Одна из секций Рождественских чтений была посвящена храмовой архитектуре. В ходе дискуссии священник и архитектор Андрей Юревич поставил коллег перед проблемой отсутствия в Русской Православной Церкви современной церковной архитектуры.
Воссозданный в XXI веке Богородице-Рождественский собор Зачатьевского монастыря в Москве
Протоиерей Андрей Юревич, священник и практикующий архитектор, член союза архитекторов. Долгое время отец Андрей в одной из сибирских епархий руководил архитектурно-реставрационным отделом, по его проектам были построены три храма. Сейчас отец Андрей несет послушание помощника председателя Синодального отдела по взаимодействию с вооруженными силами. Выступая 24 января на круглом столе «Современное храмостроительство – вопросы взаимодействия Церкви, общества, государства», отец Андрей предложил участникам задуматься над вопросом архаичности церковной архитектуры. «Мы люди 21 века, почему мы строим храмы 15-17 веков», — задался риторическим вопросом архитектор.
Патриарх ставит задачу говорить с обществом на современном языке
Выступление священника происходило в помещении, где проходит выставка работ Товарищества реставраторов «Мастерские архитектора Андрея Анисимова». Показывая на представленные работы, отец Андрей заметил, что Товарищество Анисимова работает в традиции, которую кто-то назвал старообрядческим модерном. «Чаще удачно, вкусно, как-то хорошо, — оценил работу коллеги отец Андрей. — Как угодно это называйте — цитаты, реплики, реминисценции, стилизация, эклектика, но это все-таки панорама не вполне современной жизни». Отец Андрей предложил участникам вместе подумать, почему это происходит. Священник предложил свое объяснение этому феномену. По его словам, всякому времени соответствовал свой архитектурный стиль. В России, например, был древнерусский стиль, в котором строились и церковные и светские здания. «Например, владимиро-суздальское Боголюбово. Там рядом стоят, вернее, стояли, храм и дворец князя Андрея Боголюбова. Это был полностью единый стиль, это прочитывалось. Это прекрасно знают историки, реставраторы, археологи, это все можно идентифицировать», — заметил отец Андрей. То же самое, по мнению выступавшего, наблюдается в барокко, в классицизме, в модерне, да и в любом другом архитектурном стиле. «А что мы видим сегодня? – спросил сам себя батюшка. — Сегодня современная архитектура одна, а церковная архитектура — хорошая, удачная — она совсем другая. Создается впечатление, что мы живем где-то в прошлом». Между тем, по словам отца Андрея, Патриарх Кирилл ставит перед Церковью задачу говорить с обществом современным языком. «Но в церковной жизни мы все-таки говорим языком архаичным, сетует священник. — В том числе, в зодчестве и храмовом убранстве».
На это один из участников дискуссии возразил, что это не архаика, а современное прочтение. «Современное прочтение архаики», — парировал батюшка. «Вот мы тут рассуждаем, что один храм в стиле 15 века, другой в стиле 17 века. А где храм в стиле 21 века? Он есть, храм в стиле 21 века? — продолжил отец Андрей. — Мы можем сказать, что нас окружает ужасная материальная среда, нас окружает ужасная современная архитектура. В России конечно больше ужасной архитектуры, чем в остальном мире. Но ведь не вся архитектура ужасная, есть и хорошая».
Мы не люди Византии
По мнению о. Андрея, идеология всегда рождала некое общее мировоззрение, всегда рождала, в том числе и архитектурный стиль. Сегодня общего мировоззрения нет. «Сегодня все говорят о постмодерне, о том, что все рассыпалось. – Продолжил рассуждение батюшка. — Любая точка зрения претендует на истину». По его словам, та же самая разбитость наблюдается во всем, в том числе в искусстве и зодчестве. «Это беда. Как будто бы истины нет. — вздохнул отец Андрей и разразился эмоциональным монологом: «Даже в морали, каждый человек говорит “не учите меня жить, вот я есть, и я — это мораль”. Несмотря на это, есть ведь мир больших идей! Разве освоение космоса, разве нанотехнологии, мегаполисы, глобализация, совершенно другое сознание, разве это не накладывает отпечаток на современное мировоззрение? Конечно же накладывает! Мы все равно люди 21 века: и священники, и архиереи, и миряне, и все верующие. Мы люди 21 века, мы не люди Византии, мы так не живем, мы все равно другие. Ну почему, почему мы должны делать храмы 17-15 веков?» В качестве основной проблемы, которая обуславливает такое положение вещей, отец Андрей назвал то, что Церковь не работает, ни теоретически, ни практически, над образом современного храма.
«В 89 году был великолепный конкурс храмовый, посвященный тысячелетию крещения Руси. Это был мой последний проект как архитектора светского, и первый проект как архитектора церковного. — Рассказывает отец Андрей.— Там были прорывные совершенно проекты. Я не знаю где сейчас все это лежит, и остались ли вообще какие-то материалы, но если это вытащить через 23 года, это будет достаточно интересно! Очень многое можно было бы применить. Я имею ввиду не конкретный проект храма в честь тысячелетия крещения, а проекты вообще как некую основу для того, чтобы работать дальше. Мы говорим о необходимости отталкивания от традиций. Традиции – вот они, уже представлены, их достаточно много. Мы не будем говорить об уродстве, мы говорим о хорошем, это сотни хороших храмов. Но пора расти дальше, чего же мы не растем?
Со словами отца Андрея не смог согласиться известный церковный архитектор Андрей Анисимов: «А вы можете объяснить, зачем? Если вы начнете с архитектуры, вам придется обратиться и к росписям, и к иконостасам, и к облачению и к языку. Тогда вы захотите говорить в храме русским языком… Я думаю, что если в Церкви поменяется служба, поменяется облачение, поменяется пение, если мы будем петь под фонограмму, смотреть иконостас в 3D – вот тогда мы будем менять и архитектуру».
Отец Андрей попросил не иронизировать: «В храмах иногда висят колонки, а в Храме Христа Спасителя есть даже лифты и вентиляция. Все это я говорю к тому, что нужно отцедить главное от второстепенного. Во второстепенном у нас свобода. В главном – единомыслие. Что в церковной архитектуре главное? Главное – это правильно организованное литургическое пространство. Это некая семантика пространств, мистика. Это вертикальная и горизонтальная ось – земля и небо. А в каких формах выражается – неважно. Надо идти вперед, для чего нужна структура, например патриарший центр или синодальный отдел, которая будет заниматься вопросами архитектуры, консолидироваться с МАРХИ и другими специализированными институтами».
Знаете ли вы Москву?
Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва?
Ученье — свет
Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя?
Крещение Руси
День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое.
Счастливые годы последней императорской семьи
Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России?
Русские святые
Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины
Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей
Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии.
400-летие дома Романовых: памятные места
Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых.
Династия Романовых и благотворительность
В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия.
Пасха
Зачем идет крестный ход знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»?
Великий пост
Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение.
СретениеРождественская викторина
Читайте также:
Конфликт вокруг Кадашевской слободы: стиль барокко или «баракко»? Настоятель храма Воскресения Христова в Кадашах протоиерей Александр САЛТЫКОВ размышляет о сохранении исторической среды и памятников «Кадашевской слободы», а общественный эксперт Николай МАТВЕЕВ задает вопросы кандидатам в мэры Москвы
«Кадашевская война» продолжается Многие помнят битву за сохранение исторической застройки в Кадашевской слободе два года назад. Тогда она закончилась перемирием между приходом храма Воскресения Христова, властью и неизвестными бизнесменами, владеющими исторической застройкой. Однако теперь начинается новый этап сражения за храм, который является украшением центра Москвы. В понедельник состоится очередной суд. Настоятель храма Воскресения Христова в Кадашах протоиерей Александр САЛТКЫКОВ призывает всех, кому дорог храм, прийти на судебное заседание, чтобы поддержать позицию общины
Прот. Александр Салтыков: золотой телец вырос и превратился в бешеного быка Один из красивейших храмов Москвы - Воскресения Христова в Кадашах - уже много лет ведет борьбу с незаконными застройщиками. В 2010 году храм победил в борьбе за выживание с офисным комплексом «Пять столиц». Теперь проект незаконной застройки, ставящей под угрозу существование самого храма, пытаются возродить. Так ли это и когда закончится Кадашевская битва, мы спросили у настоятеля храма протоиерея Александра Салтыкова.
Как устроен храм: Царские врата Сегодня Царские врата — обязательная часть иконостаса православного храма. Они находятся в центре иконостаса и являются главным входом в алтарь. Однако примерно до VIII века иконостасов в храмах не было, а понятие «Царские врата» появляется уже в IV веке. Почему эти врата «Царские» и каково их значение — объясняют старший преподаватель кафедры литургики ПСТГУ Александр ТКАЧЕНКО и главный архитектор Товарищества реставраторов, член-корреспондент Академии архитектурного наследия Андрей АНИСИМОВ
Иконостас Кирилло-Белозерского монастыря в Москве В Успенской звоннице Московского кремля открылась уникальная выставка, на которой любители иконописи впервые получат возможность увидеть иконостас Кирилло-Белозерского монастыря целиком. Дело в том, что сегодня иконы из этого знаменитого иконостаса хранятся раздельно в трех различных музеях страны. Посетители выставки увидят иконостас таким же, каким он был в XV веке
Как устроен храм: иконостас как история человечества В главе об иконостасе учебники Закона Божия или ОПК рассказывают обычно о высоком русском пятиярусном иконостасе. Но если мы зайдем в храм, то далеко не всегда увидим перед собой пять рядов икон, соответствующих схеме из книжки. Почему для рассказа об иконостасе выбирают именно его пятиярусный вид, рассказывают протоиерей Сергий ПРАВДОЛЮБОВ, настоятель храма Живоначальной Троицы в Голенищеве (Москва), и Лариса ГАЧЕВА, иконописец, преподаватель ПСТГУ
Человек, который спас храм Василия Блаженного Мне посчастливилось работать с Петром Дмитриевичем очень плотно, буквально с утра до вечера, а то и ночью. Петр Дмитриевич звонил и ночью, например, с просьбой организовать срочные работы молодежи для защиты Английского посольского двора, или храма Симеона Столпника
Как устроен храм: купол и крест Видя здание с куполом, над которым возвышается крест, мы сразу понимаем, что это храм. Золотые главки видны издалека. Когда появились купола и для чего они, объясняют преподаватель кафедры литургики ПСТГУ Никита ГАЙДУКОВ и главный архитектор Товарищества реставраторов, член-корреспондент Академии архитектурного наследия Андрей АНИСИМОВ
Архитектура современного храма: где взять образец? Современная церковная архитектура не сложилась как единый стиль, но есть попытки разных людей — архитекторов, попечителей, священников — построить современный храм. Собственно, современным храмом является любой храм, который строят сейчас, независимо от того, на образцы какого века ориентируется храмоздатель
Ветер перемен и церковное искусство Прошло 25 лет с начала нового церковного строительства в России. Первым построенным в новейшей российской истории храмом можно считать Введенскую церковь в поселке Сухарево Белгородской епархии. Она была заложена в 1986 году, освящена к 1000-летию Крещения Руси в 1988-м (архитектор Андрей Родыгин)
Как устроен храм: акустика и место для хора Услышать, что поет хор во время службы… Можно для этого купить в церковной лавке книги с текстами служб. Но носить их и шуршать страницами на службе неудобно. О прихожанине может позаботиться тот, кто проектирует храм, и тот, кто руководит хором. Об акустике и месте хора в храме рассказывают игумен ПЕТР (Мещеринов), насельник Данилова монастыря (Москва), руководитель Московских православных регентских курсов Евгений КУСТОВСКИЙ и главный архитектор Товарищества реставраторов, член-корреспондент Академии архитектурного наследия Андрей АНИСИМОВ
Как молятся копты? 6 марта в помещении московского Музея русской иконы состоялась встреча с композитором коптских гимнов Георгием Кириллосом. Москвичи получили уникальную возможность услышать вживую коптские богослужебные песнопения.
Барокко из Туринска Сегодня мы расскажем об одной из самых ярких региональных архитектурных традиций, сложившейся в уральском городе Туринск и его окрестностях. Как правило, специалисты применяют к региональным школам XVIII века, расположенным за Уральским хребтом, общее название — «сибирское барокко». Однако название это очень условно — слишком уж разнообразна сибирская архитектура тех времен. Но в нашем случае можно определенно сказать: перед нами «туринское барокко»
Музей гонимой Церкви В воздухе носятся далеко не все идеи. Признаюсь, что мне никогда не приходила в голову идея создания музея гонимой Церкви. И лишь оказавшись в Амстердаме, я совершенно случайно узнал о том, что здесь работает музей, созданный в тайном католическом храме времен гонений со стороны протестантов. Я был поражен красотой замысла и пошел посмотреть
Ни копейки из бюджета: новые храмы в столице Церковь построит самостоятельно Строительство двухсот новых храмов в спальных районах Москвы не будет финансироваться государством. Все храмовые комплексы, запланированные в рамках патриаршей программы, Церковь построит самостоятельно, то есть на пожертвования прихожан и меценатов
Храм Христа Спасителя: копия верна 81 год назад, 5 декабря 1931 года, был взорван храм Христа Спасителя. По преданию, разрушение храма напророчила игуменья Алексеевского монастыря, который находился на этом месте до середины XIX века. В связи со строительством храма монастырь переехал в Красное Село. Уезжая, игуменья воскликнула: «Не будет здесь храма!»
Русинский деревянный храм Мы продолжаем серию публикаций о многообразии русского православного храмостроительства. На страницах июньского номера мы говорили об оборонных храмах Литовской Руси XVI века. На этот раз мы коснемся еще одной малоизвестной страницы истории русского зодчества -- это деревянная архитектура Карпат
Кресты на куполах: уникальная коллекция Инвера Шейдаева В Крестопоклонную неделю разбираемся, как должен выглядеть крест на храме. Фотограф Инвер Шейдаев посвятил всю жизнь собиранию коллекции фотографий купольных крестов различных форм. Публикуем самые интересные снимки. ФОТОГАЛЕРЕЯ
Гаражи против храма В Москве идут общественные слушаниях по поводу участков для 200 новых храмов. Они проходят не без проблем: московское правительство выделяет землю под храмы по остаточному принципу, часто это спорные участки, где-то уже стоят гаражи, где-то расположены скверы. Возможно ли мирное урегулирование споров вокруг конкретных участков? Корреспондент НС побывал на слушаниях и обратился за комментарием к директору правозащитного центра «Территории Церкви», редактору портала «Религия и СМИ» Александру ЩИПКОВУ
Храм на футболке: где границы сакрального? Некоторых смущают майки с религиозной атрибутикой. С одной стороны, как будто в этом нет ничего плохого: мы призваны проповедовать, и майка с надписью «Помоги ближнему!» или «Бог есть любовь!» - это тоже что-то вроде проповеди. С другой стороны, изображения храмов, натянутые на женскую грудь или маячащие на чьей-то спине, многих коробят. Как относиться к такой сувенирной продукции отвечает православный публицист священник Дмитрий Свердлов, настоятель Петропавловской церкви в деревне Павловское
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.