На днях сын миллиардера на Ferrari насмерть сбил пенсионера. Семья погибшего (мусульмане) отказалась от претензий, получив крупную компенсацию, однако случай вызвал большой резонанс в обществе. А как в таких случаях поступать христианам? Доводить дело до суда? Простить невольного убийцу, отказавшись от денег? Примириться и деньги взять? У мирового судьи. Худ. К.А. Савицкий
Ларион Вуокила, сын бывшего президента "М.Видео" Александра Зайонца, наехал на Ferrari на пенсионера Наримана Гайнулова. Семья Зайонца выплатила родственникам погибшего компенсацию. В прессе называется сумма 4 миллиона рублей. После выплаты компенсации супруга пенсионера, его сестра, сын-инвалид и мулла мечети, откуда возвращался домой погибший, направили следователю письма, в которых просили смягчить Вуокиле меру пресечения и прекратить уголовное дело. Мера пресечения молодому человеку была изменена с ареста на подписку о невыезде, а в ближайшее время дело против него будет прекращено.
В обществе и СМИ возник большой резонанс. Часто отклики на трагедию сводятся к противопоставлению "богатство и бедность", и "доколе у нас любой вопрос можно будет решать за деньги". А ведь ситуация гораздо сложнее и порождает много нравственных коллизий – и для бедных, и для богатых. Как поступить в таком случае христианам, мы попросили у священника Михаила Исаева, самого потерявшего близкого родственника в ДТП, и протоиерея Константина Островского, благочинного церквей Красногорского округа Московской областной епархии.
Иерей Михаил Исаев, член редакции богословского журнала Альфа и Омега, клирик храма Рождества Пресвятой Богородицы в Крылатском, родственник сбитого насмерть человека.
— Должен ли христианин добиваться наказания для тех, кто стал причиной смерти его родственников в ДТП?
— Однозначного ответа в данной ситуации я дать не могу. Здесь сплетаются очень многие аспекты, которые нужно принимать во внимание, зная обстоятельства конкретного случая. Во-первых, нужно посмотреть на то, насколько сильно нарушил человек закон. Одно дело если человека сбили на пешеходном переходе, другое дело – просто на дороге, когда человек неожиданно выскочил под колеса – это должны расследовать соответствующие органы. Бывают люди, которые неоднократно совершали такие преступления, и попадаются уже второй или третий раз. И если их не привлекать к ответственности, то это будет попустительством к тому, чтобы они снова и снова совершали подобное.
С личной точки зрения для кого-то может быть важным отомстить виновному, это нехристианское чувство. А кому-то, может быть, действительно финансовое положение не позволяет отказаться от претензий. Например, если семья в результате ДТП потеряла кормильца. Нельзя все это причесать под одну гребенку, ответ будет зависеть от того, чем руководствуется человек в своих поступках,
У меня погиб близкий человек в ДТП. Был суд, было разбирательство, и в результате все обернулось так, что сбивший моего близкого оказался невиновен. Хотя объективно все указывало на его вину. И родственники не получили ни финансовой компенсации, ни удовлетворения чувства справедливости. По-христиански ли эта ситуация разрешилась или не по-христиански? Я не знаю, сложно сказать.
— Ну вот, допустим, живет православный москвич с доходом 40 тысяч рублей, его жену, мать двоих детей на пешеходном переходе сбила машина, потому что водитель куда-то очень спешил на дорогой машине. И вот водитель сидит напротив и предлагает крупную сумму. Как поступить по-христиански? Имею ли я, как православный христианин, право требовать справедливости?
— Требовать правосудия в такой ситуации вы конечно имеете право, почему нет. Законы в нашем государстве не антихристианские, и во многом сформировались именно под воздействием христианства. Но если закон позволяет закрыть дело за примирением сторон, то речь скорее идет о выборе между местью и прощением. Прощение за деньги это как-то странно. С другой стороны, я представляю, перед каким выбором встает человек в такой ситуации… Я бы не стал человека осуждать, если бы он взял деньги.
— Но в идеале, все-таки, нужно и виноватого простить и денег не брать?
— Это тоже неоднозначный момент. Действительно, вполне возможно просто простить виновного человека без каких-либо финансовых компенсаций за это. С другой стороны, если виноватый человек действительно желает загладить свою вину, то зачем лишать его возможности принести деятельное покаяние. Да, его простили, но все равно у него на душе остается чувство вины за свой поступок. Понятно, что смерть не исправить уже ничем, но как человек будет себя чувствовать, если, вообще никак не попытается исправить свой поступок? Мы и епитимью накладываем не как наказание, а как лекарство, которое даст человеку возможность положительной реализации своего чувства самоосуждения. Иначе этим чувством человек может нанести себе вред, впасть в уныние и отчаяние. Другими словами, взять у кающегося человека деньги – это иногда значит помочь ему в его душевной работе.
Подводя итог можно сказать, что каждый случай надо разбирать индивидуально, и стоит посоветоваться со своим духовником.
Протоиерей Константин Островский, настоятель Успенского храма в Красногорске, благочинный церквей Красногорского округа
— Должен ли человек добиваться наказания для тех, кто стал причиной смерти его родственников в ДТП?
— То есть должен ли человек стремиться отомстить? Месть своим обидчикам совершенно чужда христианству. Об этом сказано и апостолом Павлом со ссылкой на Ветхий Завет: «Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь» (Рим. 12, 19). И сам Христос сказал: «Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете» (Лук. 6, 37).
Это, кстати, не отменяет обязанности правоохранительных органов действовать по закону. Но ведь речь идёт не о прокуратуре, а о родственниках погибшего.
Поэтому, если они не хотят мстить, то это хорошо с их стороны. Если бы они искренне простили человека, причинившего им тяжкую скорбь, это было бы благочестиво, прямо-таки по-христиански (хотя они и не христиане).
Если же православный человек сам невольно оказался виновником такого ДТП, то с его стороны будет естественно просить у родственников прощения и насколько возможно возместить причиненный ущерб. В описываемом вами случае ущерб конечно полностью не возместишь, поскольку человек погиб. Но можно хотя бы как-то попытаться утешить родственников, в том числе помочь им материально. Если родственники в благодарность за это смягчатся и будут просить правоохранительные органы смягчить наказание, если речь идет не о взятках или запугивании, а о законных действиях, то что в этом плохого?
— А если я отказался от своих требований и перестал добиваться справедливости не по любви к врагу, а по любви к деньгам? Нет ли здесь безнравственного поступка, продажи памяти родственника и справедливости за деньги?
— А по-вашему, лучше предаться безусловной злобе? Ведь о чем идет речь, о мести. Если человек из милости без всяких денег отказывается от мести, то благо ему. Если он хотя бы деньгами смягчается, то это все-таки лучше, чем если он не смягчается вообще ничем.
Про справедливость есть замечательная притча. Спрашивают батюшку – где справедливость в этом мире. А он отвечает – справедливость в аду. – А что же в раю? – В раю милость. Лично я ни в коем случае не хотел бы, чтобы ко мне Господь был справедлив, потому что это означает вечную погибель. Я надеюсь на милость Божию.
Знаете ли вы Москву?
Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва?
Ученье — свет
Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя?
Крещение Руси
День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое.
Счастливые годы последней императорской семьи
Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России?
Русские святые
Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины
Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей
Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии.
400-летие дома Романовых: памятные места
Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых.
Династия Романовых и благотворительность
В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия.
Пасха
Зачем идет крестный ход знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»?
Великий пост
Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение.
СретениеРождественская викторина
Бунт в Копейске: почему в колонии восстают заключенные? Протоиерей Константин Кобелев более десяти лет является настоятелем тюремного храма в Бутырской тюрьме. Тюремный священник рассказал – в чем правда ФСИН, а в чем – заключенных.
И чья это будет победа? «Если станем играть с этим миром в его игры и по его правилам, можем только проиграть», – о терпимости, свободе и рок-опере «Иисус Христос – суперзвезда» размышляет Андрей ДЕСНИЦКИЙ
Драма традиционалиста, у которого не хватило веры Один из лидеров российского пролайф движения Андрей Хвесюк считает, что самоубийство Доминика Веннера в Париже, это поступок традиционалиста, который еще помнит, как должна быть устроена страна, но уже забыл — почему
Самуцевич освободили на обычных условиях Мосгорсуд не стал накладывать на Самуцевич дополнительных обязательств в связи с ее условно-досрочным освобождением. Условия вполне стандартные для УДО – необходимость отмечаться, подписка о невыезде и отсутствие правонарушений
Храм построили благодаря бунту заключенных Историю бунта заключенных, произошедшего несколько лет назад в одной из российских тюрем, рассказал священнослужитель, очевидец этих событий. По его словам, протест – это не всегда плохо
Безопасность подростка в городе: инструкция по выживанию Как научить наших детей подростков противостоять угрозам извне, защищать свою собственную жизнь, но не воспитать в них агрессивность? Помочь разобраться в этой проблеме мы попросили Игоря КАСТЮКЕВИЧА – исполнительного директора Национального совета айкидо России, автора книги о безопасности в мегаполисе
Хулиган в храме: что делать Как мирянину реагировать на хулиганство в храме? Своим мнением поделились московские священники – отцы Сергий Правдолюбов, Максим Первозванский и Александр Борисов
Есть ли у правосудия границы приличия? В ходе процесса над Пусси Райот в зале суда неоднократно звучали слова, расценивающиеся многими как кощунство и оскорбление. Продиктовано это было не стремлением кого-то оскорбить, а судебной необходимостью. Но кощунственное выражение не перестает быть таковым, с какой бы целью оно ни произносилось. Насколько этичны такие методы судебного разбирательства? Не свидетельствуют ли они об утрате обществом языковой культуры? С этим вопросом НС обратился к заведующему Отделом культуры русской речи Института русского языка РАН Алексею Шмелеву
Защита чувств верующих: вызов Церкви Готовы ли мы, верующие, стать настолько ответственными, чтобы не оскорбляться на каждом шагу и не спорить не только с внешними, но и друг с другом, выясняя меру православности единоверцев?
Что Священное Писание Церкви говорит о гомосексуализме Что говорят об однополых связях Библия, святые Отцы и современные авторы, церковные каноны и постановления. Сегодня обратиться к их авторитету особенно важно, ведь некоторые христианские общины признают гомосексуализм нормой, ссылаясь собственное толкование Писания.
Гомосексуализм: болезнь или грех? Или грех, ставший болезнью? Нередко от священников можно услышать, что быть или не быть гомосексуалистом – вопрос личного выбора. Однако в Социальной концепции Русской православной церкви различается "транссексуализм как врожденная психическая девиация, требующая соработничества пастыря и психиатра, и собственно грех как следствие добровольно избранного развратного образа жизни".
В России подсчитали «мирных» экстремистов Сегодня в Москве правозащитный центр «Сова» представил отчет о неправомочном применении антиэкстремистского законодательства. По словам директора центра, только 33 человека из числа осужденных за экстремизм, сидят за преступления не связанные с реальным насилием
Генрих Падва: Может ли Уголовный Кодекс защитить чувства верующих? В Госдуму внесен законопроект, который вводит тюремные сроки до пяти лет лишения свободы и на несколько порядков увеличивает штрафы за оскорбление религиозных чувств верующих и осквернение святынь. Проект, подготовленный представителями всех фракций Госдумы, вызвал большой резонанс в обществе. Свое мнение о законодательной инициативе высказывает адвокат Генрих ПАДВА, заслуженный юрист Российской Федерации.
"2,5% заключенных - верующие" Какой смысл сами сотрудники учреждений пенитенциарной системы вкладывают в свою деятельность? Как они представляют себе сотрудничество с Церковью? Об этом главный редактор "НС" Юлия Данилова спросила <b>Виталия Полозюка</b>, первого заместителя начальника ГУИН (Главное управление исполнения наказаний) Минюста РФ по воспитательной работе с осужденными, полковника внутренней службы, принимавшего участие в X Рождественских чтениях
Последнее слово: уроки риторики и логики Почему мы не умеем спорить? Для участников множества российских сетевых дискуссий желание заткнуть собеседника, уничтожить его морально – главнее аргументов. Кто виноват и что делать – размышляет Андрей ДЕСНИЦКИЙ.
Обзывалки и геенна огненная Сейчас многие считают возможность материться в Сети признаком свободы. Но в Нагорной проповеди Христос сказал, что даже за слово "безумный" наказанием будет геена огненная? О чем речь, почему можно критиковать конкретные поступки и мнения другого человека даже в резкой форме, а переходить на личности и выносить суд об этом человеке нельзя, поясняет публицист Андрей ДЕСНИЦКИЙ
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.