Массовое стремление детей схалявить на ЕГЭ поставило перед обществом массу вопросов – в том числе узкий вопрос о честности на экзаменах и широкий – о том, преодолима ли вообще коррупция.
Кажется – нет, ничего с этим сделать нельзя. Было и всегда будет. Всем памятны «шпоры», которые несколько поколений школьников писали к экзаменам бисерным почерком, и «бомбы» - целые заготовленные ответы на форматных листах… Кавалерист на ходу звенит шпорами, а студент шелестит, - не забыли еще?
Журналисты уже вспомнили историю из «Мальчиков с бантиками» Пикуля – о том, как гардемарины подкупали литографа, чтобы он им доставал оттиски экзаменационных билетов… «Адмиралтейство пронюхало, что дело с экзаменами в корпусе его величества не совсем чисто. Самые отъявленные лентяи сдавали весной экзамены превосходно. Дознались, откуда исходит предательство казенных интересов, и к типографской машине Адмиралтейства приставили жандармов. А литограф, человек многосемейный, страсть как нуждался в дополнительном заработке. Что делать? Жандармы - народец строгий. Положено дать сто оттисков, после чего - ни одного лишнего, и камень жандармы тут же раскалывает на куски. Наш бедный литограф заметался... Машина стучит, уже прошло за полсотни. Вот и все сто! А задаток-то от гардемаринов он уже получил. И уже проел его... На один только миг отвернулись жандармы, как литограф спустил с себя панталоны и сел на литографский камень, пардон, ягодицами».
Кажется, сколько сдают в нашей стране экзамены – столько на них жульничают. Но, может быть, это просто заложено в человеческой природе? Однажды я попала (туристом, туда пускают туристов) в американскую Академию военно-воздушных сил в Колорадо Спрингс - и там поразилась клятве, которая висела на стене, выгравированная в металле: «Я не буду жульничать и лгать и не потерплю рядом с собой того, кто это делает». И в самом деле – не терпят. И не считается позором сдать с потрохами «того, кто это делает». На сайте одного из лос-анжелесских колледжей содержится следующее суровое предупреждение: «Политика нулевой терпимости к жульничеству по математике. Жульничество в классе определяется как преднамеренное или непреднамеренное участие в сдаче неоригинальной работы в качестве любого задания, квиза или теста». Тех, кого ловят на жульничестве, вносят в «Форму отчета об академической нечестности», которую отправляют дальше на кафедру математики и в отдел, ведающий личными делами студентов; провинившегося ждет наказание – от отстранения от занятий до исключения. За задание выставляют неудовлетворительную оценку, даже если это приводит к несдаче курса.
Менталитет, наверное.
Некогда я на уроке английского предложила своим десятиклассникам сделать задание в американской рабочей тетради: дать полиции словесный портрет людей, которые выскочили из здания театра за минуту до пожара. Весь класс наотрез отказался делать задание: мы не стукачи, это позорно.
В период первой перестроечной любви между Россией и заграницей наши сограждане то и дело натыкались на недоуменные взгляды иностранцев, никак не способных понять наше отношение к собственности: почему эти русские переписывают друг у друга кассеты – вместо того, чтобы пойти и честно купить свою? Почему эти русские в финском лесу бросаются есть чернику, хотя их предупредили, что лес – частная собственность и ягоды в нем есть нельзя? Почему они печатают стихи иностранных поэтов в своем переводе без разрешения автора? Сограждане, побывав за границей, тоже стали задаваться вопросами, почему в некоторых странах двери в домах не запирают и преступности нет вообще, а в своем родном доме нельзя оставить велосипед даже прикованным к батарее в подъезде – сопрут.
Что, в самом деле, такого в нашем менталитете, что заставило Карамзина, судя по воспоминаниям Петра Вяземского, утверждать, что «если бы отвечать одним словом на вопрос: что делается в России, то пришлось бы сказать: крадут?». Может, у них протестантская этика больше упора делает на «не укради», чем православная? Может, у нас православная этика вообще не усвоена? А может, это вообще миф – что у нас как-то по-особенному воруют? Вон нынешний министр культуры целую книжку, большую и неубедительную, посвятил доказательствам того факта, что пресловутое русское воровство – это злостный поклеп. Тут и великие русские писатели вышли виноваты, и иностранцы с их предвзятыми рассказами о России…
Ну, собственно, когда проверяешь ученические работы, нахально скопированные из Интернета, или видишь, как бегают глаза у экзаменуемого, когда он пытается заглянуть в телефон под партой, тут никаких предвзятых иностранцев не обвинишь, и великих русских писателей тоже. Сдувают нагло, копипастят бесстыдно (в школе, где я сейчас работаю, этого немного – но вокруг море разливанное). Рефератов, кажется, вообще давно никто не пишет, - зачем, когда все можно скачать. Преподаватели говорят: я уже не требую, чтобы сам написал; не требую даже, чтобы своей рукой переписал; требую только, чтобы прочитал и понял! чтобы знал, о чем там вообще речь идет! Школьные проекты на межшкольные конкурсы – и те иной раз оказываются содраны с чужих работ, мы несколько таких завернули в этом году. Про индустрию покупных курсовых, дипломов и диссертаций – даже начинать не буду.
Попытки понять, почему не только образование в стране, но и вся страна насквозь пронизана коррупцией, делаются постоянно (вот, например: forum-msk.org, и исчерпывающего ответа еще никто не дал. Разве что, может, Герцен однажды в своем письме «Русский народ и социализм» заметил важную вещь:
«В чем, наконец, упрекаете вы русский народ? В чем состоит сущность вашего обвинения? — спрашивает он своего французского корреспондента. — "Русский,— говорите вы,— лжет и крадет; постоянно крадет, постоянно лжет, и это совершенно невинно; это в его природе".
Я не останавливаюсь на чрезмерном обобщении вашего приговора, но обращаюсь к вам с простым вопросом: кого обманывает, кого обкрадывает русский человек? Кого, как не помещика, не чиновника, не управляющего, не полицейского, одним словом, заклятых врагов крестьянина, которых он считает за басурманов, за отступников, за полунемцев? Лишенный всякой возможности защиты, он хитрит с своими мучителями, он их обманывает и в этом совершенно прав. Хитрость, милостивый государь, по словам великого мыслителя {Гегель, в посмертных сочинениях.},— ирония грубой власти».
Герцен говорит дальше, что все существование русского крестьянина «стало глухою, отрицательною оппозициею против существующего порядка вещей». Он ниоткуда не ждет защиты. «Отверженный всеми, он понял инстинктивно, что все управление устроено не в его пользу, а ему в ущерб, и что задача правительства и помещиков состоит в том, как бы вымучить из него побольше труда, побольше рекрут, побольше денег. Понявши это и одаренный сметливым и гибким умом, он обманывает их везде и во всем. Иначе и быть не может: если б он говорил правду, он тем самым признавал бы над собою их власть; если б он их не обкрадывал (заметьте, что со стороны крестьянина считают покражею утайку части произведений собственного труда), он тем самым признавал бы законность их требований, права помещиков и справедливость судей».
Ученики так же сплачиваются перед лицом образовательной системы, как герценовские крестьяне – перед немцем-управляющим и помещиком. Никаких обязательств перед системой – только перед своими, глухая несознанка перед лицом власти и стремление обдурить ее любыми способами. Это внутренне ощущается как попытка восстановить мировое равновесие: все равно те, кто лучше устроился, меня обходят в жизни; я не обманываю и не краду – я восстанавливаю справедливость.
Возможно, дело еще в том, что очень многое зависит от школьной оценки и результатов экзаменов: это и мир в семье, и возможность набрать очки в негласном социальном соперничестве (наш ребенок поступил в МГУ на бюджет, а ваш? А наш едет учиться в Лондон!). И будущая карьера, и будущая среда, и, наконец, очень существенные для бюджета российской семьи суммы, которые надо выкладывать за обучение дитяти в вузе на внебюджетном месте.
Ставки очень высоки. А ресурсов нет. Школа не нивелирует, а усугубляет неравенство среди учеников: здоровые, умные, талантливые дети образованных и состоятельных родителей выплывают к бюджетным местам вузов, остальные отваливаются по дороге: не хватило здоровья, одаренности, общей культуры… Поднять уровень преподавания в школе семья не может. Повысить интеллект чада тоже не может. Чтобы продвинуться по социальной лестнице – приходится напрягать те ресурсы, которые есть, чтобы компенсировать пробелы в образовании и культуре: что-то стащить, с кем-то договориться, что-то купить.
Еще одна удивительная проблема – дети не понимают, что списать – это украсть. А почему нельзя-то? Кому от этого плохо? Да и про украсть они далеко не все понимают. Весь мир до сих пор спорит: вот музыку или книгу скачать – это украсть или «Интернет – территория бесплатного»? А реферат скачать? А как на него сослаться, он анонимный? А я всего три строчки списала, за что «два»?
Детей уже с первого класса учат: принеси рисунок (мама помогает нарисовать), поделку (мама доделывает и пытается сделать покорявее, потому что ребенок сам честно не справляется). Найди и распечатай информацию про повадки лисы, про английские праздники, про Моцарта… Никто ведь не смотрит, откуда это взято. Лежит в интернете – значит, общее и ничейное. Значит, можно копировать и вставлять в свою работу. И когда потом принципиальные учителя начинают цепляться: это списано отсюда, это вот отсюда – дети изумляются: а почему нельзя-то? Никто не говорил, что нельзя. Они уже выросли в ощущении «отсюда можно брать».
Эта размытость своего и чужого — она всеобщая, наверное. Может, потому, что леса и реки «ничьи», «всехние», «Божьи» — рыболовы идут и идут ловить рыбу в частном пруду, не покупая лицензии, а дети за границей зарятся на частную чернику. Может, потому, что «все вокруг народное, все вокруг мое» - привезенную во двор кучу земли в два счета растаскивают по цветочным горшкам, а с клумб воруют луковицы тюльпанов. Может, потому, что непонятно, что из чьего кармана оплачивается – тырят в поездах белье, подушки, одеяла, ложки (не зная, что не у государства крадут, а из личного кармана проводницы, которая будет оплачивать недостачу), прикарманивают солонки и бокалы в ресторанах – просто так, на память… Воруют от безденежья («Большинство моих друзей если и крадут, то только еду, когда денег нет», - сказала знакомая студентка), на память, ради адреналина, для наживы (украсть и перепродать знакомым). Воруют в супермаркетах и бутиках… а будучи пойманы – недоумевают: ну да, это же у человека нельзя украсть… я же не у человека взял, что такого-то?
Детям надо специально объяснять такие вещи: почему украсть в магазине — тоже нельзя? Почему проехать в транспорте зайцем – не особая доблесть, а то же воровство? Как воровство? — удивляются они, я же ничего не взял? Почему выдать скачанный реферат за свой – кража? Его ведь специально для этого в Сеть выложили? Почему дать словесный портрет преступника – не «западло», а забота об общественной безопасности? Почему продавать свои изделия с нарисованными героями чужой книги – кража? Почему, проиллюстрировать свой пост в ЖЖ найденной в интернете фотографией – тоже кража? Это огромная территория права – иногда древнего, иногда только появляющегося на наших глазах, в котором иной раз и самим ориентироваться трудно, но детям объяснять непременно нужно.
Разумеется, победить коррупцию – задача огромная и при нашей жизни вряд ли осуществимая. Но обучать детей принципам работы с информацией, правильным ссылкам, грамотному цитированию, но объяснять про копирайт, про покупку и продажу услуг, про право собственности – все равно надо. И не только про уголовную ответственность с 14 лет объяснять, но и про репутационные риски, наконец, - все это можно и нужно делать, потому что просто говорить «не укради» недостаточно. Но этим должен кто-то заниматься - и дома, и в школе, дети не родятся с этими понятиями и не берут их из воздуха.
И надо еще обсуждать – а что, собственно, делать в рамках уголовного кодекса и нравственного закона внутри себя, если очень хочется есть, а денег нет и не предвидится?
Общественные нравы вряд ли исправятся. Но чтобы не украсть, надо ясно понимать, что такое кража.
Знаете ли вы Москву?
Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва?
Ученье — свет
Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя?
Крещение Руси
День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое.
Счастливые годы последней императорской семьи
Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России?
Русские святые
Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины
Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей
Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии.
400-летие дома Романовых: памятные места
Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых.
Династия Романовых и благотворительность
В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия.
Пасха
Зачем идет крестный ход знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»?
Великий пост
Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение.
СретениеРождественская викторина
Читайте также:
Последнее слово: уроки риторики и логики Почему мы не умеем спорить? Для участников множества российских сетевых дискуссий желание заткнуть собеседника, уничтожить его морально – главнее аргументов. Кто виноват и что делать – размышляет Андрей ДЕСНИЦКИЙ.
Прощение и деньги: христианский ответ невольному убийце На днях сын миллиардера на Ferrari насмерть сбил пенсионера. Семья погибшего (мусульмане) отказалась от претензий, получив крупную компенсацию. А как в таких случаях поступить по-христиански? Довести дело до суда? Простить невольного убийцу? Примириться и деньги взять? Отвечают протоиерей Константин Островский и священник Михаил Исаев
Пропаганда секса и зона подростковой безопасности Московский парламент планирует разработать городской закон о запрете пропаганды сексуальных отношений среди несовершеннолетних. Кто и как будет определять, что такое пропаганда, от чего нужно защищать детей и какими методами?
И чья это будет победа? «Если станем играть с этим миром в его игры и по его правилам, можем только проиграть», – о терпимости, свободе и рок-опере «Иисус Христос – суперзвезда» размышляет Андрей ДЕСНИЦКИЙ
Защита чувств верующих: вызов Церкви Готовы ли мы, верующие, стать настолько ответственными, чтобы не оскорбляться на каждом шагу и не спорить не только с внешними, но и друг с другом, выясняя меру православности единоверцев?
Драма традиционалиста, у которого не хватило веры Один из лидеров российского пролайф движения Андрей Хвесюк считает, что самоубийство Доминика Веннера в Париже, это поступок традиционалиста, который еще помнит, как должна быть устроена страна, но уже забыл — почему
Самуцевич освободили на обычных условиях Мосгорсуд не стал накладывать на Самуцевич дополнительных обязательств в связи с ее условно-досрочным освобождением. Условия вполне стандартные для УДО – необходимость отмечаться, подписка о невыезде и отсутствие правонарушений
Храм построили благодаря бунту заключенных Историю бунта заключенных, произошедшего несколько лет назад в одной из российских тюрем, рассказал священнослужитель, очевидец этих событий. По его словам, протест – это не всегда плохо
Безопасность подростка в городе: инструкция по выживанию Как научить наших детей подростков противостоять угрозам извне, защищать свою собственную жизнь, но не воспитать в них агрессивность? Помочь разобраться в этой проблеме мы попросили Игоря КАСТЮКЕВИЧА – исполнительного директора Национального совета айкидо России, автора книги о безопасности в мегаполисе
Обзывалки и геенна огненная Сейчас многие считают возможность материться в Сети признаком свободы. Но в Нагорной проповеди Христос сказал, что даже за слово "безумный" наказанием будет геена огненная? О чем речь, почему можно критиковать конкретные поступки и мнения другого человека даже в резкой форме, а переходить на личности и выносить суд об этом человеке нельзя, поясняет публицист Андрей ДЕСНИЦКИЙ
Хулиган в храме: что делать Как мирянину реагировать на хулиганство в храме? Своим мнением поделились московские священники – отцы Сергий Правдолюбов, Максим Первозванский и Александр Борисов
Есть ли у правосудия границы приличия? В ходе процесса над Пусси Райот в зале суда неоднократно звучали слова, расценивающиеся многими как кощунство и оскорбление. Продиктовано это было не стремлением кого-то оскорбить, а судебной необходимостью. Но кощунственное выражение не перестает быть таковым, с какой бы целью оно ни произносилось. Насколько этичны такие методы судебного разбирательства? Не свидетельствуют ли они об утрате обществом языковой культуры? С этим вопросом НС обратился к заведующему Отделом культуры русской речи Института русского языка РАН Алексею Шмелеву
Бунт в Копейске: почему в колонии восстают заключенные? Протоиерей Константин Кобелев более десяти лет является настоятелем тюремного храма в Бутырской тюрьме. Тюремный священник рассказал – в чем правда ФСИН, а в чем – заключенных.
Гомосексуализм: болезнь или грех? Или грех, ставший болезнью? Нередко от священников можно услышать, что быть или не быть гомосексуалистом – вопрос личного выбора. Однако в Социальной концепции Русской православной церкви различается "транссексуализм как врожденная психическая девиация, требующая соработничества пастыря и психиатра, и собственно грех как следствие добровольно избранного развратного образа жизни".
В России подсчитали «мирных» экстремистов Сегодня в Москве правозащитный центр «Сова» представил отчет о неправомочном применении антиэкстремистского законодательства. По словам директора центра, только 33 человека из числа осужденных за экстремизм, сидят за преступления не связанные с реальным насилием
Генрих Падва: Может ли Уголовный Кодекс защитить чувства верующих? В Госдуму внесен законопроект, который вводит тюремные сроки до пяти лет лишения свободы и на несколько порядков увеличивает штрафы за оскорбление религиозных чувств верующих и осквернение святынь. Проект, подготовленный представителями всех фракций Госдумы, вызвал большой резонанс в обществе. Свое мнение о законодательной инициативе высказывает адвокат Генрих ПАДВА, заслуженный юрист Российской Федерации.
Что Священное Писание Церкви говорит о гомосексуализме Что говорят об однополых связях Библия, святые Отцы и современные авторы, церковные каноны и постановления. Сегодня обратиться к их авторитету особенно важно, ведь некоторые христианские общины признают гомосексуализм нормой, ссылаясь собственное толкование Писания.
«Ябеда-корябеда», или Мифы о стукачестве в России Принято считать, что российские граждане не любят «стучать» - в отличие от граждан западных стран, где информирование государственных органов о несоблюдении законов и правил считается исполнением гражданского долга. Мы осуждаем эту практику, противопоставляя закону нравственные нормы, жалуясь при этом на собственное равнодушие и отсутствие в стране порядка.
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.