Принято считать, что российские граждане не любят «стучать» - в отличие от граждан западных стран, где информирование государственных органов о несоблюдении законов и правил считается исполнением гражданского долга. Мы осуждаем эту практику, противопоставляя закону нравственные нормы, жалуясь при этом на собственное равнодушие и отсутствие в стране порядка.
Что чаще всего услышит 4-летний ребенок в ответ на жалобу «Петя отобрал мою игрушку?» Правильно: «Не ябедничай». Услышит не от кого-нибудь, а от собственных родителей, которые, казалось бы, должны защищать интересы своего ребенка. Услышит от воспитательницы в детском саду, которой полагается выступать гарантом порядка и справедливости, но которой совершенно не хочется разбираться, кто у кого что отобрал. Скорее всего, с подобной же реакцией он столкнется, если сообщит, что условный Петя порвал книгу, съел без спросу конфету или ударил кошку палкой – т.е. сделал то, что, как известно от тех же взрослых, делать категорически нельзя. Оказывается, брать тайком сладкое, портить вещи и мучить животных, конечно, плохо, но если этого не видят взрослые, то ничего, главное – никому не рассказывать. То, что маленький ребенок делится информацией об увиденном, учится оценивать свое и чужое поведение, пытается восстановить справедливость и порядок, тех же родителей волнует намного меньше, чем мысль о том, что их ребенок вырастет ябедой и стукачом, которых, как известно, в обществе презирают.
В русском языке слово «ябеда» - синоним слова «клевета», т.е. это заведомо ложный донос. Но сообщение о возможном или уже свершившемся нарушении порядка очевидным образом клеветой не является. Настоящие ябеды действуют, исходя из личной выгоды (которая вполне может заключаться в удовольствии от вида наказанного сверстника), но не у всех детей такие мотивы.
Почему попытка защитить себя и свои интересы приравниваются к стукачеству, дети могут не понимать, но уже в первом классе им приходится делать выбор между желанием восстановить справедливость (почему одинаковые оценки получит и тот, кто работал, и тот, кто у него списал?) и страхом стать аутсайдером – презираемым всеми ябедой («испугалась Сонечка и сидит тихонечко»). Информирование третьих лиц, ответственных как за соблюдение внутренних правил и дисциплины, так и за безопасность вверенных им детей, часто осуждается не только школьниками, но и их родителями и даже самими учителями, которые не всегда стремятся грамотно уладить конфликт, предпочитая или «не видеть», или наказать скопом всех участников «за плохое поведение» и вызвать родителей – пусть разбираются между собой сами.
В Москве, устав ахать над очередным подбитым глазом первоклассника-сына, пришивать к его рубашке оторванные в драке пуговицы, покупать новые карандаши взамен поломанных и начинать утро с «я не хочу в школу, так как Вася всем запретил со мной дружить», я подошла к учительнице с просьбой обратить внимание на поведение Васи, пытавшегося установить лидерство в классе с помощью кулаков и угроз. К своему большому удивлению я услышала совет… научить моего ребенка защищать себя самостоятельно, т.е. буквально - отвести его в секцию и «пусть научится драться».
Проблема заключалась не в том, что мой сын не мог постоять за себя (он занимался ушу и рукопашным боем), а в том, что мы не считали школу местом, где выживает сильнейший. Я выслушала рассказ о том, что класс большой и возможности следить за всеми (тем более на перемене) нет, поэтому подходить и жаловаться бесполезно, учитель все равно ничего сделать не может - родители маленького агрессора отказываются вмешиваться, считая, что решение конфликта с помощью силы закаляет характер будущего мужчины и является хорошей подготовкой к жизни в современном мире (который, как они твердо знали из собственного опыта, именно так и устроен). И я поспешила перевести своего ребенка в другую школу.
Когда мы приехали в Канаду, моим детям пришлось привыкать не только к новому языку, но и к новым правилам социального общения, которые сильно отличались от принятых в России. В канадских школах тоже случаются ситуации, когда одни ученики бьют других, угрожают, отнимают личные вещи и просто делают жизнь невыносимой, что в англоязычных странах называется словом bullying и переводится как «травля», «дедовщина». Однако здесь категорически запрещено наказывать обидчика самостоятельно, отвечая агрессией на агрессию, а следует прямиком идти и сообщать учителю. Совет, данный мне московской учительницей, в Северной Америке (полагаю, и в Западной Европе тоже) стал бы последним в ее педагогической карьере - следить за отношениями детей друг с другом, не допуская травли и драк, входит в зону компетенции и ответственности педагогов, их этому учат в университете наряду с математикой, географией, биологией и пр.
Еще канадские учителя, например, обязаны следить за тем, чтобы дети не дразнили друг друга и не давали обидных прозвищ (в канадских школах запрещено называть кого-то не по имени), чтобы не было изгоев (нельзя не принимать в коллективную игру кого-то только потому, что тебе этого хочется) – и так далее. Психологический комфорт, хорошее эмоциональное самочувствие школьников и процесс их социализации являются столь же важными, как и их физическая безопасность и, собственно, сам процесс обучения.
Однако подобная практика решения конфликтов – самостоятельно, не обращаясь за помощью, в России существует не только в школах и детсадах. В отличие от жителей развитых стран, которые уверены, что полиция, гражданский суд, социальные службы и прочие институты созданы для того, чтобы гарантировать безопасность их жизни и здоровья, неприкосновенность частной жизни и права собственности, российские граждане собственной правоохранительной системе не доверяют.
Согласно статистике, даже в случае прямой угрозы жизни и здоровью граждане в полицию обращаются относительно редко. Самые распространенные жалобы – на причинение имущественного ущерба, т.е. когда угнана машина, совершены кража или грабеж. Когда же нанесены телесные повреждения или даже было покушение на убийство, изнасилование или попытка изнасилования и пр., в полицию обращаются треть потерпевших, а то и меньше. Основная причина – отсутствие доверия к правоохранительным органам. Среди других причин – все те же попытки решить дело самостоятельно, нежелание быть втянутым в следственный и судебный процесс (которые наверняка повлекут за собой новые неприятности), боязнь огласки (которая может негативно повлиять на репутацию). В результате - многочисленные случаи попытки самосуда типа Сагры и Пугачева.
Если даже ради собственной защиты российские граждане не спешат обращаться к правоохранителям и в различные госслужбы, то что говорить о тех случаях, когда они становятся случайными свидетелями преступления или нарушения общественного порядка. Далеко не каждый вызовет полицию, услышав ночью под своими окнами крики о помощи, многие отвернутся, заметив, как в переполненном трамвае соседнюю сумку обшаривает карманник. Точно также почти все из нас пройдут на улице мимо родителя, орущего и шлепающего своего ребенка. И вообще готовы ли мы, даже увидев на лице соседского ребенка следы, похожие на побои, позвонить в службу опеки, зная, что она может сходу его забрать и поместить в одно из специальных заведений (а не в фостерную семью, как это принято на Западе), о которых мы столько наслышаны – особенно в последнее время?
Заявить в полицию о том, что у соседей за стеной через день случаются шумные ссоры с драками – значит наябедничать. Описать подозрительного человека, покинувшего соседний столик в кафе за пару минут до того, как у кого-то пропала сумочка – стать доносчиком и создать возможно невиновному человеку неприятности (знаем, как они ТАМ умеют разбираться). Сообщить о случае вымогательства и коррупции или рассказать начальству о том, что коллега какими-то действиями наносит компании ущерб (то, что на Западе называется заботой о соблюдении норм корпоративной безопасности) – заработать репутацию стукача.
Министр МВД В. Колокольцев, сетуя в интервью газете «Московский комсомолец» на то, что российские граждане не хотят перенимать зарубежный опыт и сообщать полиции о противоправных или преступных действиях соседа, считая это разновидностью морального преступления, сам же употребляет через раз слово «стукачество», почему-то предлагая перестать считать его «вредным и безнравственным». (top.rbc.ru/society/30/10/2012/822410.shtml) И демонстрирует тем самым отношение к этому явлению со стороны самих правоохранителей, которые живут, исходя из тех же моральных установок и стереотипов, что и общество в целом (поэтому даже полицейские в России сообщают о фактах коррупции в своих подразделениях гораздо реже, чем на Западе или в Восточной Европе – кому охота прослыть стукачом?).
Не удивительно, что обращенный к гражданам призыв полицейского руководства сообщать в органы о нелегальных мигрантах в соседней квартире был воспринят всеми как призыв к стукачеству – с такими заголовками новость появилась в большинстве сми. Если требуется еще больше отбить у сознательных граждан желание информировать полицию о беспорядках, то следует поступить так, как поступил Совет безопасности Ульяновской области, предложивший выплачивать премии тем, кто помогает полиции в раскрытии преступлений. Упустив, очевидно, из виду, что денежная компенсация означает рабочие отношения, т.е. найм, а никак не исполнение гражданского долга (www.politonline.ru/ventilyator/2262.html).
В западных странах добровольное наблюдение за общественным порядком и сотрудничество с правоохранительными органами и другими институтами понимается как одно из проявлений гражданского долга (у политологов даже есть термин - «демократия участия»): когда население активно участвует в управлении обществом, повышая этим, в том числе, эффективность государственных структур (потому что интересы граждан и госструктур совпадают, а еще это экономит налоги, позволяя содержать меньшее количество сотрудников полиции).
Это не находит понимания у российских граждан, которые, в силу исторических причин, не различают два вида информаторства. Первый – это когда кто-то пытается не допустить нарушения закона или правил, которые признает и с которыми согласен. Второе – это идеологический донос или донос (обычно анонимный и почти всегда ложный) с целью получения выгоды – например, чтобы занять комнату соседа в коммуналке или устранить конкурента. И первое, и особенно второе слишком сильно напоминает нашим согражданам тяжелые времена ГУЛАГа, когда полстраны сидело в лагерях по чьему-либо доносу (и слова «бдительность» и «сознательный гражданин» дискредитированы настолько, что не воспринимаются как что-то положительное). Поэтому граждане РФ с возмущением осуждают «порочную» привычку европейцев и американцев «стучать» друг на друга даже по ничтожным поводам.
Российское общество традиционно воспринимает государство как внешнюю силу, неподконтрольную обществу. Более того, законы в такой системе отношений воспринимаются как инструмент насилия государства над гражданами, а не правовые нормы, установленные исходя из принципов справедливости и направленные на общее благо. Поэтому люди зачастую равнодушны к несоблюдению закона и других норм и правил, а сообщение об этом рассматривают как нарушение негласной «внутренней» конвенции, т.е. как предательство: донос «чужим» (чиновникам «враждебного» государства) на «своих» (граждан) во имя шкурных интересов. Такой «донос» не только не приветствуется, но и горячо осуждается.
Как сделать так, чтобы люди следили за выполнением законов и правил, и сообщение об их нарушении одобрялось бы обществом? Прежде всего, нужно четко осознать разницу между «стукачеством» как средством недобросовестного использования государства в личных целях, и сообщением о нарушении законов и правил во имя поддержания порядка и общественных интересов. Так же нужны законы, которые бы признавались и соблюдались всеми слоями общества. А еще стране нужны работающие институты, функции которых состояли бы не только из «наказать и отобрать» и которых из-за этого общество воспринимает как враждебные, а которым бы оно могло доверять и с которыми было готово сотрудничать.
Знаете ли вы Москву?
Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва?
Ученье — свет
Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя?
Крещение Руси
День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое.
Счастливые годы последней императорской семьи
Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России?
Русские святые
Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины
Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей
Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии.
400-летие дома Романовых: памятные места
Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых.
Династия Романовых и благотворительность
В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия.
Пасха
Зачем идет крестный ход знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»?
Великий пост
Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение.
СретениеРождественская викторина
Безопасность подростка в городе: инструкция по выживанию Как научить наших детей подростков противостоять угрозам извне, защищать свою собственную жизнь, но не воспитать в них агрессивность? Помочь разобраться в этой проблеме мы попросили Игоря КАСТЮКЕВИЧА – исполнительного директора Национального совета айкидо России, автора книги о безопасности в мегаполисе
Россияне — недолюбленный народ Почему люди в России на каждом углу грубят, огрызаются, относятся в целом друг к другу агрессивно? Протоиерей Алексий Уминский продолжает тему, затронутую в статье Людмилы Петрановской «Почему мы такие злые»
Пропаганда секса и зона подростковой безопасности Московский парламент планирует разработать городской закон о запрете пропаганды сексуальных отношений среди несовершеннолетних. Кто и как будет определять, что такое пропаганда, от чего нужно защищать детей и какими методами?
Дети разных народов… В чем причина национальных конфликтов между детьми? Один ребенок среди разговора вдруг заявляет, что ненавидит мусульман. Другой объявляет себя националистом. В классе один мальчик называет другого «черным», завязывается драка. Как научить детей любить свою культуру и уважать чужую, избегая обеих крайностей: и нетерпимости, и розовых очков?
Зачем уважать учителя? Мой сын пришел из школы и заявил, что учительница — дура. Я сказала, что он не имеет права так отзываться о старших, сын обиделся и замкнулся. Честно говоря, учительница эта — не очень хороший профессионал, да и как человек мне неприятна. Но когда ребенок называет пожилую женщину дурой — это ни в какие рамки не лезет. Не очень знаю, как правильно себя вести в такой ситуации? Светлана
Социальное расслоение: принцы и нищие в школе Как объяснить ребенку, что не стоит завидовать тем, кто богаче? Как соблюсти золотую середину, чтобы ребенок не стал ни стяжателем материальных благ, ни закомплексованным «нищебродом»?
ОПК на старте: Как в школах выбирали религию С сентября 2012 года во всех школах России появится новый обязательный предмет: Основы религиозных культур и светской этики (ОРКиСЭ). В мае школы определялись с выбором модулей. Какую же религию предпочитают россияне и почему?
Как детям выбрать будущую профессию «Раскачавшись» после начала учебного года, школьники и их родители начинают задумываться о будущем — выбирать вузы, определяться с ЕГЭ, которые предстоит сдавать, искать репетиторов. Но нашим детям сейчас очень трудно делать выбор.
Совсем не скауты 90 лет назад, в мае 1922 года, в СССР была создана Всесоюзная пионерская организация. Юбилей дал повод людям старшего поколения вспомнить о пионерских кострах и военной игре «Зарница», в то время как более молодое поколение пребывает в уверенности, что пионеры отличаются от скаутов лишь цветом галстуков. В действительности водораздел проходит отнюдь не в сфере атрибутики
Однополый брак дискриминирует естественную семью Православные священники критически прокомментировали заявление Барака Обамы о поддержке однополых «браков» и предложили запретить усыновление гражданам стран, в которых легализованы однополые союзы
Ничего я не хочу! Мне постоянно приходится своего ребенка (ему десять лет) заставлять получать удовольствие от жизни. Предлагаю: пойдем на каток! Он: не хочу. Я не настаиваю. Но раз на пятый все-таки заставляю его пойти со мной — и он возвращается с катка счастливый. Но заставляя, не ращу ли я подкаблучника? Так же и с кружками: если ребенок говорит «Не хочу больше на танцы» — это некий кризис, который нужно преодолеть, или кружок нужно бросать? Евгения
Священники-американцы о гомосексуализме Легализация однополых «браков», судебные иски против центров реабилитации геев, усыновление детей гомосексуалистами, люди, выросшие в гомосексуальных семьях, и приходящие в Церковь, – в США эти проблемы стоят остро. Как к ним относится Православная Церковь? Рассказывают протоиерей Иосия Тренхам из Калифорнии (Антиохийский Патриархат) и иерей Иоанн Вайтфорд из Техаса (РПЦЗ).
Кто вреднее? «Мама, не вредничай!» — заявляет шестилетняя дочка. «Маме так нельзя говорить», — реагирую я. «Но ты ведь мне говоришь!» Как я ни объясняю эту разницу между взрослым и ребенком, дочка все равно частенько «зеркалит»: делает мне замечания, шлепает и т. д. Меня эта фамильярность коробит, но справиться с ней я не могу. Неужели это обратная сторона близких отношений с ребенком? Как в прежние времена родителям удавалось сохранять уважительную дистанцию между собой и детьми?
Прот. Владимир Воробьев: православные родители не способны научить детей вере? Почему сегодня кризис переживает не только невоцерковленная, но и православная семья и почему в христианской семье должна поощряться образованность, рассказал на прошедшем 6 апреля первом заседании Патриаршей комиссии по вопросам семьи и защиты материнства член Комиссии, ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Владимир Воробьев
Разговор с детьми о гомосексуальности: как и зачем Следует давать ответы на прямые вопросы вроде: «А кто такие геи?» Если же мы сразу переводим разговор на другую тему или делаем вид, что ничего не слышали, мы без слов говорим ребенку: «Твои родители (а может быть, и взрослые вообще) боятся или не хотят таких разговоров».
Министерство образования гарантирует светский характер ОПК По итогам двухлетнего эксперимента, с первого сентября этого года во всех школах Москвы стартует преподавание основ православной культуры. На пресс-конференции в «Комсомольской правде» специалисты подвели итоги региональной апробации курса длившейся в течение последних двух лет.
Закон об образовании: Учите сами, как хотите? Два года обсуждался проект нового закона об образовании. Общественность прислала к нему двадцать тысяч поправок. 10 ноября на митинг в защиту образования от коммерциализации, которую предполагает новый закон, пришло около 500 человек. Какие подводные камни есть в проекте закона и чем вызван протест, рассказывает участник митинга публицист Ирина ЛУКЬЯНОВА
Если ребенок боится общаться... У моего крестника (ему почти 4 года) хорошая многодетная семья, но меня настораживает то, что на прогулке он боится сверстников, а в ответ на приветствие не очень знакомого взрослого человека молчит или закрывает лицо руками. При этом со знакомыми взрослыми общается нормально и в целом прекрасный смышленый малыш. В чем причина такого поведения и как можно справиться с ситуацией? Евгения
Сломанное сердце: как пережить последствия детских потрясений Как ни хочется уберечь ребенка от жестокостей мира, он неизбежно с ними сталкивается. Травма мешает жить, отнимает силы, нужные для развития. Как помочь ребенку пережить потрясение? Как самому взрослому справиться с последствиями давних детских травм? Об этом — семейный психолог Людмила ПЕТРАНОВСКАЯ.
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.