На Главную E-mail
       
 
Нескучный сад 5-6 (88)
   
 
Архив по номерам   Редакция   Контактная информация
   

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

Нескучный сад - Журнал о православной жизни
+7 (495) 912-91-19
 
 
 
Разделы сайта
 
Дополнительно:
 Фраза полностью
 Любое из слов
 Во всех полях
 Только в заголовках
 
  Главная тема №6 (41)'2009

Православная леди


Версия для печати
21.08.09, 15:58

Православная леди – это возможно? А кто такая леди? Что ее определяет: одежда, манеры? На вопросы «Нескучного сада» отвечает театральный критик, специалист по театральному костюму Оксана Токранова.
— Говорят: этот человек, эта женщина прекрасно одевается. Что входит в это понятие?

— Думаю, всякий раз что-то разное. Из уст одного человека Вы услышите: «Эта женщина прекрасно одета» — в адрес дамы в строгом костюме немарких цветов и в светлой блузе, из уст другого – в адрес дамы, одетой в легко узнаваемые и дорогие бренды, и так далее. Но, наверное, слова: «эта женщина прекрасна одета» — значит, что эта женщина радует глаз, что она сама, весь ее облик – от одежды до выражения лица, настроения, ее образ составляют единое гармоничное целое, что она равна себе. «Хорошо одета» — значит, что все в облике женщины находится в некоем для нее гармоничном соответствии, что ничего ни убавить, ни прибавить, что все к месту и ничего чересчур. Ведь не сказали: «Ах, какое лицо!» Или: «Какие туфли!» Или: «А сумочка ничего».

Что определяет, «делает» костюм человека: силуэт, крой, ткань, обувь, аксессуары, драгоценности, непонятно что? Без чего не бывает леди?

— Костюм человека делает сам человек, в него входит все: от склада характера, темперамента, настроения, представлений до сложения, цвета глаз, волос. Но, конечно, если говорить об одежде, то крой, его качество и качество ткани решают почти все. Хорошо скроенную вещь трудно найти. Поэтому стоит просто найти вещь, которая хорошо сидит именно на тебе. Как правило, недочеты кроя незаметны, если вещь сидит идеально. И все-таки, мне кажется, что не человек для вещи, а вещь для человека. Помните, как в фильме «Моя прекрасная леди» с Одри Хепберн замечательно показано превращение продавщицы цветов в леди. Мудрый профессор Хигинс начинал все-таки не с одежды, а с выговора, разговорных навыков, манер, и только, когда он понял, что его Галатея сможет заявить о себе как о леди не только внешним видом, нарядом, но и умением вести беседу, манерами и пр. Любопытный афоризм вложил в уста своей героини Бернард Шоу, пьеса которого «Пигмалион» в основе сценария «Моей прекрасной леди». Элиза Дулитл говорит в финале пьесы: «Видите ли, разница между леди и цветочницей заключается не только в умении одеваться и правильно говорить – этому можно научить, и даже не в манере вести себя, а в том, как себя ведут с ними окружающие».

Конечно, одежда и манеры связаны. Представьте, каково было бы услышать от девушки в изящном шелковом платье в горошек в туфлях-лодочках какой-нибудь вульгаризм, или от молодой женщины в костюме классического кроя: «А ну, положь на место!», или от элегантной дамы в летах — грубое слово.

Из чего складывается сама культура одежды? Как, в чем это проявляется? Раньше этому барышню/юношу учили: как одеваться, что идет, что не идет, уместно /не уместно? Кто это делал: семья, нянечки, гувернантки? Этому вообще можно научиться, это нужно воспитывать или такое свойство врожденное, как говориться, дано или не дано?

— Культура костюма воспитывается, конечно, как любая другая культура – культура общения, речи, поведения. В дворянском обществе – если о XIX говорить – костюм был регламентирован, ко всякому случаю был предписан свой социально одобряемый, или как говорили раньше «бонтонный» наряд. Многие девочки из дворянских семей получали представление о том, что эта сторона быта строго регламентирована, в закрытых учебных заведениях – Екатерининском, Смольном и других институтах. Конечно, их институтский гардероб был до чрезвычайности скуден и однообразен, им шили одинаковые платья, но это, во-первых, была форменная одежда, предназначенная специально для обучения, а во-вторых, их гардероб включал простое будничное платье и платье для выходов. Думается, все же основным критерием для одежды дворянки или дворянина был не критерий «к лицу или не к лицу», а «уместно или неуместно, подходит к случаю или нет». Если верить воспоминаниям воспитанниц институтов, то никаких специальных уроков, посвященных умению одеваться, девочкам не преподавали, зато много внимания уделялось манере держаться, двигаться, занятия танцами проходили до 3-4 раз в неделю. А культура одевания, как и сейчас, впитывалась из среды, из семьи, из ближайшего окружения, и уж потом, когда девочки вырастали, образчиками модного платья становились специальные журналы мод.

Из чего складывается культура одежды? Все-таки одежда – это во многом показатель нашей социальности, то есть включенности в общественный уклад, в социум, или асоциальности. Знаете, многие пеняют россиянкам на то, что мы часто с утра в вечернем, ярком макияже, или с утра в блестящих нарядах, больше подходящих для выхода в театр или концерт. Кому-то режет глаз человек, пришедший в оперных театр в рваных джинсах и футболке, у кого-то вызывает оторопь вид 50-летней дамы в коротенькой кожаной юбке, ярких колготках и обильно накрашенной. Проще с одеждой по случаю – нам ведь не придет в голову отправиться кататься на лыжах в маечке с открытым животом и леггинсах, вряд ли кто-то будет заниматься конным спортом в мини-юбке и на шпильках, а плавать в бассейне в норковой шубе. Вроде как само собой разумеется, что одежда здесь из соображений элементарного удобства должна соответствовать случаю. А вот со всем остальным все не так понятно. Но если под культурой одежды понимать соблюдение простых и неписанных норм костюмного этикета, то, наверно, не стоит одеваться для дружеской прогулки как для вечернего выхода, на работу – как на светский прием, а «в свет» — как на прополку грядок или на сбор ягод в лесу.

— Что такое «хороший тон»? Что в него входит? Что в него входит в одежде, манерах, разговоре, отношениях?

— Думаю, что «хороший тон» прежде всего уважительный. Уважительный по отношению к людям, с которыми встречаешься в течение дня, по отношению к месту, где живешь, к месту, где работаешь, к месту, где отдыхаешь. Если ты в храме, то хороший тон для женщины быть в длинной юбке с покрытой головой, если ты дома – то хороший тон для женщины и по отношению к себе и по отношению к родным быть одетой удобно и радовать глаз близких.

— Что считается пошлостью в одежде? Когда говорили – мещанство в костюме – что это означает? Как проявляется?

— Чехов, если вспомните «Три сестры», дал нам образчик пошлости по меркам того времени в лице Наташи:

«Наталья Ивановна входит; она в розовом платье, с зеленым поясом.
Наташа: <…>(Мельком глядится в зеркало, поправляется.) Кажется, причесана ничего себе <…>
<…>
Ольга: <…> (Вполголоса испуганно.) На вас зеленый пояс! Милая, это не хорошо!
Наташа: Разве есть примета?
Ольга: Нет, просто не идет… и как-то странно…
Наташа (плачущим голосом): Да? Но ведь это не зеленый, а скорее матовый.<…>».

Едва ли сейчас кому-нибудь показалось бы странным, пошлым, то есть безвкусным, неуместным такое сочетание цветов. По-моему, определение «пошлый» по отношению к костюму, платью в современном языке почти не употребляется. Не припомню ситуаций, в которых я бы слышала от кого-то: «Пошлый наряд». Чаще о ком-то говорят, что он пошляк или о ситуации — пошлость. «Пошлый» сейчас – понятие не эстетическое, а этическое скорее. Мне кажется, нынешний общественный уклад как-то не располагает ни к тому, чтобы подмечать мещанство в костюме, ни к тому, чтобы определять чей-то наряд как пошлый. Просто другая социальная иерархия у нынешнего общества, нет мещан или дворян, соответственно и мещанство в костюме невозможно.

— Сейчас моду ругают за чрезмерную обнаженность. Но и в старинные времена платья женщин хоть и были совершенно закрыты внизу, но очень сильно декольтированы. Бывали ли здесь какие-то ограничения? Декольте – это только для вечера, или оно допустимо в любое время?

— У смолянок и других институток были декольтированны форменные платья. Конечно, это было не глубокое декольте, только открытые плечи, но все-таки. В холод девочки прикрывали плечи тоненькими пелеринками, притом в классах они сидели без пелеринок. Если верить мемуаристкам, то против декольтированных платьев для институток первым высказался Ушинский, педагог и реформатор образования, работавший в те годы инспектором Смольного института, и было это в самом конце 1850-х годов. В XIX веке этикет предписывал дамам довольно скромное, недекольтированное или слегка декольтированное дневное платье, декольте было частью вечернего туалета.

И все-таки мода не дает жестких установок – у каждой из нас есть выбор: какой длины юбки носить, насколько декольтированные платья или блузы. Зачем же слепо следовать за неведомо кем задаваемыми ориентирами. Как говорила Коко Шанель: «Модно то, что ношу я». Конечно, в этой фразе есть изрядная доля вызова и провокации, но все-таки…. Да и современный деловой этикет не предполагает как декольтированных блуз или платьев, так и юбок, которые были бы сильно выше колена.

— У нас сейчас модно венчаться и практически все барышни венчаются в великолепных белых пышных платьях, но страшно декольтированных, с открытой грудью, спиной. А ведь дело-то происходит в храме. Как принято было одеваться на свадьбу, венчание? Ведь мода почти всех времен предполагала декольте.

— В европейской традиции мода на белые подвенечные платья по преданию возникла в конце XVIII века в эпоху ампир. Просто потому, что в это время в моде был белый цвет платьев в подражание античным образцам. Легенда гласит, что первым белым подвенечным платьем было платье французской принцессы Мюра. С тех пор и стала понемногу укореняться традиция белых платьев, хотя все-таки это был не доминирующий цвет, платья шились и нежных оттенков других цветов. Также и у российских дворян не существовало специального стандарта подвенечного платья – это были просто самые дорогие и красивые наряды, сшитые в соответствии с модой того времени. И если мода предписывала декольте, то платья были декольтированы. Помните знаменитую картину Василия Пукирева «Неравный брак» (1862 год)? На ней изображена юная невеста, наверное, раза в три моложе своего будущего супруга, в декольтированном платье. Художник кроме всего мастерски выписал детали ее подвенечного наряда: блонды – шелковое кружево, ставшее самым модным материалом для подвенечного платья в XIX веке, и флер-д’оранж, вошедший в моду с 1830-х годов. Как правило, использовался комплект флер-д’оранжа из венка, броши (ее прикалывали или на пояс, или на вырез декольте) и маленьких веточек, которыми украшались рукава. Бутоны изготавливались из ваты с листочками из шелка или бархата. Кстати, моду на флер-д’оранж ввел Вальтер Скотт, написавший в «Айвенго», что в средневековье невесты украшали себя цветами апельсинового дерева. А вот в эпоху модерна, когда в моду вошли воротники-стойки, и подвенечные платья были «глухими» наверху.

И все-таки снова хотела бы заметить, что мода не диктует нам жестко как одеваться, мы вольны выбирать – трезво, в соответствии со своими убеждениями. Потому и подвенечные платья современных невест могут быть разными. Я, например, на Успенском подворье Оптиной пустыни в Петербурге, в храме прихожанкой которого я являюсь, не видела на венчаниях ни одной декольтированной невесты при невероятном разнообразии подвенечных нарядов. Видела и наряды в русском стиле, и платья «под старину» с широкими юбками на кринолине, и строгие белые костюмы, но ни одной невесты с декольте.

— Раньше в России незамужние молодые барышни не могли носить бриллиантов, каких-то определенных цветов в одежде, считающихся дамскими. А есть ли сейчас у людей из общества какие-то неписанные правила хорошего тона? Их придерживаются?

Сейчас само понятие «человек из общества» можно поставить под вопрос. Из какого общества? Из медиа-тусовки, из числа жителей Рублевки, из актерской среды, из профессуры, из музыкантского сообщества? Какой он сегодняшний «человек из общества»? Какое из перечисленных или неупомянутых мною сообществ в настоящий момент задает моду на правила поведения, жизненные приоритеты? По-моему, это вопрос для обсуждения. Поэтому и нет таких определенных правил. Для людей из какого-то общества является дурным тоном надевать украшения не из драгоценных камней и металлов, а для представителей другого – дурной тон одеваться так, чтобы можно было с легкостью определить одежда каких брендов на тебе надета.

— Что отличает женщину с истинным вкусом от женщины просто модно одетой?

— Детали. Брюллов говорил: «Искусство начинается там, где начинается чуть-чуть». Так же и со вкусом в одежде – решают детали: свежо подобранные цвета в костюме, какой-то акцент небольшой – платок ли, пояс ли, серьги ли, пуговицы ли пиджака…

 — И наоборот, в чем проявляется безвкусие, когда говорят, что человек не умеет одеваться? Что не может себе позволить истинная леди?

— Думаю, это все-таки понятия разного порядка «безвкусица» и «чего не может позволить себе истинная леди». Возможно, леди не может себе позволить надеть колготки другого цвета кроме телесного, но если молодая женщина выбирает какой-то другой цвет под свой костюм – это еще не безвкусица.

— Чтобы хорошо выглядеть, действительно надо быть всегда модной?

— Мода сейчас позволяет быть и немодной. А уж, чтобы хорошо выглядеть, быть модно одетой вовсе необязательно. Что такое хорошо выглядеть? Наверно, это значит производить благоприятное впечатление на окружающих людей. Что располагает людей? Манера держаться, умение общаться, доброжелательность. Конечно, и костюм, но он, прежде всего, должен быть к лицу, не уродовать индивидуальность девушки, женщины, а подчеркивать ее, дополнять, раскрывать.

Одежда в храм должна быть какой? Дворянки раньше одевались в храм скромнее, крестьянки наоборот – наряднее. Сегодня православных нередко упрекают в том, что мы в храм ходим одетыми кое-как, неизящно, некрасиво, в сравнении, например, с тем, как ходим на работу, в гости. Но по себе я могу сказать: когда пять дней в неделю ходишь на работу и стараешься как-то «выглядеть», в субботу и воскресение на обдумывание наряда в храм уже не остается никаких сил! Стоять нелегко, об изящной обуви на каблуках лично для меня не может быть и речи, узкие английские юбки не подходят для земных поклонов и т.д. Трудно вообще думать об одежде, напялишь что-то самое удобное и идешь. И получается, что я действительно иду в храм хуже одетая, чем обычно.

— Знаете, я иногда в петербургских храмах всматриваюсь в людей в очереди в свечную лавку, или в прихрамовом магазинчике или после службы, когда прихожане общаются, и часто любуюсь изящно, элегантно одетыми прихожанками – их одежда совершенно соответствует случаю, не кричит, не отвлекает, но при этом удачно подобранные в тон юбка и свитер, платье ли, юбка ли и пиджак, шелковый платок, подчеркивающий цвет глаз, при отсутствии косметики. Конечно, одеваясь в храм, мы все понимаем ради чего идем туда, но ведь и каждый поход в храм – это праздник, это событие, и мы по силам стараемся обычно, чтобы наш внутренний настрой соответствовал ему. Но не значит ли это, что и внешний облик должен подчеркивать это наше внутренне стремление?

— Есть ли у человека право одеваться так, как он хочет? Или дресс-код – это неизбежная часть отношений с обществом, любым, в том числе и православным?

— Нам от рождения дана возможность выбирать. Наш гардероб – это наш выбор. Конечно, есть сферы жизни, где эта часть наших отношений с обществом прописана – в храме, у кого-то и на работе. Это нормально. Ведь быть православным – это наш сознательный выбор, значит, мы принимаем уклад православной жизни.

СПРАВКА:
Оксана Токранова, пресс-атташе Мариинского театра, училась в Санкт-Петербургской театральной академии на театроведческом факультете, работала как театральный критик, писала для газет и журналов, также работала в разных театрах СПб. Прихожанка Успенского подворья Оптиной пустыни.

Версия для печати

Тэги: Церковь  Личность  Общество  Культура  Женщины в Церкви 







Код для размещения ссылки на данный материал:


Как будет выглядеть ссылка:
 
Реклама
Изготовление куполов, крестов Сталь с покрытием нитрид титана под золото, медь, синий. От 2000 руб. за м2 www.t2000.ru
Знаете ли вы Москву? Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва? Ученье — свет Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя? Крещение Руси День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое. Счастливые годы последней императорской семьи Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России? Русские святые Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии. 400-летие дома Романовых: памятные места Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых. Династия Романовых и благотворительность В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия. Пасха Зачем идет крестный ход — знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»? Великий пост Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение. Сретение Рождественская викторина
Читайте также:






Новости милосердия.ru
 
       
     
 
  Яндекс цитирования



 
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.