О том, существует ли специфическая православная мода, о криптохристианах мира гламура и о недавнем показе коллекции Dolce & Gabbana со средневековыми изображениями Божией Матери, святых и ангелов рассуждает российский дизайнер Максим Черницов. Когда-то он сам делал коллекцию одежды с репродукциями икон, а летом прошлого года исповедал себя православным на своей странице в Facebook
Максим Черницов - дизайнер, который показывался на лучших модных площадках страны. Несколько сезонов он был одним из флагманов Российской Недели моды. Его одежда продавалась в ЦУМе, самом важном для дизайнера столичном универмаге и ряде московских бутиков.
Так что Макс – это отнюдь не специфический «православный дизайнер», который вышивал косоворотки крестиком (Хотя, нет! Вот косоворотки-то у него как раз были – в коллекции «Русский духъ»), нигде кроме показов «православной моды» не участвовавший, а теперь взялся метать камни в нерусских, «нестандартных», но всемирно известных, богатых и успешных Dolce & Gabbana. Нет, Черницов, с начала 2000-х живущий в Москве, а затем перебравшийся в Питер, участвовавший во всех поворотах российской моды нулевых – нормальный русский дизайнер, плоть от плоти этого модного мира. Поэтому и может о нем говорить смело.
Более того, он сам несколько лет назад показывал коллекцию с изображениями креста. Ранее он делал коллекции, в которых иронизировал над мировыми брендами. Майки "Комсомольская Prada" и "Vivienne Fastfood" были хитами. Так или иначе, но сегодня о своем эксперименте он сожалеет.
Максим говорит, что мода это не только индустрия, не только прикладное искусство, но прежде всего часть того, что принято называть «актуальным искусством», contemporary art. Современное искусство все дальше отходит от христианства и своим образным языком, и тем, что оно ставит на пьедестал «эго» художника, и в конце концов тем, что сам художник все чаще является, как у Пелевина, «не творцом, а криейтором».Такое искусство принципиально нельзя совместить с истинным христианством.
«Для дизайнера, как и для современного художника, главное – успех здесь и сейчас, любой ценой, – отмечает Черницов. – Для верующего нет ничего важнее спасения души и жизни вечной. Для художника не существует запретов в выборе тем. Понятие "успех", не предполагает ограничений, этических ли, религиозных ли. Кроме того, отмечу, мода всегда была и остается поверхностным искусством, где стилизация часто подменяет работу первооткрывателя или исследователя. Вчера было модно черепа вышивать, сегодня иконы, завтра рыбок или попугайчиков. Для художника любой предмет вдохновения – лишь красивая картинка. О смысле того, к чему прикасается, он не задумывается. А если и задумывается, то результат ещё хуже. Так произошло и со мной, когда посягнул использовать христианскую символику».
Случаи профанации сакрального пространства и символов в модной культуре не ограничиваются только лишь использованием изображения святых в дизайнерской одежде. На Западе давно дефиле в храме стало рядовым событием, были примеры показов в храмах (недействующих) и в России. «Дефиле в церкви недопустимо. Молюсь за тех, кто по маловерию догадался до такого,» -- говорит Максим Черницов.
19 августа прошлого года, т.е.в день Преображения Господня, на своей странице в Facebook Черницов совершил настоящий акт исповедничества. Мы не преувеличиваем. Дело в том, что к тому времени практически все модники – дизайнеры, журналисты, пиарщики, тусовщики - на своих страницах писали в поддержку Pussy Riot и против Церкви. Доходило до трагикомичного: сидят люди в модном ресторане субботним вечером (Facebook ведь отмечает, где кто находится) и пишут "попов на вилы", "восстановим бассейн". Это были еще мягкие выражения на страницах людей, в общем вполне мирных, но на Церковь обозлившихся не на шутку. Нужно пояснить, что дело тут было не только в «заступиться за девчонок», и озлобленность чувствовалась не просто задолго до акции панк-группы, но и даже до 2009 года, еще при патриархе Алексии II. В модном мире люди творческие – один дизайнер любит рассказывать, как собирался стать католическим монахом, другой жил в ашраме, есть каббалисты, другие только так носят перевернутые кресты и пенгаграммы, кого только нет. Но отношение к, так сказать «господствующей Церкви», чаще всего негативное. Православные тоже есть, но это настоящие криптохристиане, потому что рассуждать о Кроули – это изысканно и декадентски, а за православие легко могут наклеить ярлык "ПГМ", смеяться, считать странными. Такова реальность.
И вот Максим, крестившийся сознательной в 21 год и долгое время не бывший особенно церковным человеком, написал, что он христианин, и что он резко против осуждения Церкви, добавив, что хотя он был на Чистых прудах, но с тех пор не ходит на митинги и в протестном движении участвовать не собирается. Этот пост, кстати, не был панегириком. Черницов писал и о проблемах Церкви, о «Ее слабости». Но он добавлял: «Мы, свободно рассуждающие о недостатках церкви в интернете, осуждающие, почти ничего не знаем о её НАСТОЯЩЕЙ жизни, вспоминаем лишь, когда настигнет страшная болезнь, умрёт близкий человек или… прочтём статью об очередном греховном проступке священника. И при этом большинство считает себя формально православными. Вера не бывает “удобной и комфортной”».
Сразу же поднялась большая волна: комментариев и pro, и contra. Тем более, за месяц до Черницова один известный в модном мире молодой человек модель в соцсети назвал себя православным и осудил кощунниц и высказался. В общем, была просто буря комментариев.
Тем не менее, открыто называть себя православным среди дизайнеров, по мнению Максима Черницов, не всегда этично. Это зависит от контекста: «Либо это будет неумный вызов, поскольку сообщество ориентируется на безликий интернациональный стандарт, либо дешёвая поза: быть оригинальнее оригиналов. Надеюсь, понятие "православная мода" быстро канет в лету, ибо трудно поставить рядом более несовместимые слова».
Знаете ли вы Москву?
Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва?
Ученье — свет
Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя?
Крещение Руси
День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое.
Счастливые годы последней императорской семьи
Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России?
Русские святые
Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины
Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей
Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии.
400-летие дома Романовых: памятные места
Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых.
Династия Романовых и благотворительность
В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия.
Пасха
Зачем идет крестный ход знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»?
Великий пост
Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение.
СретениеРождественская викторина
Читайте также:
Наши в Берлине В современном Берлине четыре православных русских прихода. Самый старый из них, храм Покрова на Шпрее, получил собственное здание лишь два года назад. При этом сами прихожане, успевшие изучить историю своей общины, утверждают, что ей уже более девяноста лет. Она сумела выжить даже во времена гитлеровской Германии. Но оказалось, что эти испытания -- для веры не самые тяжелые.
Апрельский номер «Нескучного сада»: Как помочь ближним и не сгореть? Тема нового, апрельского номера журнала «Нескучный сад» – выгорание. Что делать, когда душа стала пустая и бесчувственная к чужому горю, как помочь самому себе и не стать птицей Феникс? Дело, начатое «на крыльях», требует полной самоотдачи, но стоит ли оно того, чтобы умерла душа?
Маяковский против Церкви: тарахтящий таран Сто лет назад состоялось первое выступление Владимира Маяковского. О нем писали, что он «взял религиозный образ, разрушая его». Так ли это?
Можно ли отпеть Маяковского? 14 апреля 1930 года около половины одиннадцатого утра из квартиры на Лубянском проезде в центре Москвы выбежала молодая женщина. Практически сразу она услышала хлопок и закричала, прося о помощи. Девушку звали Вероника Полонская, а звук, так ее напугавший, оказался выстрелом, который прекратил жизнь Владимира Маяковского…
«Пути Господни»: книга о поиске веры Как русским эмигрантам удалось сберечь веру, а советским людям к вере вернуться, рассказывает в своей книге художник и публицист Ксения КРИВОШЕИНА. Слово автору:
Прот. Борис Михайлов: Contemporary art – не искусство, а провокационная акция По итогам Краснодарской выставки, за событиями вокруг которой «Нескучный сад» следил в течение недели, мы обратились за комментарием к известному православному искусствоведу и оппоненту современного искусства протоиерею Борису Михайлову, он убежден, что современное искусство нельзя назвать искусством в традиционном смысле этого слова
Православная леди Православная леди – это возможно? А кто такая леди? Что ее определяет: одежда, манеры? На вопросы «Нескучного сада» отвечает театральный критик, специалист по театральному костюму Оксана Токранова.
Личность и Церковь. Как увидеть доброе в себе и в жизни Движение «Митьки» возникло в восьмидесятые годы в Питере по типу западных хиппи и панков, но — с большой разницей: протест в нем — не главное. Основатель, художник Дмитрий ШАГИН говорит, что секрет «Митьков» — в способности посмотреть со стороны не только на других, но и на себя. И увидеть доброе. Художник Дмитрий Шагин любит Питер, ходит в церковь, не смотрит ТВ, бросил пить (19 лет назад). Медиаскандалы вокруг Церкви считает «нормальным испытанием», а главным злом — погоню за наживой
Церковь раздаст бесплатно 100 тысяч книг 100 тысяч экземпляров новой книги протоиерея Павла Великанова разошлют по всем епархиям для бесплатной раздачи. В Москве в свободной продаже она появится, вероятно, только когда будет переиздана, но Синодальные отделы Московской Патриархии все же получат по 500 экземпляров
Джонатан Свифт: священник-сатирик 19 октября 1745 года в Дублине происходили очень странные вещи – тысячи людей хоронили декана собора святого Патрика, который подолгу не служил, находясь в Лондоне, имел очень запутанную личную жизнь, предлагал матерям откармливать младенцев для продажи и со всей страстью занимавшийся политикой. Этого необычного священника сегодня знает каждый человек в России. Его звали Джонатан Свифт.
Владимир Мартынов: «Концерт духовной музыки подобен проповеди на базаре» Владимир Мартынов из тех немногих современных композиторов, как, например, Губайдуллина, Десятников, Шнитке, Денисов, которые пишут или писали академическую музыку. Именно благодаря этим людям можно сказать, что современная серьезная музыка еще есть. Но он пишет не только музыку, он еще и автор книг, из которых все заинтересованные читатели и слушатели узнали, что время композиторов давно закончилось, а академический концерт умер. Чтобы разрешить возникший парадокс и выяснить, что же все-таки случилось с концертами, мы задали Владимиру Ивановичу несколько вопросов
Страшно ли быть серьезным? Современные люди боятся говорить о серьезных вещах прямо. Почему в наши дни ирония стала так популярна? От чего она защищает? Об этом Нескучный сад спросил у поэта, филолога, преподавателя кафедры теории и истории мировой культуры философского факультета МГУ Ольгу Седакову
Как устроен храм: иконостас как история человечества В главе об иконостасе учебники Закона Божия или ОПК рассказывают обычно о высоком русском пятиярусном иконостасе. Но если мы зайдем в храм, то далеко не всегда увидим перед собой пять рядов икон, соответствующих схеме из книжки. Почему для рассказа об иконостасе выбирают именно его пятиярусный вид, рассказывают протоиерей Сергий ПРАВДОЛЮБОВ, настоятель храма Живоначальной Троицы в Голенищеве (Москва), и Лариса ГАЧЕВА, иконописец, преподаватель ПСТГУ
Для чего нам орфография? Какую науку дети старательно забывают, вырвавшись из школьного класса? Для них по-прежнему дважды два равняется четырем, а Лондон остается столицей Великобритании. Но стоит им «на4ать smsицца» – и следа не остается от правописания. Да может, и в самом деле, позволить каждому писать, как хочется, и не париться? Понимают же люди и такое, а кто не поймет – переспросит. В отличие от арифметики и географии, правописание – вопрос договоренности. Или не так?
Почему Маркес? Недавно вышли на русском мемуары одного из самых известных ныне живущих писателей — Маркеса. Роман «Сто лет одиночества» читал, наверное, всякий, кто хоть сколько-нибудь интересуется литературой. Абсолютно замкнутый, достоверный и одновременно фантастический мир, выстроенный колумбийцем, до сих пор пленяет новых и новых читателей. Черты этого мира явственно проступают и в мемуарной прозе Маркеса, что, как полагает Михаил ЭДЕЛЬШТЕЙН, сделает новую книгу бестселлером в России
Откуда берется вдохновение Чтобы совершить научное открытие, создать шедевр, найти неожиданный выход, да просто написать хорошую статью, — необходимо вдохновение. Откуда оно берется? Что это — способность души или разума?
Музей гонимой Церкви В воздухе носятся далеко не все идеи. Признаюсь, что мне никогда не приходила в голову идея создания музея гонимой Церкви. И лишь оказавшись в Амстердаме, я совершенно случайно узнал о том, что здесь работает музей, созданный в тайном католическом храме времен гонений со стороны протестантов. Я был поражен красотой замысла и пошел посмотреть
Офис: коллектив против индивида? На работе, где мы проводим большую часть жизни, человек чаще всего реагирует на коллектив, а не на собственные принципы и цели. Как же остаться собой, не потерять себя в коллективе, одновременно не вступая с ним в нарочитое противодействие?
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.