Роман Минин живет в Харькове и пишет картины, где герои — шахтеры. Первую выставку художника в родном Донбассе донецкие чиновники закрыли за «очернительство» образа шахтера. В отличие от одномерных героев труда на плакатах, шахтеры Минина не только работают, но и страдают, молятся Богу, и Он им приходит на помощь. Сейчас художник готовит проект росписей передвижного храма для шахтеров, который будет расписан сценами из шахтерской жизни.
Спасение. 2007 г.
Роман Минин: «Я был единственный ребенок в семье, и мама сказала: пусть занимается чем хочет. А мне очень хотелось рисовать. Я брал репродукции из журналов и копировал. Меня завораживал Айвазовский — как он писал воду. Вообще мне было интересно все, что касалось точности натуры. Потом был кружок рисования. Художественная школа. Мне повезло: мой первый учитель рисования меня очень ценил, он был старенький и, когда умер, завещал мне все свои краски. Это было высокой оценкой моих способностей в глазах окружающих. Потом учился в Харькове: в училище, затем в академии. Начал с копирования старых мастеров, рисования с натуры, но спустя несколько лет понял, что дальше надо двигаться, стал изучать современное искусство. Был период, уже в академии, когда я начал зарабатывать деньги, бóльшие, чем родители на шахте. Писал реалистические картины на продажу, расписывал дома новым богачам (мы называли это «писать барсукам норы»), но понимал, что все это не то. Мой учитель в академии сказал: ты же с Донбасса, что же ты не рисуешь шахтеров? Я попробовал. И почувствовал, что это я не придумываю, мне это легко, я рисую то, что знаю. В детстве отец меня часто брал с собой. Я был в ремонтных мастерских, в бытовках, в бане. Я знаю форму машин, инструментов шахтеров. В картине я обобщаю их для целостной формы, понимая, какие они на самом деле».
Роман знает жизнь шахтеров не понаслышке: оба деда, отец художника — шахтеры. Работа шахтера — гремучая смесь тяжелого труда и веры. Среди картин Романа есть настоящие «народные жития», например «День шахтера». Минин языком лубочного искусства рассказывает о шахтерской жизни, где есть праздники, будни, и свое одиночество, свою боль рабочий приносит в храм или просто хранит в сердце.
Среди картин Минина нет одномерных историй, он просто любит своих героев и стремится высказать правду их жизни метафорами сюжетов и коротких стихов. Даже самые короткие из текстов на его холстах обращены к высокому: «Ради какого света мы добываем огонь?», «Свет шахтера: папироска, солнце, фонари? — Это то, что всегда светит у него внутри», «У Бога для шахтеров отдельная награда: покой в душе и вечность в тени у винограда».
Роман признается, что создать картину, которая рождается одновременно со строфами, похожими по ритму на народные попевки, проще, чем картину без текста. Ритмика и сюжеты его строф напоминают духовные вирши барочного столетия, они — на стыке профанного и вышнего миров. Все картины, и масло, и темперы, и даже гуаши, сам художник относит к жанру абстрактного реализма.
Роман Минин: «Большая картина “Дорога на Засядько” была написана по свежим впечатлениям от массового захоронения шахтеров, погибших в шахте Засядько в Донецке в 2007 году. Дорога на шахту проходит через кладбище, шахтеры ходили по этой дороге на работу, а потом их закопали у обочины. Это я называю “абстрактный реализм” — искусство Провидения: в жизни бывают ситуации, что ты не можешь поверить глазам: реальная жизнь выглядит как метафора, не согласуясь с логикой повседневности, но, когда понимаешь истинность того, Что реальность тебе предъявляет, это... “абстрактный реализм”! Никакому художнику невозможно работать в этом жанре, только Богу. Под впечатлением такого Явления родилась картина: земная бренная жизнь, а над ней — солнечный свет».
В подходе Минина к картинам о шахтерах, к тому, как он готовится, рисует, ищет выразительность, есть родство с художниками второй половины XIX — первой половины ХХ веков: Константином Мелье, Ван Гогом, Кете Кольвиц, Диего Риверой, — времени, когда «актуальное искусство» еще не развело этическое и эстетическое по разные стороны баррикад.
Роман Минин: «Мне не нравится современное искусство в большинстве его примеров. Кроме приема, формы, нет содержания. Без поиска формы невозможно, время меняется, и надо найти, как его выразить. Но я не хочу пустоты. Есть правда жизни, ее я хочу выражать».
Рисунки Романа сделаны с натуры, не в студии, а на поверхности у шахты. С рисунков начинается работа над картинами и над фресками. Роман — монументалист и мечтает создавать масштабные росписи в общественных зданиях и в церквях. Эскиз росписи православного передвижного храма для шахтеров в Донбассе. 2008
Сейчас молодой художник работает над эскизами для православного храма. Еще студентом он работал под началом своих профессоров на росписях в церквях Харькова и его окрестностей. Сейчас Роман готовит проект храма для родного Донбасса. Это станет его дипломной работой в Харьковской художественной академии.
Роман Минин: «Во всем Донбассе рядом с шахтами нет ни одной церкви. А людям они нужны. Хотя бы часовни у мест трагедий. Каждый год происходит множество аварий, и только самые крупные попадают в новостные выпуски. Поэтому я решил сделать проект передвижного храма, который будет сборно-разборным. Если где-то есть необходимость, приезжает машина, быстро возводят, все из железа, современное и простое. Сейчас я работаю над эскизами, советуюсь со священниками, опытными иконописцами, чтобы алтарная часть, иконостас были по всем правилам. Их я буду писать, не отступая от канона. А уже в притворе, где могут быть сюжеты местные, будут сцены шахтерских чудесных спасений, сцены из шахтерского быта. Люди в Донбассе остро нуждаются в церкви и утешении».
Молитва. 2007
Земля о горняков ломает зубы. 2008
Спящий шахтер. 2007
>
О политике. 2008
Белее снега. 2007
Под небом, землей и водой. 2007
Душа. 2007
Текст: Ирина ЧМЫРЕВА, искусствовед, старший научный сотрудник НИИ Российской академии художеств
Знаете ли вы Москву?
Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва?
Ученье — свет
Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя?
Крещение Руси
День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое.
Счастливые годы последней императорской семьи
Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России?
Русские святые
Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины
Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей
Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии.
400-летие дома Романовых: памятные места
Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых.
Династия Романовых и благотворительность
В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия.
Пасха
Зачем идет крестный ход знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»?
Великий пост
Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение.
СретениеРождественская викторина
Читайте также:
Стамбул: четыре жемчужины Царьграда 29 мая 1453 г. под натиском турецкой армии пал Константинополь. За столетия, прошедшие с тех пор, были разрушены или обращены в мечети сотни православных церквей, осквернены многие святыни. Но не все
Какие святыни вернулись из музеев? Принятый полтора года назад федеральный закон «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения» стал вехой в имущественных отношениях Церкви и государства. Очередным этапом такой передачи стало возвращение Церкви знаменитой Иверской иконы Божией Матери в мае этого года. Справится ли Церковь с «музейными» функциями – покажет время, а пока «НС» последил судьбу наиболее известных в России списков Иверской и других икон Богородицы
Как устроен храм: иконостас как история человечества В главе об иконостасе учебники Закона Божия или ОПК рассказывают обычно о высоком русском пятиярусном иконостасе. Но если мы зайдем в храм, то далеко не всегда увидим перед собой пять рядов икон, соответствующих схеме из книжки. Почему для рассказа об иконостасе выбирают именно его пятиярусный вид, рассказывают протоиерей Сергий ПРАВДОЛЮБОВ, настоятель храма Живоначальной Троицы в Голенищеве (Москва), и Лариса ГАЧЕВА, иконописец, преподаватель ПСТГУ
Концерт на клиросе: подмена церковного светским Церковные песнопения звучат по-светски, а как популярные светские мелодии переиначиваются для богослужебного пения. Что делать? Острую тему музыкальных недоразумений на клиросе на примерах разбирает протоиерей Виталий ГОЛОВАТЕНКО, настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы при Санкт-петербургской государственной консерватории, преподаватель кафедры древнерусского певческого искусства
Лесосибирский музей современного искусства: второй после Ватикана В московском культурном центре «Покровские ворота» состоялась презентация Музея современного христианского искусства. О том какое искусство может быть христианским, почему плюющиеся священники не являются современными художниками и почему Гор Чахал не пришел на презентацию, создатели музея рассказали столичным журналистам.
Преподобный Андрей Рублев: что мы знаем о жизни великого иконописца? В святцах Русской православной Церкви немало иконописцев, но наиболее знаменит, конечно, Андрей Рублев. Это имя в нашей стране знает, наверное, каждый, даже не самый образованный человек, и за пределами России оно хорошо известно, особенно после фильма Тарковского, но что мы знаем о великом иконописце? Об этом рассказывает известный историк христианского искусства Ирина ЯЗЫКОВА
Прот. Всеволод Чаплин откроет арт-клуб в крипте храма Церковь приютила опальный клуб, за долгие годы своего существования объединивший вокруг себя целую генерацию художников и музыкантов. Концерты и мероприятия клуба будут проходить прямо в крипте, то есть в подвале храма
Прот. Борис Михайлов: Contemporary art – не искусство, а провокационная акция По итогам Краснодарской выставки, за событиями вокруг которой «Нескучный сад» следил в течение недели, мы обратились за комментарием к известному православному искусствоведу и оппоненту современного искусства протоиерею Борису Михайлову, он убежден, что современное искусство нельзя назвать искусством в традиционном смысле этого слова
Как молятся копты? 6 марта в помещении московского Музея русской иконы состоялась встреча с композитором коптских гимнов Георгием Кириллосом. Москвичи получили уникальную возможность услышать вживую коптские богослужебные песнопения.
Иконы Отечественной войны 1812 года: галерея 20 октября отмечается 200 лет с того дня, как армия Наполеона оставила Москву. Представляем галерею икон с выставки ««В воспоминание избавления от нашествия галлов…». Русская икона в канун Отечественной войны 1812 года», проходящей в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева.
Иконы Успения: то о чем умалчивают Евангелия 28 августа -- последний летний праздник: Успение Пресвятой Богородицы. Священное Писание молчит об обстоятельствах Ее смерти и погребения. Зато красочные предания, зафиксированные в памятниках церковной живописи, сохранили для нас память об этом событии. На облаках апостолы чудесно переносятся в Иерусалим, чтобы лицезреть успение Божией Матери.
Протоиерей Всеволод Чаплин открыл арт-центр при храме 29 марта в храме святителя Николая Чудотворца на Трех Горах в Москве открылся арт-центр. Очередная попытка диалога Церкви с современными художниками? Тщательно отфильтрованное «ручное» и «диетическое» искусство? Или узаконенное авторитетом протоиерея Всеволода Чаплина хулиганство?
Как устроен храм: купол и крест Видя здание с куполом, над которым возвышается крест, мы сразу понимаем, что это храм. Золотые главки видны издалека. Когда появились купола и для чего они, объясняют преподаватель кафедры литургики ПСТГУ Никита ГАЙДУКОВ и главный архитектор Товарищества реставраторов, член-корреспондент Академии архитектурного наследия Андрей АНИСИМОВ
Троеручица: странная икона Празднование в честь чудотворной иконы «Троеручица» совершается в июле дважды – 11-го и 25-го числа (по новому стилю). С этим образом связано множество преданий, рассказывающих о том, откуда на изображении Богоматери появилась третья рука, и о том, как икона оказалась на Святой горе Афон. О почитании необычной богородичной иконы рассказывает искусствовед Светлана ЛИПАТОВА
Рай: отовсюду огороженное место Люди всегда пытались представить то, что ждет их после смерти, и то место, куда отправляется душа для встречи с Богом. Изображения рая в русской иконописи полны деталей, дающих человеку возможность составить свой зримый образ Небесного Царства
Искусство спасенного мира Наш корреспондент встретился с известным ученым-византинистом, доктором искусствоведческих наук, профессором Ольгой Сигизмундовной ПОПОВОЙ, чтобы расспросить ее о том, как приходят к византийскому искусству, и выяснить, что мы не понимаем и никогда не поймем в Византии.
Барокко из Туринска Сегодня мы расскажем об одной из самых ярких региональных архитектурных традиций, сложившейся в уральском городе Туринск и его окрестностях. Как правило, специалисты применяют к региональным школам XVIII века, расположенным за Уральским хребтом, общее название — «сибирское барокко». Однако название это очень условно — слишком уж разнообразна сибирская архитектура тех времен. Но в нашем случае можно определенно сказать: перед нами «туринское барокко»
«Кадашевская война» продолжается Многие помнят битву за сохранение исторической застройки в Кадашевской слободе два года назад. Тогда она закончилась перемирием между приходом храма Воскресения Христова, властью и неизвестными бизнесменами, владеющими исторической застройкой. Однако теперь начинается новый этап сражения за храм, который является украшением центра Москвы. В понедельник состоится очередной суд. Настоятель храма Воскресения Христова в Кадашах протоиерей Александр САЛТКЫКОВ призывает всех, кому дорог храм, прийти на судебное заседание, чтобы поддержать позицию общины
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.