В декабре ушедшего года в интернете появился официальный блог Межсоборного присутствия, позволяющий всем желающим принять участие в обсуждении подготовленных Присутствием документов. Русская Церковь все более открывается миру. Это можно назвать демократизацией, можно - поисками путей возвращения к соборному управлению. Почти век назад Церкви уже пришлось отвечать на вопрос о том, в какой мере демократические институты применимы в церковной жизни.
СПРАВКА ОБ АВТОРЕ
Александр КРАВЕЦКИЙ родился в 1962 году. В 1986-м окончил филологический факультет МГУ, кандидат филологических наук (1999), старший научный сотрудник Института русского языка им. В. В. Виноградова РАН, руководитель Научного центра по изучению церковнославянского языка при ИРЯ РАН. Единственное законное учреждение
Подготовка восстановившего патриаршество Поместного собора 1917-1918 годов длилась более десяти лет. Но созвать его удалось лишь после Февральской революции. Механизм созыва Собора отлаживался в тот момент, когда идея демократических выборов воспринималась как абсолютная ценность. По иронии судьбы, Февральская революция не смогла создать жизнеспособных органов государственного самоуправления, но способствовала появлению таких органов в Церкви. Поместный собор 1917-1918 годов и восстановление патриаршества можно считать единственным состоявшимся начинанием Февральской революции. Выборы членов Собора были первыми в послереволюционной России демократическими выборами. Они состоялись на три месяца раньше, чем выборы в Учредительное собрание. И если из-за разрухи и начавшейся Гражданской войны выборы в Учредительное собрание удалось провести далеко не во всех районах страны, то во время подготовки Собора избирательный механизм работал как часы. Выборы членов Собора были трехступенчатыми (на уровне прихода, благочиния и епархии). При этом от каждой епархии на Собор были направлены правящий архиерей «по должности», три мирянина и два клирика.
После большевистского переворота Поместный собор оказался единственным в России учреждением, в законности которого не сомневался никто. На одном из заседаний генерал Л. К. Артамонов имел все основания утверждать, что члены Собора являются «истинными представителями всей верующей православной России».
Казалось, что Собор, созванный в эпоху всеобщего преклонения перед властью народа и выборностью, будет активно проводить демократические начала. Но здесь все было непросто. Дело в том, что большинство членов Собора составляли миряне и священнослужители, в то время как традиционно на церковных соборах решения принимали архиереи. Чтобы совместить процедуру демократического голосования с архиерейским контролем за принимаемыми решениями, все «правилодательные или основоположные» решения общего собрания приобретали статус соборного деяния лишь после того, как утверждались Совещанием епископов - собранием всех участвующих в работе Собора архиереев.
Интересно сравнить начало соборной работы с началом русского парламентаризма (к началу работы Собора Государственная дума действовала уже двенадцать лет). Из этого сравнения хорошо видно, как мучительно русское общество привыкало к демократическим институтам. Для того чтобы члены Государственной думы стали заниматься собственно парламентской деятельностью, понадобилось около трех лет. Ведь результаты законодательной деятельности двух первых распущенных дум были почти нулевыми. И лишь третья Дума смогла заняться тем, для чего была создана, - принятием законов.
В работе Собора деструктивное начало, характерное для первых государственных дум, было минимальным. Около трех месяцев (23 заседания) потребовалось членам Собора для того, чтобы отладить процедуры собственной деятельности. А затем в течение девяти заседаний было принято основное решение - о восстановлении патриаршества.
Голосование и жребий
В течение 1917 года святитель Тихон проходил через процедуру выборов дважды. Первый раз это произошло 21 июня 1917 года, когда участники Московского епархиального съезда закрытым голосованием выбирали Московского митрополита (впервые в истории России). Голосование проходило в храме Христа Спасителя. Каждый выборщик получал бюллетень, в который он должен был вписать имя кандидата. В голосовании участвовало 793 человека. Больше всего голосов (481) набрал архиепископ Тихон. За ним - уникальный случай - следовал активный мирянин, государственный деятель А. Д. Самарин, набравший 303 голоса. В случае избрания Самарин должен был принять монашество и рукоположение. Оставшиеся 9 голосов поделили архиепископы Антоний (Храповицкий), Арсений (Стадницкий) и епископ Андрей (Ухтомский).
Второй раз митрополит Тихон участвовал в выборах во время избрания на Патриарший престол. Процедура избрания предусматривала сочетание демократической процедуры (тайное голосование) и иррационального момента (жребий). Сначала члены Собора тайным голосованием определили трех кандидатов на Патриарший престол, а затем при помощи жребия из этих трех кандидатов выбирался патриарх. Сам процесс голосования выглядел так. Членам Собора трижды раздавали бюллетени, в которые нужно было вписать три имени. При первом голосовании абсолютное большинство получил архиепископ Харьковский Антоний (Храповицкий). Во втором голосовании, в котором митрополит Антоний уже не участвовал, абсолютное большинство получил архиепископ Новгородский Арсений (Стадницкий), а в третьем - митрополит Московский Тихон (Беллавин). Таким образом, было выбрано три кандидата на Патриарший престол.
6 ноября в храме Христа Спасителя состоялось окончательное избрание патриарха. Старейший из русских иерархов - почетный председатель Собора митрополит Киевский Владимир (Богоявленский) написал три записки с именами кандидатов и положил их в ларец перед иконой Владимирской Божией Матери. После литургии и молебна он показал ларец народу, разрезал тесьму, а иеросхимонах Алексий (Соловьев) вытянул жребий. На записке значилось имя святителя Тихона. Таким образом, жребий подкорректировал результаты голосования.
«Покорный слуга своих избирателей...»
Для допетровской Руси выборы священника прихожанами были обычным явлением. Вопреки распространенному представлению, разрушение института выборов связано отнюдь не с присущим Петру I стремлением везде, где только возможно, выстраивать жесткую вертикаль власти. Выборность духовенства Петр не отменял. Петровский «Духовный регламент» пишет о выборах духовенства как о чем-то само собой разумеющемся и требует лишь того, чтобы на эту должность избирали человека «жития доброго и неподозрительного». Постепенный отказ от института выборов был связан с другой петровской идеей - стремлением дать будущим священникам богословское образование. Ряд петровских указов устанавливал для кандидатов на священнические должности образовательный ценз. Это в корне подрывало традиции общинной выборности духовенства. Выпускников духовных училищ не хватало, что фактически сводило на нет возможность выбора. Найти хотя бы одного кандидата в священники, удовлетворявшего образовательному стандарту, было непросто. Теперь именно училища брали на себя функцию отбора кандидатов на приходские должности.
Институт выборов отмирал постепенно. В Центральной России он исчез быстро, а в Сибири, где образованные священники были большой редкостью, архиереи еще долго шли на нарушение петровских указов и рукополагали предложенных общиной кандидатов, поскольку не могли предложить ничего лучшего.
Интерес к институту выборов вновь появился в 60-е годы XIX века, когда в результате реформ Александра II в России стали развиваться органы земского самоуправления. Становление общественного самоуправления вызвало большой общественный интерес к демократическим институтам. В духовных журналах начали появляться статьи, авторы которых предлагали восстановить процедуру выборов при замещении церковных должностей. По мнению сторонников этой идеи, выборы должны были укрепить взаимное доверие между клиром и прихожанами и оздоровить церковную жизнь в целом. А в качестве прецедента указывали на опыт старообрядческих общин, сохранивших институт выборов духовенства. Обсуждение этого вопроса продолжалось вплоть до большевистской революции, однако никаких практических результатов эта дискуссия не имела.
После Февральской революции особая комиссия, которую возглавлял епископ Уфимский Андрей (Ухтомский), подготовила «Временное положение о православном приходе», которое было введено в действие летом 1917 года. Эти правила давали приходам достаточно широкие права по выборам приходских священников. Однако в результате возникли прецеденты, когда люди, опьяненные политическими лозунгами, изгоняли священников только за то, что были недовольны его политическими взглядами. Собору предстояло высказать свое мнение об этом опыте и либо принять его, либо отвергнуть. В проекте, который подготовил отдел, созданный Собором для обсуждения проблем приходской жизни, выборное начало было сохранено. При этом последнее слово, естественно, оставалось за архиереем. Здесь предполагались два варианта. Или из намеченных приходом кандидатов архиерей выбирал того, кого считал достойным, или же приход выбирал одну из нескольких предложенных архиереем кандидатур.
Сторонники института выборов исходили из того, что этот институт сам по себе является ценностью. По их мнению, именно процедура выборов верующими близкого им по духу пастыря сможет превратить приход (административное образование) в христианскую общину. Наиболее последовательные сторонники идеи демократизации церковной жизни критиковали проект отдела за половинчатость. «Если уж вводить выборное начало, - говорил делегат от Симбирской епархии В. А. Рождественский, - так на основе прямого, равного, всеобщего и тайного голосования. Тогда получивший наибольшее число голосов и явится наиболее достойным кандидатом. А если ограничить избирательное право всякими соображениями, то это уже не будет избирательное право, и я таким правом пользоваться не хочу». Однако критика «справа» явно преобладала. Основные аргументы противников выборов духовенства сводились к тому, что священник должен вести за собой приход, а не наоборот. По словам епископа Андроника (Никольского), выбравшие священника прихожане будут чувствовать свою власть над ним: мы тебя выбрали, мы тебя можем и прогнать. В том же ключе высказывался и архимандрит Матфей (Померанцев): «Выборное начало устанавливает один несомненный факт, что избранный обыкновенно покорный слуга своих избирателей только. Современные избиратели менее всего заинтересованы в избрании себе достойнейших избранников, выше их стоящих по своим качествам».
В итоге точка зрения противников выборности духовенства восторжествовала. Окончательное решение Собора звучало так: «Право избрания на священнослужительские места принадлежит епископу, который при избрании принимает во внимание и тех кандидатов, о коих приговором ходатайствует приход». После окончания работы Собора вопрос о выборах духовенства больше не поднимали. В ситуации, когда Церковь была гонимой, приходам было явно не до выборов. Да и в постсоветское время о выборах приходского духовенства не вспоминают. Оно и понятно. Большинство современных приходов представляют собой не общины, а объединение более или менее случайных людей, не способных на какие-то совместные действия. А поскольку членство в приходе не закреплено формально, составление списка выборщиков оказывается неразрешимой задачей. Однако не исключено, что в будущем жизнь вновь поставит на повестку дня вопрос о том, может ли приход сам выбирать себе духовенство.
Знаете ли вы Москву?
Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва?
Ученье — свет
Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя?
Крещение Руси
День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое.
Счастливые годы последней императорской семьи
Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России?
Русские святые
Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины
Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей
Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии.
400-летие дома Романовых: памятные места
Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых.
Династия Романовых и благотворительность
В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия.
Пасха
Зачем идет крестный ход знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»?
Великий пост
Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение.
СретениеРождественская викторина
Читайте также:
Прот. Владимир Диваков: престарелых настоятелей не будут почислять за штат Интернет взбудоражила новость: одного из самых уважаемых московских священников протоиерея Владислава Свешникова почисляют за штат. Тревога оказалась ложной, просто все священники, достигшие 75 лет, по новом правилам, обязаны подать прошение об освобождении от административных обязанностей. Так ли это, и что это значит? Об этом "Нескучному саду" рассказал секретарь Московской епархии протоиерей Владимир ДИВАКОВ
Трудности перевода: за что был уволен архиепископ Александр (Драбинко)? Отстранение архиепископа Александра (Драбинко), одного из самых молодых украинских архиереев, от должности председателя Отдела внешних церковных связей УПЦ, стало настоящим скандалом, и почти единственным решением, принятым на последнем заседании украинского Синода.
Священник в «штатском» — не священник? Письмо в редакцию: «Мне кажется, что, если священник одет не в священническую одежду, он этим как бы говорит: «Я сейчас не при исполнении обязанностей». Я у них поэтому благословения не беру, а другие мои коллеги берут, и от этого получается дополнительная неловкость. И коллеги со мной спорят и говорят, что это, наоборот, очень хорошо, что священник становится похож на человека, стрижется и носит штаны».
Митр. Иларион (Алфеев) на «Дожде» Митрополит Иларион (Алфеев), председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата рассказал зрителем телеканала «Дождь» о выборах, украденных голосах, коррупции, массовых протестах и о наказании для панк-хулиганок.
Митрополит Хабаровский и Приамурский Игнатий: архиерей в открытом доступе 21 августа вместе с добровольцами на строительстве дамб, которые должны защитить Хабаровск от наводнения, работал митрополит Хабаровский и Приамурский Игнатий. Надел футболку, взял в руки лопату и буквально встал плечом к плечу со своей паствой. Публикуем интервью с митрополитом Игнатием, которого наш корреспондент встретила в московском метро
Молиться или митинговать? Главное достижение молебна в защиту Церкви, состоявшегося 22 числа – в том, что он действительно оказался молебном, а не политическим митингом, как этого боялись многие
Министерство обороны не торопится пускать священников в армию В Русской Церкви недовольны промедлениями с согласованием кандидатур военного священства. В то же время в профильном синодальном отделе надеются завершить к концу года этап формирования корпуса штатных священнослужителей для российских вооруженных сил
«Нужно беречь Церковь, ибо враг не спит» – глава УПЦ (МП) Украинская ассоциация религиозной свободы и газета «День» посетили в больнице предстоятеля Украинской православной церкви (МП), митрополита Киевского и всей Украины Владимира (Сабодана). Митрополит продемонстрировал светлый ум и незаурядную силу духа. Как и отмечала его пресс-служба, его самочувствие все лучше и лучше. Глава УПЦ согласился ответить на несколько вопросов.
Церковь раздаст бесплатно 100 тысяч книг 100 тысяч экземпляров новой книги протоиерея Павла Великанова разошлют по всем епархиям для бесплатной раздачи. В Москве в свободной продаже она появится, вероятно, только когда будет переиздана, но Синодальные отделы Московской Патриархии все же получат по 500 экземпляров
Прот. Борис Михайлов: Contemporary art – не искусство, а провокационная акция По итогам Краснодарской выставки, за событиями вокруг которой «Нескучный сад» следил в течение недели, мы обратились за комментарием к известному православному искусствоведу и оппоненту современного искусства протоиерею Борису Михайлову, он убежден, что современное искусство нельзя назвать искусством в традиционном смысле этого слова
Что приобрела Русская Церковь от объединения? К завершению торжеств, связанных с пятилетием подписания акта о каноническом общении между РПЦЗ и РПЦ. что обрела наша церковь, благодаря объединению? – С этим вопросом мы обратились к прот. Максиму Козлову, профессору Московской Духовной Академии и настоятелю храма святой мученицы Татианы при МГУ
Является ли Церковь бизнес-корпорацией? Церковные финансы время от времени вызывают бурю медийного внимания. Но знаем ли мы как устроена на самом деле церковная финансовая система? Как оказывается, разобраться в этом вопросе не так уж и просто.
Епископ Карибского моря Каракас -- столица Венесуэлы. Епископ Каракасский ИОАНН (Берзинь) управляет самой неспокойной, Южноамериканской зарубежной епархией. Значительная часть приходов Латинской Америки, входивших в состав Зарубежной Церкви, ушла в раскол накануне подписания акта о каноническом общении РПЦЗ с Московским Патриархатом 17 мая 2007 года. К пятилетнему юбилею воссоединения мы публикуем наше интервью с владыкой.
Патриарх прокомментировал «Квартирное дело» Квартира досталась Патриарху еще до приватизации, а женщина, проживающая там, является его троюродной сестрой. Синодальный информационный отдел подтверждает достоверность сведений, изложенных известным телеведущим Владимиром Соловьевым в эфире «Вести ФМ».
Все ли так плохо в Церкви? Филолог Александр Кравецкий отвечает журналисту «Коммерсанта»: в Церкви действительно много проблем, но разве может быть иначе? Земная церковь – не самая приятная организация, но другой на земле нет
Смута в Украине: опять утка? Последние события в Украинской Церкви, ставшие причиной целого шквала публикаций в светских СМИ, как правило украинских, и одновременно причиной напряженного молчания российских изданий, особенно церковных, получили неожиданное продолжение
Митрополит Волоколамский Иларион: как удостовериться в воскресении Христа? С вопросами о богословии, информационной политике и архиерейском служении «Нескучный сад» обратился к главе ОВЦС и ректору Общецерковной аспирантуры митр. Илариону (Алфееву). Церковные спикеры иногда сами провоцируют скандалы, а наша информационная политика должна стать не реактивной, а «проактивной» — уверен владыка, тогда журналисты начнут спрашивать о Христе, а не о «мерседесах» и «часах».
Старые незнакомцы: российские приходы зарубежной Церкви В конце восьмидесятых РПЦЗ, находившаяся вне церковного общения с Русской Церковью открыла в России свои приходы. Пережив множество расколов часть этих приходов воссоединилась с Москвой только в 2007 году. К юбилею объединения мы публикуем интервью с архиереем, более двадцати лет управлявшем зарубежными приходами в отечестве, - епископом Евтихием (Курочкиным)
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.