На Главную E-mail
       
 
Нескучный сад 5-6 (88)
 
 
Архив по номерам   Редакция   Контактная информация
   

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

Нескучный сад - Журнал о православной жизни
+7 (495) 912-91-19
 
 
 
Разделы сайта
 
Дополнительно:
 Фраза полностью
 Любое из слов
 Во всех полях
 Только в заголовках
 
  Семья и личность №0'0000

Безопасность подростка в городе: инструкция по выживанию


Версия для печати
08.04.13, 11:30

Как научить наших детей подростков противостоять угрозам извне, защищать свою собственную жизнь, но не воспитать в них агрессивность? Помочь разобраться в этой проблеме мы попросили Игоря КАСТЮКЕВИЧА – исполнительного директора Национального совета айкидо России, автора книги о безопасности в мегаполисе


Недавно состоялся суд над Александрой Лотковой – девушкой, применившей травматическое оружие в московском метро и тяжело ранившей молодого человека, всколыхнул российское общественное сознание. Мнения разделились: многие возмущены приговором 20-летнней москвичке – три года общего режима за превышение самообороны. Они считают вынесенный приговор крайне суровым и утверждают, что судебный вердикт является «приговором самозащите». Другие убеждены, что «незачем пулять по людям без надобности».

Со своей стороны, адвокаты блондинки с пистолетом указывают, что это наказание «идет вразрез с предписанием Верховного суда о делах по самообороне, о праве на защиту своей жизни». Однако утверждения Лотковой о том, что в ее сторону бросился нападавший с ножом в руке, не нашли подтверждения. Таким образом, «права на выстрел» она не имела. Напомним, что в инструкции к травматическому оружию сказано, что стрелять в случае самообороны можно только по конечностям, а в голову и в грудь, как это сделала Лоткова, стрелять нельзя. Между тем, согласно УК РФ, за «тяжкое телесное повреждение» три года общего режима – срок минимальный. Однако при этом многие сделали справедливый вывод о том, что для самозащиты лучше всего использовать собственные руки и ноги, а не железную коробочку, плюющуюся пульками – за неё ведь недолго и в цугундер угодить…

Наряду с традиционными разговорами о том, «куда смотрит милиция», снова встал вопрос: как выжить в большом городе? Как обеспечить безопасность свою и своих близких? Как научить наших детей-подростков противостоять угрозам извне, защищать свою собственную жизнь?

Предмет, введенный в школе и известный под названием ОБЖ – «Основы безопасности жизнедеятельности», по всеобщему признанию, проблемы не решает. Так кто же должен заниматься этой проблемой? В чьей компетенции должна находиться безопасность жизни – нашей, а также наших детей? Снова во всём повинна школа? Или же родителям пора подумать об этом самим, а «спасение утопающих» – как всегда, личное дело их же, утопающих, собственных рук?

Помочь разобраться в этой проблеме мы попросили Игоря Кастюкевича – исполнительного директора Национального совета айкидо России (НСАР), автора книги о безопасности в мегаполисе («Женская самооборона, или Практикум по выживанию в большом городе», 2007 г.), автора проекта «Приведи ребенка в спорт» и других.


– Кто должен обучать наших детей безопасности – родители, школа, клубы боевых искусств?
– Существуют разные уровни безопасности: есть безопасность информационная, духовная, экономическая… И безопасность жизнедеятельности вообще. Поэтому определить, кто должен учить безопасности, непросто. Я считаю, что, прежде всего, это должны быть родители либо те организации, которые опекают детей. Но в любом случае, государством должен быть предоставлен комплекс услуг, которые родители могли бы получить для обеспечения безопасности своих детей.

Как отец 13-летней девочки я могу сказать, что сейчас все дети сидят в социальных сетях. Поэтому раз в две недели или хотя бы раз в месяц я просматриваю контакты моего ребёнка. Мы вместе садимся, просматриваем все контакты, и она мне рассказывает, с кем она общается. Дочка занимается гимнастикой, у неё куча друзей. Был один случай, она мне объясняет: вот девочка – она инвалид, она хотела заниматься гимнастикой, но из-за инвалидности не может. «Папа, можно я буду с ней общаться?» – «Конечно, можно», – отвечаю я. Но бывают и непонятные контакты, которые я удаляю.

Я всегда себя ставлю на место ребёнка. Во времена, когда рос – в 1980-1990 годы – не было мобильных телефонов, но ботинки снять могли. Но у меня физически не было времени куда-то ходить: школа, тренировки, домашние задания… потом я уже ничего не хотел. Я занимался плаванием, потом самбо, мне это было интересно, это была моя субкультура. И родители должны формировать и контролировать ту субкультуру, в которой живут их дети.

Если ребёнок запущен, если родители уделяют ему мало внимания, то возникают те или иные проблемы. Родители знают, что ребёнка надо чем-то занять, но зачастую не знают как. И отдают его в ту или иную секцию единоборств только потому, что она находится рядом с домом. Кто, как, каким образом преподаёт, как зовут тренера – родители иногда этого не знают. Бывали случаи (правда, не в Москве), что мы выявляли преподавателей, которые недавно освободились из тюрьмы. Действительно, во времена СССР человек мог заниматься единоборствами и ничего другого не уметь, как только драться. При этом он думает, что он непревзойдённый боец, тренер и преподаватель, что он может учить единоборствам. Обычно всё заканчивалось тем, что мы обращались в Комиссию по делам несовершеннолетних и такого человека убирали.

Однако мы не могли закрыть полностью тот объект, который занимался подобной предпринимательской деятельностью. Отсюда и родился проект «Приведи ребёнка в спорт». Суть его очень проста: давать родителям консультации по поводу того, где находятся детские и юношеские спортивные школы (ДЮСШ), где работают нормальные тренеры. И где их ребёнок получит как педагогический, так и медицинский контроль, потому что все областные ДЮСШ региона обслуживаются областными врачебно-физкультурными диспансерами. А это очень важно, и этот проект до сих пор работает во многих регионах России.

Зачастую многие общественные организации от спорта с удовольствием работают с этим проектом (хотя чиновники и обзывают его по-другому – «Начни день со спорта» и т.д., что сути не меняет), например, в Краснодарском крае, Новосибирске, Марий-Эл и других. Но бывает, что некоторые, прикрываясь той или иной спортивной вывеской, использовали его просто как метод зарабатывания денег.

На мой взгляд, на сегодняшний день большой проблемой являются фитнес-клубы, поскольку они являются коммерческими структурами, которые предоставляют доступ к занятиям спортом, но в то же время не имеют единого центрального органа управления. Да, есть очень классные фитнес-клубы, для ВИПов, объединенные в сети, но их единицы. И, тем не менее, они никому не подчинены. Туда приходят девочки по 14-16 лет, но чему их там научат, кроме того, как сделать кубики на животе?.. Ведь, по большому счёту, преподавание любого вида боевых искусств, единоборств – это замкнутая система подготовки, этому учат годами. А здесь: понравилось – пришел, не понравилось – не пришел… Честно скажу, я противник этого. Почему? Объясню.

Во-первых, как я сказал, должна быть определённая система. Во-вторых, в регионах существует определенная статистическая форма, которая Министерством по спорту используется для того, что сосчитать, сколько людей у нас в России занимается спортом. Но фитнес-клубы никто не считает, единой ассоциации, централизованных органов управления у них также нет…

Следующее: появляется много объявлений: «Преподаю ножевой бой»; «Мы сделаем из вашего ребёнка бойца!» и так далее. Но дети занимаются все вместе, с 12-ти до 18-ти лет, в одной группе. Вопрос: как такое возможно? Это неправильно, ведь у них совершенно разный уровень мышления и физического развития!

– И всё-таки, как учить основам безопасности в городе?
– Родителям с ребёнком необходимо прорабатывать обычные стандартные ситуации: например, ребёнок должен знать, в какую сторону открывается дверь, которую он видит; в лифте он должен вставать напротив кнопок, а не спиной к ним; он не должен садиться в лифт с незнакомыми людьми и т.д. С каждым ребёнком нужно проводить такие занятия.

А у нас получается, что девушка на вопрос «Что ты видишь в комнате?» отвечает: «Я вижу красненький календарик, на нём – девушка в майке «Рибок» и на ней кроссовки «Адидас»». А сколько в комнате окон, дверей, в какую сторону они открываются – то, что нужно знать на случай пожара, она не видит.

Когда молодые курсанты на полигоне стреляют, над ними стоит сержант и орёт: «Давай! Стреляй! Быстрее!» Для чего? Да просто он умышленно создаёт для них стрессовую ситуацию, к которой они должны быть готовы во время боя. Поэтому офицеры, профессионалы подготовлены к стрессу.

Я не говорю о том, что нужно «щемить» своего ребёнка, но в любом случае какие-то вводные ситуации с ребёнком необходимо прорабатывать. В странах Европы в случае пожарной ситуации даже с закрытыми глазами все знают, в какую сторону надо идти. Если бы это отрабатывалось, то время техногенных катастроф, стихийных бедствий люди бы знали, что этот шпингалет открывается вот так! И эти знания нужно давать детям, и это прежде всего должны делать родители!

– А если неприятная встреча всё же произошла, как помочь ребёнку психологически, помочь ему сделать правильные выводы? Например, на ребёнка напали, отобрали мобильный телефон…
– Бандитские нападения происходили с давних времён. Главное, чтобы ребёнок осознанно воспринимал стрессовую ситуацию: если он видит, что можно скрыться, пусть скроется. Если увидит, что реально возникает опасность его здоровью и жизни, то пусть отдаст этот телефон, потому что жизнь важнее, чем какая-то железка. Соответственно, карательные органы обязательно должны найти того, кто отобрал этот телефон.

Преподавая курс самообороны для женщин, я занимался с девушками, которые в этом нуждались. Прежде всего, я задавал вопрос: зачем вам это нужно? Одна говорила, что её бьёт муж или кавалер, она хочет за себя постоять; вторая – что пришла от нечего делать; третья рассказывала, что несколько лет назад в её адрес была совершена попытка изнасилования. Вот именно с третьей девушкой я серьёзно занимался, а остальных не брал. То есть подход в каждом случае должен быть индивидуальный.

– Всё-таки занятия спортом и обучение самообороне – это разные вещи или нет?
– Каждый ребенок (неважно, сколько ему лет – 12, 13 или 15) утром встаёт, некоторые делают зарядку (это 10 процентов детей), и идёт в школу. В школе у него работает голова. Потом он возвращается домой, кушает готовое… У него всё замечательно, всё это он делает «на расслабоне».

А когда он приходит на тренировку, он начинает потеть и работать на результат: на тренировке, перед тренером ребёнок бегает, прыгает, выкладывается почти полностью. Именно в спортивной секции они все вместе работают на результат. Он приходит туда не просто «для себя», как говорят некоторые родители. Если это командный вид спорта, он работает на команду.

В связи с этим вопрос к читателям «НС»: морально-волевые качества – это безопасность ребёнка или нет? Где ещё, кроме как в спортивной секции, воспитываются эти качества? Да нигде! Морально-волевые качества воспитываются именно в спорте. Причем это касается именно спорта, а не физкультуры. Кроме того, дети едут в спортивные лагеря, там в них также воспитывается дух бойца. Неважно, девочка или мальчик, и неважно, художественная это гимнастика, бокс или волейбол. Поэтому я убеждён: безопасность начинается с воспитания морально-волевых качеств человека!

Проблема безопасности не нова, и в России, и во всём мире эта проблема была и остаётся. В своё время Форд одним из первых на своих заводах организовал занятия физкультурой и спортом, для того чтобы родители не переживали, где находятся их дети. Неважно, каким спортом ребёнок занимается, главное, что он занимается именно спортом.

Основным элементом безопасности, воспитания морально-волевых качеств, информированности и контроля выступает прежде всего семья. В восточных единоборствах (каратэ, ушу, айкидо, дзюдо) именно семья, уважение к старшему, учителю, наставнику является одним из самых знаковых принципов. Не только на востоке: и в исконно российском самбо, и в боксе – то же самое. Но важно, чтобы учитель, тренер был высокой квалификации, чтобы он мог оценить усилия ребёнка и повернуть их в нужное русло.

Система детско-юношеских спортивных школ, дополнительного образования у нас в России вовсе не плохая: советская система была одной из лучших в мире, за рубежом во многих странах такой системы просто нет.

– Как вы относитесь к вопросу о том, можно ли носить с собой средства защиты или нет?
– Что касается специальных средств защиты – пневматика, электрошокер, баллончик – здесь главное не то, что ты достанешь, а важно, как ты это достанешь. Если ты достал шокер, ты должен уметь им пользоваться, совершать это осознанно, понимая, что этим шокером ты можешь убить человека. Поэтому я бы ввёл ограничения по возрасту, а также обязательную сдачу экзаменов на умение пользоваться той же пневматикой.

Я убеждён, что девушка, которая стреляла в метро, должна была убежать и позвать сотрудника полиции. В этой ситуации главное то, что она стреляла в человека, и человек стал инвалидом! Во-первых, если хочешь постоять за себя, стреляй в конечности. Во-вторых, нож (даже если он был) – это всё-таки не пистолет!

К несчастью, не у всех детей есть полноценная семья: бывает и так, что папа пьёт, а мама пашет на трёх работах. Но в любом случае система безопасности должна работать на государственном уровне, должна быть всероссийская система, на уровне органов исполнительной власти. Я бы не хотел комментировать их работу: они работают, делают своё дело. Может, по ночам не спят; может, им материальных ресурсов не хватает…

Важно, чтобы ребёнок вам верил, чтобы у него глаза горели. А если глаза не горят, нужно работать так, чтобы они горели!

Илья Карпенко

Версия для печати

Тэги: Общество  Дети  Подростки  Законы  Нравы 







Код для размещения ссылки на данный материал:


Как будет выглядеть ссылка:
 
Реклама
Изготовление куполов, крестов Сталь с покрытием нитрид титана под золото, медь, синий. От 2000 руб. за м2 www.t2000.ru
Знаете ли вы Москву? Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва? Ученье — свет Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя? Крещение Руси День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое. Счастливые годы последней императорской семьи Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России? Русские святые Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии. 400-летие дома Романовых: памятные места Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых. Династия Романовых и благотворительность В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия. Пасха Зачем идет крестный ход — знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»? Великий пост Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение. Сретение Рождественская викторина
Читайте также:




Новости милосердия.ru
 
       
     
 
  Яндекс цитирования



 
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.