На Главную E-mail
       
 
Нескучный сад 5-6 (88)
   
 
Архив по номерам   Редакция   Контактная информация
   

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

Нескучный сад - Журнал о православной жизни
+7 (495) 912-91-19
 
 
 
Разделы сайта
 
Дополнительно:
 Фраза полностью
 Любое из слов
 Во всех полях
 Только в заголовках
 
  Общество №0'0000

Прощение и деньги: христианский ответ невольному убийце


Версия для печати
02.08.13, 09:41

На днях сын миллиардера на Ferrari насмерть сбил пенсионера. Семья погибшего (мусульмане) отказалась от претензий, получив крупную компенсацию, однако случай вызвал большой резонанс в обществе. А как в таких случаях поступать христианам? Доводить дело до суда? Простить невольного убийцу, отказавшись от денег? Примириться и деньги взять?
У мирового судьи. Худ. К.А. Савицкий

Ларион Вуокила, сын бывшего президента "М.Видео" Александра Зайонца, наехал на Ferrari на пенсионера Наримана Гайнулова. Семья Зайонца выплатила родственникам погибшего компенсацию. В прессе называется сумма 4 миллиона рублей. После выплаты компенсации супруга пенсионера, его сестра, сын-инвалид и мулла мечети, откуда возвращался домой погибший, направили следователю письма, в которых просили смягчить Вуокиле меру пресечения и прекратить уголовное дело. Мера пресечения молодому человеку была изменена с ареста на подписку о невыезде, а в ближайшее время дело против него будет прекращено.

В обществе и СМИ возник большой резонанс. Часто отклики на трагедию сводятся к противопоставлению "богатство и бедность", и "доколе у нас любой вопрос можно будет решать за деньги". А ведь ситуация гораздо сложнее и порождает много нравственных коллизий – и для бедных, и для богатых. Как поступить в таком случае христианам, мы попросили у священника Михаила Исаева, самого потерявшего близкого родственника в ДТП, и протоиерея Константина Островского, благочинного церквей Красногорского округа Московской областной епархии.

Иерей Михаил Исаев, член редакции богословского журнала Альфа и Омега, клирик храма Рождества Пресвятой Богородицы в Крылатском, родственник сбитого насмерть человека.

— Должен ли христианин добиваться наказания для тех, кто стал причиной смерти его родственников в ДТП?

— Однозначного ответа в данной ситуации я дать не могу. Здесь сплетаются очень многие аспекты, которые нужно принимать во внимание, зная обстоятельства конкретного случая. Во-первых, нужно посмотреть на то, насколько сильно нарушил человек закон. Одно дело если человека сбили на пешеходном переходе, другое дело – просто на дороге, когда человек неожиданно выскочил под колеса – это должны расследовать соответствующие органы. Бывают люди, которые неоднократно совершали такие преступления, и попадаются уже второй или третий раз. И если их не привлекать к ответственности, то это будет попустительством к тому, чтобы они снова и снова совершали подобное.

С личной точки зрения для кого-то может быть важным отомстить виновному, это нехристианское чувство. А кому-то, может быть, действительно финансовое положение не позволяет отказаться от претензий. Например, если семья в результате ДТП потеряла кормильца. Нельзя все это причесать под одну гребенку, ответ будет зависеть от того, чем руководствуется человек в своих поступках,

У меня погиб близкий человек в ДТП. Был суд, было разбирательство, и в результате все обернулось так, что сбивший моего близкого оказался невиновен. Хотя объективно все указывало на его вину. И родственники не получили ни финансовой компенсации, ни удовлетворения чувства справедливости. По-христиански ли эта ситуация разрешилась или не по-христиански? Я не знаю, сложно сказать.

— Ну вот, допустим, живет православный москвич с доходом 40 тысяч рублей, его жену, мать двоих детей на пешеходном переходе сбила машина, потому что водитель куда-то очень спешил на дорогой машине. И вот водитель сидит напротив и предлагает крупную сумму. Как поступить по-христиански? Имею ли я, как православный христианин, право требовать справедливости?

— Требовать правосудия в такой ситуации вы конечно имеете право, почему нет. Законы в нашем государстве не антихристианские, и во многом сформировались именно под воздействием христианства. Но если закон позволяет закрыть дело за примирением сторон, то речь скорее идет о выборе между местью и прощением. Прощение за деньги это как-то странно. С другой стороны, я представляю, перед каким выбором встает человек в такой ситуации… Я бы не стал человека осуждать, если бы он взял деньги.

— Но в идеале, все-таки, нужно и виноватого простить и денег не брать?

— Это тоже неоднозначный момент. Действительно, вполне возможно просто простить виновного человека без каких-либо финансовых компенсаций за это. С другой стороны, если виноватый человек действительно желает загладить свою вину, то зачем лишать его возможности принести деятельное покаяние. Да, его простили, но все равно у него на душе остается чувство вины за свой поступок. Понятно, что смерть не исправить уже ничем, но как человек будет себя чувствовать, если, вообще никак не попытается исправить свой поступок? Мы и епитимью накладываем не как наказание, а как лекарство, которое даст человеку возможность положительной реализации своего чувства самоосуждения. Иначе этим чувством человек может нанести себе вред, впасть в уныние и отчаяние. Другими словами, взять у кающегося человека деньги – это иногда значит помочь ему в его душевной работе.

Подводя итог можно сказать, что каждый случай надо разбирать индивидуально, и стоит посоветоваться со своим духовником.

Протоиерей Константин Островский, настоятель Успенского храма в Красногорске, благочинный церквей Красногорского округа

— Должен ли человек добиваться наказания для тех, кто стал причиной смерти его родственников в ДТП?

— То есть должен ли человек стремиться отомстить? Месть своим обидчикам совершенно чужда христианству. Об этом сказано и апостолом Павлом со ссылкой на Ветхий Завет: «Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь» (Рим. 12, 19). И сам Христос сказал: «Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете» (Лук. 6, 37).

Это, кстати, не отменяет обязанности правоохранительных органов действовать по закону. Но ведь речь идёт не о прокуратуре, а о родственниках погибшего.

Поэтому, если они не хотят мстить, то это хорошо с их стороны. Если бы они искренне простили человека, причинившего им тяжкую скорбь, это было бы благочестиво, прямо-таки по-христиански (хотя они и не христиане).

Если же православный человек сам невольно оказался виновником такого ДТП, то с его стороны будет естественно просить у родственников прощения и насколько возможно возместить причиненный ущерб. В описываемом вами случае ущерб конечно полностью не возместишь, поскольку человек погиб. Но можно хотя бы как-то попытаться утешить родственников, в том числе помочь им материально. Если родственники в благодарность за это смягчатся и будут просить правоохранительные органы смягчить наказание, если речь идет не о взятках или запугивании, а о законных действиях, то что в этом плохого?

— А если я отказался от своих требований и перестал добиваться справедливости не по любви к врагу, а по любви к деньгам? Нет ли здесь безнравственного поступка, продажи памяти родственника и справедливости за деньги?

— А по-вашему, лучше предаться безусловной злобе? Ведь о чем идет речь, о мести. Если человек из милости без всяких денег отказывается от мести, то благо ему. Если он хотя бы деньгами смягчается, то это все-таки лучше, чем если он не смягчается вообще ничем.

Про справедливость есть замечательная притча. Спрашивают батюшку – где справедливость в этом мире. А он отвечает – справедливость в аду. – А что же в раю? – В раю милость. Лично я ни в коем случае не хотел бы, чтобы ко мне Господь был справедлив, потому что это означает вечную погибель. Я надеюсь на милость Божию.

Спрашивал Кирилл Миловидов

Версия для печати

Тэги: Духовная жизнь  Общество  Горе  Законы  Нравы 







Код для размещения ссылки на данный материал:


Как будет выглядеть ссылка:
 
Реклама
Изготовление куполов, крестов Сталь с покрытием нитрид титана под золото, медь, синий. От 2000 руб. за м2 www.t2000.ru
Знаете ли вы Москву? Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва? Ученье — свет Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя? Крещение Руси День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое. Счастливые годы последней императорской семьи Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России? Русские святые Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии. 400-летие дома Романовых: памятные места Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых. Династия Романовых и благотворительность В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия. Пасха Зачем идет крестный ход — знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»? Великий пост Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение. Сретение Рождественская викторина
Читайте также:






Новости милосердия.ru
 
       
     
 
  Яндекс цитирования



 
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.