На Главную E-mail
       
 
Нескучный сад 5-6 (88)
 
 
Архив по номерам   Редакция   Контактная информация
   

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

Нескучный сад - Журнал о православной жизни
+7 (495) 912-91-19
 
 
 
Разделы сайта
 
Дополнительно:
 Фраза полностью
 Любое из слов
 Во всех полях
 Только в заголовках
 
  Семья и личность 4 (75)'2012

Поэт Александр Кушнер: не мудрствуя лукаво


Версия для печати
11.04.12, 10:05

Есть ли у графоманов вдохновение? Как отличить подлинную поэтическую мысль от суррогата? Об этом — поэт Александр КУШНЕР:

— «Вдохновение — своего рода безумие», — говорил Цицерон. А Пушкин сказал, на мой взгляд, куда более точно, определив вдохновение как «расположение души к живейшему приятию впечатлений и соображению понятий, следственно, к объяснению оных». И еще добавил, что «вдохновение нужно в геометрии, как в поэзии». Он вообще предупреждал о том, что не следует смешивать «вдохновение с восторгом». И пушкинское понимание вдохновения мне намного ближе. Цицерон, по-видимому, опирался на свой ораторский опыт: чтобы воздействовать на слушателя, тем более на толпу, требуется накал страстей, не столько разум, сколько неистовство или то, что в «серебряном веке» называли «экстазом». Ужасное слово!

Вдохновение поэта — это расположение души к поэтическому труду, это великая собранность мыслей и чувств, это сосредоточенность на поисках поэтического сюжета, это пристальность взгляда и готовность к точному выбору между подлинной поэтической мыслью и тем, что только прикидывается ею. Графоманы тоже испытывают вдохновение, а потом удивляются, почему их восторг не разделяют те, кто читает их стихи. Вот здесь уместно сказать об интуиции. Им, графоманам, помимо поэтических навыков и умения, которыми обладает настоящий поэт, не хватает еще именно интуиции, т. е. врожденного чувства, помогающего найти единственно возможный путь в лабиринте множества вариантов, в их путанице и переплетении. Поэт, как следопыт, как охотник, необъяснимо для себя, интуитивно находит единственно возможную для данного случая мелодию, единственно возможную поэтическую интонацию — и опирается при этом на всю мировую поэзию, как будто включает вилку в розетку, подключается к электрической цепи, по который идет ток высокого напряжения. И здесь, может быть, важнее всего оказывается помощь его предшественников в родной поэзии, тех, кто писал до него, их драгоценный опыт: он должен создать нечто новое, свое, опирающееся на сделанное до него и не похожее на то, что уже сделано.

Об опыте предшественников я сказал. Скажу еще о поэтическом языке. Поэтический язык — это высшее достижение родного языка, в нашем случае — русского языка, как будто специально созданного для стихов. Его падежные и глагольные окончания, его приставки и суффиксы (одно дело «нога», другое — «ножка» стола, одно дело «пыль», другое — «пыльца»), его словесные ударения, которые могут падать и на первый, и на второй и третий, и на самый последний слог, а могут быть вообще «беглыми», многовариантными, смещенными («На холмах Грузии лежит ночная мгла» (Пушкин), « В лазурные глядятся озера» (Тютчев), «Над лампой тихою подвешенный кружок / Вертится призрачною тенью» (Фет)… И, может быть, самое главное: свободный порядок слов в предложении, чего нет ни в английском, ни во французском: «Редеет облаков летучая гряда» (Пушкин), «Я берег покидал туманный Альбиона» (Батюшков), «Но страстно в сумрачную высь уходит рокот фортепьянный» (Анненский), «И тишину переплывает / Полночных птиц незвучный хор» (Мандельштам)… Вот почему наши регулярные размеры, двухсложные и трехсложные, не устарели, вот почему четырехстопный ямб и сегодня может показаться совершенно новым размером. «Мой дядя самых честных правил…» — разве это похоже, например, на такое четверостишие о стоге сена: «Он горько пахнул и дышал, / Весь колыхался и дымился. / Не знаю, как на нем лежал / Тяжелый Фет? Не шевелился?»

Может показаться, что я отклонился от темы, но это не так: все только что сказанное имеет прямое отношение к интуиции. И рифма тоже. Верлибр, вошедший в моду, отказывается от стиховой мелодии, ломится в открытую дверь, почти ничем не отличается от прозы. А рифма… какая это чудесная подсказка, счастливый случай! Благодаря ей стихотворение ветвится, уходит в неожиданную сторону, превышает замысел, оказывается непредсказуемым. «Милый, мертвый фартук / И висок пульсирующий. / Спи, царица Спарты, / Рано еще. Сыро еще…» (Пастернак). Страшно представить, что осталось бы от Пастернака, откажись он от рифмы! Рифма — великая спутница интуиции, одно из самых ярких ее проявлений.

Можно было бы, для пущей важности, вспомнить имена знаменитых философов, писавших об интуиции: Бергсон, Хайдеггер, Ясперс… Обойдусь без них, потому что поэзия — дело конкретное, живое, предметное, и вместо долгих рассуждений лучше всего ткнуть пальцем в стихотворную строку, в безошибочно выбранное поэтом слово.

Вдохновение, интуиция, владение стихом — это и есть талант. А талант, как известно, от Бога. Он (талант) или есть, или его нет; людей, обманувшихся насчет своего дара, неисчислимое множество, и они несчастны — поставили не на ту карту, выбрали не свое дело, сели в чужие сани. Вдохновение, интуиция, игра на свирели, которую, как полагали древние греки, богиня подбрасывает в колыбель будущему поэту… Поэтический труд — счастливый труд. Говоря об интуиции, надо еще сказать об инстинкте. Инстинкт — это, может быть, другое имя интуиции. Поэт, сидя за письменным столом, «летит за данью полевой», как пушкинская пчела, летит не задумываясь, безошибочно выбирая направление. Не задумываясь? Нет, конечно, думая, мысля, но не «мудрствуя лукаво». Чем закончить мне эти заметки? Приведу простое и неопровержимое высказывание Тютчева: «Стихи никогда ничего не доказывали, кроме большего или меньшего таланта автора».

Версия для печати

Тэги: Личность  Культура  Искусство 







Код для размещения ссылки на данный материал:


Как будет выглядеть ссылка:
 
Реклама
Изготовление куполов, крестов Сталь с покрытием нитрид титана под золото, медь, синий. От 2000 руб. за м2 www.t2000.ru
Знаете ли вы Москву? Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва? Ученье — свет Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя? Крещение Руси День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое. Счастливые годы последней императорской семьи Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России? Русские святые Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии. 400-летие дома Романовых: памятные места Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых. Династия Романовых и благотворительность В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия. Пасха Зачем идет крестный ход — знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»? Великий пост Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение. Сретение Рождественская викторина
Читайте также:




Новости милосердия.ru
 
       
     
 
  Яндекс цитирования



 
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.