На Главную E-mail
       
 
Нескучный сад 5-6 (88)
   
 
Архив по номерам   Редакция   Контактная информация
   

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

Нескучный сад - Журнал о православной жизни
+7 (495) 912-91-19
 
 
 
Разделы сайта
 
Дополнительно:
 Фраза полностью
 Любое из слов
 Во всех полях
 Только в заголовках
 
  Жизнь в Церкви №0'0000

Мирянин на Соборе: равняется ли соборность демократии?


Версия для печати
26.01.09, 14:00

Каждый четвертый делегат Поместного Собора Русской Православной Церкви, который пройдет 27-29 января и изберет нового Патриарха, - мирянин. Однако по уставу Церкви миряне, хотя и имеют право голосовать, наиболее важные вопросы решаются совещанием архиереев. Какова же роль мирян на соборе?


Открытие Архиерейского Собора 25 января

Собор -- дело епископов?
Еще за несколько недель до начала Собора со стороны критиков Православия стали раздаваться весьма едкие замечания. Либеральные СМИ исписали десятки бумажных и виртуальных страниц, обсуждая, зачем Церкви делать вид, что и Ей не чужда демократия -- ведь все прекрасно понимают, что все равно все решает епископат. Эти размышления не беспочвенны -- ведь и в Церкви есть те, кто утверждает, что с точки зрения православных канонов «истинный Поместный Собор -- это Собор епископов» а участие мирян -- это лишь пережиток революционно-демократических традиций начала ХХ века. Да и Устав Русской Церкви предполагает, что хотя «решения принимаются большинством голосов» (гл. 2, ст. 17), но «все архиереи-члены Собора составляют Архиерейское Совещание… В задачу Совещания входит обсуждение тех постановлений Собора, которые имеют особую важность и которые вызывают сомнения с точки зрения соответствия Священному Писанию, Священному Преданию, догматам и канонам, а также поддержания церковного мира и единства. Если какое-либо решение Собора или его часть отвергаются большинством присутствующих архиереев, то оно выносится на повторное соборное рассмотрение. Если же и после этого большинство присутствующих на Соборе иерархов его отвергнут, то оно теряет силу соборного определения». Значит, все-таки миряне ограничены в праве решать на соборе? А может быть, действительно не их это дело -- Собор? Мы решили обратиться за разъяснениями к православным священникам, профессионально занимающимся историей Церкви.

Священник Илья СОЛОВЬЕВ
Священник Илья СОЛОВЬЕВ, клирик Крутицкого патриаршего Подворья в Москве, редактор журнала "Церковно-исторический вестник" полагает, что это не так, и настаивает на том, что участие мирян в Соборах -- дело вполне традиционное. «Участие мирян в Поместных Соборах, -- говорит он, -- определено не только Уставом Русской Православной Церкви, но и Преданием Церкви, ее историей, да и вообще всем церковным строем. Мы верим в Святую Соборную и Апостольскую Церковь, соборность является характерной чертой, можно сказать свойством нашей православной Церкви. Св. апостол Павел, называя Церковь Телом Христовым, говорит не только о тесной связи между ее членами, но и о том, какую важность и значение представляет каждый из этих членов (См., например, 1 Кор. 12: 21-22). А из книги Деяний видно, что как только в тех или иных случаях у христиан возникали вопросы, имевшие важное значение для Церкви, апостолы отдавали дело на суд всей церковной общины. Всмотревшись в описанную в книге Деяний нравственную атмосферу мы увидим, что здесь нет ни начальников, ни подчиненных в юридическом смысле слова, нет внешних авторитетов и рабского подчинения этим авторитетам, то есть здесь не может идти речи о каких-то «решающих» или «совещательных» голосах». Распространение христианства по всему миру и увеличение числа верующих, естественно, создало условие, когда участие в Соборе всех членов хотя бы одной церковной области стало физически невозможно. Поэтому для участия в Соборах стали делегировать представителей тех или иных общин или церковных областей, каковыми, прежде всего, стали, конечно же, поставленные по выбору народному в свой сан епископы, облеченные доверием своей паствы. Однако участниками Соборов были не одни лишь епископы. Церковные историки и канонисты ХIХ -- начала ХХ столетий доказали, что наряду с архиереями в Соборах участвовали и представители клира и мирян. Об этом говорит хотя бы тот факт, что в случае невозможности епископа прибыть на Собор лично, его мог заменить иной представитель его церковной области, не имевший архиерейского сана».

Участвовали ли миряне во Вселенских Соборах? Свящ. Илья Соловьев напоминает, что «Вселенский Собор созывался императором и состоял из тех лиц, которых приглашал император. Император мог вызвать на собор одних епископов, а мог и дополнить их своими сановниками, причем в любом количестве. Император мог разрешить епископам привезти с собой одного или двух пресвитеров. Нет сомнения в том, что в I Вселенском Соборе участвовали и клирики и миряне, а на VI Вселенском Соборе присутствовал император, и справа от царского трона восседали сановники -- также миряне».







Участвовали миряне церковных выборах и в Российской истории: «На Руси выбирали архиереев не только в «свободолюбивой» Новгородской республике. В XII веке ростовский князь Всеволод отказался принять епископа Николая-Грека, присланного Киевским митрополитом. Автор летописи, описывающей этот эпизод, замечает, что во епископы надлежит ставить того, кого “восхощет князь и людие”. Русская Церковь в западных областях страны на всем протяжении своего самостоятельного существования придерживалась правила, по которому в избрании епископов принимали участие клир и миряне. На сей счет составлялись особые выборные грамоты. Известны акты избрания Киевских митрополитов Гедеона Четвертинского и Варлаама Ясинского, где подробно изложена процессуальная сторона выборов. Итак, и по каноническим, и по историческим данным видно, что участие клира и мирян в выборах епископа не подлежит сомнению», -- поясняет о. Илья.

прот. Георгий МИТРОФАНОВ
В новейшей же истории главным основанием для участия мирян в соборной деятельности служит Собор 1917-1918 годов. «Организаторы Собора, -- рассказывает историк, профессор Санкт-Петербургских духовных школ прот. Георгий МИТРОФАНОВ, -- опираясь на глубокое знание канонических традиций и трезво осмыслив современную им церковную ситуацию, сочли возможным широкое участие в нем духовенства, монастырского монашества и мирян. И бесспорно, это был один из самых плодотворных соборов в русской истории!»

Привлечение мирян к работе нынешнего Поместного Собора очень полезно, считает о. Георгий: «В процессе собора, -- говорит он, -- представители епископата имеют возможность услышать мнение духовенства, монашествующих и мирян. И у нас есть надежда, что наши иерархи, являясь не только церковными администраторами, но и архипастырями, прислушиваются к мнению своих пасомых, учитывают его в соборных решениях».


Интерес к собору-2009 проявляют и те миряне, которые не попали в число делегатов от епархий. На фото: представители движения "Наши" рядом с Храмом Христа Спасителя, 25 января 2009



Критики участия мирян в соборной деятельности часто говорят, что миряне не могут и не должны вмешиваться в дела управления Церковью -- они в этом ничего не понимают. Свщ. Илья Соловьев не согласен с самой формулировкой «вмешательство мирян»: «Это выражение с точки зрения православной экклезиологии -- нонсенс! Право участия мирян в церковном управлении не подлежит сомнению, потому что какими бы они ни были, они доносят до всех участников собора настроения народа Божьего. Св. Игнатий Богоносец говорит в VIII главе своего послания к Смирнянам: «Без епископа нет Церкви». Но противники участия мирян в церковной жизни забывают, что приведенные слова св. Игнатия обозначают также, что и епископа нет без Церкви, то есть, без клира и паствы. Что касается того, что нынешние миряне -- неофиты и ничего не понимают, то где сейчас взять других? Настоящей церковной интеллигенции сейчас практически нет: ну, пара десятков человек, мнение которых и так всем известно. А донести до Собора настроения народа могут и те миряне, что были выбраны».

Свои люди и бизнес
Наконец, и светские, и церковные СМИ с увлечением рассуждали о делегатах-мирянах. Многих впечатлило немалое количество бизнесменов и прочих влиятельных людей -- политиков, чиновников и т.п. -- в списках участников соборов. Больше всего (29%) среди мирян оказалось сотрудников епархиальных управлений: референтов и секретарей архиереев, епархиальных казначеев и юристов. На втором месте, (23%) -- люди, заявившие себя «прихожанами». Однако на поверку многие из них оказываются крупными бизнесменами или банкирами. Так что третья по численности категория мирян -- предприниматели -- может составить не 12%, а гораздо большую долю. 9% мирян -- это государственные чиновники. Почему выбор епархиальных собраний, решавших, кто поедет в Москву, пал именно на этих людей? Разве они представляют церковный народ в целом? Епархиальные сотрудники, скорее всего, голосуют в согласии со своим архиереем. Наличие бизнесменов и чиновников вызывает упреки в том, что делегатов на Собор выбирали из соображений денег и власти. А где же простой церковный народ? Прот. Георгий Митрофанов видит за этим большую церковную проблему. «Стоит задуматься о причине такой ситуации. А причина -- в пассивности современных мирян. У нас практически нет активности мирян ни на одном уровне, начиная с приходского собрания! Вследствие этого мирян не видно и не слышно и на епархиальных собраниях. И это естественно, что от мирян на собор были выдвинуты просто более известные правящим архиереям люди. В основном это как раз те, кто активно сотрудничают с Церковью -- в основном в делах строительства и финансирования. Кто более активен, тот и на Собор едет -- то есть как раз бизнес и люди, работающие в церковных структурах. Так что нечего на зеркало пенять -- какая ситуация в Церкви, такие и делегаты на Соборе».

Демократия или соборность?
Так можем ли мы назвать способ организации церковных соборов демократией? Православные эксперты категорически против. «Слово «демократия» имеет очень политизированное звучание, -- говорит прот. Георгий Митрофанов. -- Наша соборная система -- это, конечно, не демократия именно потому, что хотя на Соборе и звучит волеизъявление всех слоев народа, но, как и было учреждено на Соборе 1917 года, рещающий голос по наиболее важным вопросам все равно остается за иерархией». Свящ. Илья Соловьев уверен, что «эталоном церковной жизни для нас всегда будет такое устройство, которое описано в книге Деяний Апостольских: все или, по крайней мере, важнейшие вопросы решались в общине сообща и, главное, в духе любви. Таков закон церковной жизни, и этому закону должно быть подчинено и церковное управление на всех его уровнях -- от прихода до Поместного Собора. Это та особая область нравственного отношения людей, в которую нельзя переносить понятия или характеристики, заимствованные из сфер внешних -- политической или юридической. Церковный Собор и государственный парламент -- разные вещи, и сопоставлять соборность Церкви с демократией совершенно нет оснований. В Церкви -- любовь, а в парламенте -- демократия».

иеромонах АГАФАНГЕЛ (Белых)
Делегат Поместного Собора от Белгородской епархии иером. АГАФАНГЕЛ (Белых) полагает, что «демократия подразумевает готовность принять решение путем простого арифметического большинства голосов, она подразумевает наличие оппозиции, плюрализм взглядов, борьбу партий. Соборность же -- это согласие в Духе Святом, готовность отрешиться от своего хотения и принять решение, не навязанное политтехнологиями, а являющееся синергией Святого Духа и соборного разума. И мы должны твердо верить, что на Соборе будет царить любовь и что все участники Собора будут стараться искать только хорошее».

Но почему же при таких устремлениях к согласию в Духе Святом, к любви и соборной мудрости, перед началом Собора сторонники некоторых кандидатов на патриарший престол устроили настоящую войну компроматов, обвиняя нежелательных кандидатов то в экуменизме, то в фальсификации предсоборных выборов, то в чем-то еще? Иером. Агафангел уверен, что «такие дрязги и поливание друг друга грязью очень полезны, хотя и имеют ярко выраженный антимиссионерский эффект. Человек, который в предсоборное время пожелал бы узнать о христианстве из церковных СМИ, получил бы о нем довольно дикое представление. Польза же заключается в том, что как мы знаем, в нашей земной Церкви есть много проблем. В Русской Церкви основная проблема связана с мощным давлением на Нее со стороны государства. И предсоборная склока -- сродни прорывающемуся нарыву. Это начало катарсиса, дающее надежду на обновление церковной жизни».

диакон Федор КОТРЕЛЕВ
Фото Андрея РАДКЕВИЧА



На Архиерейском Соборе Русской Павославной Церкви были названы три кандидата на Патриарший престол.

Кирилл, митрополит Калининградский и СмоленскийМитрополит Кирилл (Владимир Михайлович Гундяев) родился 20 ноября 1946 года в Ленинграде в семье священника. Окончив среднюю школу, в 1964 (по другим данным - в 1965) году поступил в Ленинградскую духовную семинарию.
В 1967 году, окончив семинарию, поступил в Ленинградскую духовную академию.

3 апреля 1969 года митрополитом Ленинградским и Новгородским Никодимом был пострижен в монашество с наречением имени Кирилл. 7 апреля того же года Кирилл был рукоположен в иеродиаконы, а 1 июня - в иеромонахи. Тогда же он с отличием окончил академию.

В июне 1970 года иеромонаху Кириллу была присуждена степень кандидата наук по богословию. Он был оставлен при академии профессорским стипендиатом, затем стал преподавателем.

С 1970 по 1971 год он был преподавателем догматического богословия и помощником инспектора Ленинградской Духовной академии и семинарии (ЛДАиС). В тот же год стал личным секретарем митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима и классным наставником 1-го класса семинарии.

12 сентября 1971 года отец Кирилл был возведен в сан архимандрита и назначен представителем Московского патриархата при Всемирном совете церквей в Женеве.
26 декабря 1974 года был назначен ректором Ленинградской духовной академии и семинарии (занимал эти должности до 1984 года включительно). Он ввел прием выпускников светских вузов.

7 июня 1975 года архимандрит Кирилл был назначен председателем епархиального совета Ленинградской митрополии. В декабре того же года был избран членом центрального и исполнительного комитетов Всемирного совета церквей, а 14 марта 1976 года был посвящен в сан епископа - он стал епископом Выборгским, викарием Ленинградской епархии.

Владыка Кирилл активно участвовал во внешней деятельности Московского патриархата и совершил много поездок за рубеж.

С 1971 года по 1974 год он был представителем Московского Патриархата при Всемирном совете церквей в Женеве.
В сентябре 1976 года епископ Кирилл был утвержден постоянным представителем от РПЦ в пленарной комиссии Всемирного совета церквей.

В ноябре 1976 года (по другим данным - в сентябре 1977 года) был назначен заместителем патриаршего экзарха Западной Европы (был освобожден от этой должности 12 октября 1978 года).

2 сентября 1977 года владыка Кирилл был возведен в сан архиепископа, а в октябре 1978 года стал заместителем председателя Отдела внешних церковных сношений. Кроме того, ему было поручено управлять патриаршими приходами в Финляндии (1978).

Иерарх также был назначен членом Комиссии Священного Синода по вопросам христианского единства (1979).
В 1983 году архиепископ Кирилл начал преподавать в аспирантуре при Московской духовной академии.
26 декабря1984 года он был назначен архиепископом Смоленским и Вяземским, в сентябре 1986 года стал управляющим приходами Калининградской области.
В 1988 году стал архиепископом Смоленским и Калининградским.

14 ноября 1989 года решением Священного Синода РПЦ назначен председателем Отдела внешних сношений Московского патриархата и постоянным членом Священного Синода Русской Православной Церкви. Как председатель отдела владыка Кирилл участвовал в работе по подготовке законов "О свободе вероисповеданий" (1990), "О свободе совести и о религиозных объединениях" (1997).
С 1990 года владыка Кирилл был управляющим Патриаршими приходами в Финляндии.

25 февраля 1991 года Указом Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II архиепископ Кирилл был возведен в сан митрополита.

В 1993 году митрополит Кирилл стал инициатором создания Всемирного Русского Народного Собора, был сопредседателем, с 1995 года - заместителем главы Всемирного Русского Народного Собора (ВРНС).
С 2002 года митрополит Кирилл является сопредседателем Совета европейских религиозных лидеров. Он входит в состав Комиссии по государственным премиям в области литературы.

Митрополит Кирилл является автором более шестисот публикаций и докладов и ряда книг, является почетным членом ряда российских и иностранных академий: с 1997 года – действительный член Академии российской словесности, с 2002 года - действительный член Академии социальных и гуманитарных наук.

Митрополит Кирилл является создателем и ведущим выходящей с 1994 года на Первом канале еженедельной телевизионной программы "Слово пастыря". Он также принимал участие в создании ряда других аналогичных телепрограмм.

Иерарх имеет награды Русской православной церкви: орден Преподобного Сергия Радонежского II степени, такой же орден I степени; ордена Святого равноапостольного князя Владимира II степени, Святого благоверного князя Даниила Московского I степени, Святого Иннокентия (митрополита Московского и Коломенского) II степени, Святителя Алексия Московского II степени; а также ордена поместных православных церквей.

Он также удостоен отечественных государственных наград: орденов Дружбы и Дружбы народов, ордена "За заслуги перед Отечеством" III степени и ряда медалей. Митрополит Кирилл - кавалер многих наград зарубежных стран.
В августе 1993 года ему была вручена международная Ловийская премия мира, которой раз в три года награждается общественный или церковный деятель, внесший особо значимый вклад в дело укрепления мира.
В 1993, 2000, 2001, 2003 годах митрополит был провозглашен "Человеком года" в области религии по версии Московского биографического института, в 2002 году звание "Человек года" митрополит получил в результате голосования на конкурсе, организованном компанией Rambler.

В 2004 году он был удостоен премии "Российский национальный Олимп" в номинации "Кавалер ордена Гражданской Чести", а также ордена "За Честь и Доблесть", ордена Петра Великого I степени, золотого ордена "Во имя России"; в 2005 году - ордена "За веру и верность" I степени.
Решением Российской палаты личности "за особые заслуги перед Отечеством в духовном развитии" митрополит Кирилл удостоен звания почетного гражданина России.

Источник: РИА Новости


Митрополит Калужский и Боровский Климент
Митрополит Калужский и Боровский Климент (в миру Капалин Герман Михайлович) родился 7 августа 1949 года в поселке Удельная Раменского района Московской области в семье рабочего. По окончании средней школы поступил в Московский машиностроительный техникум.

В 1970 году поступил во 2-й класс Московской духовной семинарии. С октября 1970 года по ноябрь 1972 года проходил срочную службу в Советской армии. Затем продолжил обучение в семинарии.

После окончания семинарии в 1974 году поступил в Московскую духовную академию.

С 1977 года принимал участие в работе Всемирной православной молодежной организации "Синдесмос" и экуменическом Совете молодежи Европы (ЭСМЕ).

В 1978 году окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия и был оставлен при ней помощником инспектора и преподавателем сектора заочного обучения.

7 декабря 1978 года инспектором Московской духовной академии архимандритом Александром пострижен в монашество с наречением имени Климент в честь священномученика Климента, епископа Римского.

24 декабря 1978 года архиепископом Дмитровским Владимиром Климент был рукоположен в иеродиаконы

7 апреля 1979 года рукоположен в иеромонахи. Также в 1979 году Климент был назначен преподавателем Общей церковной истории в Московской духовной семинарии (МДС).

14 октября 1981 года возведен в сан игумена. В период с 1981 по 1982 год игумен Климент исполнял обязанности старшего помощника инспектора МДС.

18 июля 1982 года возведен в сан архимандрита.

8 августа 1982 года в Свято-Духовском соборе города Минска хиротонисан во епископа Серпуховского, викария Московской епархии и назначен управляющим патриаршими приходами в Канаде и временно в США.

Хиротонию совершали: митрополит Минский и Белорусский Филарет, архиепископ Харьковский и Богодуховский Никодим, епископ Тульский и Белевский Герман, епископ Пинский Афанасий.

23 марта 1987 года епископ Климент был освобожден от управления патриаршими приходами в Канаде и назначен управляющим патриаршими приходами в США.

19 мая 1989 года Указом Святейшего Патриарха Пимена епископ Климент возведен в сан архиепископа.

С 20 июля 1990 года - архиепископ Калужский и Боровский и одновременно - первый заместитель председателя Отдела внешних церковных связей.

В 1993-1996 годах - член Общественной палаты при президенте РФ.

С 1997 по 2000 годы архиепископ Калужский и Боровский Климент представлял РПЦ в межправославной комиссии по подготовке общеправославного празднования 2000-летия Рождества Христова; возглавлял секретариат по подготовке и проведению празднования.

26 декабря 2003 года назначен Управляющим делами Московской Патриархии и постоянным членом Священного Синода.

25 февраля 2004 года архиепископ Климент возведен в сан митрополита.

С октября 2005 года митрополит Калужский и Боровский Климент - член Общественной палаты Российской Федерации.

C января 2006 года - председатель Комиссии по сохранению духовного и культурного наследия Общественной Палаты Российской Федерации.

Митрополит Калужский и Боровский Климент награжден государственными наградами: в 1988 году - орденом Дружбы народов, в 2000 году - Орденом Почета, в 1997 году – медалью 850-летия Москвы; многими церковными наградами Русской Православной Церкви и орденами Поместных Православных Церквей.

В 2001 и 2003 годах удостоен национальной премии Русского биографического института по номинации "Человек года".

В 2006 году митрополиту Клименту была объявлена благодарность Правительства РФ за вклад в подготовку и проведение церемонии переноса из Королевства Дания и захоронения в Петропавловском соборе города Санкт-Петербурга праха вдовствующей Императрицы Марии Федоровны, супруги Императора Александра III.

Источник: РИА Новости


Митрополит Минский и Слуцкий, Патриарший экзарх всея Беларуси ФиларетМитрополит Минский и Слуцкий, Патриарший экзарх всея Беларуси Филарет (в миру Вахромеев Кирилл Варфоломеевич) родился 21 марта 1935 года в Москве, в семье служащих.

В 1953 году поступил в Московскую духовную семинарию, в 1957 году – в Московскую духовную академию. В 1961 году окончил полный курс Московской духовной академии со степенью кандидата богословия за сочинение ''Пастырское душепопечительство Филарета, митрополита Московского, по его письмам''.

В апреле 1959 года принял монашеский постриг под именем Филарет в честь святого праведного Филарета Милостивого, рукоположен в сан иеродиакона.

После окончания Московской духовной академии решением Ученого Совета Академии иеродиакон Филарет был оставлен при Академии в качестве профессорского стипендиата с поручением чтения лекций.

В декабре 1961 года рукоположен в сан иеромонаха, в августе 1963 года - в сан игумена, в октябре того же года - в сан архимандрита.
В сентябре 1963 года назначен заведующим аспирантурой при Московской духовной академии.

В октябре 1965 года решением Патриарха всея Руси Алексия I и Священного Синода РПЦ назначен епископом Тихвинским, викарием Ленинградской епархии.

В период с 1961 по 1965 год занимал должность секретаря Комиссии по христианскому единству.

14 мая 1966 года назначен епископом Дмитровским, викарием Московской епархии и ректором Московской духовной академии.
28 ноября 1968 года назначен вторым заместителем председателя Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата.

9 сентября 1970 года епископ Филарет был возведен в сан архиепископа. Ему было поручено временное управление Калининской епархией. В том же году 19 октября освобожден от должности заместителя председателя Отдела внешних Церковных сношений Московского Патриархата, согласно его прошению.

25 августа 1972 года освобожден от временного управления Калининской епархией.

18 апреля 1973 года назначен архиепископом Берлинским и Среднеевропейским, Патриаршим Экзархом Средней Европы.

15 апреля 1975 года архиепископ Филарет был возведен в сан митрополита.

29 сентября 1978 года назначен митрополитом Минским и Белорусским; с 12 октября - Патриаршим Экзархом Западной Европы.

С апреля 1981 года - председатель Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата, постоянный член Священного Синода Русской Православной Церкви.

16 октября 1989 года в связи с образованием Белорусского Экзархата Московского Патриархата митрополит Минский и Гродненский Филарет назначен Патриаршим Экзархом всея Беларуси.

В связи с расширением деятельности Белорусского Экзархата митрополит Филарет подал прошение об освобождении его от должности председателя ОВЦС МП, которое и было удовлетворено 13 ноября 1989 года с оставлением его Постоянным членом Священного Синода.

29 декабря 1989 года Священный Синод благословил митрополиту Филарету дать согласие баллотироваться кандидатом в народные депутаты Верховного Совета БССР. 17 марта 1990 года состоялось избрание митрополита народным депутатом Республики Беларусь.

C 28 февраля 2008 года по настоящее время Патриарший Экзарх является управляющим Могилевской епархией.

С 18 февраля 1992 года владыка Филарет носит титул: "Митрополит Минский и Слуцкий, Патриарший Экзарх всея Беларуси, Свято-Успенской Жировицкой обители священноархимандрит".

Почетный член Ленинградской духовной академии (1970), почётный член Московской духовной академии (1974), почетный доктор богословия ряда зарубежных религиозных учебных заведений.

Имеет государственные награды СССР, России, Белоруссии и Польши, в том числе Орден Дружбы народов (1985), Орден "За заслуги перед Отечеством" IV степени (2003); удостоен многими наградами Русской православной церкви, Поместных православных и инославных церквей.

Источник: РИА Новости

Версия для печати

Тэги: Церковь  Церковное управление 







Код для размещения ссылки на данный материал:


Как будет выглядеть ссылка:
 
Реклама
Изготовление куполов, крестов Сталь с покрытием нитрид титана под золото, медь, синий. От 2000 руб. за м2 www.t2000.ru
Знаете ли вы Москву? Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва? Ученье — свет Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя? Крещение Руси День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое. Счастливые годы последней императорской семьи Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России? Русские святые Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии. 400-летие дома Романовых: памятные места Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых. Династия Романовых и благотворительность В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия. Пасха Зачем идет крестный ход — знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»? Великий пост Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение. Сретение Рождественская викторина
Читайте также:






Новости милосердия.ru
 
       
     
 
  Яндекс цитирования



 
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.