цитировать оскорбительные слова о церкви и духовенстве, а пересказывать их, лишая читателя возможности увидеть отрывок из исторического документа или письма?
Что делать с замечательными фильмами типа «Попа» Владимира Хотиненко? Сергей Маковецкий – прекрасный актер, но он не священник. Между тем в фильме есть кадры, где он стоит в священническом облачении, означает ли это, что теперь актерам нельзя изображать священников? Конечно, человек вменяемый не будет обращать на это внимание, но формулировки законопроекта должны быть такими четкими и ясными, чтобы их не могли использовать даже те, кто очень хочет оскорбиться.
Вот еще один фрагмент, вызывающий вопросы: «Публичное осквернение религиозной и/или богослужебной литературы, знаков и/или эмблем мировоззренческой символики, а равно их порча, – влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей».
Если формулировка останется неизменной, то мы не сможем зарисовывать фашистские свастики на стенах, поскольку она также является «мировоззренческим символом».
Конечно, этот закон должен останавливать желающих публично порвать Евангелие, Коран или символику какой-то зарегистрированной политической партии, но не приведет ли это на практике к валу встречных исков. Православные подают в суд на некую партию, которая на бланке со своей символикой печатает оскорбительный демотиватор, партийцы обращаются с иском на верующих, разорвавших их антиклерикальные листовки, на которых был изображен и логотип партии?
Не убьет ли новый закон любую сатиру? Понятно, что внутри храма не стоит выступать с антирелигиозными акциями, вне храма запрещено рубить иконы, но может ли атеист выйти на одиночный пикет на улицу, держа в руках плакат «Бога нет» или антирелигиозный плакат 20-х годов прошлого столетия.
Можно ли устраивать выставку антирелигиозного плаката? Можно ли в театре, в клубе художественной самодеятельности, СМИ показывать сатирические миниатюры про реальные грехи нас, христиан и нашей Церкви, как человеческого организма? Не придется ли мне помогать моим друзьям-атеистам, которые пишут в СМИ колонки о Церкви? Список вопросов можно продолжать до бесконечности, но уже можно остановиться.
Закон о защите чувств верующих ставит перед нами, последователями традиционных религий, очень серьезные вопросы. Если вынести за скобки откровенное хулиганство и кощунство, то нам придется самим теперь защищать тех неверующих, историков, работников музеев, журналистов, которые просто хотят выразить свое отношение к вере, поспорить с нами.
В 1990-х патриарх Алексий II называл «ретивыми православными» людей, недавно воцерковившихся и проявляющих ревность не по Бозе. Очень важно, чтобы чувства верующих защищались законными средствами в правовом поле, а не стихийными акциями, чтобы после принятия закона не «играло ретивое» и не противопоставляло чувству реальности священноначалия свои эмоции и неуправляемую энергию. Одним словом, нам всем нужно срочно обзавестись добродетелью рассудительности, чтобы своими делами компенсировать недостатки нового закона.
Знаете ли вы Москву?
Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва?
Ученье — свет
Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя?
Крещение Руси
День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое.
Счастливые годы последней императорской семьи
Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России?
Русские святые
Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины
Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей
Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии.
400-летие дома Романовых: памятные места
Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых.
Династия Романовых и благотворительность
В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия.
Пасха
Зачем идет крестный ход знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»?
Великий пост
Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение.
СретениеРождественская викторина
Читайте также:
Бунт в Копейске: почему в колонии восстают заключенные? Протоиерей Константин Кобелев более десяти лет является настоятелем тюремного храма в Бутырской тюрьме. Тюремный священник рассказал – в чем правда ФСИН, а в чем – заключенных.
Генрих Падва: Может ли Уголовный Кодекс защитить чувства верующих? В Госдуму внесен законопроект, который вводит тюремные сроки до пяти лет лишения свободы и на несколько порядков увеличивает штрафы за оскорбление религиозных чувств верующих и осквернение святынь. Проект, подготовленный представителями всех фракций Госдумы, вызвал большой резонанс в обществе. Свое мнение о законодательной инициативе высказывает адвокат Генрих ПАДВА, заслуженный юрист Российской Федерации.
"2,5% заключенных - верующие" Какой смысл сами сотрудники учреждений пенитенциарной системы вкладывают в свою деятельность? Как они представляют себе сотрудничество с Церковью? Об этом главный редактор "НС" Юлия Данилова спросила <b>Виталия Полозюка</b>, первого заместителя начальника ГУИН (Главное управление исполнения наказаний) Минюста РФ по воспитательной работе с осужденными, полковника внутренней службы, принимавшего участие в X Рождественских чтениях
Хулиган в храме: что делать Как мирянину реагировать на хулиганство в храме? Своим мнением поделились московские священники – отцы Сергий Правдолюбов, Максим Первозванский и Александр Борисов
«Духовная брань»: бой с тенью К кощунству привыкаешь. Постепенно оно порождает цинизм, презрение и актерство в тебе самом. Как верующему защитить от них свои чувства?
Митр. Иларион (Алфеев) на «Дожде» Митрополит Иларион (Алфеев), председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата рассказал зрителем телеканала «Дождь» о выборах, украденных голосах, коррупции, массовых протестах и о наказании для панк-хулиганок.
Советское наследие – двуличие и внутренняя несвобода Многое ли изменилось в сознании людей за двадцать лет после крушения СССР, почему не работают институты гражданского общества и есть ли надежда на молодежь, рассуждает кандидат исторических наук протоиерей Лев СЕМЕНОВ
Самуцевич освободили на обычных условиях Мосгорсуд не стал накладывать на Самуцевич дополнительных обязательств в связи с ее условно-досрочным освобождением. Условия вполне стандартные для УДО – необходимость отмечаться, подписка о невыезде и отсутствие правонарушений
Искать ли в логотипах скрытый смысл? Снимать ли яблоко с компьютера Apple, потому что оно напоминает о первородном грехе? О поиске злого умысла в символике брендов рассуждает протоиерей Лев СЕМЕНОВ, культуролог, декан факультета дополнительного образования ПСТГУ
Последнее слово: уроки риторики и логики Почему мы не умеем спорить? Для участников множества российских сетевых дискуссий желание заткнуть собеседника, уничтожить его морально – главнее аргументов. Кто виноват и что делать – размышляет Андрей ДЕСНИЦКИЙ.
Храм построили благодаря бунту заключенных Историю бунта заключенных, произошедшего несколько лет назад в одной из российских тюрем, рассказал священнослужитель, очевидец этих событий. По его словам, протест – это не всегда плохо
Есть ли у правосудия границы приличия? В ходе процесса над Пусси Райот в зале суда неоднократно звучали слова, расценивающиеся многими как кощунство и оскорбление. Продиктовано это было не стремлением кого-то оскорбить, а судебной необходимостью. Но кощунственное выражение не перестает быть таковым, с какой бы целью оно ни произносилось. Насколько этичны такие методы судебного разбирательства? Не свидетельствуют ли они об утрате обществом языковой культуры? С этим вопросом НС обратился к заведующему Отделом культуры русской речи Института русского языка РАН Алексею Шмелеву
Гей-непарад «Я показывал миру воров и проституток … которые стремились попасть в церковь. Но церковь их отталкивала. Потому что паства не хотела принимать в храмах падших», — говорил пастору Шлагу агент Клаус в «17 мгновениях весны». Клаус был провокатор, но упрек верный: в Церкви есть темы-табу, едва услышав о которых, православные прячут голову в песок. Одна из них — гомосексуализм: этот грех распространяется все шире, но ни священники, ни миряне обычно не знают, как можно помочь его жертвам. И часто предпочитают просто закрыть перед ними двери храмов
В России подсчитали «мирных» экстремистов Сегодня в Москве правозащитный центр «Сова» представил отчет о неправомочном применении антиэкстремистского законодательства. По словам директора центра, только 33 человека из числа осужденных за экстремизм, сидят за преступления не связанные с реальным насилием
Лев Толстой как зеркало “Pussy Riot” История “Pussy riot”, наделавшая столько шума приближается к своему логическому финалу. Обвинения предъявлены, впереди суд. Правильно ли реагировала Церковь, этот вопрос мы задали историку и священнику Георгию Ореханову
И чья это будет победа? «Если станем играть с этим миром в его игры и по его правилам, можем только проиграть», – о терпимости, свободе и рок-опере «Иисус Христос – суперзвезда» размышляет Андрей ДЕСНИЦКИЙ
Митрополит Лонгин: Как относиться к грехам священников Когда стоит сообщить епископу о нарушении священника, а когда не спешить жаловаться, а сперва восполнить пробелы в собственном образовании, какую опасность для молодого иеромонаха таит назначение на приход в Москве, почему у греческого сельского батюшки лучшая машина в деревне, а архиереи порой ездят на подержанных «рабочих лошадках», – обо всем этом рассказывает митрополит Саратовский и Вольский Лонгин.
Манифест «русского Брейвика» собрал 10 000 «лайков» в сети Идеи манифеста в крайней форме несут в себе достаточно распространенное отношение к жизни: «Если Бога нет, то все позволено». Комментирует духовник филологического факультета ПСТГУ протоиерей Лев СЕМЕНОВ
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.