Многое ли изменилось в сознании людей за двадцать лет после крушения СССР, почему не работают институты гражданского общества и есть ли надежда на новое поколение, рассуждает кандидат исторических наук протоиерей Лев СЕМЕНОВ:
Если попытаться однозначно ответить на этот вопрос, то, конечно же, увы, нет, не ушло. Для меня с ним будет покончено, когда будут возвращены исторические названия всем городам и улицам, некоторые из которых доныне носят одиозные имена террористов, государственных преступников, деятелей, так или иначе ответственных за национальную катастрофу 1917 года, когда будет удалена мумия с центральной площади нашей древней столицы, а само здание мавзолея будет музеефицировано.
Скажем, там можно было бы организовать электронную – по причине малой площади – экспозицию, в которой после предварительной модерации историков были бы представлены поступившие по интернету или же оставленные непосредственно в мавзолее свидетельства всех пожелавших россиян о последствиях действий предводителя октябрьского переворота, – это была бы Открытая книга народной памяти, приношение всем жертвам революции, гражданской войны, последующего большевистского террора.
Что я имею в виду под советским наследием? Это принудительный вульгарный материализм, а также сохраняющаяся порой в средней и высшей школе усилиями ряда преподавателей-гуманитариев «советской закваски» примитивная критика религии как якобы противостоящей научному знанию, уходящая своими корнями в советский «научно»-атеистический менталитет с вытекающим отсюда забвением исторических корней тысячелетней традиции российской культуры и всего уклада быта.
Это внутренняя несвобода, зависимость от внешних идеологем. Это некое двуличие, когда человек думает одно, говорит второе, а делает что-то третье, – среднее между первыми двумя позициями. Именно поэтому у нас практически не работают институты гражданского общества, Само общество атомизировано, люди разрознены, зачастую эгоистичны.
Прямым следствием удаления от православной традиции является и неблагополучие в современных семьях, распадающиеся браки, распространившаяся практика так называемых гражданских браков, - эвфемизм (благозвучное обозначение), которым стыдливо прикрывается то, что следует прямо называть блудным сожительством. Стоит ли на этом фоне удивляться демографическим проблемам нашего общества, снижению рождаемости?
А возьмем проблему патриотизма. Для некоторых либерально ориентированных кругов само это понятие становится едва ли не бранным. Убежден, что и корни бед в межнациональных отношениях, и недостатки в патриотическом воспитании говорят о крахе пресловутых «ленинской национальной политики» и «духа советского патриотизма». Именно святая вера отцов и дедов была способна подвигнуть наших предков к общенародному сплочению в годину суровых испытаний перед лицом вражеских нашествий. Недаром в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов даже богоборческая власть была вынуждена вспомнить о православных традициях, в частности, учредить воинские ордена, носившие имена святых благоверных князей и выдающихся военачальников прошлого.
Подлинному подъему российского общества на церковном уровне может служить возрождение приходской жизни, что уже наблюдается на многих приходах как в Москве, так и в других епархиях. Большое значение здесь имеет значительно усилившаяся в последние годы по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла миссионерская, социальная и молодежная работа на приходах. По примеру православного люда задачи по преодолению индивидуалистической разрозненности, выработке механизмов совместного разрешения проблем, достижению социального консенсуса остро стоят и вне церковной ограды.
Однако нужно учитывать и то, что, когда мы говорим о Церкви (речь идет не о мистическом ее измерении, а о земном, человеческом выражении как сообщества верующих), она сегодня во многом состоит из вчерашних неофитов, людей, не укорененных в церковной культуре с детства. В поисках духовной пищи эти люди привнесли в Церковь многие суеверия, далекие от Православия представления о церковной жизни. Для того, чтобы они полностью воцерковились, также потребуется время.
Я возлагаю надежду на новое поколение, на тех, кому сегодня двадцать лет, потому что все, кто вырос при советском строе, даже если они на уровне идеологическом и отрицают советское прошлое, то на уровне менталитета, на уровне привычных алгоритмов действия в социуме, зачастую остаются носителями того, что на протяжении многих поколений вдалбливалось в их головы.
Почему за двадцать лет ничего не изменилось? Потому что подрастающее поколение воспитывается родителями, дедушками, бабушками, впитавшими советский опыт, - это не их вина, но это данность, с которой мы повседневно имеем дело. Иногда меня спрашивают, неужели в советской жизни все было только негативно, и чаще всего вспоминают об идеале коллективизма, взаимовыручки и т.п. Мне всегда хочется ответить, что положительные стороны имели тогда место не благодаря советскому строю, а вопреки. Недаром душевность, человечность, чувство взаимопомощи выражались, скажем, в авторской песне, которая сама по себе была некой альтернативой культурному официозу. И не следует забывать, что многие добрые начала сохранялись в советские времена еще от дореволюционной России и базировались на традиционных ценностях, а не на казенной советской идеологии.
С 8 ноября до 9 декабря в Государственном центральном музее современной истории России (Москва, Тверская ул., 21) пройдет выставка «Преодоление: Русская Церковь и Советская власть».
Экспозиция подготовлена совместно музеем и Православным Свято-Тихоновским гуманитарным университетом, проводится в рамках Года российской истории и приурочена к 20-летию Свято-Тихоновского университета.
Выставка стала результатом двадцатилетия научной работы Университета. Сотни документов были обнаружены и введены в научных оборот его сотрудниками. Для Государственного центрального музея современной истории России выставка стала возможностью продемонстрировать интереснейшие экспонаты, не нашедшие место в постоянной экспозиции.
Знаете ли вы Москву?
Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва?
Ученье — свет
Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя?
Крещение Руси
День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое.
Счастливые годы последней императорской семьи
Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России?
Русские святые
Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины
Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей
Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии.
400-летие дома Романовых: памятные места
Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых.
Династия Романовых и благотворительность
В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия.
Пасха
Зачем идет крестный ход знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»?
Великий пост
Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение.
СретениеРождественская викторина
Читайте также:
Митрополит Лонгин: Как относиться к грехам священников Когда стоит сообщить епископу о нарушении священника, а когда не спешить жаловаться, а сперва восполнить пробелы в собственном образовании, какую опасность для молодого иеромонаха таит назначение на приход в Москве, почему у греческого сельского батюшки лучшая машина в деревне, а архиереи порой ездят на подержанных «рабочих лошадках», – обо всем этом рассказывает митрополит Саратовский и Вольский Лонгин.
Клевета: что это и как с ней бороться? В связи с тем, что сейчас с особенной силой в обществе распространились различные домыслы по поводу жизни Церкви и ее иерархов, журнал «Нескучный сад» узнал, что такое клевета и как с ней бороться у… святых отцов Церкви
Патриарх Алексий I: Мне всегда отвратительна революция Сегодня исполняется 135 лет со дня рождения патриарха Алексия I (Симанского). Переживший крушение того мира, который он любил, великий иерарх, тонкий политик и дворянски сдержанный аристократ, он был очень закрытым человеком. Публикуем фрагмент одного из его писем духовнику, которое проясняет, как он относился к революции: и к октябрьской, и к февральской. Письмо написано через 3 дня после октябрьских событий
Городской старец Городской старец — так называли современники отца Алексия Мечева, настоятеля храма Святителя Николая в Кленниках. Во времена оскудения веры и начала гонений, когда пустели храмы, в Москве рождается приходская община, похожая на первоапостольские. Завет отца Алексия был один: делать свое дело, исполняя заповеди о любви к Богу и ближнему. И Бог Сам разберется с катаклизмами.
Египту угрожает межрелигиозная катастрофа? Представитель московского патриарха в Африке архимандрит Леонид (Горбачев) из Египта рассказал о причинах межрелигиозного насилия в Египте, новом президенте, и перспективах для местных христиан
Священник Георгий Ореханов: Падение СССР было предрешено отрывом от корней 8 ноября открывается выставка «Преодоление: Русская Церковь и Советская власть», посвященная гонениям на Церковь в СССР и приуроченная к 95-летию октябрьской революции. О том, как влияет на нас сегодня советское наследие и нужно ли от него избавляться, рассуждает церковный историк, доцент ПСТГУ священник Георгий ОРЕХАНОВ
Невыносимый Ленин Разговоры о том, чтобы вынести тело Владимира Ленина из Мавзолея и похоронить в закрытом гробу ведутся с начала девяностых. Больше половины населения уже высказалось за похороны, но «вождь и ныне там». Что нам мешает его похоронить?
Смиренный палач: история красного командира В конце 1920-х годов в монашеской общине при Доме милосердия в Харбине появился необычный послушник: он не называл своего имени и отказывался принять постриг…
Музей гонимой Церкви В воздухе носятся далеко не все идеи. Признаюсь, что мне никогда не приходила в голову идея создания музея гонимой Церкви. И лишь оказавшись в Амстердаме, я совершенно случайно узнал о том, что здесь работает музей, созданный в тайном католическом храме времен гонений со стороны протестантов. Я был поражен красотой замысла и пошел посмотреть
Урок патриарха Тихона: стихиям зла можно противопоставить только силу святости 7 апреля, в день Благовещения, празднуется и память свт. Тихона, патриарха Всероссийского. Святитель Тихон прославлен как исповедник, а не мученик, однако в народе существует предание, что он был отравлен большевиками, которым мешал подчинить Церковь соввласти. Что доподлинно известно об обстоятельствах кончины святителя и какой урок дает нам его подвиг сегодня?
За 100 лет русский антиклерикализм почти не изменился Патриарх Московский и всея Руси Кирилл считает, что современные нападки на Церковь напоминают атмосферу накануне революции 1917-года. Мы решили разобраться -- в чем сходство.
Сирия: убийства священников и теракт в храме После убийства двух православных священников стало известно, что богослужения в храме Подворья Русской Православной Церкви в Дамаске временно приостановлены
Информационная война против Церкви или реакция общества? 4 апреля в московском «ДомЖуре» состоялась открытая лекция Владимира Легойды, главы Синодального информационного отдела. После лекции Владимир Романович ответил на некоторые вопросы «Нескучного сада»
Дети русской эмиграции о революции 1917 года Мы вспоминаем страшные события 95-летней давности. Трагедию, случившуюся в стране тогда, чувствовали не только взрослые. Дети понимали ее по-своему, в каком-то смысле чище и острее. Мальчики и девочки 1920-х годов. Голоса тех детей рассказывают больше и правдивее, они не умеют врать.
В России подсчитали «мирных» экстремистов Сегодня в Москве правозащитный центр «Сова» представил отчет о неправомочном применении антиэкстремистского законодательства. По словам директора центра, только 33 человека из числа осужденных за экстремизм, сидят за преступления не связанные с реальным насилием
Выставка «Преодоление»: что пережила Русская Церковь О том, что их больше всего поразило на выставке в Музее современной истории, посвященной гонениям на Церковь в СССР, рассказывают известные иерархи, священники и публицисты
«Коммунарка»: совхоз смерти Сколько человек было расстреляно на бывшем спецобъекте НКВД и даче наркома Ягоды не знает никто. Сегодня здесь находится подворье Новоспасского монастыря, самого обращенного в расстрельную тюрьму всего лишь через три месяца после революции. И сегодня, в день памяти жертв репрессий, и каждый день его насельники молятся за всех погибших – правых и неправых
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.